Автор: Пантофель Наталья Владимировна
Должность: заведующий
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад № 59"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Методическая разработка педагогического совета
Тема: Основы процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении
Раздел: дошкольное образование
1
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад № 59»
Сценарий Педагогического совета
«Особенности процедуры медиации в
дошкольном образовательном учреждении»
«… Мы действительно друзья,
нас водой разлить нельзя!».
Б.Заходер
Заведующий: В современном мире конфликты неизбежны, они возникают
повсюду.
Спорные
ситуации,
а
иногда
и
конфликты
в
образовательной
организации
неизбежны.
В
педагогической
среде
они
влияют
на
эмоциональное
состояние
сотрудников
и,
как
правило,
отражаются
на
психологическом климате в группах. ….
Иногда,
невольные
конфликты
из-за
банального
непонимания
и
разницы во взглядах возникают не только между детьми – ребёнок-ребёнок,
но даже между взрослыми – педагог – родитель, родитель- родитель
Какие могут быть причины конфликтов между педагогом и родителем?
__________________________________________________________________
Причины конфликтов между педагогом и родителями
1. Родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе.
2. Родитель не удовлетворен отношением к нему воспитателя.
3.Родитель не удовлетворен организацией воспитательно-
образовательного процесса и т. д.
Что
чаще
всего
может
стать
поводом
для
непонимания
и
недовольства? Со стороны родителей это:
с ребенком мало занимаются в саду;
не создают должных условий для укрепления его здоровья;
не
могут
найти
подход
к
ребенку;
используют
непедагогические
методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели грязную
футболку);
ребенка
заставляют
есть
или
не
следят,
чтобы
он
все
съедал;
ограничивают свободу ребенка;
часто
наказывают
и
жалуются
на
ребенка,
если
его
поведение
не
устраивает воспитателей;
не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей,
особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали..
_____________________________________________________________
2
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на
повышенных тонах при ребенке;
забывают
оплатить
квитанции,
вовремя
внести
плату
за
дополни-
тельные занятия;
забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
приводят
детей
в
садик
совершенно
неподготовленными
(без
элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к
режиму дня
садика);
поздно забирают детей;
плохо
воспитывают
детей
(чрезмерно
балуют
или,
наоборот,
не
уделяют должного внимания ребенку;
обычно к таким детям очень сложно найти подход);
предъявляют
необоснованные
претензии
к
персоналу,
придираются
к
мелочам..
_________________________________________________________________
Педагог-психолог: Способы выхода из конфликтной ситуации
Конкуренция - полное игнорирование интересов партнера.
Избегание - нет внимания ни к своим, ни к интересам партнера.
Компромисс - достижение половинчатой выгоды каждой стороны.
Приспособление - внимание к интересам другого в ущерб своим.
Соревнование - стремление добиться своего в ущерб другом
Сотрудничество – взаимное уважение, союзники
Как же вести себя в конфликтной ситуации?
_____________________________________________________________
Рекомендации,
при
правильном
поведении
человека
в
противоречащей, пред конфликтной и конфликтной ситуации, таковы:
1. Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые
обиды, конфликты.
2. Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения
психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще
задавать вопрос: " Правильно ли я Вас поняла?", это поможет избежать
умственных барьеров, часто бывает, когда люди говорят об одном и том же,
но по- разному
3.
Быть
открытым в
общении,
доброжелательным и
стремиться
к
созданию климата взаимного доверия.
4. Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на
его место.
3
5. Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не
употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
6.
Уметь
аргументировано(предъявить факты
а
не
разговоры, типа
«сорока
на
хвосте
принесла»)
высказать
свои
намерения
в
случае
неудовлетворения требований.
7. В минуты торжества над другим давайте ему возможность « спасти
себя», «спасти своё лицо», то есть выйти из ситуации с достоинством.
8.
Искореняя
недостатки
других
людей,
сделайте
так,
чтобы
эти
недостатки выглядели легко поправимыми.
9. Подведите итоги разговора, дайте рекомендации как педагог. Но не
переходите на позицию “Я лучше знаю, я вообще-то педагог”. Любой тон
сверху может снова спровоцировать конфликт, а нам они зачем?
Заведующий:
Разрешать
конфликты
самостоятельно
конструктивно
и
результативно оказывается сложно, а иногда непосильно даже взрослым. В
связи с этим предложено внедрение новой технологии в образовательный
процесс – технология медиации. Служба медиации - эта служба, состоящая
из работников образовательной организации
Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров
при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в
целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиатор
-
независимое
лицо,
которое
выступает
в
качестве
посредника в урегулировании конфликта и помогает разрешить ситуацию в
интересах каждого конфликтующего.
В процессе медиации конфликтующие встречаются для переговоров, а
ведущий (медиатор) создает условия для взаимопонимания всех участников
и
для
достижения
договоренности
о
приемлемых
для
них
вариантах
разрешения проблемы.
Вы должны знать, что основными принципами медиации являются:
- ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
Вы участвуете во встрече добровольно, Вас никто не принуждает к участию в
процедуре медиации. Вы вправе отказаться от участия в медиации, как до ее
начала, так и в ходе самой медиации.
- ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
Медиатор предоставит Вам всю необходимую информацию о сути медиации,
ее процессе и правах участников медиации. На встрече нужно воздержаться
от ругани и оскорблений
- КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Медиатор или служба медиации не имеют право разглашать информацию о
процессе
медиации.
Исключение
составляет
информация,
связанная
с
возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления, при
4
выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что
данная информация будет разглашена.
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И МЕДИАТОРА
Медиатор несет ответственность за ход встречи, за соблюдение участниками
принципов и правил медиации. Ответственность за результат медиации несут
стороны
конфликта,
участвующие
в
медиации.
Медиатор
не
может
советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- НЕЙТРАЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРА
Медиатор
в
равной
степени
поддерживает
стороны
и
их
стремление
в
разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять
нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить
медиацию.
Таким
образом,
если
Вы
добровольно
согласились
участвовать
в
процессе медиации, то специально обученный человек – медиатор, будет
содействовать вам в разрешении конфликта, как третья нейтральная сторона.
Медиатор
НЕ
будет
осуждать
Вас,
НЕ
будет
разглашать
информацию,
полученную от участников процесса медиации ни директору, ни полиции,
НИКОМУ.
Медиатор
будет
только
ПОМОГАТЬ
конфликтующим
сторонам
договориться и прийти к взаимовыгодному решению.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы медиации
Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании:
Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»,
Методических
рекомендации
по
внедрению
восстановительных
технологий в воспитательную деятельность ОУ
Указа Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА В РОССИИ 2018-2027 гг.
Главная цель медиации – превратить детский сад в безопасное, комфортное
пространство
для
всех
участников
образовательного
процесса
(воспитанников, воспитателей, родителей и т.д.). В мировой практике это
один
из
способов
разрешения
споров,
в
котором
нейтральная
сторона,
называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения
Педагог-психолог:
Какие
же
есть
пути
для
бесконфликтного
существования? На что надо обратить внимание?
Дискуссия участников педсовета о способах выхода из конфликтных
ситуаций
5
Практическая часть
Самый
эффективный
путь
разрешения
конфликтов
между
воспитателем и родителем – это хорошая, качественная работа воспитателя.
Педагогам предложены ситуации
1.
Встречи воспитателя и родителя
«У
моего
ребенка
не
правильно
одеты
штанишки,
почему
Вы
не
проследили?».
(один
педагог
берет
роль
воспитателя,
другой
роль
родителя. В ходе разговора воспитатель должен корректно и тактично
побеседовать с родителем)
2.
Встреча двух родителей
«Ваш ребенок обидел моего ребенка! Немедленно накажите его!»
(воспитатели берут на себя роль родителей. Каждый пытается защитить
своего ребенка и отстоять свою точку зрения. Воспитатель наблюдает за
ситуацией и
следит,
чтобы
беседа прошла
спокойно и
конструктивно,
предлагает идеи компромиссного решения спора)
У детей второй младшей группы нет практики не только разрешения конфликтов,
но даже нет опыта, договариваться друг с другом, делиться, не обижать. Дети, в
силу возраста, не могут выразить словами свое состояние, просьбу, поэтому работу
начинать со знакомства с понятием «Дружба» через:
1.Чтение
художественной
литературы
о
дружбе:
Сказки:
«Крылатый,
мохнатый, масляный», В. Сутеев «Тыквенок».
2.Стихи о дружбе: «Про дружбу» Дружит с солнцем ветерок, А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою. Все с друзьями пополам Поделить
мы
рады!
Только
ссориться
друзьям
Никогда
не
надо!
Автор:
Юрий
Энтин
3.Рассматривание картин и иллюстраций: «Играем вместе», «Заступайся за
друга».
4. Речевые игры: «Да-нет», «Ссора», «Ты мне нравишься». 1) Мирилки: Мирись-
мирись, больше не дерись. 2) Ритуалы приветствия: «Эстафета дружбы», «Выбери
друга». 3) Проигрывание диалогов: № 1 – Маша, у тебя такая красивая кукла. – Да,
мне ее купила мама. Хочешь поиграть? Только аккуратно. – Спасибо, буду беречь.
(Диалог повторить 3-4 раза).
5) Пальчиковые гимнастики «В гости к пальчику большому». В гости к пальчику
большому, Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и
последний.
Сам
мизинчик-малышок,
Постучался
на
порог.
Вместе
пальчики-
друзья, Друг без друга им нельзя.
6) Проблемные ситуации: Воспитатель. Однажды, наблюдая за игрой ребят в
группе, я видела, как две девочки ссорились из-за куклы: Одна говорит: «Я – мама
и буду кормить куклу!» Другая отвечает: «Нет, я – мама и буду эту дочку кормить!
А ты возьми другую куклу!» Одна говорит: «Нет, я хочу эту дочку. Сама бери
6
другую». Они вырывали куклу друг у друга и в результате обе заплакали. Вопросы
к детям: – Почему поссорились девочки? – Как им помириться? – А как бы
поступил ты?
7) Инсценировка, театрализация: «Лиса и заяц», «Теремок», «Репка». 8) Игры-
ситуации: с
куклой, «Помоги одеться». 9)
Игры-имитации: «Настроение». 10)
Элементы психогимнастики М. И. Чистяковой.
11. Музыкальная деятельность: Песни о дружбе: «Вместе весело шагать» слова:
М.
Матусовский,
музыка:
В.
Шаинский.
«Воробьиная
песенка»,
слова
П.
Синявский
музыка:
З.
Компанеец.
Музыкальные
пляски:
«Поссорились-
помирились».
12.
Творчество:
Аппликация:
«Ладошки
дружбы».
Рисование:
«Подарок
для
друга».
Мы подобрали правила, которые дети должны соблюдать в общении с детьми, как
в группе, так и на ковре примирения. Так как малышам свойственно наглядно-
действенное мышление, то правила подобрали в картинках.
Совместно
с
детьми
выработали
«Правила
дружбы»,
которые
необходимо
соблюдать дружным ребятам:
• Играть дружно. Делиться игрушками и другими предметами.
• Просить прощения, если обидел друга.
• Уважать мнение других.
• Помогать другу.
• Быть честным.
• Быть внимательным и вежливым
• Уметь слушать других. Уважать друг друга.
• Помогать другу в беде.
• Уметь уступать своему другу
• Уметь признавать свои ошибки.
13. Техника медиации ребёнок-ребёнок «Ковёр примирения»
7
«Ковер примирения» в разрешении конфликтов дошкольников
Разрешение
конфликтных
ситуаций
в
дошкольном
образовательном
учреждении с помощью использования технологии урегулирования споров –
медиации – очень актуально на сегодняшний день. В обществе нельзя жить
без
противоречий, люди
всегда
будут отличаться
взглядами,
вкусами
и
пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы
сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться
предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из
него
выйти.
Медиация, конечно,
не
волшебная
палочка,
которая
мигом
уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно, хотя бы в
какой-то мере, снизить уровень конфликтов.
Целью применения «коврика примирения» в группе является формирование
навыков бесконфликтного поведения.
Задачи:
создать
положительный
эмоциональный
микроклимат
в
группе,
формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым; •
развивать
умение
разрешать
конфликтные
ситуации;
организовать
систематическую
работу
по
развитию
эмоциональной
сферы
детей;
способствовать
сплочению
детского
коллектива,
формируя
позитивные
дружеские отношения в группе.
Дети совместно с воспитателем садятся на «коврик примирения» и учатся
разрешать свои конфликты. Изготовлен коврик из
лоскутков ткани,
эти
лоскутки каждый ребенок группы принес из дома. Коврик мобилен, легко
располагается
в
любом
месте
группы,
и
дети
сами
выбирают,
где
его
разложить, когда это им необходимо.
Перечень вопросов для решения проблемной ситуации (вторая младшая
группа):
- Я предлагаю вам пройти на коврик примирения и разобрать вашу
ситуацию, чтоб в дальнейшем она не повторялась.
– Расскажите, что произошло?
– Почему вы поссорились? – Это хорошо или плохо?
–Что ты
при
этом чувствуешь? –
Как
вы
думаете, к
чему
это
приведет? – Расскажите свои предложения.
– Почему ты Петя так поступил?
– А как нужно было поступить?
– Вася, ты сильно злишься (обиделся) на Петю?
– Петя, ты согласен помириться с Васей?
– А как помириться, извиниться?
– А кто из вас должен первый помириться?
– Если еще раз повторится такая ситуация, как вы поступите?
У у
8