Авторы: Михайлова Алина Владимировна, Проскурина Людмила Евгеньевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №4 г. Донецка"
Населённый пункт: г.Донецк, ДНР
Наименование материала: Научная статья
Тема: "ТЕОДОР ЛЕШЕТИЦКИЙ. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА"
Раздел: дополнительное образование
ТЕОДОР ЛЕШЕТИЦКИЙ.
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ПЕДАГОГА.
Михайлова Алина Владимировна
Проскурина Людмила Евгеньевна
Преподаватель, МБУДО МШ № 4 г. Донецка
Федор Осипович Лешетицкий – по русской версии его имени и Теодор
Лешетицкий согласно польской орфографии – родился 22 июня 1830 года в ме-
стечке Лангут в Галиции, входящей тогда в Австрийскую Польшу – ныне Же-
шувское воеводство Польши. Его мать Тереза фон Ульман была полька. Его
отец, Йозеф Лешетицкий, тоже поляк, был учеником Карла Черни.
Отец и стал первым учителем своего сына, с детства привив ему основы
черниевской школы. Начав заниматься с 5 лет, Теодор должен был упражняться
ежедневно 2 часа под строгим оком отца.
Пианистический дебют девятилетнего мальчика состоялся в 1839 году во
Львове, где он исполнил Концертино Карла Черни для фортепиано с оркестром.
Дирижировал сын Моцарта – Франц Ксавьер Моцарт. Дебют имел успех, и
юного Теодора после этого стали называть вундеркиндом.
В 1840 году семья переезжает в Вену, где Теодор начинает заниматься у
самого Карла Черни.
Черни не только заложил основу пианизма Лешетицкого, развив его вир-
туозность на материале своих великолепных этюдов, но и направил его в сторо-
ну изучения гармонии, композиции и импровизации. Именно Черни привил Ле-
шетицкому представление о стилистике исполнения бетховенской музыки.
Теодор был замечательным учеником и на всю жизнь усвоил всё, что по-
лучил от Черни. Это дало основания Лешетицкому заявлять впоследствии: «Что
касается метода, я учу точно тому, чему меня научил Черни!».
К этому времени относится дружба Лешетицкого с К. Фильчем – его
сверстником, виртуозом - вундеркиндом и любимым учеником Шопена. Об
этом подающем надежды пианисте Лист отзывался так: «Когда этот мальчик
начнет ездить, мне нужно закрывать свою лавочку». Интерпретации сочинений
Шопена, которыми Лешетицкий был так известен впоследствии, были в значи-
тельной мере вдохновлены игрой этого одаренного юноши. Черни же недооце-
нивал музыку Шопена и неохотно проходил её в классе.
Бетховен и Шопен - таковы два важнейших музыкальных импульса, ко-
торые Лешетицкий получил в юности и которым остался верен в течение всей
жизни.
Параллельно с обучением у Черни Лешетицкий два - три раза в неделю
пел в церковном хоре. Итальянский тенор Сальви дал Теодору ряд уроков вока-
ла, чтобы развить его дар.
С 1842 по 1848 годы Лешетицкий также брал уроки теории композиции и
контрапункта у С. Зехтера – австрийского теоретика, композитора, органиста и
дирижёра.
Рецензия на первый сольный концерт Лешетицкого в Вене, состоявший-
ся в апреле 1844 года была весьма обнадёживающей и заканчивалась пророче-
скими словами: «Следует ожидать, что он возможно уже вскоре будет принад-
лежать к нашим корифеям фортепиано».
К 1844 году относится и начало собственной педагогической деятельно-
сти Теодора Лешетицкого. Параллельно юноша также изучал юриспруденцию в
Венском университете. По некоторым сведениям Лешетицкий не остался в сто-
роне от революционных событий 1848 – 1849 годов в Венгрии.
В Вене Лешетицкий был вхож в аристократические круги. А также по-
знакомился и с Антоном Рубинштейном, артистизмом и виртуозностью которо-
го был восхищен. Тесные дружеские отношения с Антоном Григорьевичем Тео-
дор сохранил на всю жизнь.
Эластичность удара, мягкость туше, звучность и певучесть игры, элеги-
ческое исполнение, хотя и глубоко обдуманное, но проявляющееся с душевным
увлечением - вот главные качества редкого и замечательного таланта Лешетиц-
кого.
Вскоре по приезде в Петербург Лешетицкий играл перед царём Никола-
ем I. Это происходило так. После приглашения во дворец за ним была послана
великолепная карета, а во дворце был сервирован изысканный ужин. Однако
рояль, на котором ему предложили играть, был в ужасном состоянии, и Леше-
тицкий – тогда молодой человек 20- ти с небольшим лет – к большому
неудовольствию царя играть категорически отказался. Все ожидали что пиани-
ста просто вышлют после этого из России. Но этого не произошло, и его при-
гласили вторично. Однако на этот раз карету за ним не послали. А ужин был
очень скудным и сервирован в маленькой спальне. Зато рояль был в отличном
состоянии, и Лешетицкий играл замечательно и имел большой успех.
От концерта к концерту Лешетицкий приобретал все большую из-
вестность как среди любителей музыки, так и среди знатоков и профессиона-
лов. Рубинштейн высоко оценивал Лешетицкого как музыканта и пианиста и
оказывал ему всяческую протекцию. В 1858 году Лешетицкий был постоянным
участником музыкальных вечеров, которые Рубинштейн устраивал по субботам
в своей небольшой квартире. Как концертирующий пианист Лешетицкий занял
значительное место в концертной жизни Петербурга 50-х - 60-х годов. Рецензии
на выступления были в основном хвалебные.
Педагогическая деятельность Лешетицкого в России оставила серьёзней-
ший след в истории отечественной музыкальной культуры.
В 1858 году Теодор начал работать в Смольном институте благородных
девиц в качестве музыкального инспектора. Вместе с Рубинштейном Лешетиц-
кий принимал деятельное участие в организации первой русской консервато-
рии.
В 1862 году была организована Петербургская консерватория, где пер-
вые 16 лет Теодор Лешетицкий был руководителем фортепианной кафедры по
приглашению Антона Рубинштейна.
Лешетицкий ежегодно обогащает музыкальную жизнь Петербурга и Рос-
сии в целом рядом замечательных пианистов - преподавателей и пианистов –
виртуозов, которые могли бы блистать везде.
Обращают на себя внимание во-первых, программы учеников, состоящие
не из салонных пьес, а из серьёзных классических сочинений; во-вторых, не
только практиковавшуюся тогда ещё публичную игру по нотам, на смену кото-
рой приходила игра наизусть, но и требование публично транспонировать ис-
полняемое: последнее тогда было обязательным для учеников Лешетицкого.
Воздействие Теодора Лешетицкого на русскую пианистическую культуру
в целом было исключительно плодотворным. Многие его ученики стали про-
фессорами Петербургской и других русских консерваторий.
Лешетицкий был ярчайшим представителем авторитарной педагогики. На
уроке он неизменно требовал точного выполнения своих указаний непосред-
ственно сразу после своего показа. В этом он не допускал никаких компромис-
сов и жёстко требовал этого и от самых талантливых. Нередко выходил из себя
и мог вышвырнуть ноты в коридор, выгоняя ученика с урока. Артур Шнабель
вспоминал: «Он был со мной очень строг, а иногда даже суров». По словам Са-
муила Майкапара Лешетицкий отличался очень горячим и вспыльчивым харак-
тером. « На уроке часто впадал в состояние такого раздражения, что выйдя из
себя не помнил, что говорил ученику, исполнение которого его не удовлетворя-
ло».
Не делал он исключения и для своих высокопоставленных учеников. Так
в 1878 году на последнем уроке в царском дворце с великой княжной, племян-
ницей Николая I и дочерью великой княгини Елены Павловны, Лешетицкий
выбросил в коридор ноты, раздраженный неритмичной игрой девушки. Великая
княжна встала и не без язвительного остроумия сказала: «Я могу иметь плохой
ритм, но у Вас, господин, нет такта». Когда Лешетицкий вернулся домой, то по-
лучил полицейское предписание в 24 часа покинуть Россию, что он и вынужден
был сделать.
Оказавшись в 1878 году в Вене, Лешетицкий в течение 37 лет преподавал
только частным образом. Недостатка в учениках он не испытывал – напротив,
после блестящих гастролей ученицы Лешетицкого и его второй супруги Анны
Николаевны Есиповой по Европе и Америке и после гастролей Фанни Блум-
фильд -Цейслер в Америке в 80 - е годы пианисты со всего мира стали съез-
жаться учиться к нему в Вену, куда он переехал вместе с Есиповой.
В 90 – е годы уже Игнаций Падеревский своими блестящими концертами
по всему миру подтвердил и окончательно закрепил эту славу, а затем и Шна-
бель, и другие звезды его класса; вследствие чего поток стремящихся учиться у
Лешетицкого всё ширился и ширился.
По данным Цезаря Кюи за год до отъезда Лешетицкого из России через
его руки прошло 800 учеников. Артур Шнабель приводит другую цифру – око-
ло 1800 учеников.
Как вспоминает Майкапар, на первом уроке Лешетицкий сообщал учени-
кам, что регулярных уроков он не дает, а потому многие достаточно подготов-
ленные для самостоятельной работы ученики брали у него уроки с промежутка-
ми иногда больше месяца.
По свидетельству Майкапара, урок у маэстро стоил недорого - 10 гульде-
нов - 8 российских рублей. Или 60 австрийских крон, что в пересчете на совре-
менные деньги соответствует примерно 320 евро. Вместе с тем с талантливыми
(например, со Шнабелем и многими другими) Лешетицкий занимался бесплат-
но.
Живя в Вене Лешетицкий общался с крупнейшими музыкантами своего
времени. Среди них Иоганнес Брамс, с которым Лешетицкий был дружен, а
также Франц Лист, с которым Теодор был всю жизнь в дружеском контакте.
Антон Рубинштейн, неоднократно приезжавший в Вену из России и Германии
и даже давший однажды домашний концерт для учеников Лешетицкого.
Иоганн Штраус, который был постоянным партнером по карточной игре.
Фортепианный фабрикант Людвиг Бёзендорф. Как и в России Лешетицкий был
связан с высшими кругами аристократии.
Лешетицкий был любителем и любимцем женщин, он был четырежды
женат. С первой женой - певицей А. фон Фриденбург, он прожил 14 лет.
Остальные три жены были пианистками, его ученицами и ассистентками. От
Есиповой, которая была младше его на 21 год, у него было двое детей. Сын Ро-
берт и дочь Тереза, впоследствии вокалистка и профессор Петербургской кон-
серватории. Третья жена Бениславска, полька из Литвы, была также его секре-
таршей. Брак длился 14 лет. Последний раз он женился в 1908 году в возрасте
78 лет на своей талантливой юной ученице Марии Габриэлле Розборской, поль-
ке по происхождению, с которой он прожил до конца своих дней в 1915 году.
По рассказам современников, больной Лешетицкий за день до своей кон-
чины почувствовал её приход и сказал окружающим: «Сегодня ночью я умру.
Принесите бутылку шампанского». Выпив бокал, он произнес: «Теперь в кро-
вать». Ночью его не стало.
Использованная литература:
1.
А. Д. Алексеев. Русские пианисты. М.- Л. 1948
2.
А. Д. Алексеев. История ф/п искусства. Часть 2. М. 1967
3.
Л. А. Баренбойм. А. Г. Рубинштейн. Т.1 Л. 1957
4.
Н. В. Бертенсон. А. Н. Есипова. Л. 1960
5.
Ф. Бузони. Путь к фортепианному мастерству. М. 1968
6.
Ц. Кюи. Избранные статьи. Л. 1952
7.
С. Майкапар. Годы ученья. М.- Л. 1938
8.
С. М. Мальцев. Метод Лешетицкого. СПб. 2005
9.
С. М. Мальцев. Рука Лешетицкого. СПб. 2003