Напоминание

Использование логоритмики в развитии базовых компонентов речи у детей с ОВЗ


Автор: Скрипченко Элла Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад №11 г. о. Докучаевск" ДНР
Населённый пункт: город Докучаевск Донецкая Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: Использование логоритмики в развитии базовых компонентов речи у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для педагогов дошкольных

образовательных учреждений:

«Использование логоритмики в развитии базовых компонентов

речи у детей с ОВЗ»

Учитель-логопед Скрипченко Э. В.

В последние годы значительно возросло число детей с проблемами

речевого развития, которые характеризуются нарушением всех компонентов

речевой системы: лексики, грамматики, фонетического строя, связной речи.

Наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа детей, у которых

недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических синдромов. У детей

отмечаются проблемы психомоторного развития:

плохая координация сложных движений;

снижение скорости и ловкости их выполнения;

трудности выполнения серии двигательных актов по словесной

инструкции;

недоразвитие мелкой моторики;

нарушение

артикуляционной

моторики

в

виде

лёгких

парезов

(снижение

двигательной

активности

мышц),

тремора

(ритмичные

подёргивания или дрожание).

Наиболее эффективным средством развития моторной и психической

сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является

логопедическая ритмика. Движение лежит в основе жизни человека. Каждое

движение совершается в определённом ритме. Понятие «ритм» имеет

широкое распространение и применяется по отношению к речи (ритм прозы,

стихотворной строки), к работе систем организма (сердечной, дыхательной),

а также к цикличности природных явлений (смена времён года, дня и ночи).

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга.

Важное значение также имеет музыка. Исследования механизма

воздействия музыки на человека, проведённые русским и советским

психиатром, неврологом, физиологом и психологом В. М. Бехтеревым

показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают

тонус коры головного мозга, стимулируют дыхание, кровообращение,

усиливают внимание, улучшают обмен веществ. Именно работы педагогов

начала двадцатого века В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Ю. А. Флоренской и

др. учёных позволили создать эффективную форму кинезитерапии (лечение

движением) – логопедическую ритмику, направленную на преодоление

речевых нарушений путём развития, воспитания и коррекции двигательной

сферы в сочетании со словом и музыкой.

Первые методические рекомендации к проведению логоритмических

занятий с дошкольниками были написаны в 1958 году выдающейся

российской ритмисткой В. А. Гринер. В. А. Гринер указывала, что

особенность

метода

«заключается

в

том,

что

двигательные

задания

включаются в речевой материл, над качеством которого призвана работать

логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а

является его руководящим методом».

Таким образом, логопедическая ритмика (логоритмика) – метод

коррекции и развития речи с помощью ритмических инструментов: слова,

музыки, движений, счёта. Логопедическая ритмика – это вид интенсивной и

активной терапии движениями, что содействует преодолению различных

речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи вплоть

до тяжелых речевых дефектов, таких, как общее недоразвитие речи, заикание

и

алалия.

Эффективность

логопедической

ритмики

объясняется

существующей взаимосвязью между двигательной активностью ребёнка и

интенсивностью развития его речи. Формирование же движений происходит

при участии речи, ритм которой (особенно стихотворений) способствует

развитию моторики. Использование в процессе логоритмических занятий

пения,

речевых

упражнений,

подвижных

и

сюжетно-ролевых

игр

способствует

развитию

у

детей

речевого

дыхания,

чувства

ритма,

подвижности и активности речевой моторики, развитию фонематического

слуха, коммуникативных навыков, творческих способностей.

Сочетание музыки, ритма, движений и речевых упражнений в процессе

логопедической ритмики активно воздействует на центральную нервную

систему, положительно влияет на состояние высших психических процессов

(мышления,

внимания,

памяти,

речи,

воображения),

регулирует

эмоциональное состояние дошкольников.

Методические рекомендации по проведению логоритмических занятий.

Продолжительность занятия составляет 20 - 30 минут (с учётом

возраста детей). Занятия проводятся в утренние часы и состоят из трёх

частей: подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть составляет 5-7 минут: различные виды упражнений,

подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке:

различные виды ходьбы и бега: на носках, на пятках, с движением рук,

с изменением направления, со сменой движений, с перестроением;

пальчиковая гимнастика.

Основная часть

длится 15 минут и включает 3-4 упражнения на

развитие зрительной, двигательной, слуховой и слухоречевой памяти и

внимания:

музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения с

предметами и без предметов;

упражнения,

развивающие

координацию

речи

и

движения

с

музыкальным сопровождением и без него;

упражнения

на

развитие

артикуляционной

моторики,

продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен,

распевок.

Заключительная часть длится 5-7 минут и включает:

игры и упражнения на развитие мимических и пантонимических

движений у детей;

подвижные игры;

игры-драматизации с речевым сопровождением;

музыкальные игры-драматизации.

Структура и содержание логоритмических занятий.

В содержание логоритмических занятий включаются следующие виды

заданий:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание и память;

счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

упражнения, формирующие чувство темпа;

ритмические упражнения;

пение;

упражнения в игре на музыкальных инструментах;

самостоятельная музыкальная деятельность;

игровая деятельность;

упражнения для развития творческой инициативы.

Основным принципом построения всех перечисленных видов работы

является тесная связь движения с музыкой, обязательное включение речевого

материала.

Занятия по логоритмике составляются учителем-логопедом совместно

с музыкальным руководителем с опорой на изучаемые лексические темы.

Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости

от уровня сформированности речевых и моторных навыков дошкольников.

Занятия по логоритмике представляют тематическую и игровую целостность,

в сюжете используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей,

русские народные сказки. Необходимое условие успешности проведения

логоритмических занятий - взаимодействие педагогов и родителей (законных

представителей)

воспитанников

группы.

Песенный

и

танцевальный

репертуар

разучивается

на

музыкальных

занятиях,

чистоговорки,

пальчиковые игры, артикуляционные упражнения учитель-логопед, учитель-

дефектолог, воспитатели могут использовать на коррекционных занятиях.

Эти же игры и упражнения можно рекомендовать родителям в качестве

материала домашнего задания.

Курс логопедической ритмики подразделяется на три этапа.

1 этап (сентябрь, октябрь, ноябрь).

2 этап (декабрь, январь, февраль).

3 этап (март, апрель, май).

На первом этапе обращается внимание на активизацию внимания и

памяти, развитие двигательных умений и навыков, голоса, речевого дыхания,

мимической

и

артикуляционной

моторики.

В

занятия

включаются

упражнения на развитие чувства ритма, нормализацию мышечного тонуса.

На

втором

этапе

увеличивается

количество

упражнений

на

координацию слова и движения с музыкальным сопровождением и без него.

С

детьми

разучиваются

чистоговорки,

потешки,

сопровождаемые

движениями.

Дети

играют

на

музыкальных

инструментах,

вводятся

упражнения на развитие творческой инициативы.

Третий

этап

проверяется

уровень

усвоенных

музыкально-

двигательных и речевых умений детей. На этом этапе в занятия включаются

речевые

игры

с

музыкальным

сопровождением,

творческие

задания.

Обязательно проводится открытое занятие для родителей, в ходе которого

демонстрируется двигательные и речевые возможности детей.

Таким

образом,

в

результате

систематических

логоритмических

занятий у детей дошкольного возраста развивается слуховое внимание,

двигательная

память,

мелодико-интонационные

компоненты

речи,

расширяется словарный запас, совершенствуется общая и мелкая моторика,

активизируются

мышцы

артикуляционного

аппарата,

развивается

грамматический строй речи, совершенствуются координированные движения

в сочетании с речью, формируется эмоциональную отзывчивость, чувство

прекрасного, укрепляется здоровье ребёнка в целом.

Список литературы.

1. Аксанова Т. Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы

с детьми с ОНР.:СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб.

заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3

.

Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей

с тяжелыми нарушениями речи. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.



В раздел образования