Автор: Белоусова Наталья Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Качканарская школа"
Населённый пункт: Свердловская область город Качканар
Наименование материала: Статья
Тема: Оценивание обучающихся в 1 классе
Раздел: начальное образование
Оценивание обучения в 1 классе
В основу Стандарта положены деятельностный и
дифференцированный подходы. Как педагогу сделать каждый урок
продуктивным и максимально эффективным для всех учащихся?
Задача учителя – изучить индивидуальные особенности учащихся и
облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у
детей интерес к учёбе. Для этого нужно вложить в них веру в свои
силы, указать причины их отставания и вместе найти пути
преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие
успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся
постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже
незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать,
повышает интерес к знаниям. Во время обучения в 1 классе,
используется качественная оценка деятельности обучающихся через
словесное и эмоциональное поощрение. Безотметочное обучение
вводится в 1 классе и призвано способствовать индивидуализации
учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности обучающихся с нарушением интеллекта.
Оценочную деятельность сосредотачиваю вокруг развернутого
словесно-описательного анализа процесса учения школьника и
формирования его самооценки.
Как же выстроить работу в классе в условиях безотметочного
обучения? Оценивание деятельности веду с начала обучения.
Начинаю с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими
правил школьной жизни, проявления навыков культурного
поведения и общения. Выделяю успехи каждого ребенка.
Использую приемы, которые помогают сделать оценивание
естественным элементом динамики урока в 1 классе. Поощрения
применяю от более простых к сложным.
Прием 1 - аплодисменты, улыбка, добрый взгляд.
Прием 2 - «Молодец!», «Умница!», «Меня порадовала твоя
работа!», «Ты пример», «Ты справился», «Постарайся», «Какие
красивые цифры (буквы) ты написал!». При выполнении работы в
тетради, как педагог обвожу в кружочек ту букву или цифру,
которая наиболее приближена к эталону. Затем предлагаю оценить
детей свою работу.
Прием 3 - поощрительный приз, значок «Лучший математик»,
«Спасибо за работу!», «Самый лучший друг», «Самая аккуратная
тетрадь» и др.
Прием 4- «Ты сегодня выступаешь в роли учителя!», «Ты
получаешь право писать в волшебной тетради», «Ты будешь работу
выполнять волшебной ручкой» и др.
Прием 5 - «Дерево нашего успеха». В течение урока за ответы на
вопросы дети все вместе получают жетончики, например, яблочки. В
конце видим дерево с яблочками как успех коллективной работы на
уроке.
Прием 5 - «Фонарики» - дети обмениваются тетрадями и сверяют
задания с эталоном, внося исправления цветными карандашами т.е.
развивается орфографическая зоркость.
Прием 6 - «Линеечки» (Г.А. Цукерман) тоже использую в своей
практике. Они представляют собой отрезки, высотой 4-6 клеточек.
При выполнении работы ученик рисует 3-4 вертикальные линеечки.
Вместе с учителем и классом выбирается, что будет оцениваться: п-
правильность, с -старание, а -аккуратность и т.д. Ученик ставит
крестик вверху, если работа выполнена правильно и красиво, в
середине, если не совсем правильно, внизу -если неправильно.
Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не
соглашается - ставит крестик на другом уровне.
Диагностические карты заводятся для систематического оценивания
учебных достижений ученика,диагностирования качества
образовательного процесса, сопоставления результатов в усвоении
умений, навыков. В карту заносятся программные требования по
предметам, которые ребенок должен освоить в ходе обучения.
Первая диагностическая работа (входная) проводится в начале
учебного года. Определяется стартовый уровень развития ребенка до
обучения. Сигнализируется, какой материал надо повторить,
проработать.
Промежуточная диагностика позволяет учителю оценить
надежность усвоения учебного материала. Диагностические карты
заполняются учителем и учениками.
В «Листы индивидуальных достижений» фиксируются маленькие
победы и трудности в обучении.