Автор: Лаптева Марина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Деткий дом №1" Для детей сирот, и детей оставшихся без попечение родителей
Населённый пункт: Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: "Призвание и выбор профессии"
Раздел: полное образование
Тема: Выбор профессии.
Цель: Познакомить детей с представлением и понятием, связанных с миром
профессий.
- Получение необходимой профессии о профессиональных намерениях
каждого ребёнка.
- Изучение участниками собственных интересов.
Форма проведения: Беседа.
Ход занятия.
Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники –
это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый
молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и
сделать правильный выбор, соответствующий для детей интересам,
способностям, возможностям, ценностям установкам. И, наконец,
требованиям, которые предъявляют профессии к личности. Правильно
сделанный выбор подростком – это начало пути к успеху, к самореализации, к
психологическому и материальному благополучию в будущем.
Цель состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдёт
учится, после окончания девятого класса. Если кто-то из вас уже сделал
выбор, то эти занятия помогут ему утвердится, в правильности выбор.
Значит, профессиональный выбор зависит.
- От возможностей каждого (его способностей, темперамента);
- От предпочтений (интересов и склонностей);
- От востребованности профессии на рынке труда.
Способности длятся:
1.
На общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие,
внимательность, сообразительность, целеустремлённость;
2.
На специальные ( качества, обеспечивающие успех конкретном виде
деятельности.)
Это необходимо знать для того, чтобы целеустремлённо работать на собой,
совершенствоваться.
Значит « Что такое интерес к труду?»
Интерес к труду – это побуждение, способности, выбор, желание, ум.
Можно сказать, что интерес к труду – это желание заниматься чем – либо.
Действительно, успех в любом деле определяется тем, насколько человек им
увлечён.
У меня растут года, будет мне семнадцать…
Ведь именно в том возрасте, когда «растут года», задолго до семнадцати, и
решаем мы, где работать мне тогда, чем мне заниматься. Возможность
выбора велика. Но чтобы точно выбрать профессию, и пойти в учебное
заведение, нужно как можно больше знать о бедующей профессии. Об этом
мы сегодня и поговорим с вами на занятии «Кем быть?».
Отнестись к этому нужно очень серьёзно, взвесить все свои возможности и
знания.
Но не менее важно и другое. Это решить, где научится избранной профессии.
Самый верный путь подготовки к производственной деятельности – это
профессионально – техническое училище.
И в первом день учёбы в училище – первый день трудового стажа.
В ПТУ, кроме теоретических проводятся и практические занятия – работа
пусть с небольшим, но производственным планом выпуска нужной
продукции для страны и народа.
Опытные преподаватели дают полный объём знаний по профессии. А мастера
производственного обучения научат, работать с необходимым для
производства профессионализмом.
Хочется напомнить, что учёба в ПТУ – отличная база подготовки для
продолжения образования в вузах и техникумах.
Формула « школа – ТПУ –работа» самая верная.
Многие профессионально – технические училища нашей страны готовят
самых различных специалистов, и выбор профессий шахтёра и водителя.
Ты решил стать шахтёром. Правильно сделал выбор и никогда об этом не
пожалеешь. Шахтёрская профессия – гордая профессия. Её главная ценность
в полезности людям, всей стране. Это именно так. Добротный из недр
каменный уголь является одним из основных источников энергии,
потребляемой человечеством в больших масштабах.
Уголь – это настоящий хлеб промышленности. Он идёт на выработку
электрической энергии, используется в металлургическом производстве.
Много угля требуется для коммуналь – бытовых предприятий, для сельского
хозяйства и населения.
Путём химической переработки из угля получают самые разные продукты:
смолы, пластмассы, красители, взрывчатые вещества, удобрения, лекарства,
электроды и многое другое, всего не перечислишь.
Большой и сложный путь прошла угольная промышленность. Сегодня шахта
это горнопромышленная предприятие по добыче полезного ископаемого
подземным путём.
Обычно знакомство с шахтой начинают с её поверхности, на которой
размещаются вспомогательные сооружения, дающие шахте воздух, тепло,
энергию и другие средства обеспечения.
Э та профессия является героической, и в то же время опасной. В шахтах
трудятся простые, героические люди. В Кузбассе огромны запасы угля, и
поэтому для добычи угля требуются люди этой замечательной профессии:
Это горно-рабочие, комбайнёры, подземные электрослесари, горные мастера,
взрывники, машинисты. Шахтёры любят свою профессию, гордятся
принадлежностью к рабочему классу, дорожат честью, вкладывая все силы
своей души. И хотя шахтёры трудятся под землёй, их работ на виду.
Шахтёров отличают высокая со значительность, взаимовыручка,
коллективизм. Сказал-сделал – вот лицо настоящего горняка. Народная
пословица гласит: «Где рождается уголь и железо, там рождаются крепкие
люди».
Есть в шахтёрской профессии и риск, что и сделает её героической,
привлекательной. И тем, кто не решил своего главного вопроса: «Кем быть?»,
можно от души посоветовать – идите в шахтёры, возвеличившую своим
вдохновенным трудом нашу славную РОДИНУ,
1.Назовите общую характеристику профессии.
- Добыча каменного угля подземным или открытым способом.
Перед спуском в шахту проверяется исправность оборудования.
Проверяется лампа, батарея и другое оборудование.
2.
Какие требования к каждому специалисту?
- Выносливость, хорошая физическая подготовка, хороший слух, реакция,
самообладание, дисциплинированность.
3. Какие медицинские противопоказания мешают стать шахтёром.
Зрение, страдающие нервно-психическими заболеваниями, нарушение
дыхания, эпилепсией.
4.Какие требования при поступлении к профессиональной подготовке?
Хорошая подготовка по физике, химии, технике безопасности, основы
жизнедеятельности человека.
5. Назовите родственные профессии?
На дорогах нашей страны встречаются различные автомобили: пассажирские,
грузовые, специальные.
Водитель автомобиля- одна из наиболее массовых профессий в мире.
Миллионы людей, разны по воспитанию и по способностям, с разными
характерами и привычками, оказывается в кабине автомобиля. Взяв в руки
руль, они принимают на себя серьезную ответственность перед всеми нами.
Многое надо знать и уметь, чтобы управлять современным автомобилем.
Ведь только за один километр пути водителю приходится выполнять до 40-50
операций. Очень большая физическая и психическая нагрузка падает на
водителя.
Особенно большие нервные нагрузки у водителя автобусов и такси. Здесь
главная задача водителей- вовремя и безопасно доставить пассажиров в
назначенное место.
Такие качества водителя такси, как сдержанность, пунктуальность,
вежливость, тактичность, наблюдательность, хорошая реакция, ловкость,
любовь к людям, способствуют хорошему настроению пассажиров.
А вот у водителей автобусов, особенно дальних маршрутов, другая
специфика работы. За его спиной сидят пассажиры. Водитель, совершающий
дальние рейсы, не только водитель, он хозяин дома на колесах, где для людей
должно быть предоставлено максимум удобств. Ну а если пассажиры у
водителя почти падают в салоне при каждой остановке, если он не может
скрыть свое плохое настроение, он еще не водитель. Поэтому водителю
автобуса нужен особый, «общественный» характер, ведь самое главное в
профессиях водителей, как автобусов, так и такси- общение с людьми.
- Какие требования предъявляются к профессии водителя автобуса?
Несомненно, крепкое психическое и физическое здоровье.
Выезжая из автопарка, водитель должен проследить за исправностью
машины. Водитель за рулем должен быть хорошо отдохнувший. Здесь нельзя
переутомляться. Краткий сон в кабине, глубокое дыхание снимут усталость.
Можно выйти из автомобиля и выполнить несколько гимнастических
упражнений.
В течении всего пути водитель транспорта может оказаться далеко от
населенного пункта. Поэтому ему необходимо иметь аптечку и запчасти для
машины. Он должен уметь оказать элементарную медицинскую помощь, как
себе, так и другим людям.
1.
Назовите общую характеристику профессии водителя.
Управляет транспортными средствами различного назначения,
перевозит грузы и пассажиров. Перед выездом из гаража проверяет
исправность механизмов машин. В случае появления посторонних
шумов в моторе во время рейсов должен установить причину
появления неисправности и устранить ее. Водитель выполняет работы
ежедневного технического обслуживания машины: мойку, заправку
топливом и маслом, смазку, осмотр и т.д.
2.
Назовите требования к индивидуальным особенностям специалиста?
Хорошая физическая подготовка и выносливость, хороший глазомер,
слух, хорошая реакция на движущиеся объекты, высокая
эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность,
ответственность. Должен обладать большим объемом внимания,
высокой способностью к концентрации и распределению внимания,
развитым наглядно-образным мышлением, пространственным
воображением.
3.
Назовите медицинские противопоказания.
Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими
заболеваниями, заболеваниями позвоночника , язвенной болезнью,
дальтонизмом, эпилепсией.
4.
Назовите требования к профессиональной подготовке?
Хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии.
Должен знать правила дорожного движения, устройство автомобиля,
порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.
Должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля.
5.
Назовите родственные слова?
Слесарь по ремонту автомобилей, бульдозерист, комбайнер.
Итог занятия: С какими профессиями вы сегодня познакомились?
Что общего в этих профессиях?