Автор: Мухаева Марина Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Cтруктурное подразделение «Детский сад №11 комбинированного вида» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Населённый пункт: МОРДОВИЯ РЕСПУБЛИКА, РУЗАЕВСКИЙ РАЙОН, РУЗАЕВКА
Наименование материала: проект
Тема: Нейроигры на занятиях логопеда
Раздел: дошкольное образование
СОДЕРЖАНИЕ
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап ( 15.09.24 -30.09.24г.)
1. Определение темы проекта
2. Подбор и изучение литературы по теме.
3. Постановка целей и задач проекта.
4. Составление плана работы .
5. Подбор методической литературы и наглядно-дидактического материала.
Основной этап (01.10.24.-24.01.25г.)
Проведение
системы
мероприятий,
направленных
на
развитие
межполушарных связей у детей с ОНР посредством применения нейроигры.
( См. План мероприятий проекта)
Заключительный этап (25.01.25-31.01.25)
Подведение итогов работы, анализ ожидаемого результата.
Презентация проекта на педагогическом совете.
График работы над проектом
Этап
Сроки
Содержание
План мероприятий
Подготовительный
15.09.24
-
30.09.24
-Выбор темы
проекта и его
разработка.
-Изучение научно
- практических и
методических
источников по
заявленной
проблеме.
-Подбор
методического
материала по
заявленной теме.
-Изготовление
картотек, памяток
по теме проекта.
-Планирование
предстоящей
-определение проблемы;
- постановка цели, задач;
-
сбор
информации,
литературы,
дополнительного
материала
(раскраски,
штриховки и т. д.);
-пополнение предметно-
развивающей среды по
теме
«Развитие
межполушарных связей»
работы
по
проекту
Основной этап
01.10.24
-
24.01.25
-Выполнение
заданий
на
развитие
межполушарного
взаимодействия
- Оформление
папок-передвижек
для родителей
-
Пополнение
предметно-
развивающей
среды
по
теме
«Развитие
межполушарных
связей».
- Выступление на
родительском
собрании
и
педагогическом
совете
-Задания по пособию
Зегебарт Г., Ильчева О.
«Волшебные
обводилки»
-Нейроигры « Дай пять»,
«Веселые пальчики»,
«Твистер», « Елочка» и
др.
-Графический диктант
- Нейродинамическая
гимнастика (Гимнастика
для ума) -«Кулак-ребро-
ладонь» , «Лезгинка»,
«Оладушки», «Ухо-нос»
и др.
-Штриховка, рисование,
соединение по точкам
одновременно двумя
руками
-Межполушарные доски
-Работа в тетрадях на
печатной основе
Трясоруковой Т. П.
«Развитие
межполушарного
взаимодействия у детей»
-
Автоматизация
звука р
в словах на основе
нейроигровых
упражнений
методического пособия
( Е. В. Пашкевич
« Нейроигровые
упражнения для
автоматизации звука р»)
-нейроигры на занятиях
по ФЭМП ( «Сыщики»,
«Веселые цифры и
фигуры», «Обведи»,
«Геометрическая
клавиатура», «Веселая
геометрия и » и др.)
- Оформление папок-
передвижек для
родителей «Развитие
межполушарных связей
у детей старшего
дошкольного возраста»,
«Игры для развития
координации движений
рук для детей 6-7 лет».
-Индивидуальные
консультации
по
развитию
межполушарного
взаимодействия у детей.
-
Пополнение
предметно-развивающей
среды по теме «Развитие
межполушарных
связей».
-
Выступление
на
родительском собрании
и педагогическом совете
по теме: «Упражнения
для
развития
межполушарного
взаимодействия в работе
учителя-логопеда»,
«Использование
нейроигр воспитателями
на занятиях по ФЭМП»
Заключительный
этап
25.01.25
-
31.01.25
- подведение
итогов,
анализ
ожидаемого
результата;
-презентация
проекта
-Подведение итогов
работы,
анализ
ожидаемого результата.
-Презентация
проекта
на
родительском
собрании
и
педагогическом совете.
Ресурсы и оборудование
-
картотеки:
«Волшебные
обводилки»,
«Графический
диктант»,
«Нейроигры», «Штриховки», «Гимнастика для ума»;
-межполушарные доски;
-логопедический пальцеход;
-набор плоскостных геометрических фигур;
-буквы из бархатной бумаги;
-
тетради
на
печатной
основе
Трясоруковой
Т.
П.
«Развитие
межполушарного взаимодействия у детей»
-
методическое пособие ( Е. В. Пашкевич « Нейроигровые упражнения для
автоматизации звука р»)
-памятки для родителей по теме «Развитие межполушарных связей у детей
старшего
дошкольного
возраста»,
«Игры
для
развития
координации
движений рук для детей 6-7 лет».
Выводы
В целом, использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе
педагога является эффективным инструментом для развития детей с
особенностями развития, в частности, с нарушением речи. Использование
нейроигр
и
упражнений
в
практике
педагога
ДОУ
считаем
высокоэффективной инновационной методикой в обучении и всестороннем
развитии детей дошкольного возраста.
Таким образом, можно отметить эффективность проекта. Проведенный
проект позволил подтвердить правомерность подходов к развитию у детей
межполушарных связей посредством нейроигры. При использовании их в
работе с детьми прослеживается положительная динамика в формировании
речевых компетенций дошкольников и интеллекта через движение. Дети
стали усидчивыми, внимание более сконцентрировано. После использования
игр в течение четырех месяцев уровень памяти детей повысился. В речевом
развитии
дети
стараются
проговаривать
слова
в
ходе
выполнения
ритмических нейроупражнений, что отражается на качестве разговорной
речи ребенка. Мышление детей стало более свободным.
Так же, можно утверждать, что при создании определенных условий и
использовании
различных
форм
и
методов
работы
по
развитию
межполушарного взаимодействия, детям вполне доступно овладение всеми
необходимыми навыками для успешного обучения в школе.
Практическая значимость опыта работы заключается в том, что
разработанная
система
нейроигр
и
упражнений,
направленных
на
формирование у старших дошкольников межполушарного взаимодействия ,
может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом,
педагогом-психологом, так и воспитателями групп и родителями.
Считаю возможным и необходимым продолжить работу в данном
направлении, так как,
в ходе реализации проекта была достигнута
положительная динамика в формировании межполушарных связей у детей с
нарушением речи.
Список используемой литературы
1.
Визитова,
С.
Ю.
Развитие
межполушарного
взаимодействия
у
дошкольников и младших школьников. – Сахалинское образование XXI. -
№2. – 2020. – С.31-41.
2.
Давыдова
О.А.
Развитие
межполушарного
взаимодействия
и
пространственного мышления. Альбом графических упражнений для детей
6–8 лет. — М.: Школьная Книга, 2018. — 64 с.: цв. илл.
3. Давыдова О.А Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного
взаимодействия и графомоторных навыков. – М.:Школьная Пресса, 2020.-
36с.
4.Зегебарт
Г.
М.,
Ильичева
О.
С.
Волшебные
обводилки.
Формирование графомоторных
навыков.
Методическое
пособие
–
М.:
Генезис, 2009.
5.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста./ Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
6. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.
Ч 2-М.: АЙРИС-пресс,2020.-144с.
7.Крупенчук О.И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи.
М Литера, 2019
8. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая
гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань,
2000. – 48 с.
9. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учѐтом психофизиологии», «Сфера»,
Москва 2001г
10. Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников:
Практическое
пособие.
–
М.:
АРКТИ,
2008.
–
60с
Сиротюк
А.Л.
«Кинезилолгические упражнения» М. 2013 г.
11.Сиротюк А.Л. «Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников» М.:
2015г.
12.
Сичко, Н. О. Активизация межполушарного взаимодействия коры
головного
мозга
как
основа
успешного
обучения
и
воспитания
подрастающего
поколения.
–
Вестник
Адыгейского
государственного
университета. – Серия 3: Педагогика и психология. - №4. – 2009. – С. 309-
314.
13.Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей:
рабочая тетрадь. Ростов н/Д: Феникс,2018.-78 с.
14.Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей.
Нейродинамическая гимнастика. Ростов н/Д: Феникс,2019-32с.
15. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса
для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков:
Учебное пособие. М.:-1996.-178с.