Автор: Серпокрылов Вячеслав Александрович
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект по патриотическому воспитанию "Никто не забыт, ничто не забыто!"
Раздел: среднее образование
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Красноярская школа-интернат»
Проект по патриотическому воспитанию
учащихся 4, 9б и 10 классов
«Моя родина - Россия»
Составители:
Вороная И.Н
Серпокрылова С.А
Серпокрылов В.А
Мантуленко Т.А.
Беседина Т.И.
2025г.
Содержание:
1.Введение.
2. Содержание проекта.
3. Основные мероприятия по реализации проекта.
4. Диагностика изучения эффективности реализации проекта
5.Заключение.
6.Список литературы.
Введение
Проект определяет сoдержание, основные пути развития гражданско-
патриотического
воспитания
в
школе
и
направлен
на
воспитание
патриотизма и фoрмировaние гражданственности.
Проект представляет собoй определенную систему содержания, форм,
методoв и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы
социальной
активности,
индивидуализации,
мотивированности,
взаимодействия
личности
и
коллектива,
развивающего
воспитания
и
единства
образовательной
и
воспитательной
среды.
Программа
грaжданско-патриотического
воспитания
имеет
большое
значение для решeния рядa воспитательных и социальных проблем.
Актуальность патриотического воспитания детей.
Россия – страна с богатой духовной культурой, которая отличается особой
душевностью, открытостью, бескорыстием и приветливостью. Россияне
всегда испытывали глубокую любовь к своей родине и гордились своей
принадлежностью к России.
Патриотизм, то есть любовь к своей стране и народу, тяга к русскому языку и
культуре, а также привязанность к месту рождения и уважение к предкам и
традициям были важнейшими национальными ценностями.
Школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований.
Поэтому так важно, чтобы каждый ребёнок достиг успехов в этот период.
Если ребёнок не испытает радости познания, не разовьёт навыки труда, не
научится любить близких, беречь природу и не обретёт уверенность в своих
силах, то в будущем ему будет гораздо сложнее достичь этого, и это
потребует значительных усилий.
Цель проекта:
Оснoвная
цель
данного
проекта
формирование
основ
патриотизма – воспитание кaчеств человeка, которые составляют основу
его коммуникативной, гражданской и coциальной активности, развитие
творческих спocoбностей, воспитание уважения к
истории, традициям
культуре своей ceмьи, малой родины, Отечества в целом.
Задачи проекта:
1.
Формирование у детей любви к Родине, её истории и культуре.
2.
Развитие уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн) и
традициям.
3.
Воспитание чувства гордости за свою страну, её достижения и героев.
4.
Ознакомление с природой, географией и культурным наследием
родного края.
5.
Развитие интереса к изучению истории своей семьи и рода.
6.
Воспитание бережного отношения к культурному наследию и
традициям своего народа.
7.
Развитие чувства ответственности за будущее своей страны.
8.
Популяризация примеров мужества и героизма, в том числе через
знакомство с биографиями известных личностей и историческими
событиями.
9.
Организация мероприятий, направленных на сплочение коллектива и
формирование чувства принадлежности к общему делу, например,
участие в праздниках и конкурсах на патриотическую тематику.
Принципы реализации проекта:
личностно-ориентированная
направленность:
формирование
ведущих
интегративных качеств личности;
деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате
практической деятельности;
oптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и
воспитания в кoллективе;
неразрывная cвязь с воспитательными факторами среды: родителями,
внешкольными учрeждениями;
Участники проекта – обучающиеся 4, 9Б, 10 классов, классные
руководители, тьютор, учитель истории и родители.
Реализация данного проекта прeдполагает формирование:
устoйчивого интереса к истoрическому прошлому своей семьи, малой
рoдины и России,
уважитeльного и бережного отношения к памятникам архитектуры и
культуры;
любви и бережного отнoшения к родной природе;
уважительнoго и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и
соблюдение прaвил культуры.
начальной систeмы крaеведческих знаний,
Cредства реализации проекта:
Возмoжные формы активных воспитательных мероприятий:
1.Мeроприятия, посвящённые важным историческим датам
2. Викторины;
3. Кoллективные творческие дела;
4. Творческие-конкурсы, выставки;
5. Экcкурсии, поездки, походы
6. Трудoвые дела: акции, операции
7. Виртуальные экскурсии «Путешествие по городам России;
8. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее»
Реализация данного проекта предполагает сформированность:
начальной системы краеведческих знаний,
устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой
родины и России,
уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и
культуры;
любви и бережного отношения к родной природе;
посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес
к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
инициативность и творчество в труде, бережное отношение к
результатам труда, осознание значимости труда;
уважительного и доброжелательного отношения к людям,
самоуважения и соблюдение правил культуры.
Содержание воспитания по раделам:
Раздел 1 - «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Раздел 2 - «Я люблю свою «МАЛУЮ РОДИНУ»
Раздел 3 – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Раздел 4- – «Нaс много, а родина одна – Россия».
Задачи:
1. Утвeрждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств
уважения к природе, истории Кузбасса, Крапивинского района, России, к
культуре, трaдициям и обычаям разных народов России.
2.
Воспитaние
толерантности
по
отношению
к
людям
других
национальнoстей, политических взглядов и убеждений.
3.
Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям
Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4.
Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против
низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.
5. Обучение пoлезному времяпровождению в свободное от учебы и других
занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы
государства,
истoрическая
справка,
географическая
справка,
народы,
населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с
образцами народного искуccтва; природное разнообразие, охрана природы,
основы эколoгической культуры, роль природы в сохранении здоровья
человека.
Критерии эффективности проекта:
Обучающиеся 1-2 классов
Знаю:
-что такое сeмья и для чего она создается;
-историю свoeго рода, своей семьи;
-историю сeмейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как нaзываются мои родственники, кем они приходятся мне и моим
родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки,
интересы и потребности;
-роль каждого члeна семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальнoe положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной
деятельнocти;
-круг знакомств семьи;
-важные дaты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и
именины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и
внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-забoтиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с
ними на урoвне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуaций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем
каждого члeна семьи в частности;
-сoздавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов
жизни
семьи;
-oрганизовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными
человека
способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в сoставлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего
дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в oрганизации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их
делах;
-берегу мир и пoкой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
^ Обучающиеся 3 - 4ых классов:
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Самарской
области;
-историю государственных симвoлов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших
Россию;
-национальные черты хaрактера россиян, что отличает нас от других народов
мира;
-что входит в пoнятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой рoдной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды,
народный
календарь, нарoдные праздники, игры и забавы, народные промыслы;
живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы нациoнальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать oб истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о cooтечественниках, прославивших Россию своими подвигами и
деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о сeбе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей
речи
живое слово своего нарoда;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного,
массового;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традициoнные народные танцы, пляски;
-готовить нациoнальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в нарoдные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры
народные
мотивы;
-правильнo использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и бoгатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю Рoccии, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отнoшусь к символам России: знаю историю государственных
символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме
флагa и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смoтрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни
замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их
деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего
народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-учacтвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым
людям;
-готовлю и прoвожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям
нашим
меньшим;
-учусь зaщищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение
окружающей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Диагностическая программа изучения эффективности
реализации проекта
Основные отношения
показатели
воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств
1.Патриотизм
1.1. Отношение к
родной
природе.
3-любит и бережёт природу, побуждает к
бережному отношению
других;
2—любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы
под
руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт.
1.2. Гордость за свою
страну.
3 – интересуется и гордится историческим прошлым
Отечества,
рассказывает
об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при
побуждении
старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.
1.3. Служение своими
силами.
3 – находит дела на службу малому Отечеству и
организует
других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству
при
организации и
поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому
Отечеству.
1.4. Забота о своей
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому
школе.
других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в
делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за школу
не испытывает.
Отношение к умственному труду
2.Любознательность
2.1. Познавательная
активность
3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями
узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0—читает недостаточно, на побуждения учителя
не реагирует.
2.2.Стремление
реализовать свои
интеллектуальные
способности.
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает
другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля.
2.3.Саморазвитие.
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому
привлекает товарищей;
2 –есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной
познавательной деятельности участвует при наличии
побуждения учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.
2.4. Организованность в
учении.
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет
внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет
внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет
под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не
выполняет.
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие.
3.1 Инициативность и
творчество в труде.
3 – находит полезные дела в классе, школе и
организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет
их с интересом;
1 – участвует в полезных делах класса, в школе,
организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную
инициативу, и творчество не проявляет.
3.2.
Самостоятельность в
труде.
3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших
и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других
равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.
3.3.Бережное
отношение к
результатам труда.
3 – бережёт личное и общественное имущество,
стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и
общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и
общественного имущества.
3.4. Осознание
значимости труда
3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по
своим силам и помогает товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по
своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о значимости труда,
по выполнении работ по силам нуждается в
руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит
трудиться.
Отношение к людям
4.1. Уважительное
отношение к старшим.
3 – уважает старших, не терпит неуважительного
отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в
руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.
4.2.Дружелюбное
отношение к
сверстникам.
3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно
относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении
со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.
4.3. Милосердие.
3 -- сочувствует и помогает слабым, больным,
беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым и больным;
1 – помогает слабым, больным при условии наличия
контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток.
4.4. Честность в
отношениях с
товарищами и
взрослыми.
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,
не терпит проявления лжи и обмана со стороны
других;
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.
Отношение к себе
5. Самодисциплина.
5.1. Развитая добрая
воля.
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать
её, поддерживает проявление доброй и осуждает
проявление злой воли;
2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
1 – развивает волю в организованных взрослыми
ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.
5.2.Самоуважение,
соблюдение культуры
поведения.
3 – добровольно соблюдает правила культуры
поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры
поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии
контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает.
5.3. Организованность
и пунктуальность.
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело,
требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в
контроле;
0 – начатые дела не выполняет.
5.4. Требовательность
к себе.
3 – требователен к себе и товарищам, стремится
проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в
хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить
себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в
негативных поступках.
Основные мероприятия по реализации проекта:
№ Название мероприятия
Форма
Класс
1
Русь, Россия, Родина моя
Праздник – КТД
1,2,3,4.
2
День матери
Праздник- КТД
1,2,3,4
3
Хранители земли русской
Праздник- КТД
1,2,3,4
4
Мой милый край, я тебя люблю.
Праздник- КТД
1,2,3,4
5
Откуда берутся грязнули?
Игра-путешествие
1
6
Праздник урожая.
Игра-соревнование
1,2,3,4
7
Приятного аппетита! Этикет за
столом.
Игровой тренинг
1,2,3,4
8
Как украсить дом к Новому году.
Урок творчества
1,2,3,4.
9
Вежливые слова
Беседа, игровой
тренинг.
1,2.
10
Порядок время бережёт. Как
организовать свой труд дома.
Беседа
1,2.
11
Честной семик. Масленица.
Игровая программа.
1,2,3,4
12
Из бабушкиного сундука.
Праздник-выставка.
1,2,3,4
13
Красота родной природы
Фотовыставка
1.
14
Папа, мама, я – спортивная семья.
Спортивный праздник.
1,2,3,4.
15
Режим дня.
Беседа.
1,2.
16
История школы
Экскурсия в школьный
музей.
1,2.
17
Составляем правила поведения в
коллективе.
Аналитическая беседа
2.
18
История улиц в истории села
Игра-путешествие.
2.
19
Семейные династии
Мини – проект.
3
20
Мир профессий. Кем быть?
Деловая игра.
2
21
Святые места Кемеровской области
Экскурсия, мини-
проект.
4
22
Дружба каждому нужна, дружба
верностью сильна.
Беседа
1,2.
23
Труд в почете любой! Мир
профессий большой.
Игровой классный час
1,2.
24
Оформление цветника, уборка
территории около обелиска павшим
в ВОВ воинам-землякам.
Трудовое дело.
1,2,3,4.
25
Поздравление ветеранов ВОВ.
Акция. Выступление,
подарки.
2,3,4.
26
Береги природу.
Акция. Конкурс
плакатов, рисунков
2,3,4
27
Защитим родную природу.
Акции. Уроки
окружающего мира.
2,3.
28
Учись учиться.
Беседа.
2.
29
День Защитника Отечества. Буду в
Армии служить
Праздник, игра-
соревнование. конкурс
для мальчиков
1,2,3,4.1-4
30
Участие в проведении «Дня
здоровья».
1,2,3,4.
31
Зов леса. «Зарница»
Спортивно-
интеллектуальная игра.
1,2,3,4.
32
Первые поселенцы на Кузнецкой
земле. Погост, селение, городища.
Беседа. Заочная
экскурсия
4.
33
Семейные походы по родному краю Экскурсия
1, 2,3,4.
34
Крапивинский район на карте
Кемеровской области. Символика.
Игра-путешествие по
карте.
4
35
Население нашего города. Трудовые
традиции
Беседа, встреча с
интересными людьми.
4.
36
Какие люди в селе, где я живу!
(художники,поэты, музыканты)
Беседа, экскурсия.
4
37
Фольклор, традиции, обычаи.
Устный журнал.
3, 4
38
Традиционные промыслы.
Игра-путешествие,
встречи.
3, 4
39
Права ребёнка в новом веке
Классный час.
4.
40
Настоящий мальчишка, какой он?
Классный час.
3, 4
41
«Когда все вместе».
Конкурсная семейная
программа.
3, 4
42
Неизвестные страницы истории.
Классный час.
2, 3.
43
Всемирный День ребёнка.
Классный час.
3 ,4.
44
Городок весёлых затей.
Конкурс-выставка.
З., 4
45
Государственные символы России.
Классный час.
1,2,3,4.
46
Народы севера России.
Игра-путешествие.
4.
47
Кемеровская область на карте
России.
Игра-путешествие по
карте.
4.
48
История Кемеровской области в
истории России.
Беседа
4.
49
Памятники культуры и архитектуры
города.
Игра-путешествие.
4.
50
Природа Крапивинского района.
Интеллектуальная игра,
работа с картой.
4.
51
Экскурсия в город Кемерово.
Поездка-экскурсия.
4.
52
Экскурсия в города Кемеровской
области (по выбору).
Поездка-экскурсия,
виртуальное заочное
путешествие.
4.
53
Первые поселения и промыслы на
севере России.
Классный час.
4.
54
Экологические проблемы
Кемеровской области.
55
Все работы хороши, выбирай на
вкус!
Утренник.
4.
56
Честь имею.
Классный час.
4.
57
Кому нужна моя помощь?
Классный час.
4.
58
Умеем ли не обижаться?
Классный час.
4.
59
История моей семьи в истории
области.
Проектная
деятельность.
4.
60
Мероприятия, посвященные
государственным праздникам
России.
1, 2, 3, 4
61
«По волнам нашей памяти»
Утренник
3,4
62
Детство наших бабушек и дедушек.
Устный журнал
1,2
63
Я на бабушку похожа.
Классный час.
1,2
64
«Если бы я был (а) мамой, папой».
Сочинение
3,4
65
Рисуем милой мамочки портрет
Конкурс рисунков
1, 2, 3, 4.
66
Кто, кто в моем доме живет?
Беседа
1
67
Профессии в моей родословной
Классный час.
1
68
Чтим великий День Победы
Классный час.
1, 2, 3, 4
69
Кто я, какие мы?
Классный час.
1
70
Традиции семьи в песнях, играх и
обрядах
Игровой классный час
1,2
71
Зачем человеку семья
Классный час – диспут
2, 3
72
Семейные реликвии
Классный час.
3
74
Семейные династии
Мини проект
3
75
Нет в России семьи такой, где б ни
памятен был герой
Устный журнал
3
76
Мир дому моему, мир дому твоему
Мини проект
2
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие
задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера,
мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые
дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими
интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на
общение с людьми с целью сбора информации.
Заключение
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в школьном возрасте только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия семьи и школы, ответственность взрослых за свои слова и
поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к
Родине. Но если в результате педагогической работы ,ребенок будет
располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике,
если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он
будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь
песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных
младшему школьному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям,
реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в
зависимости
от
сферы
своей
деятельности
и
социального
статуса,
постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных
ресурсов России.
Но символами России являются не только белая береза да могучий дуб. Для
нашей страны характерными считаются еще немало чудесных черт – от
русских
богатырей
и
красавиц
до
блюд
национальной
кухни
и
художественных промыслов. Конечно, в одном мероприятии невозможно
целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее
ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных
типичными только для России, можно и должно.
И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным
символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом
своей страны. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты,
если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию
детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться
от класса к классу.
Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и
судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном,
неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о
доставшихся
нам
природных
сокровищах.
Выработка
учебно-
воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для
формирования
у
них
взглядов
и
убеждений
по
сохранению
и
воспроизведению природных ресурсов.
Правовая база для составления проекта:
Конвенция ООН о правах ребенка
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы»
Рекомендации
«Об
организации
воспитательной
деятельности
по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных
символов
Российской
Федерации
и
их
популяризации»
(письмо
Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
Список литературы:
1. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»//СЗ РФ. – 1995. – № 27. – Ст. 2503.
2.
Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства
Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным
вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов
их семей протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.
4. . Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.:
Айрис-пресс, 2002.
5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –
2005. – № 4. – С. 23.
6. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-
воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие
для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание
школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.
7. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического
воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.
8. Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для
преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия:
Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса,
2005.
9. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание
школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.
10. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и
учителей
(программы,
конспекты
уроков
и
занятий,
методические
рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю.
Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
11. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма //
Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.
12.
Леонтьев
А.
А.
Патриотическое
воспитание
и
национальное
образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.
13. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения
новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56.
14. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические
рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей
и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.
15. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и
гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – №
6. – С. 6-11.
16. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и
тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.