Напоминание

Статья


Автор: Шагиева Эльвира Фаиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Социальный приют для детей и подростков "СнмьЯ" в Бавлинском муниципальном районе РТ
Населённый пункт: г. Бавлы
Наименование материала: Статья
Тема: Статья
Раздел: дошкольное образование





Назад




СУДЖОК-ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ

СОЦИАЛИЗАЦИИ

Шагиева Эльвира Фаиловна, воспитатель

Государственное казенное учреждение «Социальный приют для детей

и подростков «СемьЯ» в Бавлинском муниципальном районе»

Аннотация. В статье рассматривается использование суджок-игр

как эффективного средства профилактики агрессивного поведения у детей,

находящихся в условиях социального приюта и испытывающих трудности

социализации. Автор обосновывает актуальность проблемы агрессии в

детской среде, раскрывает психофизиологические основы метода суджок-

терапии, а также демонстрирует практические подходы к организации

игровой деятельности с элементами суджок. Предлагаемые методики

направлены на эмоциональную разрядку, снижение уровня тревожности,

формирование навыков саморегуляции и межличностного взаимодействия.

Приведены примеры игровых упражнений и анализ их влияния на поведение

воспитанников. Статья адресована воспитателям, педагогам и психологам,

работающим в учреждениях социальной защиты и образования.

Ключевые

слова:

суджок-терапия,

агрессивное

поведение,

профилактика,

дети

с

трудностями

социализации,

эмоциональная

регуляция, коррекционные игры, приют, сенсорная интеграция.

Современное

общество

предъявляет

высокие

требования

к

социальным навыкам личности, начиная с раннего возраста. Однако

воспитанники

социальных

приютов

зачастую

испытывают

дефицит

положительного социального опыта, сталкиваются с психотравмирующими

ситуациями,

что

способствует

формированию

у

них

различных

поведенческих

нарушений,

включая

агрессивность,

импульсивность,

тревожность, замкнутость. В этих условиях возрастает потребность в мягких,

доступных, немедикаментозных способах коррекции поведения и развития

личностных качеств. Одним из таких способов являются суджок-игры —

методика, основанная на восточной терапии с применением стимуляции

биологически активных точек кистей и стоп.

Суджок-терапия, разработанная южнокорейским учёным Пак Чжэ Ву,

базируется на представлении о том, что кисти рук и стопы являются

проекцией тела человека. Воздействуя на определённые зоны и точки с

помощью

массажа,

шариков,

колючих

мячиков,

магнитов,

можно

стимулировать работу органов, нормализовать эмоциональное состояние,

улучшать общее самочувствие. Этот подход был адаптирован в игровой

форме для работы с детьми и особенно эффективен при организации

профилактической и коррекционной работы с воспитанниками социальных

учреждений.

Дети с трудностями социализации характеризуются низким уровнем

самоконтроля, неумением конструктивно выражать эмоции, склонностью к

конфликтному поведению. Они чаще других демонстрируют агрессивные

формы реагирования: словесные и физические оскорбления, разрушительное

поведение, отказ от взаимодействия. Такие проявления не только мешают

успешной адаптации в коллективе, но и способствуют закреплению

негативных

моделей

поведения.

Игровая

суджок-практика

позволяет

постепенно снижать уровень внутреннего напряжения, развивать позитивную

мотивацию, навыки сотрудничества и саморегуляции.

В условиях социального приюта, где дети лишены привычной

семейной опоры и зачастую находятся в состоянии стресса, важно создавать

безопасную

и

поддерживающую

среду.

Суджок-игры

становятся

инструментом, который позволяет реализовать сразу несколько целей: снять

телесное

напряжение,

активизировать

зоны

мозга,

ответственные

за

положительные эмоции, наладить коммуникацию между детьми. Кроме того,

регулярное участие в суджок-играх формирует у ребёнка представление о

способах самопомощи, что особенно важно в ситуациях эмоционального

всплеска.

Практическое применение суджок-игр в воспитательном процессе

требует системности и последовательности. Занятия включаются в режим

дня и проводятся как в индивидуальном, так и в групповом формате.

Продолжительность — от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста и

состояния детей. Инвентарь: массажные шарики, сенсорные мячики, кольца

суджок, карточки с изображением точек и зон воздействия. Прежде чем

приступить

к

играм,

педагог

объясняет

детям

цель

и

правила

взаимодействия, демонстрирует упражнения, сопровождает каждое действие

положительным эмоциональным откликом.

Пример 1. Игра «Шарик добрых дел». Каждому ребёнку выдаётся

колючий мячик. Педагог предлагает участникам мягко катать мячик между

ладонями, затем — по пальцам, сопровождая действия фразами: «Я добрый»,

«Я могу дружить», «Я умею слушать». Такая игра помогает снять

напряжение, создать позитивный настрой, активизировать зоны, отвечающие

за речь и саморегуляцию.

Пример 2. Игра «Ладошки-друзья». Дети обводят свою ладонь на

листе бумаги, обозначают «зоны спокойствия» (большой палец), «зоны

силы» (указательный), «зоны дружбы» (средний палец) и т.д. Затем с

помощью

колец

суджок

дети

массируют

соответствующие

пальцы,

проговаривая, какие чувства они сейчас испытывают. Это упражнение

развивает осознанность, способствует эмоциональной рефлексии, уменьшает

проявления агрессии.

Пример 3. Игра «Путь к спокойствию». На полу выкладывается

сенсорная дорожка из массажных ковриков, по которой дети проходят

босиком. В конце маршрута их ждёт зона «тишины», где они садятся,

закрывают глаза и слушают мягкую музыку. Сенсорная стимуляция в

сочетании

с

моментом

расслабления

позволяет

детям

осознанно

переключаться с возбуждённого состояния на спокойное, а также формирует

устойчивый навык саморегуляции.

Регулярное включение таких игр в режим дня приюта демонстрирует

положительную

динамику:

дети

становятся

более

сдержанными,

внимательными

к

друг

другу,

снижается

уровень

конфликтности

и

импульсивности.

Педагоги

отмечают

улучшение

в

коммуникативных

навыках, появление эмпатии, интереса к совместной деятельности.

Важно подчеркнуть, что эффективность суджок-игр во многом

зависит от эмоциональной включённости взрослого, его способности быть не

только наблюдателем, но и соучастником игры. Тёплая атмосфера, похвала,

индивидуальное внимание — всё это усиливает терапевтический эффект

занятий.

Таким

образом,

суджок-игры

представляют

собой

доступный,

универсальный и эффективный инструмент профилактики агрессивного

поведения у детей с трудностями социализации. В условиях приюта, где

ребёнок сталкивается с множеством стрессовых факторов, такие игры

становятся «мостиком» к внутреннему миру ребёнка, позволяя педагогам

выстраивать доверительные отношения, развивать эмоциональный интеллект

воспитанников и способствовать их успешной социализации. Применение

суджок-игр требует минимальных ресурсов, но при этом оказывает

значительное

воздействие

на

психоэмоциональное

состояние

детей.

Использование данного метода целесообразно интегрировать в общую

воспитательную стратегию учреждений социальной защиты, сочетая его с

другими развивающими и коррекционными технологиями.

Список литературы

1.

Захарова Е. А. Физическое и психологическое здоровье и

развитие детей дошкольного возраста. Использование методики Су-Джо //

Педагогикалық ғылым және практика. Педагогическая наука и практика.

2023. №2 (40).

2.

Кирпиков

А.

Р.

Психогимнастическая

игра

как

средство

коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет / А. Р. Кирпиков, О. И.

Крючкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3

(450). — С. 253-256.

3.

Сергеева В. Р., Гирфатова А. Р. Игра как средство профилактики

агрессивного поведения школьников // Вестник науки. 2023. №11 (68).



В раздел образования