Напоминание

Дети с ОВЗ


Автор: Тацоха Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 7
Населённый пункт: Миллерово
Наименование материала: Консультации для родителей
Тема: Дети с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей детей с ОВЗ

«Развитие сенсорного восприятия детей со сложными дефектами развития»

Сенсорное развитие

(от лат. “sensus” – чувство, ощущение) представляет собой

развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и

явлениях окружающего мира.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо

целенаправленное сенсорное воспитание; Ребенка следует

научитьрассматриванию, ощупыванию, выслушиванию.

У детей с церебральным особое внимание должно уделяется развитию

зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики

глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы,

рук, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их

различению, соотнесению и запоминанию цветов.

Зрительно-моторная координация у детей с ДЦП формируется примерно к 4

годам. Недостаточность зрительно-осязательной интеграции отражается на всем

ходе их психического развития

Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью

зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП.

В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП выделяется несколько разделов.

1. Развитие зрительного восприятия:

Для начала необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать

внимание первоначально на одинаковых

предметах

, а затем

на одинаковых

картинках

. Далее можно переходить, к обучению

подбирать

парные предметы

, составлять

картинки из трех – пяти частей

.

а) формирование представлений о цвете предметов;

Упражнения в различении и назывании цветов надо проводить систематически и в

разнообразной форме. Особенно важными для ребенка являются упражнения в

быту, в жизненной ситуации. В процессе одевания взрослый называет цвет

одежды, обуви, окружающих предметов.Игра «Найди такой же» (по

цвету) упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но

одинаковых по величине и форме. Сначала из 2 цветов, затем количество цветов

из которых надо сделать выбор увеличивается. Игра «Разложи по

цвету» (одинаковые по форме и размеру, но разные по цвету

предметы). «Нанизывание колец на стержень» - 2-3 цвета одинакового размета.

б) формирование представлений о форме предметов;

Очень важным этапом является формирование зрительно – тактильного

восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а

затем рассматривает ее. Например, можно использовать дидактические

игры: «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик», « Доска Сегена», «Подбери по

форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика».

Изготовлениеаппликаций из геометрических фигур.

в) формирование представлений о величине предметов;

Упражнения со строительными материалами – построение башен, домиков и т.п.

Башня высокая, а домик маленький

г) формирование и коррекция пространственных представлений

;

На ориентацию в сторонах собственного тела ребенка необходимо

использоватьзеркало, в котором ребенок видит свое отражение. Ребенка надо

подвести к зеркалу и говорить: «Посмотри, вот твой нос, рот и т.д.», «Потрогай свой

нос, лоб, глаза и т.д.» или попросить ребенка определить, где у него сердце, давая

возможность рукой почувствовать биение сердца.

Ориентировке в правом и левом направлении пространства относительно самого

себя, ориентировку в пространстве в зеркальном отображении, понимание детьми

с ДЦП переноса схемы своего тела для определения «правого» и «левого» у

человека, расположенного, напротив. Взрослый, садясь рядом с ребенком,

надевает себе и ему на левую руку красное сердце, на правую – зеленый флажок.

Далее Взрослый садится напротив и показывает, где оказалась его правая и левая

рука по сравнению с положением ребенка. После этого он предлагает узнать,

почему так получается, и просит ребенка подползти или подойти и сесть рядом.

Когда ребенок убеждается, что рисунки на руках у него и у экспериментатора на

одной и той же стороне, изображения снимаются, и взрослый вновь садится,

напротив.

д) формирование временных представлений.

Рассматривание и обслуживание серий картинок, фотографий, изображающих

деятельность детей и взрослых в разные отрезки (части суток). Например,

игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». При проведении этих игр хорошо

использовать цветные символы для обозначения разных частей суток.

2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.

Выбирать предметы на ощупь, ткани разной фактуры; узнавать предмет по

обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов;

определять температуру предметов, при этом они должны пользоваться

соответствующим словарем.

3. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые

домашнимиживотными и птицами;

различать звуки, издаваемые на различных

музыкальныхинструментах; определять направления в пространстве по звуку без

зрительного сопровождения; воспроизводить,отхлопывая в ладоши,

простейшие ритмы.

Благодаря этим разделам осуществляется не только сенсорное развитие – у детей с

ДЦП формируется наглядно-образное мышление. Характерной чертой мышления

является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в

действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи.

Литература:

1. Бережнова Л. И. Предупреждение депривации в образовательном процессе:

монографии.- СПб,: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2000г.;

2. Джумагулова Ч. А. Принципы и практика инклюзивного образования. —

Бишкек, 2001 г.;

3. Интеграция: поиск альтернатив; Шаг на встречу «особому» ребёнку.//

Дошкольная педагогика, изд-во «Детсво-пресс», № 2, 2002 г.;

4. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Психологическое сопровождение детей

с проблемами в развитии в системе общего образования в сб. Актуальные

проблемы коррекционно-развивающего образования — Орел, 2003;



В раздел образования