Автор: Михайлова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г.Боровичи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Такие полезные камни"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие в средней группе по теме
«Такие полезные камни»
Составила: Михайлова О.В.
Воспитатель первой квалификационной категории.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-
коммуникативное, физическое, речевое, худо
жественно
-эстетическое
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,
коммуникативная.
Цель: ознакомление детей со свойствами камня.
Задачи:
Образовательные: вовлечь детей в исследовательскую деятельность;
познакомить со свойствами и качествами камня (тяжелый – легкий, твердый,
крепкий, прочный, учить делать выводы; подвести к пониманию того, что из
камня можно делать постройки. Камни применяют в лечебной физкультуре.
Развивающие: обогащать словарь детей, развивать умение отгадывать загадку.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к объектам неживой
природы; закреплять правило безопасности (нельзя кидаться камнями).
Материалы: камни, солома, прутья, картинка - знак, запрещающий кидаться
камнями.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Ход занятия:
(С детьми познакомиться заранее)
Дети заходят, приветствуют педагога (выбирают на браслете, вид приветствия)
(Сюрпризный момент)
Залетел гелевый шарик с флешкой (обращаю внимание детей, что это флешка, а
на флешке электронное письмо, и нужно отгадать от кого оно.)
- Ребята, это электронное письмо. А от кого оно, попробуйте угадать.
Видео письмо от трех поросят открываем на экране...говорят поросята….
-Здравствуйте ребята...хрю, хрю
Мы решили, построить себе дом, долго спорили, все никак не могли
договориться, из какого материала дом будет прочнее и крепче: из соломы, из
прутьев или из камня. И решили обратиться за помощью к вам в детский сад
……………………..
Воспитатель: а вы, ребята, как думаете, какой дом будет прочнее: соломенный,
из прутьев или каменный? (Ответы детей)
Нам нужно проверить, действительно ли камень самый прочный и крепкий
материал?
А чтобы убедиться в этом и узнать как можно больше о камнях, я приглашаю
вас в научную лабораторию, где мы проведем опыты с камнями.
На самолете (видео разминка)
Наша планета Земля богата различными полезными ископаемыми, а также и
камнями.
По дорожке мы пойдем
Много камешков найдём..
Предлагаю вам поиграть и камушки пособирать. (мальчики собирают большие
камни в синее ведро, а девочки маленькие камушки в красное ведерко.)
Раз, два, три ну ка камни собери.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Камни мы добыли. А вот и научная
лаборатория.
В лаборатории существуют определённые правила, которые мы с вами должны
соблюдать.
Обращаю внимание на плакат -знаки.
Ребята, кто знает, что они означают? (Ответы детей)
Правило 1: чтобы не испачкать свою одежду в лаборатории принято носить
спецодежду. Надевайте, пожалуйста фартуки и шапочки.
Правило 2: на столах ничего не трогать без разрешения
Посмотрите, у вас в тарелочках лежат материалы, которые мы сегодня будем
исследовать. Что мы сегодня будем исследовать? (Солома, прутья, камни).
Сейчас мы с вами проверим, какой из материалов самый тяжелый. А вы, ребята,
как думаете? Давайте проверим. Представьте, что ваши руки-ладошки – это
весы. Возьмите в одну руку камень, а в другую солому. Какой из материалов
тяжелый, а какой легкий?
(То же самое с прутиком).
Опыты проводим с весами.
А теперь я предлагаю провести еще один опыт, который поможет нам доказать,
что камень самый тяжелый из представленных материалов.
Как вы думаете, что произойдет с камнем, если его опустить в воду? Сейчас мы
проверим. Аня, опусти, пожалуйста, камень в таз с водой. Что произошло с
камнем? А теперь ты, Оля, опусти в таз с водой соломинку. Что произошло?
Почему камень утонул, а соломинка нет? (То же самое с веточкой).
Вот еще одно доказательство, что камень – тяжелый материал, тяжелее воды,
поэтому он утонул в воде. А прутья и солома легче воды, поэтому они не
утонули.
Теперь исследуем на прочность данные материалы. А как это можно проверить?
Давайте каждый из предметов попробуем смять, порвать, сжать. Начнем с
соломы. Что произошло с соломой? (То же самое с прутиком и камнем).
А теперь…
В руки камешки возьмите,
Друг о друга постучите.
Наши камешки стучат,
Не разбить нам их никак.
Что мы этим еще раз доказали? Какой мы с вами сделаем вывод?
(Ответы детей)
Камень крепкий, твердый и прочный, а солома и прутья – нет.
Предлагаю в этом еще раз убедиться. Поиграем и пофантазируем, и представим,
что мы с вами настоящие строители, построим с вами дом для поросят.
У нас есть палочки, конструктор, модули выберите пожалуйста из чего вы бы
хотели построить дом для поросят.(детям предлагаю выбрать, ребенку надеваю
маску волка и он проверяет на прочность каждый дом, дует, топает,
хлопает...а дом прочный.)
Мы провели сегодня много экспериментов, так из какого материала будет самый
крепкий и прочный дом? Почему? Верно, в таком доме поросятам не будет
страшен ни ураган, ни дождь, ни гром, ни даже страшный серый волк!
Ребята, а можно о камне сказать, что он полезный материал? А в чем его
полезность? (Ответы детей).
-А знаете ли вы, что врачи говорят врачи, о том, как важно детям ходить
босиком по мелким камушкам, по песку, траве, глине. Это укрепление вашего
здоровья, развитие головного мозга и речи. Предлагаю с вами снять обувь и
воспользоваться советами врачей и походить по камушкам.
Но камень может быть не только полезным, но и опасным. Когда камень опасен?
Можно ли кидаться камнями?
(Ответы детей)
Запомните это и расскажите своим друзьям и тем, кто не знает это правило
безопасности.
А еще на камень можно оживить и превратить его в любого животного, знаете
как??? (ответы детей)
Правильно нарисовать на нем…(показываю примеры на экране)понравилось
вам?
А теперь… В руки камешек возьмите, передавая друг другу, расскажите все, что
вы узнали о камнях. Что вам больше всего понравилось, что для вас было
труднее всего?
Ребятки, вы молодцы! В будущем может кто-нибудь из вас станет настоящим
научным сотрудником. И вы будете вспоминать нашу встречу.