Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как привлечь ребенка к занятиям музыкой"
Раздел: дошкольное образование
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА
НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Казначеева Татьяна Николаевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.
Музыкальные занятия— это основная форма музыкального воспитания
и
обучения
ребенка
в
дошкольном
учреждении.
Именно
тут
дети
приобретают знания и умения, навыки по слушанию музыки и пению,
музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах.
Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности ребенка,
формированию его личности.
Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в детском
саду, т. к. чередование различных видов музыкальной деятельности требует
от детей внимания, выдержки, сосредоточенности и волевых усилий.
Одной из актуальных и сложных проблем на сегодня становится проблема
привлечения
и
удержания
внимания
детей
на
музыкальных
занятиях. Проблема отсутствия внимания на музыкальных занятиях в
ДОУ может
быть
связана
с
разными
причинами,
например,
с
индивидуальными особенностями детей или их настроем на занятие.
Но как привлечь, заинтересовать, организовать работу так, чтобы
дошкольник не только включился в процесс НОД, но и проявил свою
инициативу?
Задача музыкального руководителя — найти подход к каждому ребёнку,
заинтересовать его и сделать свои занятия увлекательными и полезными. Для
этого необходима специальная работа по привлечению внимания детей.
Одной из инновационных методов в дошкольном образовании
является сказкотерапия.
Сказка – один из первых спутников человека на пути познания
культуры своего народа. Весь период детства – это по существу «дружба» со
сказкой; знакомство с элементарными сюжетными историями («Репка»,
«Колобок»,
«Теремок»),
привлекающими
ребёнка
ритмичностью
повествования,
узнаваемостью
персонажей,
завораживающей
повторяемостью
рифмованных
фраз.
Дети
лучше
воспринимают
дидактический материал, если он подается вместе со сказочными героями и
сказками. Каждый
специалист
находит
в сказке
тот
ресурс, который
помогает ему решать его профессиональные задачи.
Сказка может применяться во всех разделах музыкального воспитания
детей, она может предварять восприятие музыки, пение, танец, игру на
музыкальных инструментах. В канву сказки педагог может вплести все виды
музыкальной деятельности. Сказочный сюжет позволяет ребёнку проявить
творческие
способности,
показать
свои
возможности
в
игровой,
танцевальной, музыкальной деятельности. Даже робкие, застенчивые дети,
увлечённые действием, в непринуждённой обстановке игры полностью
раскрываются.
Со сложностями, связанными с мотивацией детей, с которыми
сталкиваются многие музыкальные руководители при работе с детьми, также
помогают справиться музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры разнообразны. Они позволяют в
легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их
основным понятиям музыкальной грамоты.
Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических
игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры,
которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей.
Она разделяет их на 4 вида:
1.
Игры,
с
помощью
которых
развивается
звуковысотный
слух
дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые
гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.
2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например:
«Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.
3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты»,
«Угадай, на чём играю» и т.д.
4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый
внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.
Н.А. Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на:
- настольные,
- подвижные,
- хороводные.
Эта классификация основана на различии игровых действий детей
Систематическое применение музыкально-дидактических игр повышает
уровень
развития
у
детей
познавательной
активности,
творческих
способностей. Дети легче усваивают и запоминают материал занятия,
получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в
самостоятельной деятельности.
Следующий методы привлечения внимания ребёнка в работе
музыкального
руководителя
- создание
сюжетно-игровых
занятий.
Например, «игры-путешествия», «квест-игры», «спектакля-импровизации».
Общая тема, сюжет, охватывающие занятие единой смысловой связью,
позволяют наиболее эффективно заинтересовать детей и привлечь к
активному участию во всех видах деятельности, так как ребенок, следуя
развитию сюжетной линии старается сам проявить инициативу, ищет и
предлагает творческое решение поставленных задач, и соответственно
стремится выполнить то или иное действие более старательно. Сказочный
или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную
форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии. Ценность
сюжетных занятий и в том, что они рассчитаны на активное участие ребенка,
который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а
участником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде
проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных поисков.
Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением
достичь продуктивного результата через коллективное творчество.
В такой форме слияние игрового и музыкального действия, что помогает
создать мотивацию на протяжении всего занятия.
Использование мультимедийных технологий (компьютерные презентации,
мнемотаблицы и другие материалы) на музыкальных занятиях позволяет
сделать образовательный процесс более насыщенным, эффективным и
интересным
для
детей.
Мультимедийные
возможности
компьютера
позволяют
обогатить
занятие
наглядными
и
привлекательными
материалами
Занятия с использованием информационно-коммуникационных
технологий побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности,
позволяют
усилить
мотивацию,
становятся
базой
для
формирования
музыкального
вкуса,
развития
творческого
потенциала
ребёнка
и
гармоничного развития личности в целом.
Однако педагогу важно помнить, что использование мультимедийных
технологий — это только дополнительное средство для реализации целей и
задач,
поставленных
перед
музыкальным
руководителем.
Ценности
непосредственного общения с педагогом и живой музыки для воспитанников
остаются
неоспоримыми.
Применение вышеуказанных технологий в процессе музыкального
воспитания позволяет заинтересовать детей, активизировать проявление
эмоциональной
отзывчивости,
художественно-образного
мышления,
воображения, развития их творческих способностей.