Автор: Сычева Анна Аркадьевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №2 г. Алексеевка
Населённый пункт: г. Алексеевка Белгородской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: «Коррекция пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ (ТНР) по средствам системы нейропсихологических занятий»
Раздел: дошкольное образование
«Коррекция пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ
(ТНР) по средствам системы нейропсихологических занятий»
Сычева Анна Аркадьевна
Белгородская область, г. Алексеевка,
МБДОУ «Детский сад №2» учитель – дефектолог
Анализ литературы по теме дает основание утверждать, что, несмотря на
интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и
методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до
настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы
формирования пространственных представлений дошкольников с ОВЗ (ТНР)
посредствам нейрокоррекционных занятий. В связи с этим возникает
потребность в разработке и создании различных систем работы по
формированию и развитию пространственных представлений дошкольников
с ОВЗ (ТНР), посредствам нейрокоррекционных занятий.
Современная действительность, определяет поиск новых методов и
приемов работы с детьми с ОВЗ в ракурсе образовательного пространства.
Нейрокоррекция
является
ведущим
коррекционно,
психолого
-
педагогическим
методом,
с
помощью
которого
решаются
проблемы
восстановления и развития нарушенных или недостаточно сформированных
мозговых функций.
Анализ литературы по теме дает основание утверждать, что, несмотря на
интерес к проблеме, на наличие многообразия научных исследований и
методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, до
настоящего времени не сложилось целостного видения решения проблемы
формирования пространственных представлений дошкольников с ОВЗ (ТНР)
посредствам нейрокоррекционных занятий. В связи с этим возникает
потребность в разработке и создании различных систем работы по
формированию и развитию пространственных представлений дошкольников
с ОВЗ (ТНР), посредствам нейрокоррекционных занятий.
Современная действительность, определяет поиск новых методов и
приемов работы с детьми с ОВЗ в ракурсе образовательного пространства.
Нейрокоррекция
является
ведущим
коррекционно,
психолого
-
педагогическим
методом,
с
помощью
которого
решаются
проблемы
восстановления и развития нарушенных или недостаточно сформированных
мозговых функций.
Нейрокоррекция имеет важное значение в развитии пространственной
ориентировки ребёнка, так как помогает улучшить пространственное
восприятие на всех этапах развития.
Нейрокоррекционные занятия способствуют формированию представления о
правой и левой стороне своего тела. Это основа для развития моторики,
координации
движений,
а
также
понимания
пространства.
Нейрокоррекционные
упражнения
развивают
мозолистое
тело
и
синхронизируют работу полушарий, улучшают кровообращение головного
мозга.
Нейрокоррекционные техники активизируют мыслительные процессы. Это
облегчает процесс освоения чтения и письма, повышает уровень внимания и
концентрации.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех
сторон
деятельности
человека,
охватывая
различные
стороны
его
взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее
свойство человеческой психики.
От уровня сформированности пространственных представлений во
многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и
другими видами учебной деятельности.
Актуальность
проблемы
заключается
в
возможности
оказания
коррекционно психолого-педагогической помощи воспитанникам, имеющим
трудности в обучении, связанных с недостаточной сформированностью
пространственных
представлений
по
средствам
организации
системы
нейрокоррекционных занятий.
У детей затруднена ориентировка на собственном теле, ориентировка в
пространстве, ориентировка на листе бумаги. В целом, отмечаем тенденцию
нарушения форсированности пространственных представлений.
Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором
пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения
знаний, навыков и умений, развития мышления детей и речи.
При восприятии пространства совершается взаимодействие зрительного,
кинестетического,
двигательного
и
осязательного
анализаторов.
Приведенные выше уровни пространственных представлений формируются в
онтогенезе со временем, настраиваясь один над другим. Каждый дельнейший
уровень содержит в себе предыдущие, формируя в процессе развития единый
комплекс нервной системы.
Для успешного формирования пространственных представлений, как
показывают исследования необходимо взаимодействие левого и правого
полушарий мозга, тесно связанных между собой системой нервных волокон -
мозолистого тела. Нарушение или недоразвитие мозолистого тела дают сбой
межполушарного взаимодействия, как следствие - трудности формирования
пространственных представлений у детей.
Доказано,
что
нейропсихологические
приемы
и
технологии
в
синхронизации полушарий мозга подготавливают базу для дальнейшей
работы по формированию и развитию пространственных представлений.
Литература
1. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В.С. Колганова.
— М.: АЙРИС - пресс, 2021. — 144 с.
2. Соболева, А. Е. Развитие пространственных представлений и моторики с
нейропсихологом / А.Е. Соболева. — Москва: Эксмо, 2019 . — 48 с.
3.
Праведникова, И.И.
Развитие орфографической зоркости / И. И.
Праведникова // Ростов н /Д: Феникс, 2021. — 61с.
4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова.
— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 460с.