Автор: Овакимян Нелли Таширковна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Мирновская ДМШ"
Населённый пункт: Самарская область, Красноярский район, п. Мирный
Наименование материала: учебная программа
Тема: ДПОП В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" (Срок обучения 8 лет). Программа по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (ФОРТЕПИАНО)
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИРНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
(Срок обучения 8 лет)
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПО.01.УП.02. Программа по учебному предмету
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
(ФОРТЕПИАНО)
п. Мирный, 2023 г.
3
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка…………………………………………………………..4
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Срок реализации учебного предмета
Объем учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Цели и задачи учебного предмета
Обоснование структуры программы учебного предмета
Методы обучения
Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета.
II.
Содержание учебного предмета………………………………………………...9
Годовые требования по классам
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………..27
IV.
Форма
проведения
учебных
занятий
в
условиях
дистанционного
обучения, с применением дистанционных технологий…………………...29
V.
Формы и методы контроля, система оценок………………………………..31
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Критерии оценки
VI.
Методическое обеспечение учебного процесса……………………………35
Методические рекомендации педагогическим работникам
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
VII.
Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…………39
Список рекомендуемых нотных сборников
Список рекомендуемой методической литературы
4
I.
Пояснительная записка
1.
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе
Программа
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент»
по
виду
инструмента «фортепиано», далее – «Музыкальный инструмент (фортепиано)»,
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Учебный предмет «Музыкальный инструмент (фортепиано)» направлен на
приобретение
детьми
знаний,
умений
и
навыков
игры
на
фортепиано,
получение
ими
художественного
образования,
а
также
на
эстетическое
воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение
детей
в
области
музыкального
искусства
ставит
перед
преподавателем
ряд
задач
как
учебных,
так
и
воспитательных.
Решения
основных
вопросов
в
этой
сфере
образования
направлены
на
раскрытие
и
развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из
них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. Учебный план по
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной
программе
в
области
искусства
«Музыкальный
фольклор»
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)»
направлен
на
приобретение
обучающимися
музыкально
-
исполнительских знаний, умений, навыков.
Срок
реализации
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)» составляет 8 лет.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательного учреждения на реализацию учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент (фортепиано)»:
5
Форма
проведения
учебных
аудиторных
занятий:
индивидуальная,
рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
1 час в неделю для учащихся с 1 по 6 класс;
2 часа в неделю для учащихся 7-8 классов.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его
музыкальные
возможности,
способности,
эмоционально-психологические
особенности.
Цели и задачи учебного предмета:
Цели:
выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем
детском возрасте;
создание
условий
для
художественного
образования,
эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано,
позволяющих
исполнять
музыкальные
произведения
в
соответствии
с
необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
воспитание у детей культуры сольного музицирования;
приобретение учениками опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Срок обучения
8 лет
Максимальная учебная нагрузка (в часах)
987
Количество часов на аудиторные занятия
329
Количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
658
6
подготовка
одаренных
детей
к
поступлению
в
образовательные
учреждения,
реализующие
основные
профессиональные
образовательные
программы в области музыкального искусства.
Задачи:
формирование художественно-эстетических вкусов и потребностей на
лучших образцах классической и современной музыки;
максимально
возможное
развитие
пианистических
способностей
и
технических навыков исполнительства;
освоение навыков педализации;
выявление индивидуальности (дифференцированный подход к каждому
ученику) и всестороннее музыкальное развитие;
стимулирование инициативы и потребности самовыражения;
воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе;
воспитание навыков практического использования полученных знаний,
открывающее путь дальнейшему самостоятельному развитию;
развитие навыков самостоятельного творчества и музицирования;
овладение навыками концертного выступления;
освоение навыков коллективного музицирования;
работа над развитием слуха, ритма, памяти;
изучение гамм, упражнений, этюдов;
чтение с листа;
ансамблевое музицирование;
7
изучение произведений различных жанров и стилей;
публичные выступления;
выполнение творческих заданий;
формирование
у
наиболее
одаренных
выпускников
мотивации
к
продолжению профессионального обучения в образовательных
учреждениях
среднего профессионального образования.
Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»
Обоснованием
структуры
программы
являются
ФГТ,
отражающие
все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В
соответствии
с
данными
направлениями
строится
основной
раздел
программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.
Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с
учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
8
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
эмоциональный
(подбор
ассоциаций,
образов
художественные
впечатления).
Индивидуальный
метод
обучения
позволяет
найти
более
точный
и
психологически
верный
подход
к
каждому
ученику
и
выбрать
наиболее
подходящий метод обучения.
Предложенные
методы
работы
в
рамках
предпрофессиональной
образовательной
программы
являются
наиболее
продуктивными
при
реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства
на фортепиано.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Фортепиано»
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует
санитарным
и
противопожарным
нормам,
нормам
охраны
труда.
Учебных
аудиторий для занятий по предмету " Фортепиано" – 7. Все они оснащены
пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров. В наличии концертный зал с
концертным роялем, малый зал, библиотека и фонотека.
Музыкальные
инструменты
регулярно
обслуживаются
настройщиком
(настройка, мелкий и капитальный ремонт).
9
II.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)»,
на
максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Распределение по годам обучения
Классы
1
2
3
4
5
6
7
8
Продолжительность
учебных занятий
(в неделях)
32
33
33
33
33
33
33
33
Количество часов на
аудиторные занятия
в неделю
1
1
1
1
1
1
2
2
Общее количество
часов на
аудиторные занятия
329
Количество часов на
внеаудиторные занятия
в неделю
2
2
2
2
3
3
3
3
Общее количество
часов на
внеаудиторные
(самостоятельные)
занятия в неделю
658
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным
урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по
усмотрению
образовательного
учреждения.
Консультации
могут
проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации
проводятся
рассредоточено,
резерв
учебного
времени
используется
на
самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Консультации - годовая нагрузка в часах: 1-5 классы 2 часа в год;
6-8 классы 4 часа в год.
10
Учебный материал
распределяется по годам обучения
- классам. Каждый
класс
имеет
свои
дидактические
задачи
и
объем
времени,
данное
время
направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
посещение
учреждений
культуры
(филармоний,
театров,
концертных
залов, музеев и др.),
участие
обучающихся
в
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Годовые требования по классам
Обучающиеся по программе «Музыкальный фольклор» сдают по фортепиано:
1-7 классы: I полугодие – контрольный урок, II полугодие – зачет;
8 класс: I полугодие – дифференцированный зачет (прослушивание),
II полугодие - итоговая аттестация (экзамен).
Общие требования по классам по учебному предмету «Фортепиано»:
На контрольных уроках, зачетах, промежуточной или итоговой аттестации
исполняются 2 разнохарактерные пьесы (2 разнохарактерных произведения).
1 класс
В первом классе вся работа направлена на ознакомление с фортепиано, на
организацию игрового аппарата, приобретение пианистических навыков. Ученик
должен проходить параллельно с упражнениями и освоением нотной грамоты
начальные
пьесы
из
сборников
для
фортепиано.
Произведения
преподаватель
подбирает исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.
11
Примерный репертуарный список
Пьесы
«Фортепианная игра» (сост. Николаев А.)
Польская народная песня «Висла»
Кабалевский Д. «Про Петю»
Украинская народная песня «Журавель»
Старинная французская песенка
«Первая встреча с музыкой» (сост. Артоболевская А.)
Руббах А. «Воробей»
Филипп И. «Колыбельная»
Любарский Н. «Курочка»
Украинская народная песня «Ой ты, дивчина»
Назарова-Метнер Т. Латышская полька
Мотив из 2-й венгерской рапсодии Листа – Прыг-скок
Этюды
«Первые шаги маленького пианиста» (сост. Баранова Г., Четверухина А.)
Шитте Л. Этюд оп.160 «Мячик»
Черни К. Этюд A-dur
Гурлит К. Этюд G-dur
Эшпай А. Этюд a-moll
Ляховицкая С. Этюд C-dur
Николаев А. Этюд d-moll
«Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.)
Шмидт Ж. Этюд C-dur
Гумберт Г. Этюд C-dur
Гнесина Е. Этюд C-dur
Шитте Л. 2 этюда C-dur
«Первая встреча с музыкой» (сост. Артоболевская А.)
Упражнения по Ганону Ш. «Рыбак», «Танкист»
Черни К. «Избранные этюды» (ред. Гермера Г.) 1 часть
№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9.
Примерные программы для контрольного урока и зачета
1.
Старинная французская песенка
2.
Руббах А. «Воробей»
12
1.
Филипп И. «Колыбельная»
2.
Любарский Н. «Курочка»
2 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 8-10 различных по форме
музыкальных произведений:
1 – полифоническое произведение;
1 - произведение крупной формы;
4-5 – пьес
2-3 – этюда
Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру
гамм
на
2
октавы
(до
2-х
знаков
включительно),
а
также
аккорды
в
этих
тональностях
(тоническое
трезвучие
с
обращениями),
короткие
и
длинные
арпеджио, хроматическая гамма.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Перселл Г. Ария g-moll. «Фортепиано, 2 класс» (сост. Милич Б.)
Бах И.С. Менуэт d-moll. «Нотная тетрадь А.М.Бах»
Щуровский Ю. «Поле». «Фортепиано, 2 класс» (сост. Милич Б.)
Люлли Ж.Б. Менуэт d-moll. «Сб. пьес для фортепиано 1-2 кл.» (сост.
Барсукова С.А.) Гайдн И. Менуэт G-dur. «Первые шаги маленького
пианиста» (сост. Баранова Г., Четверухина А.)
Моцарт В.А. Полонез C-dur. «Первые шаги маленького пианиста» (сост.
Баранова Г., Четверухина А.)
Моцарт В.А. Менуэт C-dur. «Первые шаги маленького пианиста» (сост.
Баранова Г., Четверухина А.)
Литовко Ю. «Пастушок». «Первые шаги маленького пианиста» (сост.
Баранова Г., Четверухина А.)
Сен-Люк Я. Бурре G-dur. «Первые шаги маленького пианиста» (сост.
Баранова Г., Четверухина А.)
Литовко Ю. Танец с поклонами. «Первые шаги маленького пианиста» (сост.
Баранова Г., Четверухина А.)
Кригер И. Менуэт a-moll. «Первые шаги маленького пианиста» (сост.
13
Баранова Г., Четверухина А.)
Произведения крупной формы
Хаслингер Т. Сонатина C-dur, 1 ч. «Фортепиано, 2 класс» (сост. Милич Б.)
Беркович И. Сонатина C-dur. «Сонатины и вариации», в.2 (сост. Бакулова А.)
Литкова И. Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и Гришка
сделали дуду».
«Произведения крупной формы» (сост. Голованова С.И.)
Рейнике К. Сонатина ч.2 Скерцино F-dur. «Произведения крупной формы. 1-
2 кл.» (сост. Голованова С.И.)
Зебряк Т. Тема с вариациями e-moll. «Первые шаги маленького пианиста»
(сост. Баранова Г., Четверухина А.)
Пьесы
Майкапар С. Вальс C-dur. «Бирюльки»
Гедике А. Танец. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.)
Жилинский А. Детская полька C-dur. «Юный пианист» в.1
Накада С. Танец дикарей. «Пьесы русских, советских и зарубежных
композиторов» в.1
Щуровский Ю. Украинский танец. «Фортепиано, 2 класс» (сост. Милич Б.)
Украинская народная песня «Гречаныки». «Сб. фортепианных пьес, этюдов и
ансамблей» (сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л.)
Тетцель Э. Прелюдия. «Первые шаги маленького пианиста» (сост. Баранова Г.,
Четверухина А.)
Бетховен Л. Немецкий танец C-dur. «Первая встреча с музыкой» (сост.
Артоболевская А.)
Этюды
Николаев А. Этюд C-dur. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.)
Черни К. Этюд №9. «Сб. под ред. Гермера Г.»
Черни К. Этюд №21. «Сб. под ред. Гермера Г.»
Шитте Л. Этюд C-dur, №10. «Сб. фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»
(сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л.)
Гурлит К. Этюд C-dur, №24. «Сб. фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»
(сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л.)
Гурлит К. Этюд C-dur, №25. «Сб. фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»
(сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л.)
14
Гурлит К. Этюд G-dur. «Первые шаги юного пианиста» (сост. Баранова Г.,
Четверухина А.)
Черни К. Этюд №14 C-dur. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.)
Шитте Л. Соч.60 №6 Этюд F-dur. «Музыкальные картинки» (Хереско Л.)
Шитте Л. Этюд C-dur. «Путь к музыке» (сост. Баренбойм Л., Пирунова Л.)
Примерные программы для контрольного урока и зачета
1.
Люлли Ж.Б. «Менуэт» d-moll
2.
Накада С. «Танец дикарей»
1.
Щуровский Ю. «Поле»
2.
Гедике А. «Танец»
3 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 произведений:
1 – полифоническое произведение
1 - произведение крупной формы
2-3 – пьесы
2-3 – этюда
Техническое развитие. Продолжать игру гамм на 2 октавы (до 2-х, 3-х знаков
включительно), а также аккорды в этих тональностях (тоническое трезвучие с
обращениями),
короткие
и
длинные
арпеджио,
хроматическая
гамма,
но
расширить круг изучаемых тональностей.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах И.С. Маленькая прелюдия C-dur. «Маленькие прелюдии и фуги»
Бах И.С. Полонез g-moll. «Нотная тетрадь А.М.Бах»
Свиридов Г. Колыбельная. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.)
Павлюченко К. Фугетта a-moll. «Юный пианист» в.1
Лядов К. Подблюдная A-dur. «Фортепиано, 3 класс» (сост. Милич Б.)
15
Сорокин К. Три пьесы. «Музыка для детей» Сорокина К.С.
Гайдн И. Две алеманды. «Музыка для детей» Сорокина К.С.
Моцарт В. Бурре d-moll. «Музыка для детей» Сорокина К.С.
Моцарт В. Аллегро. «Музыка для детей» Сорокина К.С.
Перселл Г. Прелюдия из сюиты №1.
Произведения крупной формы
Глиэр Р. Рондо. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.) 2001г.
Любарский Н. Вариации g-moll. «Сб. фортепианных пьес, этюдов и ансамблей»
(сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л.)
Бенда А. Сонатина. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Стоянов А. Вариации на тему Добри Христова. «Фортепиано, 2 класс» (сост.
Милич Б.)
Рейнике К. Сонатина C-dur. «Малыш за роялем» (сост. Лещинская И.,
Пороцкий В.)
Штейбельт Д. Сонатина ч.1 C-dur. «Произведения крупной формы, тетрадь II»
(сост. Голованова С.И.)
Жилинскис А. Сонатина ч.2 h-moll. «Произведения крупной формы, тетрадь II»
(сост. Голованова С.И.)
Рейнике К. Андантино из сонатины G-dur. «Произведения крупной формы,
тетрадь II» (сост. Голованова С.И.)
Горнова И. Вариации на белорусскую тему.
Пьесы
Леденев Р. «Колобок». «Альбом фортепианных пьес для детей, Роман Леденев»
Гаврилин А. Каприччио. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.)
2001г.
Глинка М. Полька. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.) 2001г.
Кабалевский Д. Клоуны. «Школа игры на фортепиано» (сост. Николаев А.)
2001г.
Жилинский А. «Мышки». «Фортепиано, 3 класс» (сост. Милич Б.)
Кабалевский Д. Медленный вальс. «Фортепиано, 3 класс» (сост. Милич Б.)
Слонимский «Под дождем мы поем». «Фортепиано, 3 класс» (сост. Милич Б.)
Фрике Р. «Веселая кукушка». «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Гречанинов А. «Первые слезы». «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Гречанинов А. «Сбор цветов в саду». «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Франк С. «Жалоба куклы». «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
16
Этюды
Черни К. «Избранные этюды» ред. Гермера Г.
№21, 23, 26, 28, 27.
Лемуан Г. «50 детских этюдов» соч.37
№1, 2, 4, 5.
Лешгорн А. Этюд оп. 65, №40. «Школа игры на фортепиано» 2001г.
Гедике А. Этюд C-dur, №8. «Фортепиано, 2 класс» (сост. Милич Б.)
Томпсон Д. Этюд g-moll, №12. «Фортепиано, 2 класс» (сост. Милич Б.)
Гедике А. Этюд e-moll. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Черни К. Этюд C-dur. «Малыш за роялем» (сост. Лещинская И., Пороцкий В.)
Беренс Г. Этюд C-dur. «Малыш за роялем» (сост. Лещинская И., Пороцкий В.)
Беркович И. Этюд F-dur. «Малыш за роялем» (сост. Лещинская И., Пороцкий
В.)
Черни К. Этюд G-dur. «Хрестоматия, 2 класс» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Жилинский А. Хоровод. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Рыбицкий Ф. «Зефир». «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Примерные программы для контрольного урока и зачета
1.
Бах И.С. «Маленькая прелюдия» C-dur
2.
Гаврилин А. «Каприччио»
1.
Кабалевский Д. «Медленный вальс»
2.
Жилинский А. «Мышки»
4 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 произведений:
1 – полифоническое произведение
1 - произведение крупной формы
2-3 – пьесы
2-3 – этюда
Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру
17
гамм на 2 октавы (до 3-х, 4-х знаков включительно), а также аккорды в этих
тональностях
(тоническое
трезвучие
с
обращениями),
короткие
и
длинные
арпеджио, хроматическая гамма.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах Ф. Фантазия d-moll. «Школа игры на фортепиано» 2001 г.
Циполи Д. Фугетта e-moll. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Бах И.С. Волынка D-dur. «Фортепианная игра» (сост. Николаев А.)
Бем Г. Менуэт. «Фортепиано, 2 класс ДМШ» (сост. Милич Б.)
Бланджини Ф. Ариетта. «Фортепиано, 2 класс ДМШ» (сост. Милич Б.)
Моцарт В.А. Менуэт F-dur. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Гендель Г. Сарабанда d-moll. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Гендель Г. Менуэт d-moll. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Гендель Г. Фугетта d-moll. «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост.
Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Арман Ж. Фугетта С-dur. «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост.
Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Бах И.С. Полонез g-moll. «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост.
Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Бах Ф.Э. Менуэт f-moll. «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост.
Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Произведения крупной формы
Кулау Ф. Сонатина С-dur, 2 часть. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Дуссек И. Сонатина G-dur, 3 часть. «Фортепианная игра» (сост. Николаев А.)
1984г.
Бетховен Л. Сонатина, ч.1,2. «Фортепиано, 2 класс» (сост. Милич Б.)
Кабалевский Д. Соч.51, №1 Легкие вариации на тему русской народной песни, F-
dur. «Хрестоматия для фортепиано, 2 класс» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Чимароза Д. Соната d-moll. «Хрестоматия для фортепиано, 2 класс» (сост.
Бакулов А., Сорокин К.)
Моцарт В.А. Рондо D-dur. «Хрестоматия для фортепиано, 2 класс» (сост.
Бакулов А., Сорокин К.)
Кабалевский Д. Сонатина а-moll оп.27 №18. «Хрестоматия для фортепиано, 3
класс» (сост. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
18
Клементи М. Сонатина, оп.36 №2, 1 ч. G-dur. «Хрестоматия для фортепиано, 3
класс» (сост. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Моцарт В.А. Сонатина F-dur, 1 ч., 3 ч. «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс»
(сост. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Пьесы
Львов-Компанеец Д. «Матрешки». «Юный пианист» в.2 (сост. Ройзман Л.И.,
Натансон В.А.)
Беркович И. Токкатина. «Фортепиано, 3 класс» (сост. Милич Б.)
Григ Э. Вальс. «Лирические пьесы»
Кабалевский Д. Токкатина. «Избранные пьесы» соч.27
Шостакович Д. Танец. «Танцы кукол»
Косенко. «Петрушка». «24 детские пьесы»
Свиридов Г. «Парень с гармошкой». «Свиридов Г. Альбом пьес для детей»
Хачатурян А. «Вечерняя сказка». «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост.
Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Хачатурян А. Андантино. «Детский альбом»
Сигмейстер Э. Ковбойская песня. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Кабалевский Д. Медленный вальс. «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс»
(сост. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Шостакович Д. «Шарманка». «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост.
Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Шуман Р. «Смелый наездник». «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост.
Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.)
Барток Б. Пьеса. «Хрестоматия для фортепиано, 3 класс» (сост. Любомудрова
Н., Сорокин К., Туманян А.)
Амиров Ф. Скерцо. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Глинка М. Полька. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Чайковский Б. Вальс. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Сметана Б. Токката. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Делло-Джойо Н. «Безделушка». «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Майкапар С. Соч.15 «Росинки»
«Бирюльки»: Маленький командир.
Мимолетное видение.
Осенью.
«Гречанинов А. Детский альбом»: Необычайное происшествие.
Мазурка.
Верхом на лошадке.
19
Этюды
Черни К. «Избранные этюды» ред. Гермера Г. ч.1:
№№30, 31, 33, 34, 41, 44, 45.
Черни К. «Избранные этюды» ред. Гермера Г. ч.2:
№1
Лемуан Г. «50 детских этюдов»:
№№35, 36,20, 22.
Примерные программы для контрольного урока и зачета
1.
Циполи Д. «Фугетта» e-moll
2.
Сигмейстер Э. «Ковбойская песня»
1.
Хачатурян А. «Андантино»
2.
Бах И.С. «Волынка»
5 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 произведений:
1 – полифоническое произведение
1 - произведение крупной формы
2-3 – пьесы
2-3 – этюда
Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру
гамм на 4 октавы (до 4-х, 5-х знаков включительно), а также аккорды в этих
тональностях
(тоническое
трезвучие
с
обращениями),
короткие
и
длинные
арпеджио, хроматическая гамма.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Моцарт Л. Ария. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Гендель Г. Сарабанда. «Фортепиано, 3 класс» (сост. Милич Б.)
20
Лядов А. Канон. «Полифонические пьесы. 5 класс» (сост. и ред. Копчевского
Н.)
Циполи Д. Фугетта d-moll. «Полифонические пьесы. 5 класс» (сост. и ред.
Копчевского Н.)
Гендель Г. Ригодон. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Гендель Г. Сарабанда d-moll. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Тюрк Д. Аллегро a-moll. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Моцарт В.А. Ария Es-dur. «Калинка» (сост. Бакулов А., Сорокин К.)
Произведения крупной формы
Николаев А. Сонатина, 2 часть. «Юный пианист» в.2 (сост. Ройзман Л.И.,
Натансон В.А.)
Чимароза Д. Сонатина a-moll. «Сонаты, сонатины, вариации» в.2 (сост.
ЛяховицкаяС.)
Гайдн И. Соната G-dur, 2,3,4 части. «Хрестоматия 1-4 кл.» (ред. ДиденкоС.)
1994г.
Рейнеке К. Сонатина ч.3 .Маленькое рондо. «Произведения крупной формы» т.2
(сост. Голованова С.)
Хаслингер Т. Сонатина С-dur, ч.2. Аллегретто. «Произведения крупной формы»
т.2 (сост. Голованова С.)
Чимароза Д. Соната g-moll. «Хрестоматия, 3 класс» (сост. Бакулов А., Сорокин
К.)
Дуссек Я. Менуэт с вариацией. «Школа юного пианиста» (сост. Криштоп Л.,
Черношеина И.)
Келер Л. Сонатина G-dur, ч.1,3. «Школа юного пианиста» (сост. Криштоп Л.,
Черношеина И.)
Марпург Ф. Рондо. «Школа юного пианиста» (сост. Криштоп Л., Черношеина
И.)
Пьесы
Ходош В. Три напева: грустный. «Ходош - детям»
Ходош В. Вечерняя сказка. «Ходош - детям»
Грибоедов А. Вальсы: ми минор, ля бемоль мажор.
Баневич. Вальс G-dur. «Хрестоматия, 1-4 кл.» Спб
Чайковский П. «Шарманщик поет». «Чайковский П.И. Детский альбом»
Чайковский П. «Камаринская». «Чайковский П.И. Детский альбом»
Чайковский П. «Утренняя молитва». «Чайковский П.И. Детский альбом»
Глинка М. Мазурка С-dur. «Глинка. Сочинения»
Глинка М. Галоп. «Глинка. Сочинения»
21
Кабалевский Д. Кавалерийская. «Избранные пьесы» соч.27
Кабалевский Д. Скерцо. «Избранные пьесы» соч.27
Шуман Р. «Смелый наездник». «Библиотека юного пианиста» (сост. Олешко
Т.Н.)
Хачатурян А. Андантино. «Библиотека юного пианиста» (сост. Олешко Т.Н.)
Шуман Р. «Веселый крестьянин». «Библиотека юного пианиста» (сост. Олешко
Т.Н.)
Шуман Р. Сицилийский танец. «Библиотека юного пианиста» (сост. Олешко
Т.Н.)
Этюды
Черни К. «Избранные этюды» ред. Гермера Г. т.2: №4, №15.
Черни К. «Школа беглости» оп.299 №1.
Шитте Л. «25 этюдов»: №13.
Лемуан А. «50 детских этюдов»: №31.
Кабалевский Д. Этюд a-moll. «Этюды на разные виды техники, 4 класс» Киев,
1972г.
Шитте Л. Этюд. «25 этюдов» оп.68 №2
Лемуан А. «50 характерных и прогрессивных этюдов»: №3, №6, №7, №8, №10.
Примерные программы для контрольного урока и зачета
1.
Гендель Г. «Ригодон»
2.
Ходош В. «Вечерняя сказка»
1.
Глинка М. «Мазурка»
2.
Чайковский П. «Шарманщик поет»
6 класс
В течение учебного года ученик должен пройти 6-8 произведений:
1 – полифоническое произведение
1 - произведение крупной формы
2-3 – пьесы
2-3 – этюда
Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру
22
гамм на 4 октавы (до 5-х, 6-х знаков включительно), а также аккорды в этих
тональностях
(тоническое
трезвучие
с
обращениями),
короткие
и
длинные
арпеджио, хроматическая гамма.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах И.С. Алеманда c-moll. «Полифония, 4 класс» в.3 (сост. Соколов М.Г.)
Фейнберг И. Отрывок из кантаты. «Фейнберг. Пьесы»
Циполи Д. Фугетта d-moll. «Полифонические пьесы, 5 класс» в.1
Кригер И. Сарабанда. «Фортепиано, 4 класс»
Майкапар С. Прелюдия и фугетта. «Фортепиано, 4 класс»
Бах И.С. Прелюдия c-moll. «Фортепиано, 4 класс»
Кирнбергер. Полонез g-moll. «Фортепиано, 4 класс»
Гайдн И. Менуэт. «Музыка для детей» в.5
Вивальди А.-Бах И. Адажио c-moll. «Музыка для детей» в.5
Гендель Г. Куранта F-dur. «Музыка для детей» в.5
Гендель Г. Фугетта C-dur. «Музыка для детей» в.5
Произведения крупной формы
Мегюль С. Соната А-dur 1ч. «Сонатины и вариации. Старшие классы»
Чимароза Д. Соната B-dur. «Сонатины и вариации. Старшие классы»
Кулау Ф. Сонатина C-dur соч.55, финал. «Сонатины»
Кулау Ф. Сонатина G-dur финал. «Сонатины»
Клементи М. Сонатина F-dur, G-dur. «Сонатины»
Шуман Р. Сонатина G-dur, ч.1. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Дюссек И. Сонатина G-dur. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Кабалевский Д. Вариации на тему словацкой народной песни, d-moll.
«Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Бетховен Л. Сонатина F-dur. «Фортепиано. 3 класс»
Щуровский Ю. Тема с вариациями. «Фортепиано. 3 класс»
Кулау Ф. Вариации. «Фортепиано. 3 класс»
23
Пьесы
Свиридов Г. Грустная песнь. «Свиридов Г. Альбом пьес для детей»
Глинка М. Мазурка с-moll. «Глинка. Сочинения»
Чайковский П. «Зимнее утро». «Чайковский. Детский альбом»
Петров А. Романс о романсе. «Петров А. Избранное»
Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин». «Самоучитель игры на
фортепиано» (сост. Мохель, Зимина)
Старинный вальс «Осенний сон». «Самоучитель игры на фортепиано» (сост.
Мохель, Зимина)
Фрадкин М. Песня из кинофильма «Прощайте, голуби». «Самоучитель игры на
фортепиано» (сост. Мохель, Зимина)
Раков Н. Скерцино. «Пьесы средних классов» в.5
Солин А. «Что слышали облака». «Пьесы средних классов» в.5
Сорокин К. «Два грустных настроения». «Пьесы средних классов» в.5
Щуровский Ю. Танец. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Пахульский «В мечтах». «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Шуман Р. Маленький романс. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Дварионас Б. Вальс. «Фортепиано, 4 класс» (сост. Милич Б.)
Глинка М. «Чувство». «Фортепиано. 3 класс»
Прокофьев С. «Утро», «Вечер». «Фортепиано. 3 класс»
Шебалин С. Прелюдия. «Фортепиано. 3 класс»
Эшпай А. Прелюдия. «Фортепиано. 3 класс»
Бетховен Л. Алеманда. «Фортепиано. 3 класс»
Косенко В. Балетная сцена. «Фортепиано. 3 класс»
Этюды
Шмит Ж. Этюд соч.3 №2. «Хрестоматия 5 класс. Этюды» в.1 (сост. Копчевский
Н.)
Майкапар С. Стаккато-прелюдия, соч.31 №6. «Хрестоматия 5 класс. Этюды» в.1
(сост. Копчевский Н.)
Щедрин Р. Этюд. «Хрестоматия 5 класс. Этюды» в.1 (сост. Копчевский Н.)
Бертини А. Этюд соч.32 №31. «Хрестоматия 5 класс. Этюды» в.1 (сост.
Копчевский Н.)
Равина. Этюд соч.60 №22. «Хрестоматия 5 класс. Этюды» в.1 (сост. Копчевский
Н.)
Черни К. Этюд, оп.299 №3. «Школа беглости»
Черни К. Этюд, оп.299 №4. «Школа беглости»
«Лемуан А. 50 характерных этюдов»:
№№15, 17, 18, 20, 22, 26, 27, 30, 31, 32, 35, 36.
24
Шитте А. «Сборник этюдов»: №№1, 2, 5, 7, 11, 13.
Черни К. «Первый учитель – первый урок»: №№55, 57, 61, 63, 64-66, 73.
Черни К. «100 пьес»: с №57 по №100 по выбору.
«Школа фортепианной техники» в.1, ч.2: этюды по выбору.
Примерные программы для контрольного урока и зачета
1.
Гайдн И. «Менуэт»
2.
Шуман Р. «Маленький романс»
1.
Пахульский «В мечтах»
2.
Щуровский Ю. «Танец»
7 класс
В
течение
учебного
года
педагог
должен
проработать
с
учеником
5-6
произведений, в том числе 1-2 в порядке ознакомления:
1 – полифоническое произведение
1 - произведение крупной формы
2-3 – пьесы
1 – этюд
Техническое развитие. В течение учебного года ученик должен освоить игру
гамм на 4 октавы (до 6-х, 7-х знаков включительно), а также аккорды в этих
тональностях
(тоническое
трезвучие
с
обращениями),
короткие
и
длинные
арпеджио, хроматическая гамма.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Фрескабальди Д. Каприччио. «Фейнберг И. Альбом»
Фрескабальди Д. Пастораль. «Фейнберг И. Альбом»
Отрывок из кантаты Марчелло. «Фейнберг И. Альбом»
Гендель Г. Сарабанда с вариациями. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
25
Бах И.С. Маленькая прелюдия d-moll, Iт. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Бах И.С. Маленькая прелюдия d-moll, IIт. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Бах И.С. Маленькая прелюдия F-dur, Iт. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Бах И.С. Инвенция C-dur. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Произведения крупной формы
Чимароза Д. Сонатина g-moll. «Альбом сонатин»
Бах И.С. Соната f-moll. «Альбом сонатин»
Гайдн И. Соната-партита. «Альбом сонатин»
Рейнеке К. Маленькая сонатина Es-dur. «Альбом сонатин»
«Клементи М. Сонатины»: A-dur Iч., D-dur Iч.
Меркель С. Сонатина IIч. F-dur. «Крупная форма. 5 класс»
Тамберг С. Маленькая сонатина g-moll. «Крупная форма. 5 класс»
Пьесы
Чайковский П. Романс. «В мире мелодий»
Рубинштейн А. Романс. «В мире мелодий»
Метра. Серенада. «В мире мелодий»
Chabrier-Waldteufel. Испанский вальс. «В мире мелодий»
Arditi. Вальс. «В мире мелодий»
Fetras. Вальс. «В мире мелодий»
Стемпневский В. «Альбом детской музыки»:
Старинный испанский танец «Звоны»
Дремлюга С. Лирическая песня. «Фортепиано. 4 класс»
Даргомыжский А. Табакерочный вальс. «Фортепиано. 4 класс»
Шаров С. Венгерка. «Забытые мелодии. 1 ч.»
Гессе Э. Бабушкина песня. «Забытые мелодии. 1 ч.»
Лихнер Э. «Сказка». «Забытые мелодии. 1 ч.»
Стреббог А. Мелодия. «Забытые мелодии. 1 ч.»
Этюды
По примерному репертуарному списку 6-го класса.
Примерные программы для контрольного урока и зачета
1.
Бах И.С. «Маленькая прелюдия» F-dur
2.
Рубинштейн А. «Романс»
26
1.
Дремлюга С. «Лирическая песня»
2.
Даргомыжский А. «Табакерочный вальс»
8 класс
В
течение
учебного
года
педагог
должен
проработать
с
учеником
5-6
произведений, в том числе 1-2 в порядке ознакомления:
1 – полифоническое произведение
1 - произведение крупной формы
2-3 – пьесы
1 – этюд
Повторить гаммы по программе 7-го класса.
Примерный репертуарный список
Полифонические произведения
Бах И.С. Инвенция C-dur. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Бах И.С. Инвенция а-moll. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Бах И.С. Инвенция h-moll. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Бах И.С. Инвенция B-dur. «Хрестоматия. 3-4 кл.»
Кирнбергер С. Менуэт E-dur. «Музыка для детей» в.5
Гендель Г. Фугетта C-dur. «Музыка для детей» в.5
Пирумов С. «Эхо». «Полифонические пьесы. 6 класс»
Произведения крупной формы
Горлов С. Вариации на тему русской народной песни. «Вариации. т. II»
Рожавская Ю Рондо. «Вариации. т.II»
Эшпай А. «Перепелочка». «Вариации. т.II»
Антюфеев А. Вариации на тему украинской народной песни «Ой за рощей».
«Вариации. т.II»
Вебер К.М. Анданте с вариациями. «Вариации. т.II»
Меркель С. Сонатина IIч. F-dur. «Крупная форма. 5 класс»
Тамберг С. Маленькая сонатина g-moll. «Крупная форма. 5 класс»
27
Пьесы
Майер С. Прелюдия. «Забытые мелодии. 1 ч.»
Царман А. Фанданчо. «Забытые мелодии. 1 ч.»
Русская песня. «Шебалин И. Альбом»
Григ Э. «Лирические Песни»:
Халлинг g-moll
Странник
Романс. «Майкапар С. Маленькие новеллетты»
Чайковский П. «Сладкая греза»
Ребиков В. Дервиш. «Музыка для детей» в.5
Бабаджанян А. Мелодия. «Музыка для детей» в.5
Гречанинов А. «Жалоба». «Милич Б. 6 класс
Этюды
По примерному репертуарному списку 6 класса.
Примерные программы для экзамена
1.
Кирнбергер С. «Менуэт»
2.
Тамберг С. «Маленькая сонатина» g-moll
1.
Бабаджанян А. «Мелодия» (Ребиков В. «Дервиш»)
2.
Черни К. «Этюд» оп.299 №4
III.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень
подготовки
обучающихся
является
результатом
освоения
программы учебного предмета «Фортепиано», который
предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:
наличие
у
обучающегося
интереса
к
музыкальному
искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
сформированный
комплекс
исполнительских
знаний,
умений
и
навыков,
позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения
наиболее
убедительной
интерпретации
авторского
текста,
самостоятельно
накапливать
репертуар
из
музыкальных
произведений
28
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
знание
в
соответствии
с
программными
требованиями
фортепианного
репертуара,
включающего
произведения
разных
стилей
и
жанров
(полифонические
произведения,
сонаты,
концерты,
пьесы,
этюды,
инструментальные миниатюры);
знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
знание профессиональной терминологии;
наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм;
навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом исполнения музыкального произведения;
навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности,
выполнению
анализа
исполняемых
произведений,
владению
различными
видами
техники
исполнительства,
использованию
художественно
оправданных технических приемов;
наличие
творческой
инициативы,
сформированных
представлений
о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве
солиста.
29
IV. Форма проведения учебных занятий в условиях дистанционного обучения,
с применением дистанционных технологий
Под
дистанционным
обучением
понимается
реализация
программы
с
применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий.
Дистанционное
обучение
позволяет
школе
расширить
свои
возможности в осуществлении образовательной деятельности в разных условиях, в
том числе при изменении режимов работы школы (по климатическим, санитарно-
эпидемиологическим
и
другим
причинам),
в
обеспечении
эффективной
самостоятельной
работы
обучающихся
в
период
каникулярного
времени,
в
создании условий для разработки индивидуальных траекторий обучения детей.
Школа обеспечивает переход обучающихся на дистанционное обучение.
Видами дистанционного обучения являются:
1.
реализация
предмета
или
его
частей
с
применением
исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
2.
реализация
предмета
или
его
частей
с
использованием
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
дистанционных
образовательных технологий как вспомогательных средств обучения.
При
реализации
учебного
предмета
«Музыкальный
инструмент
(фортепиано)»
с
применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий школа:
1.
создает
условия
для
функционирования
электронной
информационно-
образовательной
среды
(платформы),
обеспечивающей
освоение
обучающимися предмета в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся;
2.
обеспечивает
идентификацию
личности
обучающегося,
выбор
способа
которой осуществляется школой самостоятельно и контроль соблюдения
30
установленных
условий,
в
рамках
которых
осуществляется
оценка
результатов обучения.
Организационно-методическое обеспечение дистанционного обучения
Переход на дистанционное обучение объявляется для всех обучающихся
приказом
директора
школы.
Согласие
родителя
(законного
представителя)
обучающегося
на
организацию
учебного
процесса
в
форме
дистанционного
обучения
подтверждается
документально
(наличие
письменного
заявления
родителя (законного представителя) по форме. Заполненная и подписанная форма
заявления
родителя
(законного
представителя)
о
переходе
на
дистанционное
обучение
присылается
на
адрес
электронной
почты
преподавателя
класса
посредством скан копии, фотографии рукописного или печатного на компьютере
текста заявления.
Школа обеспечивает дистанционное обучение:
1.
формирует расписание занятий на каждый день в соответствии с учебным
планом по каждому учебному предмету, предусматривая дифференциацию
по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
2.
информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных
программ или их частей с применением дистанционного обучения, в том
числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего и
промежуточного
контроля
по
учебным
предметам,
проведения
консультаций;
3.
организует
ведение
учета
результатов
образовательного
процесса
в
электронной форме.
При
реализации
предмета
с
применением
электронного
обучения
и
дистанционных
образовательных
технологий
школа
обеспечивает
внесение
соответствующих корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или)
31
учебные планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов,
графика промежуточной аттестации, форм обучения, использования технических
средств обучения.
Материально-техническое обеспечение дистанционного обучения
Школа обеспечивает доступ обучающихся к электронной информационной
образовательной
среде.
Организация
дистанционного
обучения
может
осуществляться на базе электронных
ресурсов
– платформ Telegram, Skype и
WhatsApp. Преподаватели самостоятельно осуществляют выбор и использование
бесплатной доступной платформы.
Для
организации
дистанционного
обучения
необходимо
обеспечение
процесса
техническим оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся
техническим оборудованием решение об обеспечении дистанционного обучения
для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.
Формы дистанционной работы
1.
Проведение урока онлайн с помощью сервисов Telegram, Skype и WhatsApp;
2.
Запись индивидуального задания с помощью сервисов Telegram, Skype и
WhatsApp, электронной почты;
3.
Размещение на сайте школы ссылок на видео и аудио материалы, ссылок на
информационные ресурсы.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка
качества
реализации
программы
"Фортепиано"
включает
в
себя
текущий
контроль
успеваемости,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию
обучающихся.
32
Успеваемость
учащихся
проверяется
на
различных
выступлениях:
академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах,
прослушиваниях к ним и т.д.
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная
аттестация
проводится
в
форме
контрольных
уроков,
зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в
виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных
программ.
Контрольные
уроки
и
зачеты
в
рамках
промежуточной
аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного
времени,
предусмотренного
на
учебный
предмет.
Экзамены
проводятся
за
пределами аудиторных учебных занятий. Итоговая аттестация проводится в
форме выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение
программы.
По
итогам
этого
экзамена
выставляется
оценка
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно",
"неудовлетворительно".
Учащиеся
на
выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный
технический
уровень владения фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля
исполняемых
произведений
разных
жанров
и
форм
зарубежных
и
отечественных композиторов.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые
включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По
итогам
исполнения
программы
на
зачете,
академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
33
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
Яркие пианистические способности.
Большая
ответственность
в
работе,
инициативность,
самостоятельность
ученика
в
решении
поставленных
задач,
творческий
подход.
Яркое
отражение
содержания
произведения,
красочное звучание инструмента.
Безупречное техническое качество исполнения.
5 «-»
Высока
работоспособность
ученика,
продуктивность занятий.
Интересное,
убедительное
исполнение
с
продуманным динамическим планом.
Интонационное
разнообразие
в
исполнении,
выразительное
звучание
инструмента,
умение
ярко донести до слушателя замысел
композитора.
4 «+»
Высока
работоспособность
ученика,
продуктивность занятий.
Интересное,
убедительное
исполнение
с
продуманным динамическим планом.
Интонационное
разнообразие
в
исполнении,
выразительное
звучание
инструмента,
умение
ярко
донести
до
слушателя
замысел
композитора.
Исполнение
с
незначительными
погрешностями.
34
4 «хорошо»
Серьезное
отношение
к
музыке,
ответственность.
Грамотное исполнение авторского текста.
Точное выполнение темповых обозначений.
Аккуратное выполнение динамичных нюансов,
штрихов.
Выразительность фразировки
4 «-»
Грамотное исполнение авторского текста.
Точное выполнение темповых обозначений.
Аккуратное выполнение динамичных нюансов,
штрихов.
Незначительные погрешности.
3 «+»
Формальное
исполнение
текста,
без
динамических оттенков.
Невыразительность интонации.
3
(«удовлетворительно»)
Формальное
исполнение
текста,
без
динамических оттенков.
Невыразительность интонации.
Погрешности в тексте.
3 «-»
Неряшливое исполнение с исправлениями.
2
(«неудовлетворительно»)
Незнание
текста
на
память,
безразличие
к
исполняемой музыке.
При выведении экзаменационной оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на академическом концерте или экзамене;
другие выступления ученика в течение учебного года.
35
Оценки
выставляются
по
окончании
каждой
четверти
и
полугодий
учебного года.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Основная
форма
учебной
и
воспитательной
работы
-
урок
в
классе
по
специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания,
совместную
работу
педагога
и
ученика
над
музыкальным
произведением,
рекомендации
педагога
относительно
способов
самостоятельной
работы
обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не
только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом
обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в
процессе
занятий
отношениями
ученика
и
педагога.
Работа
в
классе,
как
правило,
сочетает
словесное
объяснение
с
показом
на
инструменте
необходимых фрагментов музыкального текста.
В
работе
с
учащимися
преподаватель
должен
следовать
принципам
последовательности,
постепенности,
доступности,
наглядности
в
освоении
материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к
сложному,
опирается
на
индивидуальные
особенности
ученика
-
интеллектуальные,
физические,
музыкальные
и
эмоциональные
данные,
уровень его подготовки.
Одна из основных задач специальных классов – формирование музыкально -
исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику
рассказывать
об
истории
инструмента,
о
композиторах
и
выдающихся
исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика
музыкальные произведения.
Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы,
преподаватель
в
занятиях
с
учеником
должен
стремиться
к
раскрытию
36
содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии,
гармонии,
выразительности
музыкальных
интонаций,
а
также
понимания
элементов формы.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения
любого
сочинения,
поэтому
необходимо
постоянно
стимулировать
работу
ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Систематическое
развитие
навыков
чтения
с
листа
является
составной
частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в
обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо
предварительно
просмотреть
и,
по
возможности,
проанализировать
музыкальный
текст
с
целью
осознания
ладотональности,
метроритма,
выявления мелодии и аккомпанемента.
В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь
между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.
Правильная
организация
учебного
процесса,
успешное
и
всестороннее
развитие
музыкально-исполнительских
данных
ученика
зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман выбор репертуара.
В
начале
каждого
полугодия
преподаватель
составляет
для
учащегося
индивидуальный
план,
который
утверждается
заведующим
отделом.
В
конце
учебного
года
преподаватель
представляет
отчет
о
его
выполнении
с
приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении
индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально - личностные
особенности
и
степень
подготовки
обучающегося.
В
репертуар
необходимо
включать
произведения,
доступные
по
степени
технической
и
образной
сложности,
высокохудожественные по
содержанию,
разнообразные
по
стилю,
жанру,
форме
и
фактуре.
Индивидуальные
планы
вновь
поступивших
обучающихся
должны
быть
составлены
к
концу
сентября
после
детального
37
ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как
отечественных, так и зарубежных композиторов.
Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том,
чтобы
научить
ребенка
работать
самостоятельно.
Творческая
деятельность
развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как
воображение,
мышление,
увлеченность,
трудолюбие,
активность,
инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации
грамотной
самостоятельной
работы,
которая
позволяет
значительно
активизировать учебный процесс.
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы
самостоятельные занятия должны быть регулярными и
систематическими;
периодичность занятий - каждый день;
количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат
на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы
начального
и основного общего образования), с опорой на сложившиеся
в
учебном
заведении
педагогические
традиции
и
методическую
целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик
должен
быть
физически
здоров.
Занятия
при
повышенной
температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий
всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и
должна
строиться
в
соответствии
с
рекомендациями
преподавателя
по
специальности. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу,
38
исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной
работе
должны
присутствовать
разные
виды
заданий:
игра
технических
упражнений,
гамм
и
этюдов
(с
этого
задания
полезно
начинать
занятие
и
тратить
на
это
примерно
треть
времени);
разбор
новых
произведений
или
чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание
наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над
звуком
и
конкретными
деталями
(следуя
рекомендациям,
данным
преподавателем
на
уроке),
доведение
произведения
до
концертного
вида;
проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение
ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в
индивидуальном
порядке
дает
преподаватель
и
фиксирует
их,
в
случае
необходимости, в дневнике.
39
VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемых нотных сборников
Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 класса
сост. Т. Директоренко, О. Мечетина / М., Композитор, 2003
Аренский А. Фортепианные пьесы/ М., Музыка, 2000
Шесть каприсов. У моря. / М., Музыка, 2009
Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста/ изд. М., Сов.
композитор,1991
Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012
Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010
Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011
Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011
Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини,
М., Музыка,2012
Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано.Вып.2, М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт фа минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2009
Бах И. С. Концерт соль минор для ф-но с оркестром/ М., Музыка, 2008
Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005
Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992
Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012
Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992
Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011
Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010
Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006
Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011
Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010
Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000
Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,
Музыка,2011
Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Гнесина Е. Фортепианная азбука/ М., Музыка,2003
Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,
40
Музыка, 2011
Григ Э. Концерт для ф-но с оркестром/М., Музыка, 2005
Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004
Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999
Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011
Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004
Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006
Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М., Музыка, 2010
Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М., Музыка, 2010
Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005
Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010
Лядов А. Избранные сочинения /М.,Музыка, 1999
Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011
Милич Б. Маленькому пианисту / изд. Кифара, 2012
Милич Б. Фортепиано. 1, 2,3 класс / изд. Кифара , 2006
Фортепиано 4 класс / Кифара, 2001; 6 кл. –2002; 7 класс -2005
Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011
Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975
Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010
Наседкин А. Шесть прелюдий для фортепиано / М., Музыка, 2008
Первые шаги маленького пианиста: песенки, пьесы, этюды и ансамбли для
первых лет обучения. Сост. Г. Баранова, А. Четверухина. М., Музыка, 2012
Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003
Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004
Рахманинов С. Пьесы-фантазии. Соч.3 /М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009
Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009
Скрябин А. 24 прелюдии для ф-но. Соч.11 / М., Музыка, 2011
Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011
Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIXвеков / М., Музыка,
2011
Хрестоматия для ф-но, 3 и 4 классы. Сост. А. Четверухина, Т. Верижникова /М.,
Музыка, 2010
Хрестоматия для ф-но. Младшие, средние и старшие классы ДМШ. Сост.
Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011
41
Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка,
2011
Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006
Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005
Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis/ М., Музыка, 2005
Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011
Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009
Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004
Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003
Школа игры на ф-но. Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина
М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано.
Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011
Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011
Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010
Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007
Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007
Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011
Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007
Список рекомендуемой методической литературы
Алексеев А.
Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952
Алексеев А.
Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
Альшванг А.
Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997
Аберт Герман
Моцарт. Монография / М., Музыка,1990
Бадура-СкодаЕ.и П.
Интерпретация Моцарта /М.,1972
Берченко Р.
В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о
"Хорошо темперированном клавире"/Классика -XXI,
2008
Браудо И.
Артикуляция. Л.,1961
Браудо И.
Об органной и клавирной музыке. Л.,1976
Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном
Искусстве. М.,1966
Голубовская Н.
Искусство педализации. Музыка, Л.,1974
Гофман И.
Фортепианная игра.
Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961
42
Дроздова М.
Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Друскин М.
Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов,
Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
Зимин П.
История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Коган Г.
Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Коган Г.
Вопросы пианизма. М.,1969
Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические
данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы
музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
Копчевский Н.
Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,
М.,1986
Корто А.
О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А.
Рациональные принципы фортепианной техники.
М.,1966
Ландовска В.
О музыке. Классика – XXI век, 2001
Либерман Е.
Творческая работа пианиста с авторским
Текстом. М.,1988
Лонг М.
За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
Маккинон Л.
Игра наизусть. Л.,1967
Маранц Б.
О самостоятельной работе студента-пианиста.
Фортепиано, 2004, №№3,4
Мартинсен К.
Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н.
Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б.
Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мильштейн Я.
Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967
Мильштейн Я.
Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Мндоянц А.
Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.
М., 2005
Наумов Л.
Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г.
Об искусстве фортепианной игры. Записки
педагога. М., 1982
Носина В.
Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006
Петрушин В.
Музыкальная психология. М.,1997
Савшинский С.
Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
Смирнова Т.
Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997
Тимакин Е.
Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,
43
Советский композитор,1989
Фейнберг С.
Пианизм как искусство. М.,1969
Цагарелли Ю.
Психология музыкально-исполнительской
деятельности. СПб, Композитор, 2008
Цыпин Г.
Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Цыпин Г.
Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М.,
1988
Швейцер А.
Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI.М., 2011
Шатковский Г.
Развитие музыкального слуха. М.,1996
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
Шнабель А.
"Ты никогда не будешь пианистом".
Классика - XXI, М.,1999
Штейнгаузен Ф.
Техника игры на фортепиано. М.,1926
Шуман Р.
О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,
1975 Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959.