Напоминание

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».


Автор: Захарова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Ласточка" комбинированного вида ЕМР
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: «Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка»
Тема: «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка»

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир

природы с безграничным

богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь в

природе, вечный

источник детского разума».

В.Сухомлинский

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности,

интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов

отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла

так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и

катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и

духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий

сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического

воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном

обществе. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе

чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,

бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной

ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы - это

наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.

Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту

природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И.

Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей

удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом»

и

уникальностью - вот наша задача.

Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность

экологических

проблем,

необходимо

учить

ребят

правильному образу

жизни,

милосердию, ощущению себя частичкой природы.

Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического

воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает

ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми,

дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и

когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с

взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья,

разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал

не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на

ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким

образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает

многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски,

пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные

конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему

увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.

Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе

наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое

мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир,

т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с

природой.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее

продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто

живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и

запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился

и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И

охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил

Пришвин. В настоящее время система непрерывного экологического образования

достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере

воспитания

дошкольников.

В

период

дошкольного

детства

в

процессе

целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала

экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам

живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот

период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на

протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой

следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота

заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее,

научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются

широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека

духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных

качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять

гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их

логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только

в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений,

животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого

ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии

знаний,

наблюдений,

деятельности

в детях

разовьется

чувство

отзывчивости,

сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.

Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию

дошкольников являются следующие принципы:

- системность;

- интеграция;

- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач

воспитания и обучения;

- обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;

- уважение личности каждого ребенка;

- преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где

сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные,

календарь

природы.

Имеется

соответствующий

материал

для

поисково-

исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические

игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные

познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских

писателей природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических

чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов

А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.

Для реализации задач экологического воспитания через духовно-нравственное

состояние ребёнка использую следующие методы, формы и методические приёмы

обучения.

Формирование экологических понятий у дошкольников лучше осуществлять при

помощи

заданий,

которые

имеют

экологическую

и

духовно-нравственную

направленность. Такие задания как экологические карты раскрывают не только связи

организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические

аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате

этого дошкольники чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться

прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде,

овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

В экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а

хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и

улучшению природной среды.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы

по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Одна из очень трудоёмких

и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями,

животными,

насекомыми

.

Благодаря

экскурсиям

у

детей

развивается

наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с

ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников,

они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу

деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая

их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических

и

духовно-нравственных чувств.

Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы

знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода,

изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали

игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке

дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме

этого использую разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где

растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай

животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на

узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных . Детям очень нравится играть в

игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные

ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра.

Часто на занятиях по формированию экологических представлений используется

художественная

литература.

Художественная

литература

о

природе

глубоко

воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н.

Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и

другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их

глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети

задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших:

"А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В

этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник»

заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о

том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или

нет.

Сказка «Подснежник»

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников.

Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а

насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось

унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он

встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым

мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную

поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых цветов осталась только

вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он

заплакал.

Экологические

представления

формируются

на

тематических

занятиях,

праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени

переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости

жить в гармонии с природой.

Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность

состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к

поступкам, на которые оказывают влияние цели и

мотивы

личности

(мотивы

в

своем

развитии

проходят

следующие

этапы:

возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании

экологического мировоззрения выявляются две стороны:

первая – экологическое сознание,

- вторая - экологическое поведение.

Экологическое

сознание

формируется

в

непосредственной

образовательной

деятельности , а экологическое поведение формируется

годами в практической

деятельности. Экологическое воспитание - составная часть духовно- нравственного

воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство

экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Таким образом, духовно- нравственное и экологическое воспитание является

основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом

возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои

отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только

через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с

развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека

необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом

возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды,

вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.

Список использованной литературы

1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.

2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с

природой. 2-ое изд. М., 1982

3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.

4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М.,

Просвещение,1985.



В раздел образования