Автор: Горбылева Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 6"
Населённый пункт: г. Щекино Тульской области
Наименование материала: конспект занятия с детьми средней группы
Тема: "Прогулка в весенний лес"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Прогулка в весенний лес»
Возраст детей: средняя группа
Образовательная область (приоритетные): познавательное развитие (математическое разви-
тие).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, соци-
ально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигатель-
ная.
Программное содержание:
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Образовательные задачи:
-
Закрепить знания детей о цифрах 1 , 2 , 3, 4, 5. Закрепить умение устанавливать соответ-
ствие между количеством предметов, числом и цифрой и формировать на основе счета
представления о равенстве/неравенстве.
-
Продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами: добавляя к меньшей
группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний)
предмет и формировать на основе счета представления о равенстве/неравенстве.
-
Закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур (треугольник,
квадрат, круг, овал).
-
Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности в выборе материалов (па-
лочек, шнурка) для моделирования изображения геометрических фигур.
-
Закрепить знания детей о свойствах предметов по величине: большой, маленький.
-
Способствовать проявлению познавательной активности детей, желания строить свои
умозаключения.
-
Расширять активный словарь, формировать умение отвечать на вопросы полным отве-
том.
Развивающие задачи:
-
Развивать счетные навыки в пределах пяти.
-
Развивать мелкую и общую моторику.
-
Развивать внимание, мышление, речь.
-
Развивать тактильные ощущения.
-
Развивать и поддерживать инициативность и самостоятельность в познавательной (поис-
ковой) деятельности.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать у детей любовь к родной природе, умение понимать ее красоту.
-
Воспитывать активность. Уверенность
-
Продолжать формировать дружеские отношения в детском коллективе на основе сов-
местной деятельности.
Необходимые материалы и оборудование:
Декорация леса, набор цифр на каждого ребенка от 1 до 5, счетные палочки, веревочки на
каждого ребенка, квадратный фрагмент порогового коврика «травка», мешочки с орехами на
каждого ребенка, тарелочки (большая и маленькая) на каждого ребенка, мягкие игрушки (заяц,
белка, бельчонок), демонстрационный счетный материал (заяц, морковка, капуста), корзины
(большая и маленькая), шарик, письмо, муляжи фруктов и овощей, фонограмма, сапожки - на
каждого ребенка по паре, зонт для воспитателя.
№
п/п
ЭТАПЫ
ЗАНЯТИЯ/
обеспечение
психолого-педа-
гогических
условий
Ход занятия:
Техноло-
гии, мето-
ды, фор-
мы рабо-
ты, прие-
мы
Планируемые
результаты
Вре-
мя
(в
мин)
1.
Мотивационный
этап
(Дети заходят в группу. Под по-
толком висит гелевый шарик, к ко-
торому привязано письмо. Воспи-
татель предлагает детям осмот-
реться вокруг и отметить, какие
изменения произошли в группе.)
- Ребята, посмотрите внимательно
вокруг себя и скажите, что необыч-
ного вы увидели в группе? (шарик)
- А как вы думаете, как он здесь
оказался?
- Ребята, к шарику что-то привяза-
но. Давайте вместе посмотрим, что
это. (конверт)
На конверте надпись:
Куда детский сад № 6
Кому детям средней группы «А»
От кого жителей леса
Воспитатель читает письмо:
Здравствуйте, ребята!
Пишут вам лесные жители. У нас беда.
Закончилась зима, а вместе с ней за-
кончились все запасы, которые мы го-
товили себе на зиму. Голодно нам в ве-
сеннем лесу. Помогите, пожалуйста,
нам прожить до нового урожая! Вме-
сто подписей высылаем вам свои
фотографии, на обратной стороне ко-
торых вы увидите, где нас искать.
Техноло-
гия
проблем-
ного обуче-
ния
Дети обладают
развитым вооб-
ражением.
Сосредотачива-
ют внимание,
вживаются в
игровую ситуа-
цию, рассмат-
ривают и про-
являют ин-
терес.
1
2.
Ориентировоч-
ный этап (фор-
мулирование це-
лей деятельно-
сти, подбор
средств)
(Воспитатель достает из конвер-
та изображение зайца и белки и
предлагает детям узнать живот-
ных.)
- Ребята, давайте посмотрим на
фотографии и узнаем, кто прислал
нам письмо. (белка и заяц)
- Где живут белка и заяц? (в лесу)
- Это дикие или домашние живот-
ные? (дикие)
- Почему заяц на фотографии серо-
го цвета? (с приходом весны он по-
менял свою шубку с белой на се-
рую)
- Давайте перевернем фотографию
Метод сло-
весный: бе-
седа
Дети прояв-
ляют любозна-
тельность, за-
дают вопросы
взрослым и
сверстникам,
интересуются
причинно-след-
ственными свя-
зями
1.30
зайца и посмотрим, где мы будем
искать его в лесу. (под березой)
- Как вы догадались, что это бе-
реза? (у нее белый ствол с черны-
ми черточками)
- А почему на дереве нет листоч-
ков? (ранней весной листочки еще
не распустились)
- Давайте посмотрим, где искать
белку? (под елкой)
Теперь мы знаем, где искать белку
с зайцем в лесу. Поможем им в их
беде?
- Что мы можем для них сделать?
(отнести им корм)
На подносе лежат разные овощи
и фрукты, орехи. Воспитатель
предлагает
сначала
девочкам
подойти к столу и выбрать угоще-
ние для зайца, а затем мальчики
выбирают угощение для белки.
- Девочки, что вы положили в свою
корзину? (морковь и капусту)
- Что взяли мальчики? (орехи)
- Гостинцы для животных мы со-
брали, теперь можем отправляться
в лес.
Метод на-
глядный:
рассматри-
вание
Метод
практиче-
ский
Метод
практиче-
ский: рабо-
та в малой
группе
1
3.
Исполнитель-
ский этап
Давайте закроем глазки и дружно
скажем:
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер деток унеси
В лес весенний опусти.
- Ребята, детский сад наш изменил-
ся,
В лес весенний превратился.
Мы отправимся гулять
И животных угощать.
(Звучит музыка, передающая шум ле-
са).
-Посмотрите, как здесь красиво. Лес
пробуждается от зимнего сна. На дере-
вьях набухают почки. Звонко поют
песни птицы. Пахнет свежим возду-
хом.
(дыхательная гимнастика)
Воздух мы лесной вдохнем,
Дышим носом, а не ртом,
Плечи мы не поднимаем,
Животом не помогаем.
Метод сло-
весный:
пояснение
Метод
практиче-
ский: игра
Метод сло-
весный: бе-
седа
У детей разви-
та крупная и
мелкая мотори-
ка; они по-
движны, выно-
сливы, владеют
основными
движениями,
могут контро-
лировать свои
движения и
управлять ими
2
Поддержка ини-
циативы
Поддержка ин-
дивидуальности
Предоставление
выбора
Организация
взаимодействия
детей друг с
другом
Ориентировка
на интересы и
возможности
каждого ребенка
(дифференциа-
ция)
- Здравствуй лес, дремучий лес, пол-
ный сказок и чудес!
- Ребята, где мы будем искать зайца?
(под березой)
- Ребята, заяц совсем не умеет считать.
Давайте
поможем
ему
сосчитать,
сколько и каких овощей вы ему прине-
сли, чтобы он знал, хватит ли ему
запасов до нового урожая.
(Дети садятся за столы. На доске
изображение зайца, морковь и капу-
ста)
-Посмотрите внимательно на доску.
Здесь вы видите Зайку и овощи, кото-
рые вы для него приготовили.
-Сколько у нас зайчиков? (1)
-Покажите цифру 1.
-Давайте посчитаем, сколько морко-
вок? (5)
-Покажите цифру 5
-Сколько кочанов капусты мы для него
принесли? (4)
- Покажите цифру 4.
- Чего больше, морковок или капусты?
- На сколько больше морковок, чем
капусты?
-Чего меньше, капусты или морковок?
-На сколько меньше капусты, чем мор-
кови?
-Что нужно сделать, чтобы количество
моркови и капусты стало одинаковым?
- Если уберем одну морковку, сколько
останется морковок?
-
Что можем сказать о количестве
морковки и капусты?
-
После того, как добавили одну
капусту, сколько стало?
-
Что можно сказать о количестве
морковки и капусты?
-
Мы помогли зайчику сосчитать ово-
щи. А теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика
«Полянка»
Дети берут квадратный фрагмент
порогового коврика «травка». Кладут
его на стол, и обе руки делают на нем
движения соответственно тексту:
Метод
практиче-
ский
Метод на-
глядный:
рассматри-
вание
Метод сло-
весный: Бе-
седа
Метод
практиче-
ский: Игра
Дети достаточ-
но хорошо вла-
деют устной
речью, могут
выражать свои
мысли и жела-
ния
3.30
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки
И катались по траве,
От хвоста и к голове
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать.
-
Размяли пальчики, отдохнули. Уб-
рали коврики в сторону.
-
Ребята, мы помогли зайчику сосчи-
тать овощи, но он опять просит нас о
помощи. Заяц хочет изучить геометри-
ческие фигуры. Поможем ему в этом?
-
Зайка интересуется, на какую гео-
метрическую фигуру похожа морков-
ка?
-
Возьмите счетные палочки и с по-
мощью них выложите треугольник.
-
Сколько палочек вам понадоби-
лось?
-
Сколько у треугольника углов?
-
Сколько сторон?
-
Правильно, ребята, в треугольнике
видны три угла, три стороны.
-
Если мы возьмем еще одну палочку,
то какую геометрическую фигуру смо-
жем выложить?
-
Сколько у квадрата углов? Сторон?
-
Что можно сказать о сторонах квад-
рата?
-
Правильно, у квадрата все четыре
стороны одинаковой длины.
-
Подскажите зайчику, на какую гео-
метрическую фигуру похожа капуста?
-
Скажите, с помощью счетных пало-
чек можно выложить круг? Почему?
-
Отложите палочки в сторону и с по-
мощью шнурков выложите круг.
-
Что мы знаем о круге?
Правильно, у круга нет ни конца и ни
начала, ни углов и ни сторон.
- Как из круга сделать овал?
-
Чем похожи круг и овал? Чем они
отличаются?
-
Давайте подведем итог. С какими
геометрическими фигурами мы позна-
комили зайца?
-
Ну что же, зайчику мы помогли.
Предлагаю вам продолжить наше пу-
Метод
практиче-
ский:
Упражне-
ние
Метод сло-
весный:
Пояснение
Метод сло-
весный: Бе-
седа
Метод
практиче-
ский: Рабо-
та в малой
группе
Метод
практиче-
ский: Мо-
делирова-
ние
Техноло-
гия
проблем-
ного обуче-
ния
Метод
практиче-
ский:
упражне-
ние
У детей разви-
та крупная и
мелкая мотори-
ка; они по-
движны, выно-
сливы, владеют
основными
движениями,
могут контро-
лировать свои
движения и
управлять ими.
Дети активно
взаимодейству-
ют со сверстни-
ками взрослым;
обладают уста-
новкой поло-
жительного от-
ношения к ми-
ру, другим лю-
дям и самому
себе;
Могут исполь-
зовать речь для
построения ре-
чевого выска-
зывания в ситу-
ации общения.
1
4.00
4.30
Ориентировка
на интересы и
возможности
каждого ребенка
(дифференциа-
ция)
Организация
взаимодействия
детей друг с
другом
Поддержка ини-
циативы
Поддержка ин-
дивидуальности
Предоставление
выбора
Ориентировка
на интересы и
возможности
каждого ребенка
(дифференциа-
ция)
тешествие по лесу.
Снова мы идем по лесу,
А вокруг так интересно.
Отдохнуть пора, дружок,
Мы расскажем вам стишок.
Физкультминутка
Солнце спит и небо спит,
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок.
Дождь по крышам застучал
И деревья раскачал.
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не видно лучик.
Звучит музыка, передающая шум до-
ждя.
-
Ребята, что это за звуки? В нашем
лесу
пошел
настоящий
весенний
дождь. Давайте спрячемся от дождя
под зонт и послушаем, как шумит до-
ждик. Какие звуки вы еще слышите?
-
Вот и кончился дождь. Что остается
после дождя на дорожках?
-
Чтобы нам не испачкать ножки,
предлагаю вам надеть сапожки. Но са-
пожки наши не простые, а математиче-
ские.
Игра «Найди пару»
Воспитатель раздает детям
по одному сапожку разного цвета
(красный, желтый, синий, зеленый), на
которых нарисовано разное количе-
ство цветочков от 1 до 5. На столе
разложены вторые сапоги от пары
сапог, на которых написаны цифры
от 1 до 5. Детям нужно найти пару,
сосчитав количество цветков на сво-
ем сапоге и, соотнеся его с соответ-
ствующей цифрой.
-
Все справились с заданием? Молод-
цы. Теперь наши ножки останутся су-
хими и чистыми.
-
Дождь прошел, выглянуло солныш-
ко. Давайте сапожки отложим в сторо-
ну и отправимся дальше.
-
Ребята, где мы будем искать белку?
(дети находят белку под елкой)
Метод сло-
весный:
Пояснение
Метод
практиче-
ский:
Упражне-
ние
Метод
практиче-
ский: Игра
Дети прояв-
ляют инициа-
тиву и самосто-
ятельность в
разных видах
деятельности
1
2
Организация
взаимодействия
детей друг с
другом
-
Посмотрите, белка не одна, а со
своим детенышем. Как называют дете-
ныша белки?
-
Как вы узнали, где белка, а где
бельчонок?
-
Чем мы угостим белку c бельчон-
ком?
-
Ребята, посмотрите, орехи, которые
мы с вами принесли, одинакового раз-
мера?
- Кому мы дадим большие орехи?
-
А маленькие?
-
Но вот беда, все орехи перепута-
лись. Давайте поможем белкам отде-
лить большие орехи от маленьких.
Игра «Волшебный мешочек»
(В мешочках лежат орехи: грецкие -
большие и фундук - маленькие)
-
Ребята, у вас на столах лежат ме-
шочки с орехами. Вы должны на
ощупь, не заглядывая внутрь, выло-
жить сначала все большие орехи, а за-
тем маленькие.
-
В
какую
тарелочку
положим
большие орехи?
-
Маленькие?
Дети самостоятельно раскладывают
орехи.
-
Какой белочке отдадим большие
орехи?
-
Кому отдадим маленькие орехи?
Складываем орехи в большую и ма-
ленькую корзины.
Техноло-
гия
проблем-
ного обуче-
ния
Метод
практиче-
ский: Игра
1.20
4.
Рефлексивный
этап
(«взгляд назад»,
выражение
своих эмоций по
итогам деятель-
ности)
Наша прогулка по лесу подошла к кон-
цу.
Хорошо в лесу гуляли?
Много вы здесь увидали,
А теперь домой пора.
Собирайся, детвора.
-Давайте закроем глазки и вспомним
все наше путешествие.
-Кого мы встретили в лесу?
-Какую помощь мы им оказали?
-Понравилось вам наша прогулка?
Метод сло-
весный: Бе-
седа
Дети совершен-
ствуют умение
подводить итог
услышанного и
увиденного.
0.30
5.
Перспективный
этап
(выход на само-
Ребята, если вам понравилось работать
со счетными палочками, вы сможете
их найти в нашем инженерном уголке.
Метод сло-
весный: Бе-
Мотивация де-
тей на дальней-
0.30
стоятельную де-
ятельность де-
тей)
Пользуясь схемами, вы можете со-
брать любой рисунок или, проявив
творчество, составить свою картинку.
Также вы можете поиграть в игру
«Волшебный мешочек», сложив туда
мелкие игрушки и определять на
ощупь то, что вы достали из него.
седа
шую образова-
тельную дея-
тельность