Напоминание

"Как привлечь ребенка к занятиям музыкой"


Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как привлечь ребенка к занятиям музыкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Казначеева Татьяна Николаевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.

Музыкальные занятия— это основная форма музыкального воспитания

и

обучения

ребенка

в

дошкольном

учреждении.

Именно

тут

дети

приобретают знания и умения, навыки по слушанию музыки и пению,

музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах.

Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности ребенка,

формированию его личности.

Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в детском

саду, т. к. чередование различных видов музыкальной деятельности требует

от детей внимания, выдержки, сосредоточенности и волевых усилий.

Одной из актуальных и сложных проблем на сегодня становится проблема

привлечения

и

удержания

внимания

детей

на

музыкальных

занятиях. Проблема отсутствия внимания на музыкальных занятиях в

ДОУ может

быть

связана

с

разными

причинами,

например,

с

индивидуальными особенностями детей или их настроем на занятие.

Но как привлечь, заинтересовать, организовать работу так, чтобы

дошкольник не только включился в процесс НОД, но и проявил свою

инициативу?

Задача музыкального руководителя — найти подход к каждому ребёнку,

заинтересовать его и сделать свои занятия увлекательными и полезными. Для

этого необходима специальная работа по привлечению внимания детей.

Одной из инновационных методов в дошкольном образовании

является сказкотерапия.

Сказка – один из первых спутников человека на пути познания

культуры своего народа. Весь период детства – это по существу «дружба» со

сказкой; знакомство с элементарными сюжетными историями («Репка»,

«Колобок»,

«Теремок»),

привлекающими

ребёнка

ритмичностью

повествования,

узнаваемостью

персонажей,

завораживающей

повторяемостью

рифмованных

фраз.

Дети

лучше

воспринимают

дидактический материал, если он подается вместе со сказочными героями и

сказками. Каждый

специалист

находит

в сказке

тот

ресурс, который

помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказка может применяться во всех разделах музыкального воспитания

детей, она может предварять восприятие музыки, пение, танец, игру на

музыкальных инструментах. В канву сказки педагог может вплести все виды

музыкальной деятельности. Сказочный сюжет позволяет ребёнку проявить

творческие

способности,

показать

свои

возможности

в

игровой,

танцевальной, музыкальной деятельности. Даже робкие, застенчивые дети,

увлечённые действием, в непринуждённой обстановке игры полностью

раскрываются.

Со сложностями, связанными с мотивацией детей, с которыми

сталкиваются многие музыкальные руководители при работе с детьми, также

помогают справиться музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры разнообразны. Они позволяют в

легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их

основным понятиям музыкальной грамоты.

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических

игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры,

которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей.

Она разделяет их на 4 вида:

1.

Игры,

с

помощью

которых

развивается

звуковысотный

слух

дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые

гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например:

«Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты»,

«Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый

внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Н.А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на:

- настольные,

- подвижные,

- хороводные.

Эта классификация основана на различии игровых действий детей

Систематическое применение музыкально-дидактических игр повышает

уровень

развития

у

детей

познавательной

активности,

творческих

способностей. Дети легче усваивают и запоминают материал занятия,

получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в

самостоятельной деятельности.

Следующий методы привлечения внимания ребёнка в работе

музыкального

руководителя

- создание

сюжетно-игровых

занятий.

Например, «игры-путешествия», «квест-игры», «спектакля-импровизации».

Общая тема, сюжет, охватывающие занятие единой смысловой связью,

позволяют наиболее эффективно заинтересовать детей и привлечь к

активному участию во всех видах деятельности, так как ребенок, следуя

развитию сюжетной линии старается сам проявить инициативу, ищет и

предлагает творческое решение поставленных задач, и соответственно

стремится выполнить то или иное действие более старательно. Сказочный

или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную

форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Ценность

сюжетных занятий и в том, что они рассчитаны на активное участие ребенка,

который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а

участником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде

проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных поисков.

Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением

достичь продуктивного результата через коллективное творчество.

В такой форме слияние игрового и музыкального действия, что помогает

создать мотивацию на протяжении всего занятия.

Использование мультимедийных технологий (компьютерные презентации,

мнемотаблицы и другие материалы) на музыкальных занятиях позволяет

сделать образовательный процесс более насыщенным, эффективным и

интересным

для

детей.

Мультимедийные

возможности

компьютера

позволяют

обогатить

занятие

наглядными

и

привлекательными

материалами

Занятия с использованием информационно-коммуникационных

технологий побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности,

позволяют

усилить

мотивацию,

становятся

базой

для

формирования

музыкального

вкуса,

развития

творческого

потенциала

ребёнка

и

гармоничного развития личности в целом.

Однако педагогу важно помнить, что использование мультимедийных

технологий — это только дополнительное средство для реализации целей и

задач,

поставленных

перед

музыкальным

руководителем.

Ценности

непосредственного общения с педагогом и живой музыки для воспитанников

остаются

неоспоримыми.

Применение вышеуказанных технологий в процессе музыкального

воспитания позволяет заинтересовать детей, активизировать проявление

эмоциональной

отзывчивости,

художественно-образного

мышления,

воображения, развития их творческих способностей.



В раздел образования