Автор: Серпокрылова Светлана Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие различных видов мышления у учащихся с интеллектуальной недостаточность на коррекционных занятиях"
Раздел: среднее образование
Тема: «Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-
дефектолога в коррекционной школе»
МЫШЛЕНИЕ УМСТВЕННО – ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА.
Специальное обучение и воспитание, направленное на развитие
умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирования
у них высших психических процессов, особенно – мышления.
Это
важное
направление
коррекционной
работы
теоретически
обоснованно тем, что хотя ребёнок-олигофрен своеобразен во всех своих
проявлениях, именно дефектность мышления обнаруживается у него
особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет познание
окружающего мира. Вместе с тем доказано, что мышление олигофрена,
несомненно развивается.
Формирование
мыслительной
деятельности
способствует
продвижению умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым
создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников
коррекционной школы - интернат.
Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений.
Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или
иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
Для мышления умственно отсталых детей характерно:
нарушение
всех
мыслительных
операций
(в
большей
степени
обобщение и абстрагирования);
снижение активности мыслительных процессов;
наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;
неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;
некритичность мышления - невозможность самостоятельно оценить
свою работу;
они часто не замечают своих ошибок
слабая регулирующая роль мышления;
низкая мотивация мыслительной деятельности.
Наиболее
нарушенным является словесно-логическое
мышление, а
наиболее сохранным — наглядно-действенное.
Для
последующего
эффективного
обучения
необходимо
заложить
полноценную основу наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
создаются условия для становления воссоздающего воображения (у ребенка
появляется возможность мысленно воспроизвести наглядную ситуацию на
основе слова).
Наглядно-действенное
мышление
предполагает
неразрывную
связь
мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими
познаваемый предмет. Оно имеет существенное значение для общего
умственного развития детей, так как представляет собой базу для
формирования более сложных видов мышления (наглядно-образного и
словесно-логического).
Процессы мышления сводятся к образованию - общих представлений и
понятий; суждений и умозаключений.
Развитие и совершенствование наглядно - образного мышления умственно
– отсталых детей должны осуществляться в процессе работы со знакомыми
объектами и быть направлены в первую очередь на коррекцию их
чувственного познания и речи.
Словесно-логическое мышление
— это мышление, оперирующее
понятиями.
Развитие правильного мышления у умственно отсталых детей — трудная,
но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью
специально
разработанных
олигофренопедагогикой
приемов
обучения.
Одним
из
важных
вопросов
этого
обучения
является
обдуманный,
методически грамотный переход от наглядного показа к словесно
логическому обобщению.
Именно изучая, решая задачи, читая книги и привыкая грамотно
формулировать свои мысли в устной и письменной форме, ребенок
приучается анализировать, обобщать, строить умозаключения и проверять их
правильность, т. е. приучается мыслить.
Ж. И. Шиф, Петрова
Логическое мышление.
У умственно отсталых школьников имеются нарушения важнейших
мыслительных операций, которые служат составляющими логического
мышления:
- Анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное,
выделяют незначительные признаки);
-
Сравнение
(сравнивают
предметы
по
несопоставимым,
несущественным признакам);
-
Классификация
(ребенок
осуществляет
классификацию
часто
правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему
он так поступил).
У всех умственно отсталых школьников уровень логического мышления
значительно отстает от уровня нормального школьника.
Умственно отсталые школьники испытывают очень большие трудности
при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии
логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало
доступен умственно отсталым школьникам.
Чтобы дети сумели сделать
вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление
мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить
отношения.
По мнению Ульенковой У.В. «умственно отсталые школьники не умеют
рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти
дети из-за несформированности логического мышления дают случайные,
необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи.
При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на
развитие у них всех форм мышления».
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАЧ:
1.
Развивать кругозор и наблюдательность.
2.
Развивать умение обобщать объекты, выделять в них главное.
3.
Развивать гибкость и быстроту мышления.
4.
Развивать логическое мышление, умение мыслить последовательно, и
замечать непоследовательность в суждениях.
5.
Обучать узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.
6.
Научить детей находить причину событий.
7.
Развивать умение устанавливать закономерности.
8.
Развивать умение мыслить последовательно.
9.
Развивать умение сравнивать…
10.Стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление
при выполнении физических упражнений.
11.Активизировать познавательную деятельность.
12.Развивать способность предвидеть результаты своих действий.
13.Развивать способность адекватно оценить свою работу.
14. Формировать умение понимать инструкцию к выполнению задания.
15.Стимулировать детей к самостоятельным выводам.
16.Формировать умение продумывать свои ответы с точки зрения
правильности и полноты.
17.Формировать
умение
выстраивать
правильные,
содержательные
обобщения.