Напоминание

Когнитивное развитие детей с ОВЗ посредством формирования пространственных представлений.


Автор: Сычева Анна Аркадьевна
Должность: Дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 г. Алексеевка
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Когнитивное развитие детей с ОВЗ посредством формирования пространственных представлений.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сычева Анна Аркадьевна

Белгородская область, г. Алексеевка, МБДОУ «Детский сад №2» учитель –

дефектолог

Когнитивное развитие детей с ОВЗ посредством формирования

пространственных представлений.

Аннотация:

В

статье

раскрывается

проблема

несформированности

пространственных представлений у детей с ОВЗ, которая в следствии влияет на

когнитивное развитие ребенка в целом. Рассматриваются пути и методы

коррекционной работы по исправлению данного негативного психологического

явления.

Ключевые слова:

Когнитивное развитие - это набор сложных структур, которые составляют базу

интеллектуальной деятельности.

Пространственные представления – это представления о пространственных

свойствах и отношениях: форме, величине, местоположении и перемещении

предметов

относительно

друг

друга,

собственного

тела,

окружающих

предметов.

Формирование пространственных представлений – работа по формированию

пространственных представлений у детей в трехмерной ориентировке в

пространстве

(основные

пространственные

направления)

и

двухмерной

ориентировке (на листе бумаге).

Когнитивное развитие и формирование пространственных представлений,

тесно связанные психологические категории. В ракурсе когнитивного развития

ребенка,

формирование

пространственных

представлений,

является

предшествующей ступенью, определяющей

успешность этого процесса в

целом.

Когнитивным

развитием

(понятие

происходит

от

англ.

Cognitive

development) называют развитие всех видов мыслительных процессов, к

1

которым относятся процесс восприятия, памяти, формирования понятий,

решения задач, воображения, логики [4].

В широком смысле целом когнитивные развитие - это набор сложных

структур, которые составляют базу интеллектуальной деятельности [4].

Разработана

теория

когнитивного

развития

была

Жаном

Пиаже,

швейцарским психологом и философом. Теория Пиаже утверждает, что человек

самостоятельно конструирует собственные когнитивные способности при

помощи своих действий в окружающей среде.

Таким образом, когнитивные развитие - это набор сложных структур,

которые составляют базу интеллектуальной деятельности.

Одними из средств, когнитивного развития детей с ОВЗ в дошкольном

возрасте, по мнению современных психологов, нейропсихологов является

формирование пространственных представлений.

Рассматривая

понятие

«формирование

пространственных

представлений», опираемся на нейропсихологические исследования. И в целом

видим,

реализацию

этого

направления

с

детьми

как

синтез

нейропсихологических и дефектологических исследований, предлагаемых ими

форм и методов коррекции.

Так, одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его

к школьному обучению является уровень сформированности пространственных

представлений. Так, как их, несформированность, является одной из причин

современных проблем обучения – дисграфии и дислексии. Решение вопросов

по

формированию

пространственных

представлений

и

как

следствие

когнитивного развития ребенка, служит хорошей основой для избегания,

формирования этих негативных учебных навыков [3].

Основой системы нашей коррекционной работы, в ракурсе обозначенной

выше

темы

исследования,

является

применение

комплекса

нейропсихологических

занятий,

разработанных

Колгановой

Валентиной

Станиславовной.

Сама

программа

направлена

на

формирование

2

пространственных представлений детей 5 – 12 лет и построена с учетом

поэтапности формирования пространственных представлений в онтогенезе: от

уровня

собственного

тела

к

квазипространтсвенному

уровню,

от

непосредственного восприятия пространственных категорий до последующего

словесного обозначения пространственных категорий. Другими словами,

программа

помогает

ребенку

освоить

все

уровни

пространственных

представлений, необходимых для успешного формирования учебных навыков и

успешного усвоения в дальнейшем основных дисциплин школьной программы

(математика, письмо, чтение) [1].

Программа включает24 занятия, где основной и первостепенной задачей

является овладение ребенком понятий ориентировки на собственном теле,

далее пространственной ориентировки в окружающей среде, с включением

изучения и понимания предлогов. Успешное овладение ребенком данной

пространственной базой, позволяет перейти к следующему этапу – это

ориентировка на листе бумаги с включением заданий на ориентировку на листе,

графические диктанты, копирование по клеткам, складывание фигур из

палочек, зеркальное письмо в воздухе и т.д.

Система занятий построена от простого, к сложному, только овладев

ориентировкой на теле, а в дальнейшем ориентировкой в пространстве, можем

переходить к ориентировке на бумаге и закреплению приобретенных навыков.

Так – же, в базовые занятия, добавляем выполнение заданий в рабочей

тетради

автора

Соболевой

Александры

Евгеньевны,

где

развитие

пространственных представлений тесно сочетается с развитием моторики.

Упражнения

в

тетради

подобраны

с

учетом

возрастных

нормативов

формирования высших психических функций ребенка и рассчитаны на

совместную

творческую

работу

ребенка

и

взрослого.

Моторика

и

пространственные представления тесно связаны ведь для того чтобы даже

написать одну букву, ребенок должен ее мысленно увидеть, повернуть в

3

пространстве и только после этого его мозг осуществляет целый комплекс

действий, позволяющий связать руки с головой и написать нужный знак [2].

Таким

образом,

когнитивное

развитие

посредством

формирования

пространственных представлений детей с ОВЗ, позволит ребенку приобрести

целый комплекс учебных навыков, определяющих успешность обучения в

школе. Он будет уметь ориентироваться в окружающем пространстве: от себя,

от другого человека, от других предметов. Ориентироваться на плоскости: лист,

страница, бумага в клетку, в линейку. Пользоваться пространственным

словарем: предлогами, наречиями, и другими частями речи.

Реализация системы работы, требует дополнения, внедрения новых

методов коррекции формирования пространственных представлений.

Литература

1. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В.С. Колганова.

— М.: АЙРИС - пресс, 2021. — 144 с.

2. Соболева, А. Е. Развитие пространственных представлений и моторики с

нейропсихологом / А.Е. Соболева. — Москва: Эксмо, 2019 . — 48 с.

3.

Праведникова, И.И.

Развитие орфографической зоркости / И. И.

Праведникова // Ростов н /Д: Феникс, 2021. — 61с.

4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. —

Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 460с.

4



В раздел образования