Напоминание

Развитие речевой активности у детей раннего возраста в игровой деятельности


Автор: Жукова Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад Созвездие"
Населённый пункт: Петра-Дубрава
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речевой активности у детей раннего возраста в игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В

ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена опыту работы по развитию речевой активности у детей

раннего возраста с использованием игровой деятельности.

Ранний возраст – период наиболее интенсивного развития организма, когда

у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является

одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит

становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической,

грамматической. Полноценное владение родным языком является

необходимым условием решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение

родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в

дальнейшем.

Игра имеет большое значение в речевом развитии детей раннего возраста.

Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. В ходе

игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, с игрушками, а также

подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание

лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель разговаривает с

ребенком, в результате у него возникает потребность в речевом общении.

Воспитатель побуждает ребенка обращаться с вопросами по поводу той или

иной игрушки. Во время сюжетно-ролевой игры взрослый комментирует

свои действия, например, во время игры «Накормим куклу», педагог

показывает действия и говорит: «Сейчас мы наденем Машеньке нагрудник,

возьмем ложечку каши. Машенька скушала кашу. Молодец». Ребята

наблюдают за взрослым, запоминают его действия и слова, затем переносят

их в игру. Учитывая, то, что у детей раннего возраста снижено понимание

обращенной речи, важно обращать внимание на понимание речи ребенком.

С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о

которых идет речь в игре. Особое место в педагогическом процессе

занимают дидактические игры, которые используются для решения всех

задач речевого развития: пополняется и активизируется словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры способствуют развитию правильного звукопроизношения,

уточнению, закреплению и активизации словаря. Например: игра «Кто в

домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно

произносить звуки. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать

речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на

вопросы, заканчивать фразу. Дидактические игры «Узнай, кто говорит»,

«Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю» направлены на развитие

фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме,

тренировку в звукоподражания. Педагог подбирает игры, которые содержат

образец речевого поведения, способствуют формированию внимания к речи,

а также закрепляют у детей полученные умения. Важно создавать такие

условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей

инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой.

Широкое применение в речевом развитии детей раннего возраста получили

подвижные игры. Используются игры со звукоподражаниями, например

«Воробушки и автомобиль». Воспитатель играет вместе с детьми, показывает

движения и звуки, которые повторяют ребята: «пи-пи-пи» – кричат

воробушки, «би-би-би» – гудит автомобиль. Игры-драматизации

способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к

художественному слову, выразительности речи. Дидактические и настольно-

печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они

закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее

подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в

составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Словарный запас

детей раннего возраста очень мал, поэтому дети окружающий мир

воспринимают по-своему. Важно при проговаривании потешек использовать

те, которые понятны и доступны детям. С детьми проводятся пальчиковые

игры с использованием сначала знакомых потешек «Ладушки», «Идёт коза

рогатая», «Сорока – белобока», а затем новых, которые так же вызывают

интерес у детей и желание в них участвовать. В таких играх движения

помогают конкретизировать образ, а слова способствуют более четкому

выполнению движений. Залогом успешной работы с детьми раннего

возраста является неоднократное повторение одной и той же игры. Очень

важно не упустить момент и сделать все возможное, чтобы способствовать

развитию речевых навыков и умений детей, среди которых важную роль

играет игровая деятельность. Правильно подобранные игры доставляют

радость детям, расширяют знания об окружающем мире, развивают речевую

активность. Таким образом, игровая деятельность способствует решению

всех задач речевого развития детей раннего возраста.



В раздел образования