Напоминание

"Доска Бильгоу в работе учителя-логопеда"


Автор: Ворсина Виктория Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОКУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Доска Бильгоу в работе учителя-логопеда"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доска Бильгоу в работе учителя-логопеда

У Ч И Т Е Л Ь - Л О Г О П Е Д О К У Ц П П М С П

В О Р С И Н А В И К Т О Р И Я

В Л А Д И М И Р О В Н А

На

сегодняшний

день

самой

известной

и

наиболее

часто

применяемой

методикой

мозжечковой

стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук, Фрэнка Бильгоу

«Learning Breakthrough» с использованием оборудования Balametrics, которая была разработана в США

более 30 лет назад. Она стала результатом многолетних исследований Фрэнка Бильгоу.

Работая со школьниками, доктор Бильгоу обратил внимание на взаимосвязь хорошей успеваемости и

наличие физической активности, направленной на развитие координации, равновесия, тренировки

зрительно-моторной координации. Кроме того, Фрэнк Бильгоу сформулировал принцип, гласивший,

что любое действие человека влияет на функционирование его мозга.

Программа

мозжечковой

стимуляции

построена

таким

образом,

что

в

процессе

выполнения

упражнений

на

поддержание

баланса

мозг

постоянно

вынужден

интегрировать

двигательные,

сенсорные, зрительные, слуховые, тактильные функции, а также функции моторного планирования и

поддержание баланса. Таким образом, количество нейронных связей значительно увеличивается, а

передача информации из одного участка мозга в другой улучшается и ускоряется, что позволяет в итоге

успешнее справляться с заданиями интеллектуального плана.

История создания программы мозжечковой стимуляции Фрэнка Бильгоу

«Learning Breakthrough Programm» с использованием оборудования

Balametrics

Комплексный подход с применением метода мозжечковой стимуляции помогает добиться результата от

занятий быстрее. Эффект от коррекции будет более стойким, не будет феномена «кабинетной речи».

Мы задействуем все системы (моторную, зрительную, тактильную, слуховую, вестибулярную).

Занятия с логопедом не должны проходить только за столом.

В

работе

логопеда

можно

применять

балансировочную

доску,

мишень

обратной

связи,

мячики

и

мешочки, маятник и рейку для отбивания.

Включение многозадачности позволяет ребенку быстрее и эффективнее автоматизировать звуки, а

веселые

игры

и

задания

делают

логопедические

занятия

ярче

и

интереснее.

Ребенок

выполняет

различные упражнения, тренируя межполушарные связи, вестибулярный аппарат, моторику и речь без

скуки. Это повышает мотивацию и интерес к коррекционному процессу.

Зачем мозжечковая стимуляция логопеду?

Категории детей:

• Дети от 4 до 12 лет без особенностей психофизического развития (дети с речевыми нарушениями,

поддержание качества жизни, обучаемости);

• Дети от 4 до 12 лет практически с любыми особенностями психофизического развития (коррекция

особенностей психофизического развития);

• Подростки и студенты (повышение обучаемости и качества жизни);

• Спортсмены (улучшение и поддержание физической формы).

Категории взрослых:

• Взрослые (повышение качества жизни, профилактика заболеваний высшей нервной системы, опорно-

двигательного аппарата);

• Перенесшие инсульт (реабилитация и восстановление);

• Перенесшие различные травмы головного мозга (реабилитация и восстановление);

•Перенесшие

травмы

опорно-двигательного,

вестибулярного

аппарата

(реабилитация

и

восстановление);

• Пожилые люди (поддержание качества жизни);

• Спортсмены (улучшение и поддержание уровня физической подготовки).

Показания и кому рекомендована программа мозжечковой стимуляции

Фрэнка Бильгоу

Перед началом занятий с доской Бильгоу необходимо проконсультироваться со

специалистом, который проведёт диагностику и исключит противопоказания.

Некоторые противопоказания к использованию доски Бильгоу:

различные формы эпилепсии и повышенной судорожной готовности головного мозга;

тяжёлые нарушения опорно-двигательного аппарата;

острые воспалительные или инфекционные заболевания;

недавние травмы головы или позвоночника.

Классическая доска с цветной разметкой - тренажер Бильгоу 60х40

см.

с

противоскользящим

покрытием,

на

регулируемых

ножках-

полозьях. Размечена сверху и снизу. Рекомендована для детей от 4

лет.

На поверхность балансира нанесена разметка в виде сетки-матрицы

с одинаковыми квадратами для фиксации положения стоп.

Данная разметка служит для:

• равномерного распределения веса тела ребенка при постановке на

доску;

• расположения стоп равноудалено от центральной оси доски;

развития

пространственных

схем

и

зрительно-моторной

координации.

Равноудаленное

расположение

стоп

от

центра

балансировочной

доски позволяет полушариям мозга быть вовлечёнными в равной

степени.

Доска

находится

на

двух

вращающихся

полозьях,

которые

определяют уровень сложности удержания баланса. На обратной

стороне доски нанесена шкала угла поворота полозьев . Это дает

возможность точно подобрать стартовую нагрузку для конкретного

пользователя

и

в

последующем

позволяет

плавно

увеличивать

сложность упражнений, тем самым увеличивая скорость обработки

информации мозгом.

Доска Belgau - базовый элемент любого комплекса

Занятия рекомендуется начинать с детьми от 4 лет. Необходимы

регулярные занятия — 3-4 раза в неделю длительностью 30

минут.

1. При первичном освоении ребенком балансировочной доски

необходимо придерживать его за руку до тех пор, пока он не

сможет самостоятельно встать на доску и удерживать на ней

равновесие.

2.

Во

избежание

потери

равновесия

ребенком

и

падения

с

балансировочной

доски,

месторасположение

доски

на

полу

возможно менять только при отсутствии на ней ребенка!

3.

Во

избежание

травмирующих

ситуаций,

необходимо

препятствовать

скольжению

балансировочной

доски

по

поверхности пола. Желательно, чтобы доска располагалась на

прорезиненном коврике.

4.

Вокруг

балансировочной

доски

необходимо

расположить

маты, мягкие ковры — на случай падения ребенка с нее.

5.

Во

избежание

травмирующих

ситуаций,

рядом

с

балансировочной

доской

не

должны

находиться

предметы

мебели, различные конструкции, окна, детские игрушки.

Правила применения доски Бильгоу

Многие логопеды применяют нейроподход в работе над слоговой

структурой

слова

или

в

коррекции

звукопроизношения,

при

активации

речи

у

неговорящих

детей.

Логопедические

занятия

носят большую эффективность, если в них включать упражнения и

элементы мозжечковой стимуляции.

Например, артикуляционную гимнастику, после того, как ребенок

выучил

элементы,

можно

перенести

на

балансир.

Так

мы

вырабатываем

новые

нейронные

связи,

повышаем

сложность

и

вводим многозадачность.

Выполняем

упражнение

«Лягушка-Хоботок»

(далее

-

любое

упражнение, исходя из целей занятия), стоя на доске в исходном

положении, руки по швам. Макушка тянется в потолок. Далее

вытягиваем руки вперед, удерживаем параллельно полу.

Исходное

положение,

раскачиваемся

бедрами

из

стороны

в

сторону,

не

сгибая

ноги

в

коленях.

Выполняем

заданное

артикуляционное упражнение.

Встать на доску, закрыть глаза и покачаться на ней, привыкаем к

положению

и

выполняем

заданное

артикуляционное

упражнение, например «Чашечка».

Некоторые варианты логопедической работы с использованием балансира:

1) Сенсорная интеграция.

2) Ориентация в пространстве.

3) Межполушарное взаимодействие.

4) Чувство времени и чувство ритма.

5) Последовательность и плавность движений.

6) Бинокулярное зрение.

7) Проприоцепцию.

8) Чтение, письмо и математические навыки.

9) Темп и плавность речи.

Что ребенок получает от регулярных занятий:

•улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы;

•развитие координации, крупной и мелкой моторики;

•совершенствование межполушарного взаимодействия;

•развитие зрительно-пространственных представлений (координатные, метрические, пространственные), формирование

схемы тела, чувства времени и пространства;

•развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля;

•улучшение показателей внимания — объема внимания, переключаемости, концентрации, распределения;

•улучшение саморегуляции и самоконтроля;

•снижение лабильности эмоциональной сферы, повышение самооценки, уверенности в себе.

На какие процессы влияет метод мозжечковой стимуляции:



В раздел образования