Напоминание

"ТЕОДОР ЛЕШЕТИЦКИЙ. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА"


Авторы: Михайлова Алина Владимировна, Проскурина Людмила Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №4 г. Донецка"
Населённый пункт: г.Донецк, ДНР
Наименование материала: Научная статья
Тема: "ТЕОДОР ЛЕШЕТИЦКИЙ. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТЕОДОР ЛЕШЕТИЦКИЙ.

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА.

Михайлова Алина Владимировна

Проскурина Людмила Евгеньевна

Преподаватель, МБУДО МШ № 4 г. Донецка

Федор Осипович Лешетицкий – по русской версии его имени и Теодор

Лешетицкий согласно польской орфографии – родился 22 июня 1830 года в ме-

стечке Лангут в Галиции, входящей тогда в Австрийскую Польшу – ныне Же-

шувское воеводство Польши. Его мать Тереза фон Ульман была полька. Его

отец, Йозеф Лешетицкий, тоже поляк, был учеником Карла Черни.

Отец и стал первым учителем своего сына, с детства привив ему основы

черниевской школы. Начав заниматься с 5 лет, Теодор должен был упражняться

ежедневно 2 часа под строгим оком отца.

Пианистический дебют девятилетнего мальчика состоялся в 1839 году во

Львове, где он исполнил Концертино Карла Черни для фортепиано с оркестром.

Дирижировал сын Моцарта – Франц Ксавьер Моцарт. Дебют имел успех, и

юного Теодора после этого стали называть вундеркиндом.

В 1840 году семья переезжает в Вену, где Теодор начинает заниматься у

самого Карла Черни.

Черни не только заложил основу пианизма Лешетицкого, развив его вир-

туозность на материале своих великолепных этюдов, но и направил его в сторо-

ну изучения гармонии, композиции и импровизации. Именно Черни привил Ле-

шетицкому представление о стилистике исполнения бетховенской музыки.

Теодор был замечательным учеником и на всю жизнь усвоил всё, что по-

лучил от Черни. Это дало основания Лешетицкому заявлять впоследствии: «Что

касается метода, я учу точно тому, чему меня научил Черни!».

К этому времени относится дружба Лешетицкого с К. Фильчем – его

сверстником, виртуозом - вундеркиндом и любимым учеником Шопена. Об

этом подающем надежды пианисте Лист отзывался так: «Когда этот мальчик

начнет ездить, мне нужно закрывать свою лавочку». Интерпретации сочинений

Шопена, которыми Лешетицкий был так известен впоследствии, были в значи-

тельной мере вдохновлены игрой этого одаренного юноши. Черни же недооце-

нивал музыку Шопена и неохотно проходил её в классе.

Бетховен и Шопен - таковы два важнейших музыкальных импульса, ко-

торые Лешетицкий получил в юности и которым остался верен в течение всей

жизни.

Параллельно с обучением у Черни Лешетицкий два - три раза в неделю

пел в церковном хоре. Итальянский тенор Сальви дал Теодору ряд уроков вока-

ла, чтобы развить его дар.

С 1842 по 1848 годы Лешетицкий также брал уроки теории композиции и

контрапункта у С. Зехтера – австрийского теоретика, композитора, органиста и

дирижёра.

Рецензия на первый сольный концерт Лешетицкого в Вене, состоявший-

ся в апреле 1844 года была весьма обнадёживающей и заканчивалась пророче-

скими словами: «Следует ожидать, что он возможно уже вскоре будет принад-

лежать к нашим корифеям фортепиано».

К 1844 году относится и начало собственной педагогической деятельно-

сти Теодора Лешетицкого. Параллельно юноша также изучал юриспруденцию в

Венском университете. По некоторым сведениям Лешетицкий не остался в сто-

роне от революционных событий 1848 – 1849 годов в Венгрии.

В Вене Лешетицкий был вхож в аристократические круги. А также по-

знакомился и с Антоном Рубинштейном, артистизмом и виртуозностью которо-

го был восхищен. Тесные дружеские отношения с Антоном Григорьевичем Тео-

дор сохранил на всю жизнь.

Эластичность удара, мягкость туше, звучность и певучесть игры, элеги-

ческое исполнение, хотя и глубоко обдуманное, но проявляющееся с душевным

увлечением - вот главные качества редкого и замечательного таланта Лешетиц-

кого.

Вскоре по приезде в Петербург Лешетицкий играл перед царём Никола-

ем I. Это происходило так. После приглашения во дворец за ним была послана

великолепная карета, а во дворце был сервирован изысканный ужин. Однако

рояль, на котором ему предложили играть, был в ужасном состоянии, и Леше-

тицкий – тогда молодой человек 20- ти с небольшим лет – к большому

неудовольствию царя играть категорически отказался. Все ожидали что пиани-

ста просто вышлют после этого из России. Но этого не произошло, и его при-

гласили вторично. Однако на этот раз карету за ним не послали. А ужин был

очень скудным и сервирован в маленькой спальне. Зато рояль был в отличном

состоянии, и Лешетицкий играл замечательно и имел большой успех.

От концерта к концерту Лешетицкий приобретал все большую из-

вестность как среди любителей музыки, так и среди знатоков и профессиона-

лов. Рубинштейн высоко оценивал Лешетицкого как музыканта и пианиста и

оказывал ему всяческую протекцию. В 1858 году Лешетицкий был постоянным

участником музыкальных вечеров, которые Рубинштейн устраивал по субботам

в своей небольшой квартире. Как концертирующий пианист Лешетицкий занял

значительное место в концертной жизни Петербурга 50-х - 60-х годов. Рецензии

на выступления были в основном хвалебные.

Педагогическая деятельность Лешетицкого в России оставила серьёзней-

ший след в истории отечественной музыкальной культуры.

В 1858 году Теодор начал работать в Смольном институте благородных

девиц в качестве музыкального инспектора. Вместе с Рубинштейном Лешетиц-

кий принимал деятельное участие в организации первой русской консервато-

рии.

В 1862 году была организована Петербургская консерватория, где пер-

вые 16 лет Теодор Лешетицкий был руководителем фортепианной кафедры по

приглашению Антона Рубинштейна.

Лешетицкий ежегодно обогащает музыкальную жизнь Петербурга и Рос-

сии в целом рядом замечательных пианистов - преподавателей и пианистов –

виртуозов, которые могли бы блистать везде.

Обращают на себя внимание во-первых, программы учеников, состоящие

не из салонных пьес, а из серьёзных классических сочинений; во-вторых, не

только практиковавшуюся тогда ещё публичную игру по нотам, на смену кото-

рой приходила игра наизусть, но и требование публично транспонировать ис-

полняемое: последнее тогда было обязательным для учеников Лешетицкого.

Воздействие Теодора Лешетицкого на русскую пианистическую культуру

в целом было исключительно плодотворным. Многие его ученики стали про-

фессорами Петербургской и других русских консерваторий.

Лешетицкий был ярчайшим представителем авторитарной педагогики. На

уроке он неизменно требовал точного выполнения своих указаний непосред-

ственно сразу после своего показа. В этом он не допускал никаких компромис-

сов и жёстко требовал этого и от самых талантливых. Нередко выходил из себя

и мог вышвырнуть ноты в коридор, выгоняя ученика с урока. Артур Шнабель

вспоминал: «Он был со мной очень строг, а иногда даже суров». По словам Са-

муила Майкапара Лешетицкий отличался очень горячим и вспыльчивым харак-

тером. « На уроке часто впадал в состояние такого раздражения, что выйдя из

себя не помнил, что говорил ученику, исполнение которого его не удовлетворя-

ло».

Не делал он исключения и для своих высокопоставленных учеников. Так

в 1878 году на последнем уроке в царском дворце с великой княжной, племян-

ницей Николая I и дочерью великой княгини Елены Павловны, Лешетицкий

выбросил в коридор ноты, раздраженный неритмичной игрой девушки. Великая

княжна встала и не без язвительного остроумия сказала: «Я могу иметь плохой

ритм, но у Вас, господин, нет такта». Когда Лешетицкий вернулся домой, то по-

лучил полицейское предписание в 24 часа покинуть Россию, что он и вынужден

был сделать.

Оказавшись в 1878 году в Вене, Лешетицкий в течение 37 лет преподавал

только частным образом. Недостатка в учениках он не испытывал – напротив,

после блестящих гастролей ученицы Лешетицкого и его второй супруги Анны

Николаевны Есиповой по Европе и Америке и после гастролей Фанни Блум-

фильд -Цейслер в Америке в 80 - е годы пианисты со всего мира стали съез-

жаться учиться к нему в Вену, куда он переехал вместе с Есиповой.

В 90 – е годы уже Игнаций Падеревский своими блестящими концертами

по всему миру подтвердил и окончательно закрепил эту славу, а затем и Шна-

бель, и другие звезды его класса; вследствие чего поток стремящихся учиться у

Лешетицкого всё ширился и ширился.

По данным Цезаря Кюи за год до отъезда Лешетицкого из России через

его руки прошло 800 учеников. Артур Шнабель приводит другую цифру – око-

ло 1800 учеников.

Как вспоминает Майкапар, на первом уроке Лешетицкий сообщал учени-

кам, что регулярных уроков он не дает, а потому многие достаточно подготов-

ленные для самостоятельной работы ученики брали у него уроки с промежутка-

ми иногда больше месяца.

По свидетельству Майкапара, урок у маэстро стоил недорого - 10 гульде-

нов - 8 российских рублей. Или 60 австрийских крон, что в пересчете на совре-

менные деньги соответствует примерно 320 евро. Вместе с тем с талантливыми

(например, со Шнабелем и многими другими) Лешетицкий занимался бесплат-

но.

Живя в Вене Лешетицкий общался с крупнейшими музыкантами своего

времени. Среди них Иоганнес Брамс, с которым Лешетицкий был дружен, а

также Франц Лист, с которым Теодор был всю жизнь в дружеском контакте.

Антон Рубинштейн, неоднократно приезжавший в Вену из России и Германии

и даже давший однажды домашний концерт для учеников Лешетицкого.

Иоганн Штраус, который был постоянным партнером по карточной игре.

Фортепианный фабрикант Людвиг Бёзендорф. Как и в России Лешетицкий был

связан с высшими кругами аристократии.

Лешетицкий был любителем и любимцем женщин, он был четырежды

женат. С первой женой - певицей А. фон Фриденбург, он прожил 14 лет.

Остальные три жены были пианистками, его ученицами и ассистентками. От

Есиповой, которая была младше его на 21 год, у него было двое детей. Сын Ро-

берт и дочь Тереза, впоследствии вокалистка и профессор Петербургской кон-

серватории. Третья жена Бениславска, полька из Литвы, была также его секре-

таршей. Брак длился 14 лет. Последний раз он женился в 1908 году в возрасте

78 лет на своей талантливой юной ученице Марии Габриэлле Розборской, поль-

ке по происхождению, с которой он прожил до конца своих дней в 1915 году.

По рассказам современников, больной Лешетицкий за день до своей кон-

чины почувствовал её приход и сказал окружающим: «Сегодня ночью я умру.

Принесите бутылку шампанского». Выпив бокал, он произнес: «Теперь в кро-

вать». Ночью его не стало.

Использованная литература:

1.

А. Д. Алексеев. Русские пианисты. М.- Л. 1948

2.

А. Д. Алексеев. История ф/п искусства. Часть 2. М. 1967

3.

Л. А. Баренбойм. А. Г. Рубинштейн. Т.1 Л. 1957

4.

Н. В. Бертенсон. А. Н. Есипова. Л. 1960

5.

Ф. Бузони. Путь к фортепианному мастерству. М. 1968

6.

Ц. Кюи. Избранные статьи. Л. 1952

7.

С. Майкапар. Годы ученья. М.- Л. 1938

8.

С. М. Мальцев. Метод Лешетицкого. СПб. 2005

9.

С. М. Мальцев. Рука Лешетицкого. СПб. 2003



В раздел образования