Напоминание

" Станция- моя история"


Автор: Петелина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №31 ОАО" РЖД "
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Станция- моя история"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Станция- моя история"

Каждый город ,каждая станция имеет свою историю. Есть история и у

станции " Свердловск- Пассажирский".

Первое здание вокзала, называемое

ныне «старым вокзалом», построено в Екатеринбурге в 1878 году по проекту

известного петербургского архитектора П. П. Шрейбера в псевдорусском

стиле. В то время оно классифицировалось как «пассажирское здание I

класса». Брат-близнец екатеринбургского вокзала был построен на другом

конце линии, в Перми. Поскольку предполагалось продолжение линии до

Тюмени, то вокзал был выстроен не по тупиковому типу. Платформа

расположена вдоль здания. С 1914-го по начало 1990-х «старый вокзал»

использовался в качестве воинского. Исторический вид здания Новое зда-

ние же

лез

но

до

рож

но

го вок

за

ла

Екатеринбурга было построено по проекту Ф.

Е. Вольсова к 1914 году и впоследствии неоднократно перестраивалось. К

1939 году по проекту Г. П. Валенкова и В. И. Смирнова проведена рекон-

струкция, был надстроен второй этаж, по фасаду появилась монументальная

колоннада. В 1946 году проведен капитальный ремонт здания. В 1961-1962

году по проекту В. В. Безрукова к зданию были добавлены 2 пристроя через

арки с восточной и западной сторон.

В 1990-е годы к западному крылу вокза-

ла пристроили ещё одно здание (сдано в эксплуатацию в 1995 году), выпол-

ненное в более современных архитектурных формах (по проекту В. Р. Раби-

новича и У. Ютгоф). В период с 1997 по 2001 годы была проведена рекон-

струкция вокзального комплекса, во время которой Екатеринбургский вокзал

полностью обновился.

Старое фото вокзала

«Шрейберовское» здание перестало справляться с возложенными на него

функциями, и было решено выстроить ему замену. Здание вокзала было

одним из первых проектов К. Т. Бабыкина молодым тогда екатеринбургским

архитектором .

. Позднее он отметился в Екатеринбурге/Свердловске

многими знаковыми зданиями, но интерес к железной дороге сохранил

навсегда. Кроме вокзала, его творениями являются такие здания, ставшие

памятниками истории и архитектуры, как Управление Свердловской

железной дороги и клуб Дорпрофсожа (ныне ДК Железнодорожников).

На фото исторический вид «нового» екатеринбургского вокзала со стороны

города.

Вид бабыкинского вокзала со стороны путей (фото 1919 года). Здание

выполнено в стиле функционального (или рационального) модерна, прямого

предшественника конструктивизма. Никаких лишних деталей и украшений,

здание напоминает скорее заводской цех, чем привычный роскошный вокзал,

очень уместный образ для города-завода.

Привокзальная площадь в 1926 году.

Время шло, в Свердловск перевели главный ход Транссиба, прошла

индустриализация, увеличился поток грузов и пассажиров, и здание вокзала

стало тесным. В 1939 году по проекту архитекторов В. Смирнова и Г.

Валёнкова была проведена реконструкция. Был надстроен верхний этаж, а

само здание декорировано в стиле возродившегося неоклассицизма. В

результате реконструкции первоначальный вид вокзала был полностью

утрачен. Бабыкинский вокзал, конечно, жаль, но и то, что получилось в

результате реконструкции, выглядит достойно. Был заводской цех —

получился дворец. На фото здание вокзала после реконструкции 1939

года.

Западное крыло реконструированного вокзала. Позади здания видна ещё

одна деталь, появившаяся в 1930-е годы. В результате реконструкции пути

были приподняты и выход на перрон стал осуществляться по лестнице.

Однако увеличившиеся в два раза площади не спасли положение. Со временем и

их перестало хватать. В 1961-1962 годах была проведена очередная реконструкция

по проекту архитекторов Уралгипротранса В. В. Безрукова и В. Р. Рабиновича.

Заключалась она в том, что с западной и восточной стороны здания были

пристроены два корпуса, соединенные с основным зданием полукруглыми арками.

Стилистика здания и внешний декор были сохранены. Площадь вокзала

увеличилась до 8 тыс.кв.м. Одновременно была проведена реконструкция

привокзальной площади. На фото вид вокзала в 1960-е годы.

Вид свердловского вокзала со стороны путей, 1975 год.

Последняя на текущий момент реконструкция екатеринбургского вокзала была

проведена в 2001-м году. Проект выполнял тот же Уралгипротранс во главе

с главным архитектором С. У. Зиганшиным. На сей раз реконструкция

коснулась внутренних частей здания, многие из которых стояли нетронутыми

с 1912 года и за это время пришли в полную негодность.

Были заменены межэтажные перекрытия, аварийные участки стен, укреплён

фундамент, перекрыта заново крыша и выполнено множество других работ.

Переделаны интерьеры здания, сохранившие при этом свой стиль. Кстати,

именно в ходе этой реконструкции в залах ожидания № 5 и № 6 появились

знаменитые ныне росписи. Росписи выполнены коллективом Екатеринбургского

художественного фонда Союза художников России под руководством

Л. А. Гусева. В 2003 году здание старого вокзала было реконструировано,

ему вернули первоначальный внешний вид. С этого времени здесь размещается

Музей истории науки и техники Свердловской железной дороги.

2003 году после реконструкции здание жд вокзала было превращено в музей

истории науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом.

На небольшой площади перед музеем посетителей встречают скульптуры,

олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох

— начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить

об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая

пассажирам чай.

Непосредственно перед входом в железнодорожный вокзал расположилась группа

«Пассажиры», иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале Екатеринбурга.

Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры

— скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.

Скульптуры удачно обыгрывают представленные здесь же натурные экспонаты:

тележку путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным

устройством.

С марта 2010 года станция Свердловск-Пассажирский переименована в

Екатеринбург-Пассажирский. Соответственно, поменялся и аншлаг на здании

вокзала.

30 марта 2010 года постановлением Правительства Российской

Федерации станция переименована в «Екатеринбург-Пассажирский».

Екатеринбу

P

рг-Пассажи

P

рский — пассажирская железнодорожная

станция Екатеринбургского региона Свердловской железной дороги, важнейший

пассажирский транспортный узел, расположенный на главном

ходу Транссибирской магистрали. На станции расположены

центральный железнодорожный вокзал города Екатеринбурга и

одноимённое локомотивное депо ТЧ-6.

Вокзальный комплекс второй по величине на Урале после

вокзала Челябинск-Главный. Состоит из четырёх зданий, обеспечивает

ежесуточное отправление пассажиров 60 пассажирских и более

180 пригородных поездов. В сутки станция обслуживает более 115 тысяч

пассажиров, отправляя их по 7 направлениям (5 из них электрифицированы).

По объёму пассажиропотока поездов дальнего следования вокзал

Екатеринбург-Пассажирский является крупнейшим в регионах России — после

московских и Санкт-петербургских вокзалов.

В 2017 году здание вокзала отреставрировано в преддверии Чемпионата мира

по футболу 2018.

Вид вокзала со стороны путей.

Интерьер вокзала.

Зал ожидания

С Екатеринбургского вокзала отправляются поезда дальнего следования в семи

направлениях, следующие в Абакан, Анапу, Адлер, Алма-

Ату, Астану, Астрахань, Барнаул, Баку, Бишкек, Брест, Владивосток, Волгоград,

Ижевск, Иркутск, Казань, Кемерово, Киров, Кисловодск, Красноярск, Курган, М

инск, Москву, Нижневартовск, Нижний

Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Новороссийск, Новый

Уренгой, Оренбург, Пекин, Пермь, Петропавловск, Приобье, Самару, Санкт-

Петербург, Саратов, Северобайкальск, Североуральск, Соликамск, Сургут, Ташк

ент, Тобольск, Томск, Тынду, Тюмень, Ульяновск, Уфу, Хабаровск, Челябинск,

Читу, Улан-Батор, Улан-Удэ, Устье-Аха.

Также курсируют вагоны беспересадочного сообщения

Берлин, Бийск, Варшаву, Гомель, Гродно, Могилёв, Нерюнгри, Павлодар, Пхень

ян, Рузаевку, Советскую Гавань, Томмот, Эрдэнэт.

Со станции Екатеринбург-Пассажирский регулярно отправляются 4 фирменных

поезда: по маршруту «Екатеринбург — Москва» курсирует поезд «Премиум»

(бывшее название «Урал»); по маршруту «Екатеринбург — Санкт-Петербург»

следует «Демидовский экспресс», по маршруту «Екатеринбург —

Кисловодск» — поезд «Урал» (через день). С 2008 года между станцией

Екатеринбург-Пассажирский и аэропортом

«Кольцово» курсирует аэроэкспресс.

Вид с 37-этажной башни ТЦ «Призма», построенной близ вокзала. Здание

слева — локомотивное депо «Екатеринбург-Пассажирский» (ТЧ-6). Возле него

паровоз-памятник и мемориал, посвящённый железнодорожникам, погибшим в

годы Великой Отечественной войны. Пешеходный мост ведёт в район

Завокзальный, средоточие всевозможных баз. В верхней части фото — место

отстоя пассажирских вагонов, уместилась только малая часть. Внизу видны

верхушки двух старинных водонапорных башен

.

Спускаемся на землю. Памятник погибшим железнодорожникам .

Паровоз-памятник трудяга военных лет.

Табличка на паровозе.

Старые водонапорки. Первая... Вторая...

В 2003 году здание старого вокзала было реконструировано, ему вернули

первоначальный внешний вид. С этого времени здесь размещается Музей

истории науки и техники Свердловской железной дороги.

Снова вид с «Призмы». Правее здания старого вокзала в 2010 году

восстановлено, точнее построено заново по мотивам чего-то старинного, здание

багажного отделения станции Екатеринбург-Пассажирский

.

Перед зданием багажного отделения находится широкая пешеходная эспланада,

по которой можно выйти к станции метро «Уральская» и Северному

автовокзалу. Вид на запад, видна часть здания старого вокзала и водонапорная

башня.

Справа здание Свердловского отделения дороги.

Ещё один вид с «Призмы», смещаемся восточнее. Виден «новый корпус»

вокзала, здание действующего вокзала. Напротив «нового» корпуса —

Свердловское отделение СвЖД, соединённое надземным переходом со зданием

УВДТ по УрФО

Рельеф на восточной лестнице изготовлен в 1946 году скульптурной

мастерской при свердловском ремонтно-строительном тресте под руководством

М. О. Новоковского. Сюжет рельефа: мужчина прикрытый снизу щитом,

символизировать рабочего, а домны и шахты — индустриальную мощь Урала.

Рельеф на восточной лестнице изготовлен скульптором П. А. Сажиным и

носит название «Победители».

Богата и интересна история станции "Свердловск-Пассажирский".Мне

кажется , что это самая красивая и интересная станция нашего города.

Екатеринбург 2019 г



В раздел образования