Автор: Любимова Лейла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ НМО детский сад №28 "Ягодка"
Населённый пункт: Невьянский район, п.Ребристый
Наименование материала: Конструкт занятия по правовому воспитанию
Тема: «Путешествие в поисках прав сказочных жителей».
Раздел: дошкольное образование
Конструкт по правовому воспитанию в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие в поисках прав сказочных жителей».
Используемые технологии: игровая,
здоровьесберегающие (физминутка),
Форма организации: подгрупповая (9 воспитаников)
Программно-методическое обеспечение:
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Я ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
2. Козлова С.А. Мы имеем право! (учебно-методическое пособие для пед. Коллективов дет.дошк. учреждений) М.: Обруч, 2010.
3. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Осокина И.М. Сказка с песней повстречались. Ярославль. Академия развития, 2006.
Средства:
Литературные – отрывок из сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино», «Заюшкина избушка»,
С. Михалкова «Три
поросёнка», «Маша и медведь», «Снегурочка», «Гуси-лебеди», загадки.
Наглядные – слайды , книга «Конвенция прав ребенка».
Музыкальные – музыка из мультфильма «Три поросенка», звуки ветра, аудио-сообщение.
Оборудование:
Цель: формировать гражданско-патриотические чувства
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Задачи с учетом индивидуальных
особенностей воспитанников группы
Образовательные:
способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о
Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их
возрасту форме с основными правами на примере сказок;
Развивать у детей связную речь;
Развивать у детей познавательную активность, умение делать выводы (логическое
мышление, воображение и внимание).
Развивающие:
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память.
Воспитывающие:
способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания
своих прав и свобод, чувства ответственности;
формировать гражданско-патриотические чувства;
поддержать желание проявлять сочувствие и оказать помощь персонажу.
Захар, Глеб и Тимофей затрудняются в
отгадывании ребусов.
Этапы совместной
деятельности
Содержание деятельности
Действия,
деятельность
педагога
Действия,
деятельность детей
Планируемый
результат
Организационный
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам
приехали гости, давайте
поздороваемся!
Воспитатель: Мне сегодня на
телефон пришло аудио сообщение.
Давайте прослушаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Красная шапочка! Я
обращаюсь к вам за помощью. В
нашей сказочной стране случилась
беда. Озорник-ветер сорвал с
волшебного цветка лепестки с
правами жителей, на которых были
записаны права маленьких жителей
нашей страны. И теперь наши права
постоянно нарушаются. Ребята,
может быть, вы попробуете отыскать
заветные лепестки? Мы будем вам
очень благодарны!
дети заходят
в группу и встают
полукругом лицом к
гостям.
Дети. Здравствуйте.
Дети берутся за руки
и встают в круг
Дети
сосредотачивают свое
внимание, проявляют
интерес.
Формальная
готовность к
восприятию
информации,
привлечение
внимания.
Умеют задавать
вопросы, проявляют
сопереживание.
Создание
эмоционального фона
Мотивационный
Воспитатель:
- Ну что, ребята, поможем Красной
Шапочке и ее друзьям отыскать
заветные лепестки с правами?
Воспитатель:
Но для того чтобы их найти, вы сами
должны очень хорошо знать эти
права. Вы уверены в себе?
- Тогда пора отправляться в
сказочную страну Детства, где
сбываются все мечты и случаются
самые необыкновенные чудеса!
Воспитатель:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- На столе лежат карточки с видом
транспорта, подходите и выбирайте,
кто на чем хотел бы добраться..
Какого транспорта будет больше на
том и отправимся. - Вот на нем мы и
отправимся в путешествие.
Вставайте друг к другу плотнее –
полетели.
(Воспитатель стоит в центре с
большим раскрытым зонтом(ковер
или поезд)
Вводит в предстоящую
деятельность
Активизирует речь
детей
Создаёт проблемную
ситуацию
Отвечают на вопросы
(Дети выбирают. Зонт,
ковер самолет или
поезд).
дети вокруг плотным
кольцом. Звучит
музыка, имитирующая
звук ветра).
Умеют задавать
вопросы, проявляют
сопереживание.
Целевой
Воспитатель: Ну вот мы и в
волшебной стране.
Я предлагаю вам прогуляться по
волшебным сказкам. Путешествуя по
сказкам, мы посмотрим, всегда ли
соблюдаются права героев. Где
обижают сказочных героев, значит
там, нарушают их права. Или же их
права соблюдаются. Вы согласны
путешествовать со мной? (Звучит
музыка “В гостях у сказки”)
Встречает Красная Шапочка:
- Здравствуйте! Спасибо, что в
помощи не отказали. Мы с
нетерпением вас ожидали!
Воспитатель:
-Красная Шапочка, мы сразу
поспешили к тебе на помощь. Наши
ребята, обязательно постараются
выполнить твою просьбу, так что ты
не расстраивайся.
- Ребята, времени у нас не так много,
так что за дело!
Нам нужно будет выполнять задания,
чтобы получить лепесток с
Задаёт вопрос,
подводящий к цели
предстоящей
деятельности
Повторяют цель
предстоящей
деятельности
Умеют
самостоятельно
ставить перед собой
цель.
Осознают и
принимают
поставленную цель.
Готовы к совместной
деятельности
волшебного цветка прав.
.
Содержательный
На экране фрагмент сказки Ш.
Перро “Красная Шапочка”
- Вы узнали эту сказку? Это сказка
“Красная Шапочка”, которую
написал Ш. Перро.
Что произошла с ней? Права
каких героев сказки нарушены и
кем?
Значит, волк нарушил права
Красной Шапочки и её
бабушки.
А какое право нарушил волк?
Ребята, жизнь, подаренную вам
мамой, никто не вправе у вас отнять.
Вы рождены, чтобы быть здоровыми,
счастливыми гражданами своей
Похвала детей
Похвала детей
(Ответы детей)
(Ответы детей)
Отвечают на вопрос.
(«Кот, петух и лиса»,
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость,
обогащают и
активизируют
словарный запас по
теме.
страны.
3 слайд – Право на жизнь.
Чтобы вернуть один лепесток, нужно
назвать еще сказки, где нарушается
право на жизнь. Вот и наш заветный
лепесток (ПРАВО НА ЖИЗНЬ).
Настя, возьми лепесток и прикрепи
его на доску, пожалуйста.
А сейчас, снова внимание.
Воспитатель зачитывает отрывок
из сказки:
... Карло вошел в каморку, сел на
единственный стул у безногого
стола и, потерев так и эдак полено,
начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? –
раздумывал Карло. – Назову-ка я её
Буратино. Это имя принесет мне
счастье...”
- Ребята, что это за сказка?
на экране иллюстрация к сказке А.
Толстого “Золотой ключик или
приключение Буратино”.
Что мы может сказать о правах
героев из этого отрывка? О каком
праве мы можем здесь говорить?
Наблюдает за детьми
во время выполнения
задания. Проявляет
заинтересованность.
Задает вопросы и
наталкивает детей на
разговор
«Три поросенка»,
«Волк и семеро
козлят»).
Ответы детей.
Отвечают на вопросы
воспитателя.
5 слайд - Право на имя.
Да, в этой сказке они не нарушены.
Ведь папа Карло дал Имя Буратино.
Да, ребята каждый ребенок имеет
право на имя. А, знаете что, когда
дети рождаются, то они очень
маленькие и похожи друг на друга.
Как вы думаете, может быть,
необязательно давать детям имена, а
просто называть их числами?
Как вы думаете, может быть все
должны обращаться друг к другу по
прозвищам?
Вспомните, дразнил ли кто-нибудь
вас, и что вы при этом чувствовали?
- Бывает обидно и неприятно. А ваше
имя гордое, красивое, оно
обязательно что-то значит. У вас всех
очень красивые имена. Я просила
вас, поинтересоваться у родителей,
что означают ваши имена. Кто из вас
узнал о своем имени?
Чтобы получить еще лепесток с
цветка прав, нужно написать свое
имя на цветочках. Берите
(Фломастеры, карандаши, ручки)
Итак, Захар, возьми лепесточек и
Ответы детей
(Размышления детей)
Дети рассуждают,
отвечают
(Ответы детей)
Выбирают, пишут.
прикрепи на доску.
Воспитатель: Ребята, а к нам спешат
гости. У них тоже не простая
ситуация.
иллюстрация к сказке “Заюшкина
избушка”.
… Прошел день, другой – стала
Лиса зайца из избушки гнать:
Ступай вон, Косой! Не хочу с тобой
жить!
Так и выгнала. Сидит заяц и плачет,
горюет, лапками слезы обтирает.
Бегут мимо собаки:
Тяф-тяф-тяф! О чем, заинька,
плачешь?
_Как мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы – ледяная.
Пришла весна, избушка у лисы
растаяла. Попросилась лиса ко мне
жить, да меня и выгнала.
Воспитатель:. Скажите, ребята, кто
здесь прав и почему?
слайд – Каждый имеет право на
неприкосновенность жилища.
Воспитатель: Ребята в конверте
задание для нас, озорник ветер
Дает детям право
выбора.
Ответы детей
предлагает поиграть в игру.
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
- Вы догадались ребята, о каких
братцах идет речь? слайд – Это
сказка “Три поросёнка”
Он предлагаю поиграть в игру “Три
поросенка”.
- Нам нужно выбрать волка. Кто
помнит считалку?
Проводится подвижная игра “Три
поросенка”.
Воспитатель: Вдруг выходит волк,
он зубами щелк!
Вот и получили мы заветный
лепесток!
Воспитатель: Арина, возьми,
пожалуйста, лепесток, с правом на
неприкосновенность жилища.
- Ребята, а какое право поросят
нарушил серый волк?
Проходите и снова внимание.
слайд с героями сказки “Маша и
Звучит музыка из
мультфильма “Три
поросенка”.
(Ответы детей)
Раз, два, три, четыре,
пять
Нам друзей не
сосчитать,
А без друга в жизни
туго,Выходи скорей
из круга.
Дети поют:
Мы маленькие
поросятки,
На полянке мы гуляем
и цветочки собираем,
песенки поем, волка в
дом не ждем.
Ответы детей. (Право
на
неприкосновенность
жилища и право на
Снятие напряжения,
физическая разрядка.
медведь”.
…- Ага, - говорит, - теперь не
отпущу тебя! Будешь у меня жить.
Будешь печку топить, будешь кашу
варить, меня кашей кормить.
Потужила Маша, погоревала, да
ничего не поделаешь. Стала она
жить у медведя в избушке.
Медведь на целый день уйдёт в лес, а
Машеньке наказывает никуда без
него из избушки не выходить.
- А если уйдёшь, - говорит, - всё
равно поймаю и тогда уж съем!...
Воспитатель. Давайте ребята
поможем героем сказки разобраться,
кто прав, а кто нет.
слайд. Никто не должен
содержаться в рабстве или
подневольном состоянии.
Воспитатель: Миша нарушил права
Маши.
Ну-ка давайте прочитаем задание,
для получения лепестка.
«Отгадайте ребусы».
Ну вот озорник-ветер вернул еще
жизнь).
Ребенок крепит
лепесток на доску.
Размышления детей.
Ответы детей.
Дети рассуждают,
отгадывают ребусы.
один лепесток!
- Саша возьми лепесток с правом не
быть в подневольном состоянии.
11 слайд - Воспитатель зачитывает
отрывок из сказки. ...Глядь, а у
Снегурочки губы порозовели, глазки
открылись; смотрит она на
стариков и улыбается. Потом
закивала она головкой, зашевелила
ручками, ножками, стряхнула с себя
снег – и вышла из сугроба живая
девочка.
Не нарадуются старики на дочку,
души в ней не чают. Растет дочка и
умная, и смышленая, и веселая. И
работа у Снегурочки в руках
спорится, а песню поет –
заслушаешься.
- Вы узнали, что это за сказка?
- У Снегурочки появилась семья.
О каком праве девочки можно
сказать в этой сказке?
Воспитатель: Мы знаем, что
родители должны не только любить
ребенка, но и заботится о нем.
Скажите, а ваши родители заботятся
о вас? А как?
Показывает ребусы
Похвала детей.
слайд – на экране
иллюстрация к
русской народной
сказке “Снегурочка”.
Крепят лепесток к
доске
(Ответы детей)
(Ответы детей) Право
иметь семью
Хорошо, а вы помогаете своим
родителям, заботитесь о них?
У меня к вам такой вопрос: как вы
думаете, может быть нужно,
разлучить ребенка с мамой, если она
не разрешает бегать ему на улице до
вечера и целый день смотреть
телевизор, кормит манной кашей? А
почему?
- А сейчас я предлагаю вам
послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
- О какой сказке идет речь в загадке?
Воспитатель: А для нас новое
задание! Рассказать стишок про
семью.
Я предлагаю вам вспомнить
небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
слайд - Право не
разлучаться со
своими родителями.
Рассуждают и
отвечают.
Отгадывание загадки
Отвечают. Гуси-
лебеди
Вот и вся моя семья.
- Снова прошу вашего внимания.
Мы получили еще один лепесток!
Дашенька прикрепи его, пожалуйста.
Ну вот мы и собрали цветочек с
правами!
Обращает внимание на
цветок и хвалит детей.
Играют в
пальчиковую
гимнастику
Крепят лепесточек к
доске
Самоанализ
Ребята, мы здорово протрудились!
Вам было интересно? Что было
трудного?
Задаёт вопрос детям.
Делятся
впечатлениями,
выражают
собственные чувства к
проделанной работе.
Осознание детьми
своей деятельности,
умение выражать
чувства.
Этап открытости
Красная Шапочка, теперь в вашей
Сюрпризный момент
сказочной стране снова воцарится
порядок, ведь все права снова на
месте.
Ой, ребята, что это за сундук?
- Ребята, а где у нас в стране собраны
все эти права? В каком документе?
Да это книга - Конвенция прав
человека. Я думаю, вы её узнали?
Это книга о правах ребенка. Мы ведь
с вами знаем, что права есть не
только у взрослых, но и у детей.
Взрослые люди понимают: из
бесправного, запуганного ребенка
может вырасти только бесправный,
запуганный взрослый, который не
сможет писать стихи, сочинять
музыку, запускать космические
корабли и многое другое. Это значит,
что права взрослого и права ребенка
важно знать.
- Ребята, а кто из вас запомнил, как
называется главный документ, в
котором записаны права детей?
Как вы знаете в этой книге очень
много прав, и мы с вами еще
поговорим о них.
(Заглядывает). (Внутри
книга о конвенции и
шоколадные медальки)
Слайд с Конвенцией
прав
Ответы детей.
Конвенция прав
ребенка
Долгосрочная
мотивация.
Поддержка детского
интереса.
Рефлексия
слайд - Конвенция прав ребенка
Воспитатель
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не
только сами запомнили эти права, но
и смогли своим друзьям рассказать -
какими правами может
воспользоваться каждый ребенок.
Воспитатель:
А для чего нужны нам эти права?
(Ответы).
Молодцы! Справились мы с вами с
заданием. Давайте же перечислим
права ребенка, о которых вы сможете
рассказать своим друзьям.
Я- РЕБЕНОК. Я имею право на…
проговаривает вместе с
детьми
Размышляют и
отвечают
Перечисляют права