Автор: Петелина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №31 ОАО" РЖД "
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Станция- моя история"
Раздел: дошкольное образование
"Станция- моя история"
Каждый город ,каждая станция имеет свою историю. Есть история и у
станции " Свердловск- Пассажирский".
Первое здание вокзала, называемое
ныне «старым вокзалом», построено в Екатеринбурге в 1878 году по проекту
известного петербургского архитектора П. П. Шрейбера в псевдорусском
стиле. В то время оно классифицировалось как «пассажирское здание I
класса». Брат-близнец екатеринбургского вокзала был построен на другом
конце линии, в Перми. Поскольку предполагалось продолжение линии до
Тюмени, то вокзал был выстроен не по тупиковому типу. Платформа
расположена вдоль здания. С 1914-го по начало 1990-х «старый вокзал»
использовался в качестве воинского. Исторический вид здания Новое зда-
ние же
лез
но
до
рож
но
го вок
за
ла
Екатеринбурга было построено по проекту Ф.
Е. Вольсова к 1914 году и впоследствии неоднократно перестраивалось. К
1939 году по проекту Г. П. Валенкова и В. И. Смирнова проведена рекон-
струкция, был надстроен второй этаж, по фасаду появилась монументальная
колоннада. В 1946 году проведен капитальный ремонт здания. В 1961-1962
году по проекту В. В. Безрукова к зданию были добавлены 2 пристроя через
арки с восточной и западной сторон.
В 1990-е годы к западному крылу вокза-
ла пристроили ещё одно здание (сдано в эксплуатацию в 1995 году), выпол-
ненное в более современных архитектурных формах (по проекту В. Р. Раби-
новича и У. Ютгоф). В период с 1997 по 2001 годы была проведена рекон-
струкция вокзального комплекса, во время которой Екатеринбургский вокзал
полностью обновился.
Старое фото вокзала
«Шрейберовское» здание перестало справляться с возложенными на него
функциями, и было решено выстроить ему замену. Здание вокзала было
одним из первых проектов К. Т. Бабыкина молодым тогда екатеринбургским
архитектором .
. Позднее он отметился в Екатеринбурге/Свердловске
многими знаковыми зданиями, но интерес к железной дороге сохранил
навсегда. Кроме вокзала, его творениями являются такие здания, ставшие
памятниками истории и архитектуры, как Управление Свердловской
железной дороги и клуб Дорпрофсожа (ныне ДК Железнодорожников).
На фото исторический вид «нового» екатеринбургского вокзала со стороны
города.
Вид бабыкинского вокзала со стороны путей (фото 1919 года). Здание
выполнено в стиле функционального (или рационального) модерна, прямого
предшественника конструктивизма. Никаких лишних деталей и украшений,
здание напоминает скорее заводской цех, чем привычный роскошный вокзал,
очень уместный образ для города-завода.
Привокзальная площадь в 1926 году.
Время шло, в Свердловск перевели главный ход Транссиба, прошла
индустриализация, увеличился поток грузов и пассажиров, и здание вокзала
стало тесным. В 1939 году по проекту архитекторов В. Смирнова и Г.
Валёнкова была проведена реконструкция. Был надстроен верхний этаж, а
само здание декорировано в стиле возродившегося неоклассицизма. В
результате реконструкции первоначальный вид вокзала был полностью
утрачен. Бабыкинский вокзал, конечно, жаль, но и то, что получилось в
результате реконструкции, выглядит достойно. Был заводской цех —
получился дворец. На фото здание вокзала после реконструкции 1939
года.
Западное крыло реконструированного вокзала. Позади здания видна ещё
одна деталь, появившаяся в 1930-е годы. В результате реконструкции пути
были приподняты и выход на перрон стал осуществляться по лестнице.
Однако увеличившиеся в два раза площади не спасли положение. Со временем и
их перестало хватать. В 1961-1962 годах была проведена очередная реконструкция
по проекту архитекторов Уралгипротранса В. В. Безрукова и В. Р. Рабиновича.
Заключалась она в том, что с западной и восточной стороны здания были
пристроены два корпуса, соединенные с основным зданием полукруглыми арками.
Стилистика здания и внешний декор были сохранены. Площадь вокзала
увеличилась до 8 тыс.кв.м. Одновременно была проведена реконструкция
привокзальной площади. На фото вид вокзала в 1960-е годы.
Вид свердловского вокзала со стороны путей, 1975 год.
Последняя на текущий момент реконструкция екатеринбургского вокзала была
проведена в 2001-м году. Проект выполнял тот же Уралгипротранс во главе
с главным архитектором С. У. Зиганшиным. На сей раз реконструкция
коснулась внутренних частей здания, многие из которых стояли нетронутыми
с 1912 года и за это время пришли в полную негодность.
Были заменены межэтажные перекрытия, аварийные участки стен, укреплён
фундамент, перекрыта заново крыша и выполнено множество других работ.
Переделаны интерьеры здания, сохранившие при этом свой стиль. Кстати,
именно в ходе этой реконструкции в залах ожидания № 5 и № 6 появились
знаменитые ныне росписи. Росписи выполнены коллективом Екатеринбургского
художественного фонда Союза художников России под руководством
Л. А. Гусева. В 2003 году здание старого вокзала было реконструировано,
ему вернули первоначальный внешний вид. С этого времени здесь размещается
Музей истории науки и техники Свердловской железной дороги.
2003 году после реконструкции здание жд вокзала было превращено в музей
истории науки и техники Свердловской железной дороги под открытым небом.
На небольшой площади перед музеем посетителей встречают скульптуры,
олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох
— начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить
об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая
пассажирам чай.
Непосредственно перед входом в железнодорожный вокзал расположилась группа
«Пассажиры», иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале Екатеринбурга.
Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры
— скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.
Скульптуры удачно обыгрывают представленные здесь же натурные экспонаты:
тележку путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным
устройством.
С марта 2010 года станция Свердловск-Пассажирский переименована в
Екатеринбург-Пассажирский. Соответственно, поменялся и аншлаг на здании
вокзала.
30 марта 2010 года постановлением Правительства Российской
Федерации станция переименована в «Екатеринбург-Пассажирский».
Екатеринбу
P
рг-Пассажи
P
рский — пассажирская железнодорожная
станция Екатеринбургского региона Свердловской железной дороги, важнейший
пассажирский транспортный узел, расположенный на главном
ходу Транссибирской магистрали. На станции расположены
центральный железнодорожный вокзал города Екатеринбурга и
одноимённое локомотивное депо ТЧ-6.
Вокзальный комплекс второй по величине на Урале после
вокзала Челябинск-Главный. Состоит из четырёх зданий, обеспечивает
ежесуточное отправление пассажиров 60 пассажирских и более
180 пригородных поездов. В сутки станция обслуживает более 115 тысяч
пассажиров, отправляя их по 7 направлениям (5 из них электрифицированы).
По объёму пассажиропотока поездов дальнего следования вокзал
Екатеринбург-Пассажирский является крупнейшим в регионах России — после
московских и Санкт-петербургских вокзалов.
В 2017 году здание вокзала отреставрировано в преддверии Чемпионата мира
по футболу 2018.
Вид вокзала со стороны путей.
Интерьер вокзала.
Зал ожидания
С Екатеринбургского вокзала отправляются поезда дальнего следования в семи
направлениях, следующие в Абакан, Анапу, Адлер, Алма-
Ату, Астану, Астрахань, Барнаул, Баку, Бишкек, Брест, Владивосток, Волгоград,
Ижевск, Иркутск, Казань, Кемерово, Киров, Кисловодск, Красноярск, Курган, М
инск, Москву, Нижневартовск, Нижний
Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Новороссийск, Новый
Уренгой, Оренбург, Пекин, Пермь, Петропавловск, Приобье, Самару, Санкт-
Петербург, Саратов, Северобайкальск, Североуральск, Соликамск, Сургут, Ташк
ент, Тобольск, Томск, Тынду, Тюмень, Ульяновск, Уфу, Хабаровск, Челябинск,
Читу, Улан-Батор, Улан-Удэ, Устье-Аха.
Также курсируют вагоны беспересадочного сообщения
Берлин, Бийск, Варшаву, Гомель, Гродно, Могилёв, Нерюнгри, Павлодар, Пхень
ян, Рузаевку, Советскую Гавань, Томмот, Эрдэнэт.
Со станции Екатеринбург-Пассажирский регулярно отправляются 4 фирменных
поезда: по маршруту «Екатеринбург — Москва» курсирует поезд «Премиум»
(бывшее название «Урал»); по маршруту «Екатеринбург — Санкт-Петербург»
следует «Демидовский экспресс», по маршруту «Екатеринбург —
Кисловодск» — поезд «Урал» (через день). С 2008 года между станцией
Екатеринбург-Пассажирский и аэропортом
«Кольцово» курсирует аэроэкспресс.
Вид с 37-этажной башни ТЦ «Призма», построенной близ вокзала. Здание
слева — локомотивное депо «Екатеринбург-Пассажирский» (ТЧ-6). Возле него
паровоз-памятник и мемориал, посвящённый железнодорожникам, погибшим в
годы Великой Отечественной войны. Пешеходный мост ведёт в район
Завокзальный, средоточие всевозможных баз. В верхней части фото — место
отстоя пассажирских вагонов, уместилась только малая часть. Внизу видны
верхушки двух старинных водонапорных башен
.
Спускаемся на землю. Памятник погибшим железнодорожникам .
Паровоз-памятник трудяга военных лет.
Табличка на паровозе.
Старые водонапорки. Первая... Вторая...
В 2003 году здание старого вокзала было реконструировано, ему вернули
первоначальный внешний вид. С этого времени здесь размещается Музей
истории науки и техники Свердловской железной дороги.
Снова вид с «Призмы». Правее здания старого вокзала в 2010 году
восстановлено, точнее построено заново по мотивам чего-то старинного, здание
багажного отделения станции Екатеринбург-Пассажирский
.
Перед зданием багажного отделения находится широкая пешеходная эспланада,
по которой можно выйти к станции метро «Уральская» и Северному
автовокзалу. Вид на запад, видна часть здания старого вокзала и водонапорная
башня.
Справа здание Свердловского отделения дороги.
Ещё один вид с «Призмы», смещаемся восточнее. Виден «новый корпус»
вокзала, здание действующего вокзала. Напротив «нового» корпуса —
Свердловское отделение СвЖД, соединённое надземным переходом со зданием
УВДТ по УрФО
Рельеф на восточной лестнице изготовлен в 1946 году скульптурной
мастерской при свердловском ремонтно-строительном тресте под руководством
М. О. Новоковского. Сюжет рельефа: мужчина прикрытый снизу щитом,
символизировать рабочего, а домны и шахты — индустриальную мощь Урала.
Рельеф на восточной лестнице изготовлен скульптором П. А. Сажиным и
носит название «Победители».
Богата и интересна история станции "Свердловск-Пассажирский".Мне
кажется , что это самая красивая и интересная станция нашего города.
Екатеринбург 2019 г