Автор: Плотникова Оксана Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №3
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики в средней школе
Раздел: среднее образование
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках математики в средней школе
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность,
ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают
электронные образовательные ресурсы.
Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство
заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией,
самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни.
Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися
метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.
Таким образом, учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность,
ориентированную на саморазвитие.
Проработав несколько лет учителем математики, пришла к выводу, что применение электронных
образовательных ресурсов на уроках повышает у учеников стремление к учению, вызывает желание
и интерес, сосредоточенность на предмете, глубокое проникновение в сущность явлений, свободное
оперирование знаниями, самостоятельность.
На плечи учителей математики лежит сложная и трудная задача – повышение мотивации к
изучению предмета, так как математика – одна из главных дисциплин.
На мой взгляд, компетентность современного педагога связана со знаниями компьютерной техники,
с умением грамотно и разумно применять электронные образовательные ресурсы в учебном
процессе. Электронный образовательный ресурс – это любой ресурс, содержащий информацию
образовательного характера, содержащий в себе учебный материал и методику использования его в
процессе обучения.
ЭОР как инструмент в руках учителя дает ему массу дополнительных возможностей для различных
подходов к обучению:
создание и ведение различной документации (тематическое планирование, отчеты, конспекты
уроков, электронные дневники, электронные журналы и т.п.).
учитель может создать и размножить необходимый дидактический материал. Отдельно хочется
упомянуть о создание интерактивных тестов, позволяющих оперативно и объективно оценить
обучающихся, определить пробелы в их знаниях. Например, на уроках математики я применяю
«Интерактивные способы опроса» учащихся.
у учителя появилась возможность интерактивной подачи материала, используя пару компьютер-
проектор или интерактивную доску. Все чаще учитель, работает в классе, где у каждого
обучающегося есть компьютер.
Одной из самых распространенных возможностей подачи материала является применение
презентаций, созданных в среде PowerPoint. Презентация может быть использована на протяжении
всего урока или на отдельных его этапах. Хочется отметить, что для учителя математики
возможность вставлять в презентацию любые объекты (графики, таблицы, рисунки, диаграммы и
др.) делает урок особенно привлекательным, а материал более запоминающимся.
С возможностью использования ЭОР в образовательном процессе увеличилась возможность
проведения на уроке разнообразных дидактических игр. Мультимедийные объекты и анимация
делает демонстрацию изучаемой темы наглядной и интересной. Каждая тема содержит
контрольные вопросы и тесты, позволяющие выяснить уровень понимания изученного материала.
В последнее время в школах наряду со старыми, давно зарекомендовавшими себя учебниками,
используются новые учебники математики, полностью отвечающие требованиям ФГОС, новые
электронные формы этих учебников (ЭФУ).
К тому же, у учителей есть возможность использовать готовые ЭОР, опубликованные в сети
Интернет на сайтах:
Электронные образовательные ресурсы
;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
;
Федеральный банк ЭОР
;
Федеральные образовательные ресурсы для общего образования
;
Сайты образовательных учреждений, сообществ учителей, личные сайты (блоги) учителей.
использование ЭОР сети Интернет открывает широкие возможности для личностного роста
учителя:
поиск разнообразной информации;
дистанционное обучение;
участие в конкурсах, конференциях;
общение с широким кругом коллег, консультирование по различным вопросам и распространение
своего опыта.
Достоинства использования ЭОР в образовательном процессе:
экономит время урока;
способствует наглядности образовательного процесса;
позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к
обучению;
повышает мотивацию к обучению и интерес к предмету;
повышает вес самостоятельной работы учащихся;
увеличивает осознанность усвоения знаний;
увеличивает объем работы, выполненной на уроке;
повышает оперативность и объективность контроля результатов обучения;
позволяет точно определить темы, в которых у обучающихся есть пробелы в знаниях;
позволяет осуществлять обучение дистанционно.
Одним из главных недостатков использование ЭОР в образовательном процессе является не
заменимость преподавателя, интерактивные программы лишь моделируют деятельность учителя.
Отсюда возникает ряд проблем:
снижается роль устной и письменной речи;
появляются проблемы в межличностном общении, и как следствие снижается социализация
учащихся в обществе;
при неразумном использовании компьютерной техники возникают проблемы со здоровьем
учащихся (например, ухудшается зрение);
многие учителя значительную часть времени затрачивают на создание интерактивных форм
обучения (презентация, интерактивный тест, интерактивный тренажер, авторская программа и т.п.).