Напоминание

Использование ИКТ


Авторы: Прудченко Наталья Павловна, Овтина Светлана Михайловна
Должность: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск (ДНР)
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наталья Павловна Прудченко,

преподаватель,

Овтина Светлана Михайловна,

преподаватель

Харцызский технологический колледж (филиал)

ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет»,

г. Харцызск

В современном мире «информационные технологии» (ИТ) часто

ассоциируются с компьютерами и сетями. Но на самом деле ИТ охватывают

широкий спектр областей, включая электронику, программное обеспечение,

интернет, электронную торговлю и телекоммуникации.

Сегодня информатизация образования находится в центре внимания.

Она

означает

перестройку

образовательных

процессов

в

среднем

профессиональном и высшем образовании, затрагивая формы, содержание и

методы обучения, где главную роль играют информационные средства.

Использование современных информационных технологий открывает новые

образовательные парадигмы, опираясь на возможности компьютеров и

телекоммуникаций.

Основные цели такого подхода включают:

Обучение

эффективной

работе

с

информацией

и

развитие

коммуникативных навыков.

Улучшение усвоения учебного материала.

Формирование

исследовательских

навыков

и

умения

принимать

обоснованные решения.

Подготовку студентов к жизни в информационном обществе.

Современные

технологии

являются

незаменимым

ресурсом

для

обучения и источником информации. Они не только помогают достигать

дидактических целей, но и служат для повышения мотивации и интереса

студентов к предметам. Внедряя информационные технологии, студенты

учатся по-новому получать, обрабатывать и обмениваться информацией,

формируя собственные выводы.

В итоге, компьютер играет ключевую роль в современном образовании.

Методы,

использующие

компьютеры

и

сопутствующие

устройства,

превосходят традиционные по ряду параметров: они облегчают усвоение

знаний, развивают лингвистические и коммуникативные навыки, тренируют

речь, повышают интерес к учебе и познавательную активность. Также они

позволяют

реализовать

индивидуальный

подход,

стимулируют

самостоятельность и предоставляют доступ к Интернету, что способствует

развитию социокультурной компетентности.

Современные информационные технологии, включая Интернет и его

сервисы (электронная почта, чаты, форумы, веб-квесты, блоги и другие),

открывают перед студентами широкие перспективы. Они способствуют

развитию навыков межкультурного взаимодействия, углубляют понимание

различных культур и позволяют применять полученные знания и умения на

практике. Это делает процесс обучения более осмысленным, демонстрируя

студентам реальную ценность изучаемого материала.

Интернет практически устраняет дефицит информации, необходимой

для создания увлекательных и продуктивных занятий. Он открывает двери к

участию в разнообразных проектах и предоставляет доступ к обширным

ресурсам, которые могут служить ценным дополнением к основным учебным

материалам.

Однако важно помнить, что Интернет также содержит недостоверную и

потенциально вредную информацию. Чтобы извлечь максимальную пользу и

избежать негативных последствий, студентам необходимо освоить навыки

критического использования глобальной сети.

Для

учреждений

среднего

профессионального

образования

на

сегодняшний день актуальны следующие задачи:

Создание единого информационного пространства для обучения.

Разработка

и

внедрение

эффективных

методов

использования

современных информационно-коммуникационных технологий для повышения

качества образования.

Анализ и оценка образовательной информации с использованием

различных форматов, включая печатные, аудиовизуальные материалы и

электронную почту.

Оптимизация информационных потоков.

Формирование и развитие информационной культуры и компьютерной

грамотности у студентов, преподавателей и административного персонала.

Создание

унифицированной

информационной

системы

для

всех

пользователей.

Сегодня

существует

множество

современных

мультимедийных

учебных

материалов,

предлагающих

преподавателям

разнообразные

упражнения

для

учащихся

любого

возраста

и

уровня

подготовки.

Мультимедийные программы обучения используют различные методики,

которые позволяют знакомить с новым материалом, обучать, проверять

знания и навыки посредством тестирования, отслеживать прогресс в

обучении и создавать дидактические материалы.

В отличие от традиционных методов обучения, информационные

технологии открывают новые возможности для развития у студентов

интеллектуальных и творческих способностей. Они также способствуют

формированию

навыков

самостоятельного

поиска

и

освоения

новой

информации из разнообразных источников.

С учетом их назначения в образовательном процессе, можно выделить

пять основных категорий компьютерных средств:

1.

Презентационные материалы: Это электронные слайд-шоу, которые

могут включать анимацию, звуковое и видеосопровождение. Для их создания

используются программы вроде PowerPoint или OpenImpress. Преимущество

таких материалов в том, что любой преподаватель, имеющий доступ к

компьютеру, может их подготовить. Презентации стимулируют творческую

активность

студентов,

способствуют

их

психологическому

развитию,

повышают самостоятельность и уверенность в себе. Они часто применяются

для демонстрации студенческих проектов.

2.

Электронные

справочники:

По

сути,

это

цифровые

версии

традиционных энциклопедий, словарей и справочников. Для их создания

используется язык разметки HTML. В отличие от печатных аналогов,

электронные справочники предлагают расширенные возможности: удобный

поиск по ключевым словам и навигацию с помощью гиперссылок.

3.

Симуляторы

и

программы

для

экспериментов:

Эти

программы

позволяют

проводить

виртуальные

эксперименты,

имитируя

реальное

оборудование. Например, комплекс Virtual Experiment System дает студентам

возможность выполнять эксперименты, которые по каким-либо причинам

невыполнимы в реальных условиях. Основное ограничение таких программ

заключается в том, что они моделируют лишь определенные аспекты

реальности, и студенты ограничены рамками этой модели. Отдельно стоит

упомянуть программы для контроля знаний (тесты, вопросы), которые

обеспечивают

быструю,

удобную

и

автоматизированную

проверку

результатов.

4.

Цифровые учебники и методические пособия: Это понятие охватывает

широкий спектр материалов. Оно может означать как электронную копию

печатного учебника, так и комплексные программные продукты, содержащие

текст, мультимедийные элементы и встроенные средства проверки знаний

(например, онлайн-тесты).

5.

Образовательные игры и развивающие программы: Это интерактивные

приложения, которые используют игровой формат для обучения. Выполняя

игровые задания, студенты тренируют память и приобретают новые навыки,

например, учатся быстро печатать.

Компьютерные

технологии,

выступая

в

роли

вспомогательного

инструмента,

обогащают

методический

арсенал

преподавателя,

делая

обучение более динамичным, интерактивным и персонализированным. Это

позволяет адаптировать учебный контент под индивидуальные потребности

каждого студента, обеспечивая более высокий уровень усвоения знаний и

мотивации

к

обучению.



В раздел образования