Напоминание

«Коррекция пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ (ТНР) по средствам системы нейропсихологических занятий»


Автор: Сычева Анна Аркадьевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 г. Алексеевка
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: «Коррекция пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ (ТНР) по средствам системы нейропсихологических занятий»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Коррекция пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ

(ТНР) по средствам системы нейропсихологических занятий»

Сычева Анна Аркадьевна

Белгородская область, г. Алексеевка,

МБДОУ «Детский сад №2» учитель – дефектолог

Анализ литературы по теме дает основание утверждать, что, несмотря на

интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и

методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до

настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы

формирования пространственных представлений дошкольников с ОВЗ (ТНР)

посредствам нейрокоррекционных занятий. В связи с этим возникает

потребность в разработке и создании различных систем работы по

формированию и развитию пространственных представлений дошкольников

с ОВЗ (ТНР), посредствам нейрокоррекционных занятий.

Современная действительность, определяет поиск новых методов и

приемов работы с детьми с ОВЗ в ракурсе образовательного пространства.

Нейрокоррекция

является

ведущим

коррекционно,

психолого

-

педагогическим

методом,

с

помощью

которого

решаются

проблемы

восстановления и развития нарушенных или недостаточно сформированных

мозговых функций.

Анализ литературы по теме дает основание утверждать, что, несмотря на

интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и

методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до

настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы

формирования пространственных представлений дошкольников с ОВЗ (ТНР)

посредствам нейрокоррекционных занятий. В связи с этим возникает

потребность в разработке и создании различных систем работы по

формированию и развитию пространственных представлений дошкольников

с ОВЗ (ТНР), посредствам нейрокоррекционных занятий.

Современная действительность, определяет поиск новых методов и

приемов работы с детьми с ОВЗ в ракурсе образовательного пространства.

Нейрокоррекция

является

ведущим

коррекционно,

психолого

-

педагогическим

методом,

с

помощью

которого

решаются

проблемы

восстановления и развития нарушенных или недостаточно сформированных

мозговых функций.

Нейрокоррекция имеет важное значение в развитии пространственной

ориентировки ребёнка, так как помогает улучшить пространственное

восприятие на всех этапах развития.

Нейрокоррекционные занятия способствуют формированию представления о

правой и левой стороне своего тела. Это основа для развития моторики,

координации

движений,

а

также

понимания

пространства.

Нейрокоррекционные

упражнения

развивают

мозолистое

тело

и

синхронизируют работу полушарий, улучшают кровообращение головного

мозга.

Нейрокоррекционные техники активизируют мыслительные процессы. Это

облегчает процесс освоения чтения и письма, повышает уровень внимания и

концентрации.

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех

сторон

деятельности

человека,

охватывая

различные

стороны

его

взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее

свойство человеческой психики.

От уровня сформированности пространственных представлений во

многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и

другими видами учебной деятельности.

Актуальность

проблемы

заключается

в

возможности

оказания

коррекционно психолого-педагогической помощи воспитанникам, имеющим

трудности в обучении, связанных с недостаточной сформированностью

пространственных

представлений

по

средствам

организации

системы

нейрокоррекционных занятий.

У детей затруднена ориентировка на собственном теле, ориентировка в

пространстве, ориентировка на листе бумаги. В целом, отмечаем тенденцию

нарушения форсированности пространственных представлений.

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором

пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения

знаний, навыков и умений, развития мышления детей и речи.

При восприятии пространства совершается взаимодействие зрительного,

кинестетического,

двигательного

и

осязательного

анализаторов.

Приведенные выше уровни пространственных представлений формируются в

онтогенезе со временем, настраиваясь один над другим. Каждый дельнейший

уровень содержит в себе предыдущие, формируя в процессе развития единый

комплекс нервной системы.

Для успешного формирования пространственных представлений, как

показывают исследования необходимо взаимодействие левого и правого

полушарий мозга, тесно связанных между собой системой нервных волокон -

мозолистого тела. Нарушение или недоразвитие мозолистого тела дают сбой

межполушарного взаимодействия, как следствие - трудности формирования

пространственных представлений у детей.

Доказано,

что

нейропсихологические

приемы

и

технологии

в

синхронизации полушарий мозга подготавливают базу для дальнейшей

работы по формированию и развитию пространственных представлений.

Литература

1. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В.С. Колганова.

— М.: АЙРИС - пресс, 2021. — 144 с.

2. Соболева, А. Е. Развитие пространственных представлений и моторики с

нейропсихологом / А.Е. Соболева. — Москва: Эксмо, 2019 . — 48 с.

3.

Праведникова, И.И.

Развитие орфографической зоркости / И. И.

Праведникова // Ростов н /Д: Феникс, 2021. — 61с.

4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова.

— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 460с.



В раздел образования