Автор: Тацоха Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 7
Населённый пункт: Миллерово
Наименование материала: Консультации для родителей
Тема: Дети с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей детей с ОВЗ
«Развитие сенсорного восприятия детей со сложными дефектами развития»
Сенсорное развитие
(от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой
развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и
явлениях окружающего мира.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо
целенаправленное сенсорное воспитание; Ребенка следует
научитьрассматриванию, ощупыванию, выслушиванию.
У детей с церебральным особое внимание должно уделяется развитию
зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики
глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы,
рук, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их
различению, соотнесению и запоминанию цветов.
Зрительно-моторная координация у детей с ДЦП формируется примерно к 4
годам. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем
ходе их психического развития
Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью
зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП.
В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов.
1. Развитие зрительного восприятия:
Для начала необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать
внимание первоначально на одинаковых
предметах
, а затем
на одинаковых
картинках
. Далее можно переходить, к обучению
подбирать
парные предметы
, составлять
картинки из трех – пяти частей
.
а) формирование представлений о цвете предметов;
Упражнения в различении и назывании цветов надо проводить систематически и в
разнообразной форме. Особенно важными для ребенка являются упражнения в
быту, в жизненной ситуации. В процессе одевания взрослый называет цвет
одежды, обуви, окружающих предметов.Игра «Найди такой же» (по
цвету) упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но
одинаковых по величине и форме. Сначала из 2 цветов, затем количество цветов
из которых надо сделать выбор увеличивается. Игра «Разложи по
цвету» (одинаковые по форме и размеру, но разные по цвету
предметы). «Нанизывание колец на стержень» - 2-3 цвета одинакового размета.
б) формирование представлений о форме предметов;
Очень важным этапом является формирование зрительно – тактильного
восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а
затем рассматривает ее. Например, можно использовать дидактические
игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», « Доска Сегена», «Подбери по
форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика».
Изготовлениеаппликаций из геометрических фигур.
в) формирование представлений о величине предметов;
Упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т.п.
Башня высокая, а домик маленький
г) формирование и коррекция пространственных представлений
;
На ориентацию в сторонах собственного тела ребенка необходимо
использоватьзеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенка надо
подвести к зеркалу и говорить: «Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.», «Потрогай свой
нос, лоб, глаза и т.д.» или попросить ребенка определить, где у него сердце, давая
возможность рукой почувствовать биение сердца.
Ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого
себя, ориентировку в пространстве в зеркальном отображении, понимание детьми
с ДЦП переноса схемы своего тела для определения «правого» и «левого» у
человека, расположенного, напротив. Взрослый, садясь рядом с ребенком,
надевает себе и ему на левую руку красное сердце, на правую – зеленый флажок.
Далее Взрослый садится напротив и показывает, где оказалась его правая и левая
рука по сравнению с положением ребенка. После этого он предлагает узнать,
почему так получается, и просит ребенка подползти или подойти и сесть рядом.
Когда ребенок убеждается, что рисунки на руках у него и у экспериментатора на
одной и той же стороне, изображения снимаются, и взрослый вновь садится,
напротив.
д) формирование временных представлений.
Рассматривание и обслуживание серий картинок, фотографий, изображающих
деятельность детей и взрослых в разные отрезки (части суток). Например,
игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». При проведении этих игр хорошо
использовать цветные символы для обозначения разных частей суток.
2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
Выбирать предметы на ощупь, ткани разной фактуры; узнавать предмет по
обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов;
определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться
соответствующим словарем.
3. Развитие и коррекция слухового восприятия.
Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые
домашнимиживотными и птицами;
различать звуки, издаваемые на различных
музыкальныхинструментах; определять направления в пространстве по звуку без
зрительного сопровождения; воспроизводить,отхлопывая в ладоши,
простейшие ритмы.
Благодаря этим разделам осуществляется не только сенсорное развитие – у детей с
ДЦП формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления
является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в
действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.
Литература:
1. Бережнова Л. И. Предупреждение депривации в образовательном процессе:
монографии.- СПб,: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2000г.;
2. Джумагулова Ч. А. Принципы и практика инклюзивного образования. —
Бишкек, 2001 г.;
3. Интеграция: поиск альтернатив; Шаг на встречу «особому» ребёнку.//
Дошкольная педагогика, изд-во «Детсво-пресс», № 2, 2002 г.;
4. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психологическое сопровождение детей
с проблемами в развитии в системе общего образования в сб. Актуальные
проблемы коррекционно-развивающего образования — Орел, 2003;