Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: учебная программа
Тема: ДПОП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ФОРТЕПИАНО" (Срок обучения 8 лет). Программа по учебному предмету "АНСАМБЛЬ"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
(Срок обучения 8 лет)
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПО.01.УП.02. Программа по учебному предмету
«АНСАМБЛЬ»
п. Мирный, 2023 г.
4
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка………………………………………………………………5
-
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
-
Срок реализации учебного предмета;
-
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета;
-
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
-
Цели и задачи учебного предмета;
-
Методы обучения;
II. Содержание учебного предмета…………………………………………………….8
-
Сведения о затратах учебного времени;
-
Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………15
IV.Форма проведения учебных занятий в условиях дистанционного
обучения, с применением дистанционных технологий………………………..16
V.
Формы и методы контроля, система оценок……………………………………19
-
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
-
Критерии оценки;
VI. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………20
-
Методические рекомендации педагогическим работникам;
-
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VII.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы………………..24
-
Список рекомендуемой нотной литературы;
-
Список рекомендуемой методической литературы
5
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и
роль вобразовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом
федеральных
государственных
требований
к
дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной
программе
в
области
музыкального искусства «Фортепиано».
Представленная
программа
предполагает
знакомство с
предметом и
освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом
первоначального опыта,
полученного в классе по специальности с 1 по 3
класс).
Фортепианный
ансамбль
использует
и
развивает
базовые
навыки,
полученные на занятиях в классе по специальности.
За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и
навыков, необходимых для совместного музицирования.
Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе
следующего репертуара:
дуэты,
различные переложения для 4-ручного и 2-
рояльного исполнения,
произведения
различных форм,
стилей и жанров
отечественных и зарубежных композиторов.
Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа
по
фортепианному
ансамблю опирается
на
академический
репертуар,
знакомит
учащихся с
разными музыкальными стилями:
барокко,
венской
классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.
Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого
творческого решения,
умения
уступать
и прислушиваться
друг
к
другу,
совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на
высоком художественном уровне.
6
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7
класс).
3. Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Срок обучения/количество часов
4-7 классы
Количество часов
(общее на 4 года)
Максимальная нагрузка
330 часов
Количество часов на аудиторную
нагрузку
132 часа
Количество часов на
внеаудиторную
(самостоятельную) работу
198 часов
Недельная аудиторная нагрузка
1 час
Самостоятельная работа (часов в
неделю)
1,5 часа
Консультации
1
(для учащихся 5-7
классов)
6 часов
(по 2 часа в год)
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
1
Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.
7
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как
обучающиеся
по
данной
образовательной
программе,
так
и
по
другим
образовательным программам в области музыкального искусства.
Кроме того,
реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного
исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
5. Цели и задачи учебного предмета
Цель:
развитие
музыкально-творческих
способностей
учащегося
на
основе
приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
решение
коммуникативных
задач
(совместное
творчество
обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в
процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,воображения
и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование
у
обучающихся
комплекса
исполнительских
навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
развитие
чувства
ансамбля
(чувства
партнерства при игре
в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения слиста в
ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных
выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
расширение
музыкального
кругозора
учащегося
путем ознакомления
с
ансамблевым репертуаром,
а
также
с
выдающимися
исполнениями и
исполнителями камерной музыки.
6. Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
8
-
словесный
(объяснение,
разбор,
анализ
и сравнение
музыкального
материала обеих партий);
-
наглядный
(показ,
демонстрация
отдельных
частей
и
всего
произведения);
-
практический
(воспроизводящие и творческие
упражнения,
деление
целого
произведения
на
более
мелкие
части для
подробной проработки и
последующая организация целого);
-
прослушивание
записей
выдающихся
исполнителей
и
посещение
концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;
-
индивидуальный подход к
каждому ученику с
учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные
методы работы с
фортепианным ансамблем в
рамках
предпрофессиональной
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предметаи
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого
исполнительства на фортепиано.
II.
Содержание учебного предмета
1. Сведения
о
затратах
учебного
времени,
предусмотренного
на
освоение учебного предмета «Ансамбль»,
на максимальную,
самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Срок обучения – 8 лет
Распределение по годам
обучения
Класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
-
-
-
33
33
33
33
-
Количество часов на
аудиторные занятия
(в неделю)
-
-
-
1
1
1
1
-
Консультации
(часов в год)
-
-
-
-
1
1
1
-
9
Вариативная часть учебного плана (по ДПОП) предусматривает занятия по
учебному предмету «Ансамбль» во втором полугодии 8 класса (1 час в неделю).
Объем времени на
самостоятельную работу определяется
с
учетом
сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка к концертным выступлениям;
- посещение
учреждений
культуры (филармоний,
театров,
концертных
залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.
Каждый
класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для
освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой
игре
так
же,
как
и
в
сольном исполнительстве,
необходимо сформировать определенные
музыкально-технические
знания,
умения владения инструментом,
навыки совместной игры,
такие,
как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества -
ансамблевого исполнительства,
позволяющий демонстрировать в
ансамблевой
игре
единство
исполнительских
намерений
и
реализацию
исполнительского замысла;
знание
ансамблевого
репертуара
(музыкальных
произведений,
созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических
(сонаты,
сюиты),
ансамблевых,
органных и других произведений,
а
также
камерно-инструментального репертуара)
отечественных
и
зарубежных
композиторов;
знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных
эпох;
10
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства,
обусловленных
художественным
содержанием
и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Данная программа отражает разнообразие репертуара,
его академическую
направленность
и индивидуальный подход к каждому ученику.
Содержание
учебного предмета
направлено на
обеспечение
художественно-эстетического
развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,
умений и навыков.
4 класс (1 год обучения)
На
первом
этапе
формируется
навык
слушания
партнера,
а
также
восприятия всей музыкальной ткани в целом.
В основе репертуара – несложные
произведения,
доступные для успешной реализации начального этапа обучения.
Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.
В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью
готовности).
В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся
сдают
зачет
из
1-2
произведений.
Публичное
выступление
обучающихся
(выступление на классном вечере,
концерте, академическом вечере и т.д.) может
приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Агафонников Н.
Русский танец из цикла " Пестрые картинки"
Балакирев М.
" На Волге", "Хороводная"
Бетховен Л.
" Контрданс". Соч.6,
Соната Ре мажор в 4 руки
Бизе Ж.
" Хор мальчиков " из оперы "Кармен"
Бородин А.
Полька в 4 руки
Брамс И.
Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)
Вебер К.
Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки
Вебер К.
Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки
Вебер К.
Вальс из оперы " Волшебный стрелок"
Гаврилин В.
"Часики" из цикла "Зарисовки"
11
Глиэр Р.
Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки
Гречанинов А.
"Весенним утром", пьеса соч.99 № 2
Играем в 4 руки на фортепиано, Выпуск 1 .-М.: Издательство Владимира
Катанского, 2014- 47 с.
Зив М.
"Предчувствие"
Куперен Ф.
"Кукушка"
Мак -Доуэлл Э.
"К дикой розе"
Моцарт В.
Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор
Моцарт В.
"Весенняя песня"
Прокофьев С.
Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук
Прокофьев С.
"Петя и волк
" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)
Равель М.
"Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки
Рахманинов С.
"Итальянская полька" (в 4 руки)
Р.-Корсаков Н.
Колыбельная и Гопак из оперы “Сказка о царе Салтане”
Сборник ансамблей для фортепиано 4-5 классы ДМШ Вместе весело играть
сост.С.А.Барсукова. – Ростов н / Д : Феникс,2012 – 62 с.
Свиридов Г.
"Романс"
Смирнова Н.
«Хорошее настроение», «Полька и танго»
Стравинский И.
"Анданте"
Чайковский П.
"Колыбельная в бурю", пьесы из «Детского альбома»
Чайковский П.
Вальс из балета " Спящая красавица"
Чайковский П.
"Уж ты, поле мое, поле чистое"
Хачатурян А.
"Танец девушек"
Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ , сост. Е.М. Лепина ,
С-П. : Композитор, 2005 – 79 с.
Шостакович Д.
"Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из сюиты к
к/ф "Овод" (переложение для 2- х ф-но Богомолова)
Фрид Г.
Чешская полька Фа мажор
Шуберт Ф.
Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных
марша в 4 руки
12
5 класс (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
совместно работать над динамикой произведения;
анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью
готовности).
В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся
сдают
зачет
из
1-2
произведений.
Публичное
выступление
обучающихся
(выступление на классном вечере,
концерте, академическом вечере и т.д.) может
приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Аренский А.
"Полонез"
Бизе Ж.
"Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры"
2 часть (переложение Дубровина А.)
Гаврилин В.
"Перезвоны"
Глазунов А.
"Романеска"
Глиэр Р.
"Грустный вальс"
Григ Э.
Ор.35 № 2 "Норвежский танец"
Григ Э.
"Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"
Григ Э.
Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки
Гурлит К.
Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть
Корелли А.
Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано
(переложение Дубровина А.)
Моцарт В.
"Ария Фигаро"
Мусоргский М.
"Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"
Прокофьев С.
Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта"
(облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.;
ред. Натансона В.)
13
Рахманинов С.
Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки,
ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки
Сборник ансамблей для фортепиано 5-7 классы ДМШ Вместе
весело
играть сост. С.А. Барсукова.- Ростов н / Д 6феникс, 2012 – 70 с.
Хачатурян К.
Галоп из балета " Чиполлино"
Хрестоматия фортепианного ансамбля 5-7 классы ДМШ, сост., Е.М,Лепина.С
– П.: Композитор,2011 – 36 с.
Чайковский П.
"Танец Феи Драже" из балета " Щелкунчик"
Шостакович Д.
Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор
(обр. для 2 ф-но в 4 руки),
"Тарантелла " в 4 руки
Шуберт Ф.
"Героический марш"
Штраус И.
Полька "Трик- трак"
Щедрин Р.
"Царь Горох"
6 класс (3 год обучения)
Продолжение
работы
над
навыками
ансамблевой
игры.
Усложнение
репертуара.
Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука
между
партиями и руками.
Воспитание
внимания
к
точному прочитыванию
авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.
В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью
готовности).
В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся
сдают
зачет
из
1-2
произведений.
Публичное
выступление
обучающихся
(выступление на классном вечере,
концерте, академическом вечере и т.д.) может
приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Брамс И.
"Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки
Вебер К.
Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки
Гайдн Й.
"Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки
Глиэр Р.
"Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но в 4 руки
14
Дунаевский И.
Полька из к/ф "Кубанские казаки"
Коровицын В.
"Куклы сеньора Карабаса"
Новиков А.
"Дороги"
Металлиди Ж.
Три пьесы из сюиты «Золотой ключик», «Танец пингвинов»
Прокофьев С.
"Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта"
Равель М.
"Моя матушка гусыня"
(по выбору)
Свиридов Г.
"Военный марш" из музыкальных иллюстраций к повести
А.Пушкина "Метель"
Слонимский С.
"Деревенский вальс"
Рахманинов С.
Вальс в 6 рук для одного фортепиано
Хачатурян А.
Вальс из музыки к драме М.Лермонтова "
Маскарад"в 4 руки
Щедрин Р.
Кадриль из оперы " Не только любовь" (обработка В.
Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)
7 класс (4 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.
Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность
и
чтение
с
листа»;
развитие
музыкального
мышления
и
средств
выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и
чувства ансамбля в условиях концертного выступления.
В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью
готовности).
В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся
сдают
зачет
из
1-2
произведений.
Публичное
выступление
обучающихся
(выступление на классном вечере,
концерте, академическом вечере и т.д.) может
приравниваться к зачету.
Примерный рекомендуемый репертуарный список:
Вебер К.
"Приглашение к танцу"
Глинка М.
"Вальс-фантазия"
Глиэр Р.
Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть
Дебюсси К.
"Маленькая сюита", "Марш"
15
"Шесть античных эпиграфов"
Дворжак А.
"Славянские танцы" для ф-но в 4 руки
Казелла А.
"Маленький марш" из цикла " Марионетки",
"Полька-галоп"
Коровицын В.
"Мелодия дождей"
Лист Ф.
"Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)
Мийо Д.
"Скарамуш" (пьесы по выбору)
Маевский Ю.
"Прекрасная Лапландия"
Мошковский М.
Испанский танец №2, op. 12
Мусоргский М. "Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов"
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
подготовки обучающихся
является
результатом
освоения
программы
учебного
предмета
«Ансамбль»,
который
предполагает
формирование следующих знаний, умений, навыков,
таких как:
наличие у обучающегося интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию
в ансамбле с партнерами;
сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других
инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского
текста,
самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из
музыкальных
произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание других инструментов
(если
ансамбль
состоит
из
разных
инструментов
-
струнных,
духовых,
народных),
их
особенностей
и
возможностей;
знание профессиональной терминологии;
16
наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
навыки
по
воспитанию
слухового
контроля
при
ансамблевом
музицировании;
навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
наличие
творческой инициативы,
сформированных представлений о
методике
разучивания
музыкальных
произведений и
приемах
работы над
исполнительскими трудностями;
наличие
навыков
репетиционно-концертной
работы
в
качестве
ансамблиста.
IV. Форма проведения учебных занятий в условиях дистанционного обучения,
с применением дистанционных технологий
Под
дистанционным обучением
понимается
реализация
программы с
применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий.
Дистанционное
обучение
позволяет
школе
расширить
свои
возможности в осуществлении образовательной деятельности в разных условиях, в
том числе при изменении режимов работы школы (по климатическим,
санитарно-
эпидемиологическим
и
другим
причинам),
в
обеспечении
эффективной
самостоятельной
работы обучающихся
в
период
каникулярного
времени,
в
создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
Школа обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение.
Видами дистанционного обучения являются:
1.
реализация
предмета
или
его
частей
с
применением
исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
2.
реализация
предмета
или
его
частей
с
использованием электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
дистанционных
образовательных технологий как вспомогательных средств обучения.
17
При
реализации
учебного
предмета
«Ансамбль»
с
применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий школа:
1.
создает
условия
для
функционирования
электронной
информационно-
образовательной
среды
(платформы),
обеспечивающей
освоение
обучающимися предмета в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся;
2.
обеспечивает
идентификацию личности
обучающегося,
выбор
способа
которой осуществляется школой самостоятельно и контроль соблюдения
установленных
условий,
в
рамках
которых
осуществляется
оценка
результатов обучения.
Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения
Переход на дистанционное обучение объявляется для всех обучающихся
приказом
директора
школы.
Согласие
родителя
(законного
представителя)
обучающегося
на
организацию учебного
процесса
в
форме
дистанционного
обучения
подтверждается
документально
(наличие
письменного
заявления
родителя (законного представителя) по форме.
Заполненная и подписанная форма
заявления
родителя
(законного
представителя)
о
переходе
на
дистанционное
обучение
присылается
на
адрес
электронной
почты
преподавателя
класса
посредством скан копии,
фотографии рукописного или печатного на компьютере
текста заявления.
Школа обеспечивает дистанционное обучение:
1.
формирует расписание занятий на каждый день в соответствии с учебным
планом по каждому учебному предмету,
предусматривая дифференциацию
по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
2.
информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных
программ или их частей с применением дистанционного обучения,
в том
числе знакомит с расписанием занятий,
графиком проведения текущего и
18
промежуточного
контроля
по
учебным
предметам,
проведения
консультаций;
3.
организует
ведение
учета
результатов
образовательного
процесса
в
электронной форме.
При
реализации
предмета
с
применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий
школа
обеспечивает
внесение
соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или)
учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов,
графика промежуточной аттестации,
форм обучения,
использования технических
средств обучения.
Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения
Школа обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной
образовательной
среде.
Организация
дистанционного
обучения
может
осуществляться на
базе
электронных ресурсов – платформ Telegram,
Skype и
WhatsApp.
Преподаватели самостоятельно осуществляют выбор и использование
бесплатной доступной платформы.
Для
организации
дистанционного
обучения
необходимо
обеспечение
процесса
техническим оборудованием.
В случае
необеспеченности отдельных
обучающихся
техническим
оборудованием
решение
об
обеспечении
дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном
порядке.
Формы дистанционной работы
1.
Проведение урока онлайн с помощью сервисов Telegram, Skype и WhatsApp;
2.
Запись индивидуального задания с помощью сервисов Telegram,
Skype и
WhatsApp, электронной почты;
3.
Размещение на сайте школы ссылок на видео и аудио материалы,
ссылок на
информационные ресурсы.
19
V. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в
себя
текущий
контроль
успеваемости
и
промежуточную
аттестацию
обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться
академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.
Текущий
контроль
успеваемости
обучающихся
проводится
в
счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету
«Ансамбль» образовательное
учреждение
устанавливает
с а м о с т о я т е л ь н о .
Формой аттестации
может
быть
контрольный
урок,
зачёт,
а
также
-
прослушивание,
выступление
в концерте
или участие
в каких-либо других
творческих мероприятиях.
По
завершении
изучения
предмета
«Ансамбль»
проводится
промежуточная аттестация в конце
7 класса,
выставляется оценка,
которая
заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
20
Таблица 3
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
технически качественное и художественно
осмысленное исполнение, отвечающее всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
оценка отражает грамотное исполнение с
небольшими недочетами (как в техническом
плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)
исполнение с большим количеством недочетов, а
именно: недоученный текст, слабая техническая
подготовка, малохудожественная игра, отсутствие
свободы игрового аппарата и т.д.
2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный
текст, отсутствие домашней работы, а также
плохая посещаемость аудиторных занятий
«зачет» (без отметки)
отражает достаточный уровень подготовки и
исполнения на данном этапе обучения
Согласно ФГТ,
данная
система
оценки качества
исполнения является
основной.
В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного
заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть
дополнена системой «+» и «-»,
что даст возможность более конкретно и точно
оценить выступление учащегося.
Фонды оценочных
средств
призваны обеспечивать
оценку
качества
приобретенных выпускниками знаний,
умений и навыков,
а
также
степень
готовности
учащихся
к
возможному
продолжению
профессионального
образования в области музыкального искусства.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
1.
Методические рекомендации педагогическим работникам
Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор
учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе
21
специальности.
В работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности,
постепенности,
доступности и наглядности в освоении
материала.
Весь процесс обучения строится с учетом принципа:
от простого к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика
-
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень
его подготовки.
Необходимым
условием
для
успешного
обучения
по
предмету
«Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки
за инструментом обоих партнеров,
распределение педали между партнерами
(как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).
Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших
примеров исполнения камерной музыки.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа
над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их
партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением
вместе начать фразу и вместе закончить ее.
Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,
чтобы
отметить
крупные
и
мелкие
разделы,
которые
прорабатываются
учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей
частью
общего
представления
о
произведении,
его
смыслового
и
художественного образа.
Техническая
сторона
исполнения у партнеров
должна
быть
на
одном
уровне.
Отставание
одного
из
них
будет
очень
сильно
влиять
на
общее
художественное впечатление от игры.
В этом случае требуется более серьезная
индивидуальная работа.
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение
учеников
самостоятельной
работе:
умению
отрабатывать
проблемные
фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.
Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной.
Сначала
ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным
22
условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции
с
преподавателем и без него.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный
план
для
учащихся.
При
составлении
индивидуального
плана
следует
учитывать индивидуально-личностные
особенности
и
степень
подготовки
учеников.
В репертуар необходимо включать произведения,
доступные по
степени
технической
и
образной
сложности,
высокохудожественные
по
содержанию,
разнообразные по стилю,
жанрам,
форме и фактуре.
Партнеров
следует менять местами в ансамбле,
чередовать исполнение 1 и 2 партии
между разными учащимися.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего
начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4
руки (есть ансамбли в 8 рук).
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
С учетом того,
что образовательная программа «Фортепиано» содержит
одновременно три предмета,
связанные с исполнительством на фортепиано -
«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» -
учащийся
должен
разумно
распределять
время
своих
домашних
занятий.
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая
внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего
следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.
После каждого
урока
с
преподавателем ансамбль
необходимо
вновь
репетировать,
чтобы
исправить
указанные
преподавателем
недостатки
в
игре.
Желательно
самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.
Важно,
чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои
творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах
ключевые
моменты,
важные
для
достижения
наибольшей
синхронности
звучания,
а
также
звукового баланса
между
исполнителями.
Работать
над
23
точностью педализации, над общими штрихами
и динамикой (там,
где
это
предусмотрено).
24
VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.
Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005
Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009.
Бахарев С.А. Романтический концерт. Для форте6пиано с оркестром. - Краснодар.
«Эоловы струны», 2007.
" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 1-2 кл. ДМШ:
Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .
С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:
Феникс, 2012
" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 2-3 кл. ДМШ:
Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .
С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:
Феникс, 2012
" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 3-4 кл. ДМШ:
Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .
С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:
Феникс, 2012
" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 4-5 кл. ДМШ:
Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .
С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:
Феникс, 2012.
И. Брамс. Русский сувенир. Для старших классов музыкальных школ, школ
искусств и музыкальных студий. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
Играем в четыре руки на фортепиано. Вып. 2./- М., 2006.
Играем в четыре руки
на фортепиано. Вып. 3./-
М., 2014.
Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано. 1-2 кл. Вып. 1.Сост.
Барсукова С. Ростов н/Д, 2003.
Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки.
Переложение Г. Балаева. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006
25
Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. 1-4 кл. ДМШ. Вып. 1.
С-П, «Композитор». 2014.
Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. 5-7 кл. ДМШ. Вып. 2.
Полифоническая форма. С-П,
«Композитор». 2014.
Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Б . М.,
Музыка, 2011
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная
школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006
Чайковский П.
Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., Музыка, 2011
Чайковский П.
Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012
Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и
средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012
2. Список рекомендуемой методической литературы
1.Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,
педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001:
№ 4
2.Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный
журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий.