Напоминание

«Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систему работы по ознакомлению с родным городом»


Автор: Пономарева Валентина Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №79 города Кирова
Населённый пункт: Город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систему работы по ознакомлению с родным городом»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста через

систему работы по ознакомлению с родным городом»

Патриотизм – это не значит только одна любовь к

своей родине. Это гораздо больше... Это – сознание

своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое

переживание вместе с ней счастливых и её несчастных

дней.

А.Н.Толстой.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, и новые

проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности

патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Дошкольное

детство – начальный этап становления личности и ориентации на социум. В этот

период закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру,

окружающим людям, к самому себе. Этот отрезок жизни человека является

наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на

ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства

очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю

жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

В

последнее

время

является

актуальным

региональный

подход

в

патриотическом воспитании и обучении детей. Это обуславливается социально-

педагогическими потребностями современного общества того или иного региона.

Проведя интервьюирование среди детей среднего и старшего возраста по

разделу «Родной край», мы столкнулись с тем, что дети плохо знакомы с историей,

достопримечательностями малой родины. Результаты анкетирования родителей

воспитанников также выявили недостаточную информированность

о родном

городе. В связи с этим возникла необходимость пополнить и систематизировать

знания детей по этому разделу.

Любой уголок нашей страны неповторим. В нашем городе Кирове много

заводов, фабрик, красивых зданий, главных улиц, музеев, памятников архитектуры.

Наш

Вятский

край

знаменит

писателями,

художниками,

архитекторами,

космонавтами, композиторами. И обо всём этом должны знать дети.

Для реализации задуманного была определена цель работы: сформировать у

детей систему знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях и

народных промыслах.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1.

Создать систему работы по формированию представлений о городе

Кирове.

2.

Разработать критерии и показатели сформированности представлений о

родном городе у детей среднего и старшего возраста.

3.

Способствовать укреплению семейных связей, развитию партнёрских

отношений между родителями и детским садом.

4.

Воспитывать любовь к родному городу, гордость за труд людей,

восхищение их творчеством.

Представления у дошкольников о городе Кирове и Вятском крае успешно

формируются на основе целостной системы мероприятий, в которую включается:

1.

Система занятий: по ознакомлению с окружающим, конструированию,

изобразительной деятельности, развитию речи и ознакомлению с художественной

литературой.

2.

Работа вне занятий: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение

художественной и энциклопедической литературы, совместная деятельность с

детьми по созданию альбомов «Деревья нашего леса», «Животные нашего леса»,

«Любимые места города».

3.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Узнай герб и флаг Кировской

области», «Узнай город по картинкам», «Чудо-узоры», «Вятская ярмарка», «Узнай

и назови», «Дымковское лото», домино «Вятушка», «Дымковская мозаика», «Наш

город», «Экскурсоводы», «Строители».

4.

Сотрудничество с родителями.

5.

Работа с педагогическим коллективом: проведение консультаций и

практикумов, организация выставок и конкурсов.

6.

Создание

традиций

проведение

совместных

с

музыкальным

руководителем

и

инструктором

по

физической

культуре

мероприятий

на

региональную тематику: «Праздник Вятского мороженого», «Вятские богатыри»,

«Вятская Свистунья».

Реализация мероприятий предполагает проведение занятий 1 раз в месяц,

целевые прогулки - 1 раз в две недели, беседы - 1 раз в неделю, работа с родителями

и педагогическим коллективом 1 раз в квартал.

Разработанный перспективный план по работе с детьми среднего и старшего

дошкольного возраста представлен в таблице.

Перспективный план «Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста

через систему работы по ознакомлению с родным городом»

Виды

деятельности

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Средняя группа

Работа с

детьми

Работа на

занятии.

Работа вне

занятий

Беседа

«Город

на

Вятке-реке»

Беседа «Е.И.

Чарушин –

наш земляк»

(чтение, показ

иллюстраций)

Беседа

«Дымковские

узоры».

Конкурс

детских

рисунков

«Дымковская

уточка»

Беседа

«Улицы

нашего

района»

Беседа

«Природа

нашего края»

Беседа,

рассматривание

иллюстраций

«Достопримечат

ельности

города»

Беседа

«Как

можно

отдохнуть

в

парке.»

Праздник

«Вятское

мороженое

».

Целевая

прогулка в

парк отдыха.

Целевая

прогулка к

автостоянке.

Целевая

прогулка к

стадиону.

Целевая

прогулка

к

главной улице

микрорайона.

Целевая

прогулка к мосту

Дидактические

игры.

Дидактические и

словесные игры.

Конкурс

рисунков,

рассматривание

иллюстраций,

Экскурсия к

фонтану в

районе завода

ОЦМ.

Творческая

мастерская

«Мое

любимое

мороженое».

Работа с

педколлекти

вом

Консультац

ия

«Знамениты

е люди

Вятки»

Выставка

дидактических

игр по тематике.

Выставка

художественно

й и

энциклопедиче

ской

литературы по

тематике.

Работа

с

родителями

Собрание

«родной свой

край люби и

знай»

Создание

самиздатовск

ой книги

«Мой город»

Конкурс рисунков

«Любимые места

города»

Старшая группа

Работа с

детьми

Работа на

занятии.

Работа вне

занятий

Беседа

«Природа

нашего

края»

Беседа,

рассматривание

иллюстраций,

«Сказание о

Хлынове»

Беседа

«Кукарские

кружева

Рисование

по

мотивам

занятия

Беседа,

рассматриван

ие

иллюстраций

«Достопри

мечательно

сти города»

Беседа,

рассматривание

иллюстраций,

«Достопримеч

ательности

города»

Беседа,

рассматривание

иллюстраций,

«Праздники

и

традиции

нашего города»

Беседа

«Улицы

нашего

города»

Праздник

«Вятская

свистунья»

Создание

альбома

«Деревья

нашего

края»

Целевая

прогулка

«Путешеств

ие по

осеннему

городу»

Конструктивная

деятельность

детей

«Хлыновская

застава»

Экскурсия в

Музей природы.

Целевая

прогулка к

спорткомплексу

.

Целевая

прогулка на

площадь.

Совместное

изготовление

альбома

«Достопримечат

ельности

Кирова».

Целевая прогулка

к библиотеке.

Экскурсия в

дымковскую

мастерскую.

Беседы,

совместное

изготовление

атрибутики.

Работа с

педколлекти

вом

Консультац

ия

«Знамениты

е люди

Вятки»

Выставка

дидактических

игр по тематике.

Практикум

«Дымковская

игрушка –

нетрадиционный

подход»

Работа

с

родителями

Конкурс

рисунков

«С чего

начинается

Родина?»

Фотомонтаж

«Памятники

города»

Физкультурн

ый досуг

«Вятские

богатыри»

Физкультурный

досуг «Вятские

богатыри»

Подготовительная группа

Работа с

детьми

Работа на

занятии.

Работа

вне

занятий

Конструкто

рская

деятельност

ь

«Строитель

ство

города»

Беседа «Улицы

нашего

города»

Беседа

«Художники

Вятского

края»

Творческая

мастерская

«Плетение

из лозы»

Беседа

«,Известные

люди

земли

Вятской.»

Беседа,

рассматривание

иллюстраций,

«Достопримечат

ельности

города»

Беседа

«Памятники

нашего

города»

Совместная

с

родителями

экскурсия

по

городу.

Беседа,

приглашен

ие

родителей

с рассказом

о своей

работе

«Рабочий

Киров.»

Беседы,

целевая

прогулка к

памятным

местам.

Целевая

прогулка по

Октябрьскому

проспекту,

Словесная игра

«Придумай

название улице».

Экскурсия в

музей им.

Васнецовых.

Бумагопласти

ка.

Экскурсия в

библиотеку.

Целевая прогулка

к самолёту.

Проведение

викторины «Я –

кировчанин»

Экскурсия на

фабрику

«Весна».

Работа с

педколлекти

вом

Смотр уголков

краеведения

Консультация

«С чего

начинается

Родина»

Конкурс чтецов

«Вятская

изюминка»

Работа

с

родителями

Практикум

«Дымковская

игрушка»

Создание

альбома

«Известные

люди

Вятки

Кирова»

Викторина

«Мой край»

Также для выявления результативности нашей работы была разработана

диагностика, критериями которой явились: представления о родном крае и

городе, представления о достопримечательностях города, представления о

знаменитых людях, представления о народных промыслах. Для выявления

уровня знаний детей была проведена разработка специальных диагностических

заданий с применением наглядного, дидактического материала и серии

вопросов.

Проведённая работа позволяет формировать представления у дошкольников

о Кирове и Кировской области на основе взаимосвязи восприятия с опорой на

эмоционально-чувственную

сферу

ребёнка

и

детского

продуктивного

творчества (полученные впечатления от наблюдений, экскурсий, прогулок

отражаются в рассказах детей, конструировании, рисовании).

Таким образом, разработанная мною система мероприятий доказала свою

эффективность. При итоговом диагностировании была выявлена положительная

динамика в усвоении детьми среднего и старшего дошкольного возраста знаний

о родном городе: средний уровень увеличился на 32%, а высокий на 15%.

Благодаря нашей работе дети уточнили уже имеющиеся знания о родном

городе,

узнали

много

нового

об

истории

Вятки,

знаменитых

людях,

прославивших наш край, ближе познакомились с культурой и традициями

вятской земли. Совместная деятельность родителей и детей способствовала

расширению кругозора взрослых, укреплению взаимоотношений в семьях,

духовному развитию участников, воспитанию уважения и бережного отношения

к родному городу.

Наш детский сад работает по программе А.А. Леонтьева «Школа 2100», где

в цикл занятий по ознакомлению с окружающим «Здравствуй, мир» нами

включены

занятия

по

изучению

родного

города.

В

дальнейшем

нам

представляется возможным углубить и расширить систему мероприятий, а

также способствовать созданию музея Хлынов – Вятка – Киров на базе МДОУ.

Наша основная педагогическая задача – вырастить Гражданина Кирова и

России. А для этого необходимо, чтобы он не только проживал в этом городе, но

и жил им.

Список рекомендуемой литературы для чтения детям.

1.

Р.Агафонова « С внуком по Вятке», «Вятка в легендах»

2.

Л.Дьяконов «Волшебное колечко»

3.

Г.И.Емельянова, Л.В.Шевченко, И.А.Бердникова «Вятская азбука»

4.

М.А.Метелёв «Азбука растений в стихах»

5.

Михаил и Надежда Метелёвы «Русские народные сказки в стихах»

6.

Н.Русинова «Кикиморские сказки»

7.

Е.И.Чарушин «Для самых маленьких»

8.

В.А.Ситников, Н.И.Перминов «Энциклопедия земли Вятской»

9.

А.Гинский «Город над рекой Вяткой»

10.

«Книга

вятская

для

детей»

составители

Н.Т.Суслова,

О.И.Панагушина, Е.В.Бушуева

11. Т.А.Копанева «Сказки старого города»

Библиография.

1.

Н.С.Александрова, М.А.Дубровина «Культурологическое

образование детей трёх-семи лет (на материале региональной истории и

культуры) – Киров: Изд-во ВГПУ,2001 – 32с.

2.

И.В.Бероева

«Прогулки

по

старой

Вятке»

-

Киров:

Типография «Миньон» ВМП «Авитек», 1995 – 148с.

3.

«Интегративный подход в формировании представлений о

родном городе у детей старшего дошкольного возраста» - Киров,2005 – 83с.

4.

«Историко-этнографический атлас Кировской области» -

М.: Издательство ДИК,1998. – 40с.

5.

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами

краеведо-туристской деятельности/Под ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой,

М.Е.Горбачёвой – М.:АРКТИ,2003 – 176с.

6.

«Проектно-исследовательская деятельность в образовании:

проблемы, поиск, перспективы ч.2» - Киров: МОУ ДПО ЦПКРО,2009 – 80с.

7.

«Столица

земли

Вятской»

-

Киров,

Вятское

книжное

издательство, 2002 – 248с.

8.

«Хрестоматия по истории Кировской области» - Киров: Волго-

Вятское кн. изд-во, Кировское отд., 1982 – 192с.



В раздел образования