Авторы: Прудченко Наталья Павловна, Овтина Светлана Михайловна
Должность: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск (ДНР)
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ
Раздел: среднее профессиональное
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наталья Павловна Прудченко,
преподаватель,
Овтина Светлана Михайловна,
преподаватель
Харцызский технологический колледж (филиал)
ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет»,
г. Харцызск
В современном мире «информационные технологии» (ИТ) часто
ассоциируются с компьютерами и сетями. Но на самом деле ИТ охватывают
широкий спектр областей, включая электронику, программное обеспечение,
интернет, электронную торговлю и телекоммуникации.
Сегодня информатизация образования находится в центре внимания.
Она
означает
перестройку
образовательных
процессов
в
среднем
профессиональном и высшем образовании, затрагивая формы, содержание и
методы обучения, где главную роль играют информационные средства.
Использование современных информационных технологий открывает новые
образовательные парадигмы, опираясь на возможности компьютеров и
телекоммуникаций.
Основные цели такого подхода включают:
Обучение
эффективной
работе
с
информацией
и
развитие
коммуникативных навыков.
Улучшение усвоения учебного материала.
Формирование
исследовательских
навыков
и
умения
принимать
обоснованные решения.
Подготовку студентов к жизни в информационном обществе.
Современные
технологии
являются
незаменимым
ресурсом
для
обучения и источником информации. Они не только помогают достигать
дидактических целей, но и служат для повышения мотивации и интереса
студентов к предметам. Внедряя информационные технологии, студенты
учатся по-новому получать, обрабатывать и обмениваться информацией,
формируя собственные выводы.
В итоге, компьютер играет ключевую роль в современном образовании.
Методы,
использующие
компьютеры
и
сопутствующие
устройства,
превосходят традиционные по ряду параметров: они облегчают усвоение
знаний, развивают лингвистические и коммуникативные навыки, тренируют
речь, повышают интерес к учебе и познавательную активность. Также они
позволяют
реализовать
индивидуальный
подход,
стимулируют
самостоятельность и предоставляют доступ к Интернету, что способствует
развитию социокультурной компетентности.
Современные информационные технологии, включая Интернет и его
сервисы (электронная почта, чаты, форумы, веб-квесты, блоги и другие),
открывают перед студентами широкие перспективы. Они способствуют
развитию навыков межкультурного взаимодействия, углубляют понимание
различных культур и позволяют применять полученные знания и умения на
практике. Это делает процесс обучения более осмысленным, демонстрируя
студентам реальную ценность изучаемого материала.
Интернет практически устраняет дефицит информации, необходимой
для создания увлекательных и продуктивных занятий. Он открывает двери к
участию в разнообразных проектах и предоставляет доступ к обширным
ресурсам, которые могут служить ценным дополнением к основным учебным
материалам.
Однако важно помнить, что Интернет также содержит недостоверную и
потенциально вредную информацию. Чтобы извлечь максимальную пользу и
избежать негативных последствий, студентам необходимо освоить навыки
критического использования глобальной сети.
Для
учреждений
среднего
профессионального
образования
на
сегодняшний день актуальны следующие задачи:
Создание единого информационного пространства для обучения.
Разработка
и
внедрение
эффективных
методов
использования
современных информационно-коммуникационных технологий для повышения
качества образования.
Анализ и оценка образовательной информации с использованием
различных форматов, включая печатные, аудиовизуальные материалы и
электронную почту.
Оптимизация информационных потоков.
Формирование и развитие информационной культуры и компьютерной
грамотности у студентов, преподавателей и административного персонала.
Создание
унифицированной
информационной
системы
для
всех
пользователей.
Сегодня
существует
множество
современных
мультимедийных
учебных
материалов,
предлагающих
преподавателям
разнообразные
упражнения
для
учащихся
любого
возраста
и
уровня
подготовки.
Мультимедийные программы обучения используют различные методики,
которые позволяют знакомить с новым материалом, обучать, проверять
знания и навыки посредством тестирования, отслеживать прогресс в
обучении и создавать дидактические материалы.
В отличие от традиционных методов обучения, информационные
технологии открывают новые возможности для развития у студентов
интеллектуальных и творческих способностей. Они также способствуют
формированию
навыков
самостоятельного
поиска
и
освоения
новой
информации из разнообразных источников.
С учетом их назначения в образовательном процессе, можно выделить
пять основных категорий компьютерных средств:
1.
Презентационные материалы: Это электронные слайд-шоу, которые
могут включать анимацию, звуковое и видеосопровождение. Для их создания
используются программы вроде PowerPoint или OpenImpress. Преимущество
таких материалов в том, что любой преподаватель, имеющий доступ к
компьютеру, может их подготовить. Презентации стимулируют творческую
активность
студентов,
способствуют
их
психологическому
развитию,
повышают самостоятельность и уверенность в себе. Они часто применяются
для демонстрации студенческих проектов.
2.
Электронные
справочники:
По
сути,
это
цифровые
версии
традиционных энциклопедий, словарей и справочников. Для их создания
используется язык разметки HTML. В отличие от печатных аналогов,
электронные справочники предлагают расширенные возможности: удобный
поиск по ключевым словам и навигацию с помощью гиперссылок.
3.
Симуляторы
и
программы
для
экспериментов:
Эти
программы
позволяют
проводить
виртуальные
эксперименты,
имитируя
реальное
оборудование. Например, комплекс Virtual Experiment System дает студентам
возможность выполнять эксперименты, которые по каким-либо причинам
невыполнимы в реальных условиях. Основное ограничение таких программ
заключается в том, что они моделируют лишь определенные аспекты
реальности, и студенты ограничены рамками этой модели. Отдельно стоит
упомянуть программы для контроля знаний (тесты, вопросы), которые
обеспечивают
быструю,
удобную
и
автоматизированную
проверку
результатов.
4.
Цифровые учебники и методические пособия: Это понятие охватывает
широкий спектр материалов. Оно может означать как электронную копию
печатного учебника, так и комплексные программные продукты, содержащие
текст, мультимедийные элементы и встроенные средства проверки знаний
(например, онлайн-тесты).
5.
Образовательные игры и развивающие программы: Это интерактивные
приложения, которые используют игровой формат для обучения. Выполняя
игровые задания, студенты тренируют память и приобретают новые навыки,
например, учатся быстро печатать.
Компьютерные
технологии,
выступая
в
роли
вспомогательного
инструмента,
обогащают
методический
арсенал
преподавателя,
делая
обучение более динамичным, интерактивным и персонализированным. Это
позволяет адаптировать учебный контент под индивидуальные потребности
каждого студента, обеспечивая более высокий уровень усвоения знаний и
мотивации
к
обучению.