Напоминание

ДПОП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ФОРТЕПИАНО" (Срок обучения 8 лет). Программа по учебному предмету "АНСАМБЛЬ"


Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: учебная программа
Тема: ДПОП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "ФОРТЕПИАНО" (Срок обучения 8 лет). Программа по учебному предмету "АНСАМБЛЬ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»

(Срок обучения 8 лет)

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПО.01.УП.02. Программа по учебному предмету

«АНСАМБЛЬ»

п. Мирный, 2023 г.

4

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка………………………………………………………………5

-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе;

-

Срок реализации учебного предмета;

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательногоучреждения на реализацию учебного предмета;

-

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

-

Цели и задачи учебного предмета;

-

Методы обучения;

II. Содержание учебного предмета…………………………………………………….8

-

Сведения о затратах учебного времени;

-

Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………15

IV.Форма проведения учебных занятий в условиях дистанционного

обучения, с применением дистанционных технологий………………………..16

V.

Формы и методы контроля, система оценок……………………………………19

-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-

Критерии оценки;

VI. Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………20

-

Методические рекомендации педагогическим работникам;

-

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы………………..24

-

Список рекомендуемой нотной литературы;

-

Список рекомендуемой методической литературы

5

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и

роль вобразовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с

учетом

федеральных

государственных

требований

к

дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной

программе

в

области

музыкального искусства «Фортепиано».

Представленная

программа

предполагает

знакомство с

предметом и

освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом

первоначального опыта,

полученного в классе по специальности с 1 по 3

класс).

Фортепианный

ансамбль

использует

и

развивает

базовые

навыки,

полученные на занятиях в классе по специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и

навыков, необходимых для совместного музицирования.

Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе

следующего репертуара:

дуэты,

различные переложения для 4-ручного и 2-

рояльного исполнения,

произведения

различных форм,

стилей и жанров

отечественных и зарубежных композиторов.

Также как и по предмету «Специальность и чтение с листа», программа

по

фортепианному

ансамблю опирается

на

академический

репертуар,

знакомит

учащихся с

разными музыкальными стилями:

барокко,

венской

классикой, романтизмом, импрессионизмом, русской музыкой 19 и 20 века.

Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого

творческого решения,

умения

уступать

и прислушиваться

друг

к

другу,

совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на

высоком художественном уровне.

6

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации данной программы составляет четыре года (с 4 по 7

класс).

3. Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Таблица 1

Срок обучения/количество часов

4-7 классы

Количество часов

(общее на 4 года)

Максимальная нагрузка

330 часов

Количество часов на аудиторную

нагрузку

132 часа

Количество часов на

внеаудиторную

(самостоятельную) работу

198 часов

Недельная аудиторная нагрузка

1 час

Самостоятельная работа (часов в

неделю)

1,5 часа

Консультации

1

(для учащихся 5-7

классов)

6 часов

(по 2 часа в год)

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(два ученика), рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

1

Консультации по ансамблю являются дополнительным учебным временем для подготовки учащихся к

контрольным урокам, зачетам, экзаменам, конкурсам и т.д.

7

По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться как

обучающиеся

по

данной

образовательной

программе,

так

и

по

другим

образовательным программам в области музыкального искусства.

Кроме того,

реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного

исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

развитие

музыкально-творческих

способностей

учащегося

на

основе

приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачи:

решение

коммуникативных

задач

(совместное

творчество

обучающихся

разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в

процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,воображения

и творческой активности при игре в ансамбле;

формирование

у

обучающихся

комплекса

исполнительских

навыков,

необходимых для ансамблевого музицирования;

развитие

чувства

ансамбля

(чувства

партнерства при игре

в ансамбле),

артистизма и музыкальности;

обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения слиста в

ансамбле;

приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных

выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

расширение

музыкального

кругозора

учащегося

путем ознакомления

с

ансамблевым репертуаром,

а

также

с

выдающимися

исполнениями и

исполнителями камерной музыки.

6. Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются следующие методы обучения:

8

-

словесный

(объяснение,

разбор,

анализ

и сравнение

музыкального

материала обеих партий);

-

наглядный

(показ,

демонстрация

отдельных

частей

и

всего

произведения);

-

практический

(воспроизводящие и творческие

упражнения,

деление

целого

произведения

на

более

мелкие

части для

подробной проработки и

последующая организация целого);

-

прослушивание

записей

выдающихся

исполнителей

и

посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

-

индивидуальный подход к

каждому ученику с

учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные

методы работы с

фортепианным ансамблем в

рамках

предпрофессиональной

образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предметаи

основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого

исполнительства на фортепиано.

II.

Содержание учебного предмета

1. Сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение учебного предмета «Ансамбль»,

на максимальную,

самостоятельную

нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения – 8 лет

Распределение по годам

обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

-

-

-

33

33

33

33

-

Количество часов на

аудиторные занятия

(в неделю)

-

-

-

1

1

1

1

-

Консультации

(часов в год)

-

-

-

-

1

1

1

-

9

Вариативная часть учебного плана (по ДПОП) предусматривает занятия по

учебному предмету «Ансамбль» во втором полугодии 8 класса (1 час в неделю).

Объем времени на

самостоятельную работу определяется

с

учетом

сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение

учреждений

культуры (филармоний,

театров,

концертных

залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.

Каждый

класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для

освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

В ансамблевой

игре

так

же,

как

и

в

сольном исполнительстве,

необходимо сформировать определенные

музыкально-технические

знания,

умения владения инструментом,

навыки совместной игры,

такие,

как:

сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного

творчества -

ансамблевого исполнительства,

позволяющий демонстрировать в

ансамблевой

игре

единство

исполнительских

намерений

и

реализацию

исполнительского замысла;

знание

ансамблевого

репертуара

(музыкальных

произведений,

созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических

(сонаты,

сюиты),

ансамблевых,

органных и других произведений,

а

также

камерно-инструментального репертуара)

отечественных

и

зарубежных

композиторов;

знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки различных

эпох;

10

навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого

исполнительства,

обусловленных

художественным

содержанием

и

особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

Данная программа отражает разнообразие репертуара,

его академическую

направленность

и индивидуальный подход к каждому ученику.

Содержание

учебного предмета

направлено на

обеспечение

художественно-эстетического

развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний,

умений и навыков.

4 класс (1 год обучения)

На

первом

этапе

формируется

навык

слушания

партнера,

а

также

восприятия всей музыкальной ткани в целом.

В основе репертуара – несложные

произведения,

доступные для успешной реализации начального этапа обучения.

Партнеры подбираются по близкому уровню подготовки.

В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью

готовности).

В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся

сдают

зачет

из

1-2

произведений.

Публичное

выступление

обучающихся

(выступление на классном вечере,

концерте, академическом вечере и т.д.) может

приравниваться к зачету.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Агафонников Н.

Русский танец из цикла " Пестрые картинки"

Балакирев М.

" На Волге", "Хороводная"

Бетховен Л.

" Контрданс". Соч.6,

Соната Ре мажор в 4 руки

Бизе Ж.

" Хор мальчиков " из оперы "Кармен"

Бородин А.

Полька в 4 руки

Брамс И.

Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)

Вебер К.

Ор. 3 №1 Сонатина До мажор в 4 руки

Вебер К.

Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки

Вебер К.

Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

Гаврилин В.

"Часики" из цикла "Зарисовки"

11

Глиэр Р.

Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки

Гречанинов А.

"Весенним утром", пьеса соч.99 № 2

Играем в 4 руки на фортепиано, Выпуск 1 .-М.: Издательство Владимира

Катанского, 2014- 47 с.

Зив М.

"Предчувствие"

Куперен Ф.

"Кукушка"

Мак -Доуэлл Э.

"К дикой розе"

Моцарт В.

Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор

Моцарт В.

"Весенняя песня"

Прокофьев С.

Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук

Прокофьев С.

"Петя и волк

" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)

Равель М.

"Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки

Рахманинов С.

"Итальянская полька" (в 4 руки)

Р.-Корсаков Н.

Колыбельная и Гопак из оперы “Сказка о царе Салтане”

Сборник ансамблей для фортепиано 4-5 классы ДМШ Вместе весело играть

сост.С.А.Барсукова. – Ростов н / Д : Феникс,2012 – 62 с.

Свиридов Г.

"Романс"

Смирнова Н.

«Хорошее настроение», «Полька и танго»

Стравинский И.

"Анданте"

Чайковский П.

"Колыбельная в бурю", пьесы из «Детского альбома»

Чайковский П.

Вальс из балета " Спящая красавица"

Чайковский П.

"Уж ты, поле мое, поле чистое"

Хачатурян А.

"Танец девушек"

Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ , сост. Е.М. Лепина ,

С-П. : Композитор, 2005 – 79 с.

Шостакович Д.

"Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из сюиты к

к/ф "Овод" (переложение для 2- х ф-но Богомолова)

Фрид Г.

Чешская полька Фа мажор

Шуберт Ф.

Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных

марша в 4 руки

12

5 класс (2 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:

умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;

умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;

совместно работать над динамикой произведения;

анализировать содержание и стиль музыкального произведения.

В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью

готовности).

В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся

сдают

зачет

из

1-2

произведений.

Публичное

выступление

обучающихся

(выступление на классном вечере,

концерте, академическом вечере и т.д.) может

приравниваться к зачету.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Аренский А.

"Полонез"

Бизе Ж.

"Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры"

2 часть (переложение Дубровина А.)

Гаврилин В.

"Перезвоны"

Глазунов А.

"Романеска"

Глиэр Р.

"Грустный вальс"

Григ Э.

Ор.35 № 2 "Норвежский танец"

Григ Э.

"Танец Анитры" из сюиты "Пер Гюнт"

Григ Э.

Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки

Гурлит К.

Сонатина №2, Фа мажор, 1- я часть

Корелли А.

Соната № 2 для двух скрипок и фортепиано

(переложение Дубровина А.)

Моцарт В.

"Ария Фигаро"

Мусоргский М.

"Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка"

Прокофьев С.

Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта"

(облегченное переложение в 4 руки Автомьян А.;

ред. Натансона В.)

13

Рахманинов С.

Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки,

ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки

Сборник ансамблей для фортепиано 5-7 классы ДМШ Вместе

весело

играть сост. С.А. Барсукова.- Ростов н / Д 6феникс, 2012 – 70 с.

Хачатурян К.

Галоп из балета " Чиполлино"

Хрестоматия фортепианного ансамбля 5-7 классы ДМШ, сост., Е.М,Лепина.С

– П.: Композитор,2011 – 36 с.

Чайковский П.

"Танец Феи Драже" из балета " Щелкунчик"

Шостакович Д.

Ор .87 №15 Прелюдия Ре-бемоль мажор

(обр. для 2 ф-но в 4 руки),

"Тарантелла " в 4 руки

Шуберт Ф.

"Героический марш"

Штраус И.

Полька "Трик- трак"

Щедрин Р.

"Царь Горох"

6 класс (3 год обучения)

Продолжение

работы

над

навыками

ансамблевой

игры.

Усложнение

репертуара.

Работа над звуковым балансом - правильным распределением звука

между

партиями и руками.

Воспитание

внимания

к

точному прочитыванию

авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.

В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью

готовности).

В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся

сдают

зачет

из

1-2

произведений.

Публичное

выступление

обучающихся

(выступление на классном вечере,

концерте, академическом вечере и т.д.) может

приравниваться к зачету.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Брамс И.

"Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки

Вебер К.

Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки

Гайдн Й.

"Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки

Глиэр Р.

"Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2- х ф-но в 4 руки

14

Дунаевский И.

Полька из к/ф "Кубанские казаки"

Коровицын В.

"Куклы сеньора Карабаса"

Новиков А.

"Дороги"

Металлиди Ж.

Три пьесы из сюиты «Золотой ключик», «Танец пингвинов»

Прокофьев С.

"Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта"

Равель М.

"Моя матушка гусыня"

(по выбору)

Свиридов Г.

"Военный марш" из музыкальных иллюстраций к повести

А.Пушкина "Метель"

Слонимский С.

"Деревенский вальс"

Рахманинов С.

Вальс в 6 рук для одного фортепиано

Хачатурян А.

Вальс из музыки к драме М.Лермонтова "

Маскарад"в 4 руки

Щедрин Р.

Кадриль из оперы " Не только любовь" (обработка В.

Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)

7 класс (4 год обучения)

Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач.

Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность

и

чтение

с

листа»;

развитие

музыкального

мышления

и

средств

выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и

чувства ансамбля в условиях концертного выступления.

В течение учебного года следует пройти 2-3 ансамбля (с разной степенью

готовности).

В конце учебного года (или в течение 2-го полугодия) обучающиеся

сдают

зачет

из

1-2

произведений.

Публичное

выступление

обучающихся

(выступление на классном вечере,

концерте, академическом вечере и т.д.) может

приравниваться к зачету.

Примерный рекомендуемый репертуарный список:

Вебер К.

"Приглашение к танцу"

Глинка М.

"Вальс-фантазия"

Глиэр Р.

Концерт для голоса с оркестром, 1-я часть

Дебюсси К.

"Маленькая сюита", "Марш"

15

"Шесть античных эпиграфов"

Дворжак А.

"Славянские танцы" для ф-но в 4 руки

Казелла А.

"Маленький марш" из цикла " Марионетки",

"Полька-галоп"

Коровицын В.

"Мелодия дождей"

Лист Ф.

"Обручение" (обработка для 2-х ф-но А. Глазунова)

Мийо Д.

"Скарамуш" (пьесы по выбору)

Маевский Ю.

"Прекрасная Лапландия"

Мошковский М.

Испанский танец №2, op. 12

Мусоргский М. "Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов"

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень

подготовки обучающихся

является

результатом

освоения

программы

учебного

предмета

«Ансамбль»,

который

предполагает

формирование следующих знаний, умений, навыков,

таких как:

наличие у обучающегося интереса

к

музыкальному

искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию

в ансамбле с партнерами;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,

позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других

инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского

текста,

самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из

музыкальных

произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);

знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;

знание других инструментов

(если

ансамбль

состоит

из

разных

инструментов

-

струнных,

духовых,

народных),

их

особенностей

и

возможностей;

знание профессиональной терминологии;

16

наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;

навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

навыки

по

воспитанию

слухового

контроля

при

ансамблевом

музицировании;

навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;

наличие

творческой инициативы,

сформированных представлений о

методике

разучивания

музыкальных

произведений и

приемах

работы над

исполнительскими трудностями;

наличие

навыков

репетиционно-концертной

работы

в

качестве

ансамблиста.

IV. Форма проведения учебных занятий в условиях дистанционного обучения,

с применением дистанционных технологий

Под

дистанционным обучением

понимается

реализация

программы с

применением

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий.

Дистанционное

обучение

позволяет

школе

расширить

свои

возможности в осуществлении образовательной деятельности в разных условиях, в

том числе при изменении режимов работы школы (по климатическим,

санитарно-

эпидемиологическим

и

другим

причинам),

в

обеспечении

эффективной

самостоятельной

работы обучающихся

в

период

каникулярного

времени,

в

создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.

Школа обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение.

Видами дистанционного обучения являются:

1.

реализация

предмета

или

его

частей

с

применением

исключительно

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

2.

реализация

предмета

или

его

частей

с

использованием электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

дистанционных

образовательных технологий как вспомогательных средств обучения.

17

При

реализации

учебного

предмета

«Ансамбль»

с

применением

исключительно

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий школа:

1.

создает

условия

для

функционирования

электронной

информационно-

образовательной

среды

(платформы),

обеспечивающей

освоение

обучающимися предмета в полном объеме независимо от места нахождения

обучающихся;

2.

обеспечивает

идентификацию личности

обучающегося,

выбор

способа

которой осуществляется школой самостоятельно и контроль соблюдения

установленных

условий,

в

рамках

которых

осуществляется

оценка

результатов обучения.

Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения

Переход на дистанционное обучение объявляется для всех обучающихся

приказом

директора

школы.

Согласие

родителя

(законного

представителя)

обучающегося

на

организацию учебного

процесса

в

форме

дистанционного

обучения

подтверждается

документально

(наличие

письменного

заявления

родителя (законного представителя) по форме.

Заполненная и подписанная форма

заявления

родителя

(законного

представителя)

о

переходе

на

дистанционное

обучение

присылается

на

адрес

электронной

почты

преподавателя

класса

посредством скан копии,

фотографии рукописного или печатного на компьютере

текста заявления.

Школа обеспечивает дистанционное обучение:

1.

формирует расписание занятий на каждый день в соответствии с учебным

планом по каждому учебному предмету,

предусматривая дифференциацию

по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;

2.

информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных

программ или их частей с применением дистанционного обучения,

в том

числе знакомит с расписанием занятий,

графиком проведения текущего и

18

промежуточного

контроля

по

учебным

предметам,

проведения

консультаций;

3.

организует

ведение

учета

результатов

образовательного

процесса

в

электронной форме.

При

реализации

предмета

с

применением

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных

технологий

школа

обеспечивает

внесение

соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или)

учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов,

графика промежуточной аттестации,

форм обучения,

использования технических

средств обучения.

Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения

Школа обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной

образовательной

среде.

Организация

дистанционного

обучения

может

осуществляться на

базе

электронных ресурсов – платформ Telegram,

Skype и

WhatsApp.

Преподаватели самостоятельно осуществляют выбор и использование

бесплатной доступной платформы.

Для

организации

дистанционного

обучения

необходимо

обеспечение

процесса

техническим оборудованием.

В случае

необеспеченности отдельных

обучающихся

техническим

оборудованием

решение

об

обеспечении

дистанционного обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном

порядке.

Формы дистанционной работы

1.

Проведение урока онлайн с помощью сервисов Telegram, Skype и WhatsApp;

2.

Запись индивидуального задания с помощью сервисов Telegram,

Skype и

WhatsApp, электронной почты;

3.

Размещение на сайте школы ссылок на видео и аудио материалы,

ссылок на

информационные ресурсы.

19

V. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в

себя

текущий

контроль

успеваемости

и

промежуточную

аттестацию

обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться

академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.

Текущий

контроль

успеваемости

обучающихся

проводится

в

счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Форму и время проведения промежуточной аттестации по предмету

«Ансамбль» образовательное

учреждение

устанавливает

с а м о с т о я т е л ь н о .

Формой аттестации

может

быть

контрольный

урок,

зачёт,

а

также

-

прослушивание,

выступление

в концерте

или участие

в каких-либо других

творческих мероприятиях.

По

завершении

изучения

предмета

«Ансамбль»

проводится

промежуточная аттестация в конце

7 класса,

выставляется оценка,

которая

заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,которые

включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,

умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По

итогам

исполнения

программы

на

зачете,

академическом

прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

20

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с

небольшими недочетами (как в техническом

плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая

подготовка, малохудожественная игра, отсутствие

свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно») комплекс серьезных недостатков, невыученный

текст, отсутствие домашней работы, а также

плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

Согласно ФГТ,

данная

система

оценки качества

исполнения является

основной.

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного

заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть

дополнена системой «+» и «-»,

что даст возможность более конкретно и точно

оценить выступление учащегося.

Фонды оценочных

средств

призваны обеспечивать

оценку

качества

приобретенных выпускниками знаний,

умений и навыков,

а

также

степень

готовности

учащихся

к

возможному

продолжению

профессионального

образования в области музыкального искусства.

VI. Методическое обеспечение учебного процесса

1.

Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" - подбор

учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе

21

специальности.

В работе

с

учащимися

преподаватель

должен

следовать

принципам

последовательности,

постепенности,

доступности и наглядности в освоении

материала.

Весь процесс обучения строится с учетом принципа:

от простого к

сложному,

опирается

на

индивидуальные

особенности

ученика

-

интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень

его подготовки.

Необходимым

условием

для

успешного

обучения

по

предмету

«Ансамбль» (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки

за инструментом обоих партнеров,

распределение педали между партнерами

(как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию).

Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших

примеров исполнения камерной музыки.

Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа

над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их

партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением

вместе начать фразу и вместе закончить ее.

Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения,

чтобы

отметить

крупные

и

мелкие

разделы,

которые

прорабатываются

учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей

частью

общего

представления

о

произведении,

его

смыслового

и

художественного образа.

Техническая

сторона

исполнения у партнеров

должна

быть

на

одном

уровне.

Отставание

одного

из

них

будет

очень

сильно

влиять

на

общее

художественное впечатление от игры.

В этом случае требуется более серьезная

индивидуальная работа.

Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение

учеников

самостоятельной

работе:

умению

отрабатывать

проблемные

фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения.

Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной.

Сначала

ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным

22

условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции

с

преподавателем и без него.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный

план

для

учащихся.

При

составлении

индивидуального

плана

следует

учитывать индивидуально-личностные

особенности

и

степень

подготовки

учеников.

В репертуар необходимо включать произведения,

доступные по

степени

технической

и

образной

сложности,

высокохудожественные

по

содержанию,

разнообразные по стилю,

жанрам,

форме и фактуре.

Партнеров

следует менять местами в ансамбле,

чередовать исполнение 1 и 2 партии

между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как

отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего

начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4

руки (есть ансамбли в 8 рук).

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

С учетом того,

что образовательная программа «Фортепиано» содержит

одновременно три предмета,

связанные с исполнительством на фортепиано -

«Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» -

учащийся

должен

разумно

распределять

время

своих

домашних

занятий.

Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,

обращая

внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего

следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю.

После каждого

урока

с

преподавателем ансамбль

необходимо

вновь

репетировать,

чтобы

исправить

указанные

преподавателем

недостатки

в

игре.

Желательно

самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля.

Важно,

чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои

творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах

ключевые

моменты,

важные

для

достижения

наибольшей

синхронности

звучания,

а

также

звукового баланса

между

исполнителями.

Работать

над

23

точностью педализации, над общими штрихами

и динамикой (там,

где

это

предусмотрено).

24

VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.

Список рекомендуемых нотных сборников

Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс, 2005

Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990

Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009.

Бахарев С.А. Романтический концерт. Для форте6пиано с оркестром. - Краснодар.

«Эоловы струны», 2007.

" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 1-2 кл. ДМШ:

Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .

С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:

Феникс, 2012

" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 2-3 кл. ДМШ:

Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .

С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:

Феникс, 2012

" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 3-4 кл. ДМШ:

Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .

С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:

Феникс, 2012

" Вместе весело играть" сборник ансамблей для фортепиано: 4-5 кл. ДМШ:

Учебно-методическое пособие/ сост. И общ. ред .

С.А.Барсукова .- Ростов н/Д:

Феникс, 2012.

И. Брамс. Русский сувенир. Для старших классов музыкальных школ, школ

искусств и музыкальных студий. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

Играем в четыре руки на фортепиано. Вып. 2./- М., 2006.

Играем в четыре руки

на фортепиано. Вып. 3./-

М., 2014.

Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001

Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли для фортепиано. 1-2 кл. Вып. 1.Сост.

Барсукова С. Ростов н/Д, 2003.

Русские народные песни в полифонической обработке для фортепиано в 4 руки.

Переложение Г. Балаева. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006

25

Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. 1-4 кл. ДМШ. Вып. 1.

С-П, «Композитор». 2014.

Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля. 5-7 кл. ДМШ. Вып. 2.

Полифоническая форма. С-П,

«Композитор». 2014.

Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Б . М.,

Музыка, 2011

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Старшие классы. Детская музыкальная

школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006

Чайковский П.

Времена года. Переложение для ф-но в 4 руки./ М., Музыка, 2011

Чайковский П.

Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012

Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и

средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012

2. Список рекомендуемой методической литературы

1.Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,

педагогика // Фортепиано. М.,ЭПТА, 2001:

№ 4

2.Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра / ежеквартальный

журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий.



В раздел образования