Напоминание

Межполушарное развитие детей с задержкой психоречевого развития


Автор: Емельяненко Лариса Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Школа "КвантУм" дошкольное отделение детский сад 61
Населённый пункт: село Ершово
Наименование материала: статья
Тема: Межполушарное развитие детей с задержкой психоречевого развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Межполушарное развитие детей с задержкой психоречевого развития»

Автор педагог-психолог МБОУ Школа КвантУм дошкольное отделение детский сад

61: Емельяненко Лариса Ивановна

Последнее время наблюдается тенденция к росту числа детей с диагнозом задержка

психического развития, которые проявляются в нарушении мышления, речи, изменениями

качеств психики. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью

определенных

функций,

дисгармонии

созревания

головного

мозга,

нарушении

межполушарного взаимодействия.

Что такое межполушарные связи

Межполушарные связи представляют собой процесс взаимодействия между

правым и левым полушариями мозга, обеспечивающий интеграцию информации и

координацию различных когнитивных функций. В норме оба полушария работают

слаженно, обмениваясь информацией для выполнения сложных задач.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных

полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а

необходимое дополнение.

Левое полушарие отвечает за логическое – аналитическое мышление; анализирует

факты, обрабатывает информацию последовательно по этапам; обеспечивает процессы

индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);

обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности (контролирует

речь, а также способности к чтению и письму); запоминает стихотворные строки, факты,

имена, даты и их написание; понимает только буквальный смысл слов того, что слышим

или читаем; планирует будущее; контролирует движение правой половины тела; отвечает

за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение

ритма музыки; отвечает за математические способности, работу с числами, формулами,

таблицами; отвечает за планирование.

Правое полушарие отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию;

позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки;

отвечает за интуицию и интуитивную оценку, может одновременно обрабатывать много

разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя

анализа

(параллельная

обработка

информации);

реализует процессы

дедуктивного

мышления; обрабатывает невербальную информацию; запоминает образы, лица, картины,

позы, голоса; способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения,

чувство

юмора;

воспринимает

эмоциональную

окраску

речи,

тембр

голоса,

интонацию; ориентируется в настоящем; контролирует движение левой половины тела;

отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке;

отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к

изобразительному искусству; отвечает за эмоциональные реакции.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и

передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение слаженности в работе

полушарий мозга у детей - является одной из причин трудностей обучения детей с

ЗПР, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не

происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями,

каждое из них постигает внешний мир по-своему.

Особенности развития у детей с ЗПР

У детей с задержкой психоречевого развития часто наблюдается дисбаланс в

работе полушарий, что приводит к трудностям в обучении, социальной адаптации и

общении.

Развитие

межполушарных

связей

становится

ключевым

аспектом

их

комплексного развития. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.

Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических

действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и

др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-

развивающие

и

формирующие

программы!

Вот

почему

следует

помнить,

что

неподвижный ребёнок не обучается! Использование в работе с детьми с ЗПР специально

подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного

взаимодействия. В результате выполнения определённых упражнений и движений

одновременно двумя руками, активизируется работа обеих полушарий, развиваются

межполушарные связи, что и обеспечивает ребёнку лёгкое восприятие, долгосрочную

память,

яркое

воображение,

железную

логику

и

вообще

успешное

обучение.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослым,

затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем

левой, затем двумя руками вместе. Со старшего дошкольного возраста детям с

нарушениями

рекомендуется

использовать

прописные

задания,

построенные

на

использовании в работе с детьми метода психографики. Ребенок поэтапно выполняет ряд

графических заданий только левой рукой, только правой, а затем двумя руками

одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу и правого и левого

полушарий. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения,

формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная

координация,

повышаются

возможности

произвольного

внимания,

самоконтроля,

улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координирован-

ность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики,

появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Такие

задания

и

упражнения

позволяют

создать

новые

нейронные

связи

и

улучшить межполушарное

взаимодействие,

которое

является

основой развития

интеллекта,

они

способствуют

улучшению

памяти,

внимания, развитию речи

и

пространственных представлений, снижению утомляемости и повышению способностей.

Такие упражнения полезно выполнять не только детям, но и взрослым в любом возрасте

для гармонизации мыслительной деятельности и развития интеллекта.

Направления коррекционной работы кинезиологические авторские пособия-

тренажеры

«Фортепиано»

«Шнурочки»

«Рамки»

«Выложи узор»

«Тучка»

Цель и задачи пособий

Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия,

синхронизация работы полушарий,

Развитие мелкой моторики,

Развитие высших психических функций,

Развитие речевой активности,

Развитие пространственных представлений,

Развитие мышления ребенка и тактильных ощущения.

Применение упражнений в ООД и в совместной деятельности.

Комплекс упражнений для развития

Интегрированные задания

Рисование двумя руками одновременно

Лепка с использованием обеих рук

Выполнение симметричных рисунков

Кросс-латеральные упражнения

Чтение зеркального текста

Координация движений рук и ног

Перекрестные движения тела

Музыкальные занятия

Игра на музыкальных инструментах

Ритмические упражнения

Танцевальные движения

Пространственные игры

Конструирование

Сборка пазлов

Решение головоломок

Сенсорные упражнения

Рисование пальцами

Лепка из глины

Игры с различными текстурами

Нейродинамическая гимнастика

Упражнения для пальцев рук

Координационные движения

Специальные развивающие игры

Варианты выполнения заданий

Шагать пальчиками по лесенкам;

Поочередно касаться подушечками пальцев условных значков

Симметрично обводить и выкладывать узоры, цифры, буквы

Зеркально обводить узоры

Скручивать ленточки двумя руками

Заплетать косичку

Имитировать игру на фортепиано

Застегивать и расстёгивать пуговицы и молнии

Симметрично обводить указательным пальцем горизонтальную восьмерку

Усложнения в работе с пособиями

Ускорение темпа выполнения

Выполнение с легко прикушенным языком или закрытыми глазами

Подключение движений глаз и языка к движениям рук

Рекомендации при использовании кинезиологических упражнений:

Доброжелательная обстановка;

Системность;

Усложнение и наращивание темпа заданий;

Точность выполнения движений и приемов;

Включение всех пяти пальцев каждой руки;

Использование движений на сжатие, растяжение, расслабление мышц;

Подключение дыхательных упражнений

Значение межполушарного развития

Развитие межполушарных связей у детей с ЗПР способствует:

Улучшению коммуникативных навыков

Повышению памяти и концентрации внимания

Развитию творческих способностей

Лучшей социальной адаптации

Улучшению понимания эмоций и чувств других людей

Важность мелкой моторики

Особое значение имеет развитие мелкой моторики, так как движения пальцев

напрямую влияют на развитие мозга. Около трети всей площади двигательной проекции

коры головного мозга занимает проекция руки. Кинестетические импульсы от пальцев

включают механизм “единства мысли и движения”.

Заключение

Регулярная работа над развитием межполушарных связей у детей с ЗПР помогает

значительно улучшить их когнитивные функции, коммуникативные навыки и социальную

адаптацию. Комплексный подход к занятиям, включающий различные виды упражнений,

способствует более эффективной интеграции работы полушарий мозга.



В раздел образования