Автор: Мельникова Лариса Ильинична
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа N 5 "Созвучие"
Населённый пункт: город Пермь, Пермский край
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Ситуация успеха, как механизм дальнейшего развития ученика в ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
1
Мельникова Лариса Ильинична,
преподаватель по классу фортепиано
МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 5 «Созвучие» город Пермь
«Ситуация успеха, как механизм дальнейшего развития ученика в ДМШ»
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего,
самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно
должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с
помощью
подачи
учителя…радость
успеха
может
померкнуть»
(В.А.
Сухомлинский).
В учебном процессе много движущих сил. Самая могущественная –
надежда на успех. Уберите её – и усилия человека теряют смысл. Надежда на
успех живет в каждом ребенке. Главный смысл деятельности преподавателя
состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, и имеет разную трактовку.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния
радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась
в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошел
их.
На
базе
этого
состояния
формируются
новые,
более
сильные
мотивы
деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное,
организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и
коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это
результат продуманной тактики педагога.
Чтобы увлечь ребенка занятиями музыкой, необходимо самому быть
увлеченным, творческой личностью. Помимо видео и аудио записей, которые мы
2
показываем и даем слушать ученикам для развития их творческого потенциала,
желательно, чтобы учащиеся видели, прежде всего, своего педагога играющего
и
выступающего
на
концертных
площадках,
увлеченного
музыкой,
своим
инструментом.
Совсем
не
обязательно,
чтобы
ребенок,
однажды
пришедший
в
музыкальную школу, стал профессиональным музыкантом. Очень важно, чтобы
однажды он почувствовал себя счастливым!
Один из основных законов обучения гласит: «Ребенок должен учиться на
успехе». Успех является источником внутренних сил ребенка, рождает энергию
для
преодоления
трудностей
и
желания
учиться.
Ребенок
испытывает
уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Если ученику удается добиться
успеха в обучении, у него есть все шансы на успех в жизни.
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником, он приходит в школу
преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом
нужно винить не только семью, окружение, но и школу, ее методы обучения.
Есть 7 факторов, которые могут способствовать в достижении успеха в
музыкальном
образовании.
Это
–
мечта,
цель,
усилия,
ответственность,
обстоятельства, характер, вера.
Все
перечисленные качества
создают
уверенность в
себе,
а
значит,
успешность для человека. По возможности я стараюсь развивать эти качества в
своих учениках.
Образование
сегодня
–
не
столько
приобретение
знаний,
умений,
навыков, сколько
упорядоченный способ присвоения ребенком культурных
ценностей.
Детская
музыкальная
школа
должна
развивать
творческие
способности детей разной степени
одаренности. Делая акцент на том, что
неспособных
детей
нет.
Главная
задача
состоит
в
приобщении
каждого
учащегося к богатым музыкальным традициям, которые исключают пошлость,
цинизм, безграмотность.
3
Важную
роль
в
этом
играют
коллективные
виды
творчества:
коллективное музицирование; ансамблевое, хоровое пение; индивидуальный
подход к обучению на разных инструментах. Совместные концерты учащихся и
преподавателей формируют духовный мир детей, стремление к добру, красоте,
человечности.
Детские музыкальные школы работают в направлении создания условий
для
успешности,
максимального
развития
личности
ребенка
с
учетом
его
интересов,
способностей,
творческого
потенциала,
самореализации
в
социальной среде, труде, учебе, личной жизни. Главный смысл деятельности
педагога школы состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, т.к. это
способствует развитию уверенности, повышению самооценки, развитию чувства
значимости. Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация
успеха.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, которые
испытывают определенные затруднения в учебе. В связи с этим необходимо
подбирать такие произведения, с которыми учащиеся этой категории могли бы
справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным.
Естественными
в
этом
случае
должны
быть
и
словесные
поощрения,
подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и
стремление соответствовать оценке педагога. Большое значение в создании
ситуаций успеха имеет общая психологическая атмосфера, это снимает чувство
неуверенности.
Даже разовое переживание успеха может коренным образом
изменить состояние ребенка,
изменить ритм и стиль его жизнедеятельности,
взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом
уделяется
этической,
нравственной
стороне
успеха.
Все
понимают,
если
школьник не имеет успеха в различных видах деятельности, в общении со
сверстниками, в разрешении социальных конфликтов или в преодолении неудач,
то у него могут возникнуть проблемы при вхождении во взрослую жизнь.
Следовательно,
необходимым
условием
развития
личности,
ее
защищенности,
психологического
комфорта
является
формирование
4
сплоченного и дружного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в
классе.
Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего ученика
отличается
от
радости
подростка.
В
основе
ожидания
успеха
у
младших
школьников лежит стремление заслужить одобрение старших. У подростков –
реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я», «сделать заявку» на
будущее. Младший школьник не осознает успех, а переживает. Подросток и
осознает, и переживает.
Показателем эффективности работы преподавателя музыкальной школы
служит конечный результат – это публичное выступление, которое стимулирует
и
повышает
результативность
обучения,
усиливает
его
привлекательность,
воспитывает лучшие качества, помогает ощутить значимость своего труда и
увидеть его результат. Наряду с академическими выступлениями учащиеся
принимают
активное
участие
в
фестивалях,
конкурсах,
общешкольных
и
классных концертах для родителей, где дается возможность выступить всем
детям
независимо
от
их
способностей.
Все
это
способствует
оживлению
учебного
процесса,
росту
интереса,
расширению
рамок
репертуара
юных
исполнителей.
Если
ученик
добивается
успеха
в
преодолении
трудностей,
переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность
в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти успехи усиливаются, если
их замечают и отмечают педагоги и сверстники.
В своей практике нужно применять такие методы обучения, которые
соответствуют возрасту, интересам, способностям и характеру определенного
ученика. Осознание ребенком своего успеха в игре на музыкальном инструменте
являются могучим источником моральной стойкости в преодолении трудностей.
Успех в учебной деятельности является одним из важнейших условий адаптации
в обществе. Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Список литературы
5
1.
Андреева Ю.В., Белюк Е.Г., Круглова Н.С. Феномен ситуации успеха в
гуманитарных науках. // Сборник международной научной конференции. - 2016.
2.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 1991.
3.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988-272.