Автор: Шманова Виктория Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад 350
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка цикла занятий "Символы России"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка цикла занятий «Символы России».
Шманова Виктория Александровна
Введение
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал»
К. М. Симонов
Аннотация.
Знакомство детей дошкольного возраста с государственными
символами страны - трудная задача. Данная работа предназначена
для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и
представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с
детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях
развития и создания условий для формирования гражданских и
патриотических чувств дошкольников через знакомство с
символами своего государства и более детального знакомства с
историей их появления. Воспитание у детей чувства гордости за
уникальность своей страны, уважительное отношение к
историческому прошлому, бережного отношения к традициям
своего народа.
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема
патриотического воспитания детей. За последние годы в стране
произошли большие перемены. Наметилась негативная тенденция в
социально- педагогической ситуации: традиционные духовные
ценности и идеалы сменились на ценности и идеалы западной
массовой культуры, материальное заменило духовное, личные
интересы стали противоположны общественным, произошло
смещение ценностных ориентации - патриотические идеалы
постепенно утратили социальную значимость. Следствием этих
стихийных процессов явилось нарушение отлаженной работы
системы социализации подрастающего поколения, которая
создавалась годами и основывалась на преемственности поколений.
В период нестабильности в обществе возникает необходимость
вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым
корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе
воспитания. Учреждения дошкольного образования, являясь
начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны
формировать у детей первичные представления об окружающем
мире, отношение к действительности, дать возможность им
почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего
отечества.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом
целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый
благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной
культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего
патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок
начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
На сегодняшний день и государство, и наука стали уделять этой
проблеме особое внимание. Опубликованы нормативные
документы по этой теме Министерством образования разработана
программа «Патриотического воспитания граждан Российской
Федерации на 2016-2025 годы», которая ориентирована на
повышение общественного статуса патриотического воспитания в
учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до
высшего профессионального, обновление его содержания и
структуры на основе отечественных традиций и современного
опыта. В науке наблюдается тенденция возвращения к идеям К. Д
Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе
патриотического воспитания. Повысился интерес исследователей к
разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с
различными сторонами окружающей действительности и
воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране.
(Е. А.Казаева, Е. К.Ревина, Л. А.Кондрыкинская).
Трудность работы по патриотическому воспитанию обусловлена
ещё и тем, что в молодых семьях вопросы патриотизма,
гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают
лишь недоумение.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача
чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях
дошкольного возраста. Но говорить о воспитании патриотизма без
сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд,
нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что
чувствуешь, знаешь, понимаешь.