Напоминание

«Организация дополнительного образования дошкольников как важное условие повышения качества образования в ДОО»


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация дополнительного образования дошкольников как важное условие повышения качества образования в ДОО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №94 «Забава»

города Калуги

(МБДО №94 г. Калуги)

Статья

«Организация дополнительного образования

дошкольников как важное условие повышения качества

образования в ДОО»

Подготовила: заведующий

Антонова Лада Григорьевна

г. Калуга

2025

2

В

современном

обществе

особое

значение

приобретает

развитие

системы

дошкольного образования, которая закладывает основы личностного, интеллектуального

и социального становления ребенка. Одним из ключевых аспектов повышения качества

дошкольного

образования

является

организация

дополнительного

образования

дошкольников. Эта деятельность способствует всестороннему развитию детей, расширяет

их

возможности

и

создает

условия

для

реализации

индивидуальных

интересов

и

способностей.

Дошкольный

возраст

это

период

интенсивного

развития

познавательных,

коммуникативных

и

творческих

способностей.

В

этот

период

формируются

базовые

навыки, которые влияют на дальнейшее обучение и социализацию ребенка. Организация

дополнительного образования в дошкольном учреждении позволяет не только закрепить

полученные

в

основной

образовательной

программе

знания,

но

и

развивать

новые

компетенции, стимулировать интерес к познанию мира.

Дополнительное образование в ДОУ включает разнообразные виды деятельности:

художественно-эстетическую деятельность, спортивные секции, кружки по интересам,

экологические и технические направления. Такой подход способствует развитию у детей

самостоятельности, инициативности и творческого мышления.

Важность организации дополнительного образования для повышения качества

образования в ДОУ

1.

Индивидуализация

обучения:

дополнительные

программы

позволяют

учитывать

особенности

каждого

ребенка,

его

интересы

и

склонности.

Это

способствует

более

эффективному развитию личностных качеств и повышению мотивации к обучению.

2.

Развитие

новых

навыков:

в

рамках

дополнительных

занятий

дети

получают

возможность

освоить

новые

виды

деятельности,

что

расширяет

их

кругозор

и

способствует формированию универсальных учебных действий.

3. Создание условий для социализации: совместная деятельность в кружках и секциях

помогает детям учиться взаимодействовать друг с другом, развивать коммуникативные

навыки и умение работать в команде.

4. Поддержка одаренных детей: дополнительное образование создает платформу для

выявления и поддержки талантливых детей, что важно для их дальнейшего развития.

5. Повышение привлекательности ДОУ: разнообразие дополнительных программ делает

учреждение более привлекательным для родителей и способствует укреплению доверия к

качеству предоставляемых услуг.

3

Практические аспекты организации дополнительного образования

Для эффективной реализации дополнительных программ необходимо:

Разработка

разнообразных

программ

дополнительного

образования

с

учетом

возрастных особенностей и интересов детей в дошкольной образовательной организации

(ДОО)

важный

этап

обеспечения

качественного

и

эффективного

развития

воспитанников. Вот основные шаги и рекомендации по созданию таких программ:

1. Анализ потребностей и интересов детей:

- Проведите наблюдения за детьми, чтобы определить их предпочтения, увлечения и

склонности.

- Используйте анкеты, беседы с родителями и педагогами для сбора информации о

интересах детей.

- Учтите возрастные особенности: для младших дошкольников важны игровые формы,

сенсорное

развитие,

а

для

старших

более сложные

творческие

и

познавательные

задания.

2. Определение целей и задач программ:

-

Формулируйте

конкретные

цели,

соответствующие

возрасту

и

развитию

детей

(например,

развитие

мелкой

моторики

у малышей

или

формирование

экологической

культуры у старших).

- Устанавливайте задачи, направленные на развитие определенных навыков, знаний и

личностных качеств.

3. Разработка содержания программ:

-

Включайте

разнообразные

виды

деятельности:

художественно-эстетические,

спортивные, технические, экологические, музыкальные и др.

- Используйте игровые методы, дидактические материалы, интерактивные технологии для

повышения мотивации.

- Обеспечьте постепенное усложнение заданий в соответствии с возрастом.

4. Подбор методов и форм работы:

- Для младших детей используйте игры, сказки, ролевые игры, сенсорные занятия.

- Для старших — мастер-классы, проектную деятельность, исследовательские задания.

Разработать разнообразные программы с учетом

возрастных особенностей и интересов детей

4

- Внедряйте групповые и индивидуальные формы работы для развития коммуникативных

навыков.

5. Создание материально-технической базы:

- Обеспечьте наличие необходимых материалов и оборудования для реализации программ

(игрушки, художественные материалы, технические средства).

- Обеспечьте комфортные условия для занятий.

6. Вовлечение педагогов и родителей:

- Проведите обучение педагогического коллектива по новым программам и методикам их

реализации.

- Вовлекайте родителей в участие в мероприятиях и совместных проектах.

7. Оценка эффективности программ

- Регулярно анализируйте результаты деятельности через наблюдения, отзывы детей и

родителей.

- Вносите коррективы на основе полученных данных для повышения эффективности

программ.

Разработка

разнообразных

программ

дополнительного

образования

с

учетом

возрастных особенностей и интересов детей требует системного подхода, творческого

подхода к содержанию и активного взаимодействия всех участников образовательного

процесса.

Такой

подход

способствует

гармоничному

развитию

каждого

ребенка

и

повышает качество дошкольного образования в целом.

5

Обеспечение квалифицированного педагогического состава — важнейшее условие

успешной

реализации

программ

дополнительного

образования

в

дошкольных

образовательных

организациях.

Для

этого

необходимо

систематически

повышать

профессиональный

уровень

педагогов,

создавать

условия

для

их

профессионального

развития и мотивации. Приведем конкретные рекомендации и примеры по обеспечению

квалифицированного педагогического состава:

1. Проведение регулярных профессиональных обучающих мероприятий:

- Организация курсов повышения квалификации по современным методикам работы с

дошкольниками, например, по развитию творческих и коммуникативных навыков или

использованию интерактивных технологий.

-

Проведение

мастер-классов

и

семинаров

с

приглашением

экспертов

в

области

дошкольной педагогики и дополнительного образования.

2. Внедрение системы наставничества и обмена опытом:

- Опытные педагоги проводят открытые занятия для молодых специалистов, делятся

лучшими практиками и методическими разработками.

- Создание внутриучрежденческих клубов или методических объединений для обмена

опытом и совместного решения педагогических задач.

3. Использование современных технологий обучения:

- Внедрение онлайн-курсов, вебинаров и платформ для самостоятельного повышения

квалификации (например, «Педагогическая мастерская», «Образовательная платформа»).

-

Регулярное

участие

педагогов

в

онлайн-семинарах

по

новым

методикам

работы

с

детьми.

4. Стимулирование профессионального роста и мотивации:

- Введение системы поощрений за участие в конкурсах профессионального мастерства,

публикацию методических материалов или успешную реализацию проектов.

-

Предоставление

возможностей

для

участия

в

конференциях,

форумах

и

конкурсах

профессионального уровня.

5. Подбор кадров с учетом требований к квалификации:

- При приеме на работу учитывать наличие профильного образования, сертификатов о

прохождении курсов повышения квалификации, а также опыт работы с дополнительными

программами.

Обеспечить квалифицированный

педагогический состав

6

6. Создание условий для самосовершенствования педагогов:

- Обеспечение доступа к современным учебным материалам, методическим пособиям и

научным публикациям.

-

Организация

внутриучрежденческих

консультаций

и

поддержки

педагогов

при

подготовке новых программ или проектов.

Обеспечение

квалифицированного

педагогического

состава

требует

системной

работы

по

повышению

профессиональной

компетентности

специалистов,

созданию

условий для их развития и мотивации. Только так можно обеспечить высокое качество

реализации

программ

дополнительного

образования

в

дошкольных

учреждениях

и

способствовать всестороннему развитию детей.

7

Создание материально-технической базы для проведения дополнительных занятий

в дошкольной образовательной организации — важный этап обеспечения эффективной

реализации

программ

дополнительного

образования.

Правильное

оснащение

и

организация

пространства

позволяют

сделать

занятия

интересными,

безопасными

и

соответствующими

возрастным

особенностям

детей.

Представим

основные

шаги

и

рекомендации по созданию такой базы:

1. Анализ потребностей и планирование:

- Определите виды деятельности: художественно-эстетические, спортивные, технические,

экологические, музыкальные и др.

- Оцените текущие ресурсы: наличие помещений, оборудования, материалов.

-

Разработайте

план

закупок

и

обновления

материально-технической

базы

с

учетом

потребностей программ.

2. Обеспечение безопасных и комфортных условий:

- Обеспечьте соответствие помещений санитарным нормам и требованиям безопасности

(отсутствие острых углов, надежная фиксация оборудования, хорошая вентиляция).

- Обустройте зоны для занятий так, чтобы они были просторными и удобными для детей

разных возрастов.

3. Оснащение помещений необходимым оборудованием и материалами

- Игровое оборудование: мягкие модули, конструкторы, игровые комплексы для развития

моторики.

- Художественные материалы: краски, кисти, пластилин, бумага, ткани для творчества.

-

Техническое

оборудование:

компьютеры

или

планшеты

с

образовательными

программами (при необходимости), проекторы.

- Музыкальные инструменты: ксилофоны, барабаны, музыкальные игрушки.

- Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, обручи.

4. Создание специальных зон и уголков для занятий:

- Уголки для рисования и лепки.

Создать материально-техническую базу для

проведения занятий

8

- Мини-лаборатории или мастерские для технического творчества.

- Музыкальные уголки с инструментами.

9

- Спортивные площадки или залы с необходимым инвентарем.

5. Обеспечение информационной поддержки:

-

Размещение

наглядных

материалов:

плакатов,

схем,

инструкций

по

технике

безопасности.

- Создание информационных стендов о текущих программах и мероприятиях.

6. Регулярное обновление и пополнение ресурсов

-

Проводите

инвентаризацию

материальных

ценностей

раз

в

год

или

по

мере

необходимости.

-

Закупайте

новые

материалы

и

оборудование

в

соответствии

с

меняющимися

программами и интересами детей.

7. Обучение педагогов работе с материально-техническими средствами

- Проводите инструктажи по безопасной эксплуатации оборудования и материалов.

-

Обеспечьте

педагогам

доступ

к

методическим

рекомендациям

по

использованию

ресурсов.

Создание

современной

материально-технической

базы

залог

успешного

проведения

занятий

дополнительного

образования

в

ДОУ.

Важно

обеспечить

безопасность, комфорт и разнообразие ресурсов для стимулирования интереса детей к

обучению и развитию их творческих способностей.

10

Эффективное

взаимодействие

с

родителями

важный

аспект

успешной

реализации

программ

дополнительного

образования

в

дошкольной

организации.

Оно

способствует

учету

мнений

родителей,

повышает

их

вовлеченность

и

поддержку

инициатив,

а

также

создает

условия

для

гармоничного

развития

ребенка.

Приведем

конкретные рекомендации и примеры по налаживанию такого взаимодействия:

1. Организация регулярных консультаций и встреч:

- Проводите родительские собрания, на которых рассказываете о целях и содержании

программ дополнительного образования, собираете обратную связь.

- Организуйте индивидуальные консультации для обсуждения успехов и проблем ребенка.

2. Создание информационных площадок и каналов связи:

- Ведите информационный стенд или сайт с актуальной информацией о мероприятиях,

планах и результатах работы.

-

Используйте

мессенджеры

или

электронную

почту

для

оперативного

обмена

информацией и получения отзывов.

3. Вовлечение родителей в организацию мероприятий:

-

Приглашайте

родителей

участвовать

в

мастер-классах,

выставках

работ

детей,

совместных праздниках.

- Предлагайте родителям стать волонтерами или наставниками в рамках программ.

4. Учет мнений и инициатив родителей при планировании программ:

-

Рассылайте

анкеты

или

проводите

опросы

для

выявления

интересов

и

пожеланий

родителей по содержанию дополнительных занятий.

- Включайте предложения родителей в планирование мероприятий или корректировку

программ.

5. Создание условий для обратной связи и диалога:

- Организуйте «круглые столы» или тематические встречи для обсуждения вопросов

развития детей и совместных инициатив.

- Обеспечьте возможность оставить письменные отзывы или предложения через ящики

для обратной связи.

6. Поддержка инициатив родителей:

Взаимодействовать с родителями для учета

их мнений и поддержки инициатив

11

-

Поощряйте

инициативы

родителей

по

созданию

совместных

проектов,

например,

экологических акций или творческих выставок.

- Предоставляйте ресурсы и поддержку для реализации их идей (например, помощь в

подготовке материалов).

7. Постоянное информирование о результатах работы:

-

Регулярно

сообщайте

родителям

о

достижениях

детей,

успехах

в

программах

дополнительного образования через отчеты, фотоотчеты или видеоматериалы.

Эффективное

взаимодействие

с

родителями

залог

успешной

реализации

программ дополнительного образования. Постоянный диалог, учет мнений и поддержка

инициатив создают доверительные отношения, способствуют развитию у детей интереса к

обучению и укрепляют партнерство между педагогами и семьями.

12

Регулярная

оценка

эффективности

программ

дополнительного

образования

важный этап обеспечения их качества и соответствия потребностям детей и родителей.

Она позволяет выявлять сильные стороны, обнаруживать недостатки и своевременно

вносить необходимые коррективы для повышения результативности. Приведем основные

подходы и рекомендации по организации процесса оценки и внесения изменений:

1. Установление критериев и показателей оценки:

- Определите конкретные критерии: уровень развития навыков, интерес детей, активность

участия, удовлетворенность родителей, достижения целей программы.

- Используйте количественные и качественные показатели: тесты, наблюдения, отзывы,

работы детей.

2. Проведение систематической диагностики и мониторинга:

- Наблюдение за занятиями: педагогический контроль за процессом проведения занятий,

фиксация особенностей поведения детей.

- Анализ работ детей: выставки, портфолио, творческие отчеты.

- Обратная связь от педагогов: регулярные обсуждения результатов работы с командой.

3. Вовлечение родителей и детей в оценку:

- Анкеты и опросы: собирайте мнения родителей о качестве программ, их актуальности и

интересности.

- Обсуждения с детьми: учитывайте их мнение о занятиях через беседы или игровые

формы.

4. Анализ достигнутых результатов:

- Сравнивайте текущие показатели с первоначальными целями программы.

- Оценивайте прогресс детей по ключевым направлениям развития.

5. Внесение коррективов на основе полученных данных:

- Корректируйте содержание программ: добавляйте новые виды деятельности или меняйте

методы работы.

- Обновляйте материалы и оборудование в соответствии с выявленными потребностями.

-

Пересматривайте

расписание

и

продолжительность

занятий

для

повышения

эффективности.

Регулярно оценивать эффективность

программ и вносить коррективы

13

6. Документирование результатов оценки и планирование улучшений:

- Ведите отчеты о проведенной оценке, фиксируйте выявленные проблемы и принятые

меры.

-

Разрабатывайте

план

корректирующих

мероприятий

с

конкретными

сроками

и

ответственными лицами.

7. Постоянное совершенствование процесса оценки:

- Используйте современные методы диагностики (например, электронные системы учета).

- Обучайте педагогов методам самоанализа и оценки эффективности. Это одно из самых

явных затруднений у педагогов.

Обучение педагогов методам самоанализа и оценки эффективности — важный этап

повышения

качества

работы

и

развития

профессиональных

компетенций.

Приведем

краткий пример программы обучения, которая поможет педагогам освоить эти навыки:

Цель: Развить у педагогов умения самостоятельно анализировать свою деятельность,

оценивать результаты работы с детьми и вносить коррективы для повышения качества

образовательного процесса.

Этапы обучения:

1. Вводный тренинг: «Значение самоанализа в профессиональной деятельности»:

- Обсуждение роли самоанализа для повышения эффективности работы.

- Примеры из практики: как самооценка помогает выявить сильные стороны и определить

области для развития.

2. Ознакомление с методами самоанализа:

- Ведение дневника педагога: регулярное отражение проведённых занятий, успехов и

трудностей.

- Использование чек-листов и критериев оценки своих занятий (например, соответствие

целей, использование методов взаимодействия).

- Метод «самоопросник»: вопросы для рефлексии после каждого занятия (Что получилось

хорошо? Что можно улучшить? Какие идеи для следующего раза?).

3. Практическое занятие: «Анализ собственных занятий»:

- Педагоги выбирают одно проведённое занятие.

- Заполняют чек-лист или дневник, отвечая на вопросы по критериям оценки.

- Анализируют результаты, выявляют сильные стороны и области для улучшения.

4. Обучение оценке эффективности работы с детьми:

- Использование наблюдений, портфолио детей, обратной связи от детей и родителей.

-

Анализ

достижений

детей

по

поставленным

целям

(например,

развитие

коммуникативных навыков, творческих способностей).

14

- Ведение аналитических записей о прогрессе детей.

5. Внедрение системы планирования коррективов

- На основе анализа педагог разрабатывает план действий по улучшению своих методов

(например, изменение подхода к организации игры или использования новых методов

обучения).

- Регулярное отслеживание результатов после внесённых изменений.

6. Постоянное развитие навыков самоанализа:

- Организация групповых обсуждений и обмена опытом среди педагогов.

- Проведение мастер-классов по использованию новых методов оценки эффективности.

-

Внедрение

практики

ежемесячных

рефлексий

и

планирования

профессионального

развития.

Обучая педагогов методам самоанализа и оценки эффективности, важно создавать

условия

для

постоянного

профессионального

роста,

стимулировать

рефлексию

и

поддержку коллег. Это способствует повышению качества образовательного процесса и

развитию компетентных специалистов.

Регулярная

оценка

эффективности

программ

дополнительного

образования

позволяет своевременно выявлять слабые стороны, учитывать изменения в потребностях

детей и родителей, а также повышать качество образовательного процесса. Внедрение

системы постоянного мониторинга способствует развитию программ в соответствии с

современными требованиями и обеспечивает успешное развитие каждого ребенка.

Организация

дополнительного

образования

в

дошкольной

образовательной

организации является важным условием повышения качества дошкольного образования.

Она способствует всестороннему развитию ребенка, формированию его индивидуальных

особенностей и подготовке к дальнейшему обучению. Внедрение современных подходов к

организации дополнительных программ позволяет создавать условия для гармоничного

развития каждого ребенка и повышает конкурентоспособность системы дошкольного

образования в целом.



В раздел образования