Автор: Сычева Анна Аркадьевна
Должность: Дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 г. Алексеевка
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Когнитивное развитие детей с ОВЗ посредством формирования пространственных представлений.
Раздел: дошкольное образование
Сычева Анна Аркадьевна
Белгородская область, г. Алексеевка, МБДОУ «Детский сад №2» учитель –
дефектолог
Когнитивное развитие детей с ОВЗ посредством формирования
пространственных представлений.
Аннотация:
В
статье
раскрывается
проблема
несформированности
пространственных представлений у детей с ОВЗ, которая в следствии влияет на
когнитивное развитие ребенка в целом. Рассматриваются пути и методы
коррекционной работы по исправлению данного негативного психологического
явления.
Ключевые слова:
Когнитивное развитие - это набор сложных структур, которые составляют базу
интеллектуальной деятельности.
Пространственные представления – это представления о пространственных
свойствах и отношениях: форме, величине, местоположении и перемещении
предметов
относительно
друг
друга,
собственного
тела,
окружающих
предметов.
Формирование пространственных представлений – работа по формированию
пространственных представлений у детей в трехмерной ориентировке в
пространстве
(основные
пространственные
направления)
и
двухмерной
ориентировке (на листе бумаге).
Когнитивное развитие и формирование пространственных представлений,
тесно связанные психологические категории. В ракурсе когнитивного развития
ребенка,
формирование
пространственных
представлений,
является
предшествующей ступенью, определяющей
успешность этого процесса в
целом.
Когнитивным
развитием
(понятие
происходит
от
англ.
Cognitive
development) называют развитие всех видов мыслительных процессов, к
1
которым относятся процесс восприятия, памяти, формирования понятий,
решения задач, воображения, логики [4].
В широком смысле целом когнитивные развитие - это набор сложных
структур, которые составляют базу интеллектуальной деятельности [4].
Разработана
теория
когнитивного
развития
была
Жаном
Пиаже,
швейцарским психологом и философом. Теория Пиаже утверждает, что человек
самостоятельно конструирует собственные когнитивные способности при
помощи своих действий в окружающей среде.
Таким образом, когнитивные развитие - это набор сложных структур,
которые составляют базу интеллектуальной деятельности.
Одними из средств, когнитивного развития детей с ОВЗ в дошкольном
возрасте, по мнению современных психологов, нейропсихологов является
формирование пространственных представлений.
Рассматривая
понятие
«формирование
пространственных
представлений», опираемся на нейропсихологические исследования. И в целом
видим,
реализацию
этого
направления
с
детьми
как
синтез
нейропсихологических и дефектологических исследований, предлагаемых ими
форм и методов коррекции.
Так, одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его
к школьному обучению является уровень сформированности пространственных
представлений. Так, как их, несформированность, является одной из причин
современных проблем обучения – дисграфии и дислексии. Решение вопросов
по
формированию
пространственных
представлений
и
как
следствие
когнитивного развития ребенка, служит хорошей основой для избегания,
формирования этих негативных учебных навыков [3].
Основой системы нашей коррекционной работы, в ракурсе обозначенной
выше
темы
исследования,
является
применение
комплекса
нейропсихологических
занятий,
разработанных
Колгановой
Валентиной
Станиславовной.
Сама
программа
направлена
на
формирование
2
пространственных представлений детей 5 – 12 лет и построена с учетом
поэтапности формирования пространственных представлений в онтогенезе: от
уровня
собственного
тела
к
квазипространтсвенному
уровню,
от
непосредственного восприятия пространственных категорий до последующего
словесного обозначения пространственных категорий. Другими словами,
программа
помогает
ребенку
освоить
все
уровни
пространственных
представлений, необходимых для успешного формирования учебных навыков и
успешного усвоения в дальнейшем основных дисциплин школьной программы
(математика, письмо, чтение) [1].
Программа включает24 занятия, где основной и первостепенной задачей
является овладение ребенком понятий ориентировки на собственном теле,
далее пространственной ориентировки в окружающей среде, с включением
изучения и понимания предлогов. Успешное овладение ребенком данной
пространственной базой, позволяет перейти к следующему этапу – это
ориентировка на листе бумаги с включением заданий на ориентировку на листе,
графические диктанты, копирование по клеткам, складывание фигур из
палочек, зеркальное письмо в воздухе и т.д.
Система занятий построена от простого, к сложному, только овладев
ориентировкой на теле, а в дальнейшем ориентировкой в пространстве, можем
переходить к ориентировке на бумаге и закреплению приобретенных навыков.
Так – же, в базовые занятия, добавляем выполнение заданий в рабочей
тетради
автора
Соболевой
Александры
Евгеньевны,
где
развитие
пространственных представлений тесно сочетается с развитием моторики.
Упражнения
в
тетради
подобраны
с
учетом
возрастных
нормативов
формирования высших психических функций ребенка и рассчитаны на
совместную
творческую
работу
ребенка
и
взрослого.
Моторика
и
пространственные представления тесно связаны ведь для того чтобы даже
написать одну букву, ребенок должен ее мысленно увидеть, повернуть в
3
пространстве и только после этого его мозг осуществляет целый комплекс
действий, позволяющий связать руки с головой и написать нужный знак [2].
Таким
образом,
когнитивное
развитие
посредством
формирования
пространственных представлений детей с ОВЗ, позволит ребенку приобрести
целый комплекс учебных навыков, определяющих успешность обучения в
школе. Он будет уметь ориентироваться в окружающем пространстве: от себя,
от другого человека, от других предметов. Ориентироваться на плоскости: лист,
страница, бумага в клетку, в линейку. Пользоваться пространственным
словарем: предлогами, наречиями, и другими частями речи.
Реализация системы работы, требует дополнения, внедрения новых
методов коррекции формирования пространственных представлений.
Литература
1. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В.С. Колганова.
— М.: АЙРИС - пресс, 2021. — 144 с.
2. Соболева, А. Е. Развитие пространственных представлений и моторики с
нейропсихологом / А.Е. Соболева. — Москва: Эксмо, 2019 . — 48 с.
3.
Праведникова, И.И.
Развитие орфографической зоркости / И. И.
Праведникова // Ростов н /Д: Феникс, 2021. — 61с.
4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 460с.
4