Напоминание

Нейроигры на занятиях логопеда


Автор: Мухаева Марина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Cтруктурное подразделение «Детский сад №11 комбинированного вида» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Населённый пункт: МОРДОВИЯ РЕСПУБЛИКА, РУЗАЕВСКИЙ РАЙОН, РУЗАЕВКА
Наименование материала: проект
Тема: Нейроигры на занятиях логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап ( 15.09.24 -30.09.24г.)

1. Определение темы проекта

2. Подбор и изучение литературы по теме.

3. Постановка целей и задач проекта.

4. Составление плана работы .

5. Подбор методической литературы и наглядно-дидактического материала.

Основной этап (01.10.24.-24.01.25г.)

Проведение

системы

мероприятий,

направленных

на

развитие

межполушарных связей у детей с ОНР посредством применения нейроигры.

( См. План мероприятий проекта)

Заключительный этап (25.01.25-31.01.25)

Подведение итогов работы, анализ ожидаемого результата.

Презентация проекта на педагогическом совете.

График работы над проектом

Этап

Сроки

Содержание

План мероприятий

Подготовительный

15.09.24

-

30.09.24

-Выбор темы

проекта и его

разработка.

-Изучение научно

- практических и

методических

источников по

заявленной

проблеме.

-Подбор

методического

материала по

заявленной теме.

-Изготовление

картотек, памяток

по теме проекта.

-Планирование

предстоящей

-определение проблемы;

- постановка цели, задач;

-

сбор

информации,

литературы,

дополнительного

материала

(раскраски,

штриховки и т. д.);

-пополнение предметно-

развивающей среды по

теме

«Развитие

межполушарных связей»

работы

по

проекту

Основной этап

01.10.24

-

24.01.25

-Выполнение

заданий

на

развитие

межполушарного

взаимодействия

- Оформление

папок-передвижек

для родителей

-

Пополнение

предметно-

развивающей

среды

по

теме

«Развитие

межполушарных

связей».

- Выступление на

родительском

собрании

и

педагогическом

совете

-Задания по пособию

Зегебарт Г., Ильчева О.

«Волшебные

обводилки»

-Нейроигры « Дай пять»,

«Веселые пальчики»,

«Твистер», « Елочка» и

др.

-Графический диктант

- Нейродинамическая

гимнастика (Гимнастика

для ума) -«Кулак-ребро-

ладонь» , «Лезгинка»,

«Оладушки», «Ухо-нос»

и др.

-Штриховка, рисование,

соединение по точкам

одновременно двумя

руками

-Межполушарные доски

-Работа в тетрадях на

печатной основе

Трясоруковой Т. П.

«Развитие

межполушарного

взаимодействия у детей»

-

Автоматизация

звука р

в словах на основе

нейроигровых

упражнений

методического пособия

( Е. В. Пашкевич

« Нейроигровые

упражнения для

автоматизации звука р»)

-нейроигры на занятиях

по ФЭМП ( «Сыщики»,

«Веселые цифры и

фигуры», «Обведи»,

«Геометрическая

клавиатура», «Веселая

геометрия и » и др.)

- Оформление папок-

передвижек для

родителей «Развитие

межполушарных связей

у детей старшего

дошкольного возраста»,

«Игры для развития

координации движений

рук для детей 6-7 лет».

-Индивидуальные

консультации

по

развитию

межполушарного

взаимодействия у детей.

-

Пополнение

предметно-развивающей

среды по теме «Развитие

межполушарных

связей».

-

Выступление

на

родительском собрании

и педагогическом совете

по теме: «Упражнения

для

развития

межполушарного

взаимодействия в работе

учителя-логопеда»,

«Использование

нейроигр воспитателями

на занятиях по ФЭМП»

Заключительный

этап

25.01.25

-

31.01.25

- подведение

итогов,

анализ

ожидаемого

результата;

-презентация

проекта

-Подведение итогов

работы,

анализ

ожидаемого результата.

-Презентация

проекта

на

родительском

собрании

и

педагогическом совете.

Ресурсы и оборудование

-

картотеки:

«Волшебные

обводилки»,

«Графический

диктант»,

«Нейроигры», «Штриховки», «Гимнастика для ума»;

-межполушарные доски;

-логопедический пальцеход;

-набор плоскостных геометрических фигур;

-буквы из бархатной бумаги;

-

тетради

на

печатной

основе

Трясоруковой

Т.

П.

«Развитие

межполушарного взаимодействия у детей»

-

методическое пособие ( Е. В. Пашкевич « Нейроигровые упражнения для

автоматизации звука р»)

-памятки для родителей по теме «Развитие межполушарных связей у детей

старшего

дошкольного

возраста»,

«Игры

для

развития

координации

движений рук для детей 6-7 лет».

Выводы

В целом, использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе

педагога является эффективным инструментом для развития детей с

особенностями развития, в частности, с нарушением речи. Использование

нейроигр

и

упражнений

в

практике

педагога

ДОУ

считаем

высокоэффективной инновационной методикой в обучении и всестороннем

развитии детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно отметить эффективность проекта. Проведенный

проект позволил подтвердить правомерность подходов к развитию у детей

межполушарных связей посредством нейроигры. При использовании их в

работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании

речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Дети

стали усидчивыми, внимание более сконцентрировано. После использования

игр в течение четырех месяцев уровень памяти детей повысился. В речевом

развитии

дети

стараются

проговаривать

слова

в

ходе

выполнения

ритмических нейроупражнений, что отражается на качестве разговорной

речи ребенка. Мышление детей стало более свободным.

Так же, можно утверждать, что при создании определенных условий и

использовании

различных

форм

и

методов

работы

по

развитию

межполушарного взаимодействия, детям вполне доступно овладение всеми

необходимыми навыками для успешного обучения в школе.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что

разработанная

система

нейроигр

и

упражнений,

направленных

на

формирование у старших дошкольников межполушарного взаимодействия ,

может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом,

педагогом-психологом, так и воспитателями групп и родителями.

Считаю возможным и необходимым продолжить работу в данном

направлении, так как,

в ходе реализации проекта была достигнута

положительная динамика в формировании межполушарных связей у детей с

нарушением речи.

Список используемой литературы

1.

Визитова,

С.

Ю.

Развитие

межполушарного

взаимодействия

у

дошкольников и младших школьников. – Сахалинское образование XXI. -

№2. – 2020. – С.31-41.

2.

Давыдова

О.А.

Развитие

межполушарного

взаимодействия

и

пространственного мышления. Альбом графических упражнений для детей

6–8 лет. — М.: Школьная Книга, 2018. — 64 с.: цв. илл.

3. Давыдова О.А Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного

взаимодействия и графомоторных навыков. – М.:Школьная Пресса, 2020.-

36с.

4.Зегебарт

Г.

М.,

Ильичева

О.

С.

Волшебные

обводилки.

Формирование графомоторных

навыков.

Методическое

пособие

М.:

Генезис, 2009.

5.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.

6. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.

Ч 2-М.: АЙРИС-пресс,2020.-144с.

7.Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи.

М Литера, 2019

8. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая

гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань,

2000. – 48 с.

9. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учѐтом психофизиологии», «Сфера»,

Москва 2001г

10. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников:

Практическое

пособие.

М.:

АРКТИ,

2008.

60с

Сиротюк

А.Л.

«Кинезилолгические упражнения» М. 2013 г.

11.Сиротюк А.Л. «Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников» М.:

2015г.

12.

Сичко, Н. О. Активизация межполушарного взаимодействия коры

головного

мозга

как

основа

успешного

обучения

и

воспитания

подрастающего

поколения.

Вестник

Адыгейского

государственного

университета. – Серия 3: Педагогика и психология. - №4. – 2009. – С. 309-

314.

13.Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей:

рабочая тетрадь. Ростов н/Д: Феникс,2018.-78 с.

14.Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.

Нейродинамическая гимнастика. Ростов н/Д: Феникс,2019-32с.

15. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса

для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков:

Учебное пособие. М.:-1996.-178с.



В раздел образования