Напоминание

"Создание условий для самообразования педагогов в ДОУ - стратегическая задача современного дошкольного образования"


Автор: Антонова Лада Григорьевна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ № 94 г. Калуга
Населённый пункт: г. Калуга, Калужской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для самообразования педагогов в ДОУ - стратегическая задача современного дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 94 «Забава» города

Калуги

(МБДОУ № 94 г. Калуги)

СТАТЬЯ

«Создание условий для самообразования педагогов в ДОУ -

стратегическая задача современного дошкольного

образования»

Подготовила: заведующий

Антонова Лада Григорьевна

г. Калуга

2025

2

В

современном

мире

образование

постоянно

развивается,

требуя

от

педагогов

высокой

профессиональной

компетентности,

инновационного

подхода

и

постоянного

совершенствования

своих знаний и навыков. Особенно актуально это для дошкольных образовательных учреждений

(ДОУ),

где

закладываются

основы

будущего

развития

ребенка.

Одним

из

ключевых

факторов

повышения качества дошкольного образования является создание условий для самообразования

педагогов.

Самообразование — это самостоятельная деятельность педагога по приобретению новых

знаний, развитию профессиональных умений и навыков вне рамок формальных курсов и программ.

Оно

способствует

актуализации

профессиональной

компетентности,

расширению

кругозора,

внедрению инновационных методов работы с детьми. В условиях постоянных изменений в сфере

образования

именно

способность

педагога

к

самостоятельному

развитию

становится

залогом

эффективности его деятельности.

Рассмотрим важные аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ

такие как - готовность к самообразованию, организация процесса для разных групп специалистов,

мониторинг запросов и создание условий.

Психологическая мотивация: желание учиться, интерес к профессиональному росту.

Уровень профессиональной компетентности: наличие базовых знаний и навыков, уверенность

в своих силах.

Уровень

информационной

грамотности:

умение

находить,

анализировать

и

использовать

информацию.

Время и

ресурсы:

возможность

выделять

время на

самообразование,

наличие доступа

к

необходимым материалам.

Образовательная среда: поддержка руководства, наличие стимулирующих условий.

Часто

встречаются

ситуации,

когда

часть

педагогов

проявляет

низкую

мотивацию

или

испытывает

трудности

с

самостоятельным

обучением

из-за

недостатка

навыков

или

ресурсов.

Поэтому

важно

проводить

диагностику

готовности

каждого

специалиста

и

учитывать

индивидуальные особенности.

Что же делать в такой ситуации?

Работа с педагогами, которые не полностью готовы к самостоятельному профессиональному

развитию, требует системного и поэтапного подхода. Представим основные этапы этого процесса:

1. Диагностика уровня готовности и выявление причин:

Не все педагоги одинаково готовы к

самостоятельному развитию. Готовность

к самообразованию зависит от ряда

факторов:

3

-

Проведение

анкетирования,

бесед

или

интервью

для

определения

мотивации,

уровня

информационной грамотности, уверенности в своих силах.

- Анализ причин низкой готовности: недостаток времени, отсутствие интереса, страх перед

новыми методами, низкая самооценка или недостаточные знания.

2. Создание мотивационной среды:

- Объяснение педагогам важности самообразования для профессионального роста и повышения

качества работы.

- Внедрение системы поощрений и признания успехов в развитии.

- Формирование позитивного отношения к обучению через демонстрацию успешных примеров

коллег.

3. Постепенное вовлечение и формирование навыков:

- Начало с небольших, доступных задач: участие в коротких вебинарах, просмотр методических

видео.

- Предоставление простых инструментов для поиска информации и организации самостоятельной

работы.

- Обучение навыкам саморефлексии и планирования развития.

4. Создание поддержки и условий для развития:

- Назначение наставников или кураторов из числа более подготовленных коллег.

-

Организация

групповых

занятий

или

мастер-классов

по

развитию

информационной

грамотности.

- Обеспечение доступа к ресурсам (библиотеки, онлайн-платформы).

5. Постепенное расширение самостоятельной деятельности:

- Введение индивидуальных планов развития с конкретными задачами и сроками.

- Мотивация к участию в профессиональных сообществах и проектах.

- Поддержка в реализации собственных инициатив по развитию.

6. Мониторинг прогресса и коррекция подходов:

- Регулярное отслеживание достижений педагогов.

- Обратная связь о результатах и трудностях.

- Корректировка методов работы в зависимости от динамики развития.

7. Формирование культуры постоянного профессионального роста:

4

-

Внедрение

внутриколлективных

традиций обучения

(например,

«круги профессионального

развития», совместные проекты).

- Создание условий для обмена опытом и поддержки среди коллег.

- Поддержка инициатив педагогов по самообразованию.

Работа

с

педагогами,

не

готовыми

сразу

к

самостоятельному

обучению,

требует

терпения,

системности и индивидуального подхода. Постепенно создавая мотивационную среду, предоставляя

поддержку

и

развивая

необходимые

навыки,

можно

значительно

повысить

их

готовность

к

активному профессиональному развитию.

Для эффективной организации самообразования необходимо учитывать возраст, стаж работы,

уровень профессиональной подготовки и личностные особенности педагогов:

1. Молодые специалисты и педагоги с небольшим стажем:

- Предоставлять доступ к базовым методическим материалам.

- Организовывать менторские программы с опытными коллегами.

- Внедрять онлайн-курсы и тренинги по основам дошкольного образования.

- Стимулировать участие в профессиональных сообществах.

Например, организация менторских программ с опытными коллегами.

Организация

менторских

программ

с

опытными

коллегами

эффективный

способ

поддержки

педагогов,

особенно

тех,

кто

только

начинает

свой

профессиональный

путь

или

испытывает трудности с самообразованием. Вот пошаговый подход к организации такой программы:

Шаг 1. Определение целей и задач программы:

- Повышение профессиональной компетентности молодых или менее подготовленных педагогов.

- Формирование культуры постоянного развития и обмена опытом.

- Поддержка в освоении новых методик и технологий.

Шаг 2. Подбор менторов и менторируемых:

- Выбор опытных педагогов с высоким уровнем профессионализма, желанием делиться знаниями и

навыками.

Как организовать

самообразование для разных

групп педагогов?

5

- Определение участников, нуждающихся в поддержке (молодые специалисты, педагоги с низким

уровнем мотивации или навыками самообразования).

Шаг 3. Формирование пар или групп:

- Создание пар «ментор — менторируемый» или небольших групп (3–5 человек) для более активного

взаимодействия.

- Учет личностных характеристик, интересов и профессиональных целей при формировании пар.

Шаг 4. Разработка плана взаимодействия:

- Совместное определение целей развития для каждого участника.

- Планирование регулярных встреч (например, раз в две недели) — очных или онлайн.

- Ведение совместных планов, журналов или дневников развития.

Шаг 5. Обучение менторов:

- Проведение тренингов по эффективным методам наставничества, коммуникации и обратной связи.

- Обсуждение этических аспектов и правил конфиденциальности.

Шаг 6. Реализация программы:

-

Проведение

запланированных

встреч:

обсуждение

профессиональных

вопросов,

совместное

решение проблем, демонстрация новых методов работы.

- Менторы делятся практическим опытом, помогают ставить цели и разрабатывать планы развития.

Шаг 7. Мониторинг и оценка эффективности:

- Регулярное отслеживание прогресса участников через обратную связь, самооценки и наблюдения

руководства

- Корректировка программы при необходимости (например, изменение частоты встреч или формата).

Шаг 8. Подведение итогов и поощрение участников:

- Организация итоговых мероприятий: презентации достижений, обмен опытом среди всей команды.

- Поощрение активных участников сертификатами или благодарственными письмами.

Этот

пример

показывает,

что

организация

менторской

программы

требует

системного

подхода: от выбора участников до оценки результатов. В результате такие программы способствуют

развитию

профессиональных

компетенций,

укрепляют

командный

дух

и

создают

культуру

поддержки внутри коллектива.

2. Опытные педагоги:

- Предлагать углубленные курсы по инновационным методикам.

- Вовлекать в разработку новых программ и проектов.

6

- Создавать условия для проведения собственных исследований и экспериментов.

- Поощрять участие в конференциях, публикациях.

Например, организация условий для педагогических исследований и экспериментов

Создание условий для проведения собственных исследований и экспериментов — важный

аспект развития профессиональной инициативы педагогов. Рассмотрим пошаговый подход, как это

можно реализовать в образовательной организации:

Шаг 1. Создание мотивационной и информационной базы:

-

Проведение

семинаров

и

встреч,

где

объясняются

преимущества

и

возможности

проведения

собственных исследований (например, улучшение практики, профессиональный рост).

- Распространение методических материалов, статей и кейсов о педагогических исследованиях.

Шаг 2. Формирование исследовательской культуры:

-

Внедрение

внутриколлективных

проектов

или

тематических

групп

по

интересам

(например,

«Инновационные методы работы с детьми», «Использование ИКТ в обучении»).

- Поощрение инициативы через конкурсы, гранты или внутренние премии за лучшие исследования

Шаг 3. Обучение навыкам исследования:

- Организация тренингов по методологии педагогического исследования, сбору и анализу данных,

оформлению отчётов.

- Предоставление шаблонов и рекомендаций по проведению исследований.

Шаг 4. Создание ресурсной базы и условий для экспериментов:

- Обеспечение доступа к необходимым материалам, оборудованию (например, видеокамерам,

планшетам).

- Создание «лабораторий» или специальных пространств для проведения экспериментальных занятий

или наблюдений.

Шаг 5. Поддержка в реализации проектов:

- Назначение наставников или консультантов из числа опытных педагогов или методистов.

-

Организация

регулярных

встреч

для

обсуждения

прогресса,

обмена

опытом

и

решения

возникающих вопросов.

Шаг 6. Документирование и распространение результатов:

- Поощрение педагогов к оформлению результатов своих исследований в виде презентаций, статей

или методических рекомендаций.

- Организация между учреждениями конференций или выставок лучших практик.

7

Шаг 7. Мониторинг и оценка эффективности:

- Анализ внедрения новых методов на основе проведённых исследований.

- Обсуждение результатов на педагогических советах или методических объединениях.

Этот пример показывает, что создание условий для собственных исследований включает не

только предоставление ресурсов, но и формирование культуры инициативы, обучение навыкам

исследования и системную поддержку. Такой подход способствует развитию профессиональной

самостоятельности педагогов и повышению качества образовательного процесса.

3. Педагоги с разными образовательными потребностями:

- Индивидуализировать программы развития.

- Использовать дифференцированный подход при выборе методов обучения.

- Обеспечивать поддержку через консультации, коучинг.

Например,

как

можно

индивидуализировать

программы

развития

педагогов

на

основе

их

потребностей, целей и профессионального уровня.

Пример индивидуализации программы профессионального развития педагога.

Педагог: Иванова Мария Петровна, воспитатель, стаж — 5 лет

Шаг 1. Диагностика потребностей и целей:

- Проведение беседы или анкетирования для выявления интересов, сильных сторон и областей для

развития.

- Обнаружено, что Мария хочет улучшить навыки работы с детьми с ОВЗ и освоить современные

методы инклюзивного образования

Шаг 2. Постановка конкретных целей:

- Освоить современные подходы к работе с детьми с ОВЗ.

- Разработать и внедрить индивидуальные коррекционные программы для нескольких детей.

Шаг 3. Формирование индивидуального плана развития:

- Обучение: пройти курс по инклюзивной педагогике (онлайн или очный) — 2 месяца.

- Практика: разработать и апробировать коррекционные программы под руководством наставника —

3 месяца.

- Рефлексия: вести дневник наблюдений и анализировать эффективность внедрённых методов

Шаг 4. Поддержка и ресурсы:

- Назначить наставника — опытного коллегу по инклюзии.

8

- Предоставить методические материалы, видеозаписи занятий, рекомендации по работе с детьми с

ОВЗ.

- Обеспечить участие в профессиональных сообществах по инклюзии.

Шаг 5. Мониторинг прогресса:

- Регулярные встречи (например, раз в месяц) для обсуждения успехов, трудностей и корректировки

плана.

- Оценка результатов через наблюдения за детьми и обратную связь родителей.

Шаг 6. Итоговая оценка и дальнейшие шаги:

- По завершении курса и практики провести итоговую презентацию или отчет о внедренных методах.

- Определить новые цели: например, подготовить собственный мастер-класс или стать наставником

для коллег по теме инклюзии.

Этот пример показывает, что индивидуализированная программа строится на личных целях

педагога, его профессиональных интересах и потребностях. Такой подход повышает мотивацию,

эффективность обучения и способствует профессиональному росту.

Эффективное

выявление

потребностей

педагогов

залог

успешной

организации

их

профессионального развития. Для этого можно использовать следующие методы:

Анкетирование

и

опросы

-

регулярно

проводить

анонимные

опросы

для

определения

интересов, проблемных зон и желаний педагогов.

Индивидуальные

беседы

и

интервью

-

руководитель

или

методист

могут

общаться

с

педагогами для выявления их потребностей и планировать соответствующие мероприятия.

Анализ профессиональных достижений и результатов деятельности - оценка работы

педагогов помогает определить области, требующие повышения квалификации.

Обратная связь от детей и родителей - их отзывы могут указывать на слабые стороны в

работе воспитателей.

Планирование

развития

на

основе

индивидуальных

карт

развития

-

создание

персональных планов обучения с учетом запросов каждого педагога.

Регулярный мониторинг позволяет своевременно корректировать программы самообразования,

делать

их

более

актуальными

и

эффективными,

а

также

повышать

мотивацию

педагогов

к

постоянному развитию.

Приведем пример программы мониторинга по выявлению запросов на самообразование педагогов.

Она поможет систематически отслеживать потребности сотрудников, своевременно реагировать и

планировать профессиональное развитие.

Мониторинг по выявлению

запросов на самообразование

9

Цель программы:

Обеспечить

систематический

сбор

и

анализ

информации

о

потребностях

педагогов

в

самообразовании для своевременного предоставления ресурсов, организации обучения и повышения

профессиональной компетентности коллектива.

Этапы реализации:

1. Создание условий для выражения запросов:

Инструменты:

- Анкеты и опросники (анонимные и открытые).

- Электронные формы (например, Google Forms, внутренние платформы).

- Обсуждения на педагогических советах, методобъединениях.

- Индивидуальные беседы с руководителем или методистом.

2. Регулярный сбор информации:

Периодичность: раз в квартал или полгода.

Форматы:

- Анкетирование педагогов с вопросами о:

интересующих темах и направлениях развития;

желании пройти курсы, тренинги, мастер-классы;

проблемных ситуациях, требующих дополнительной поддержки;

- Ведение дневников или журналов самоанализа педагогами (саморефлексия)

3. Анализ полученных данных:

Обработка:

- Систематизация запросов по темам и направлениям.

- Выделение наиболее часто встречающихся потребностей.

Инструменты анализа:

- Таблицы и графики для визуализации данных.

- SWOT-анализ (сильные стороны, слабости, возможности, угрозы).

4. Планирование мероприятий по развитию:

- На основе анализа формируются планы:

Организация тематических тренингов и семинаров.

Разработка индивидуальных программ повышения квалификации.

10

Создание внутриколлективных проектов по интересам.

5. Обратная связь и корректировка программы:

- После проведения мероприятий собирается обратная связь от участников:

Что было полезным?

Какие темы требуют дальнейшего освещения?

- Внесение изменений в план развития на основе отзывов.

6. Документирование и отчетность:

- Ведение отчетных документов о выявленных запросах и реализованных мероприятиях.

-

Анализ

динамики

потребностей

за

периоды

времени

для

оценки

эффективности

системы

мониторинга.

Приведем пример анкеты для выявления запросов на самообразование

1. Какие темы профессионального развития вам наиболее интересны?

(выберите из списка или укажите свои варианты):

- «Инновационные методы обучения и воспитания».

-

«Использование

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ)

в

образовательном

процессе».

- «Дифференцированный подход к обучению и воспитанию».

- «Развитие критического мышления и творческих навыков у детей».

- «Психология развития и возрастные особенности воспитанников».

- «Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

- «Педагогическая диагностика и оценка учебных достижений».

- «Организация проектной деятельности воспитанников».

- «Методы формирования позитивного микроклимата в группе».

- «Профилактика конфликтов и развитие коммуникативных навыков.

- «Работа с родителями: эффективные коммуникации и взаимодействие».

- «Развитие эмоционального интеллекта у педагогов и детей».

- «Современные подходы к формированию ценностных ориентиров у детей».

- «Организация кружковой работы».

- «Педагогика сотрудничества и командная работа в коллективе».

11

- «Безопасность в образовательной среде и профилактика травматизма».

- «Этика профессиональной деятельности педагога».

- «Саморазвитие и управление стрессом для педагогов».

___________________________________________________ ( свой вариант)

2. Какие формы обучения вам предпочтительнее?

— очные курсы;

— онлайн-тренинги;

— мастер-классы;

— самостоятельное изучение материалов.

3. Какие навыки или знания вы хотели бы улучшить в ближайшее время?

4. Есть ли у вас предложения по организации профессиональных мероприятий?

5. Какие трудности вы испытываете в своей профессиональной деятельности?

Данная программа позволяет систематически выявлять актуальные потребности педагогов в

самообразовании,

своевременно

реагировать

на

них

и

создавать

условия

для

постоянного

профессионального

роста

коллектива.

Это

способствует

повышению

качества

образовательного

процесса и развитию профессиональной культуры в учреждении.

Для эффективного развития профессиональных компетенций педагогов необходимо создать

соответствующую инфраструктуру и организационные условия:

1. Обеспечение доступа к информационным ресурсам:

Важно создать библиотечный фонд, электронные базы данных, платформы с методическими

материалами

и

онлайн-курсами.

Это

позволит

педагогам

самостоятельно

искать

необходимую

информацию и обновлять свои знания.

2. Организация профессиональных сообществ и клубов по интересам:

Создание

внутриколлективных

объединений

способствует

обмену

опытом,

совместному

решению профессиональных задач и мотивации к развитию.

3. Внедрение системы наставничества и менторства:

Создание условий для

самообразования в ДОУ

12

Опытные

педагоги

могут

делиться

знаниями

и

навыками

с

молодыми

специалистами,

стимулируя их к самостоятельному развитию.

4. Поддержка участия в конференциях, семинарах, вебинарах:

Стимулирование

педагогов

к

участию

в

профессиональных

мероприятиях

расширяет

их

кругозор и способствует внедрению новых идей в практику.

5. Создание условий для саморефлексии и оценки собственной деятельности:

Ведение профессиональных дневников, портфолио позволяют педагогам анализировать свою

работу и планировать дальнейшее развитие.

Какова же роль управленческой команды ДОУ?

Управленческая

команда

должна

создавать

мотивационную

среду,

поощрять

инициативу

педагогов к самообразованию, обеспечивать материальные и организационные условия для этого.

Важна

системная

поддержка:

выделение

времени

для

самостоятельной

работы,

организация

внутреннего обучения, создание положительной атмосферы инноваций.

Преимущества развития самообразования для качества дошкольного образования:

- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

- Внедрение современных методов обучения и воспитания.

- Индивидуализация подхода к каждому ребенку.

- Повышение мотивации педагогов к развитию.

- Улучшение результатов воспитательно-образовательной деятельности детей.

Создание условий для самообразования педагогов в ДОУ

— это стратегическая задача

современного

дошкольного

образования.

Она

позволяет

не

только

повысить

уровень

профессиональной подготовки специалистов, но и обеспечить более качественное развитие детей

через

внедрение

инновационных

методов

работы.

Инвестиции

в

развитие

профессиональных

компетенций педагогов — залог успешного будущего дошкольного образования и формирования

гармонично развитой личности ребенка.



В раздел образования