Автор: Захарова Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Ласточка" комбинированного вида ЕМР
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: «Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка»
Тема: «Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».
Раздел: дошкольное образование
«Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка»
«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир
природы с безграничным
богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь в
природе, вечный
источник детского разума».
В.Сухомлинский
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности,
интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов
отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла
так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и
катастрофы нависли, над человечеством и проблема экологизации материальной и
духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий
сохранения общего для всех. Проблема духовно-нравственного и экологического
воспитания детей дошкольного возраста стала как никогда актуальна в современном
обществе. Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе
чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом,
бережного к нему отношения как духовно–нравственной и социальной
ценности. Воспитанники детского сада должны понять, что охрана природы - это
наша жизнь. Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии.
Приобщая детей к духовности, мы должны научить их осознавать красоту
природы. «Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник», - писал И.
Тургенев. Красота не всегда приметна, ее надо уметь разглядеть. Научить детей
удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом»
и
уникальностью - вот наша задача.
Природа и человек взаимосвязаны друг с другом. Хорошо понимая важность
экологических
проблем,
необходимо
учить
ребят
правильному образу
жизни,
милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Природа — важнейшее средство духовно-нравственного и экологического
воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает
ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.
Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми,
дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и
когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе с
взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья,
разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал
не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на
ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким
образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает
многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски,
пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные
конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему
увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе
наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое
мышление. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир,
т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с
природой.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее
продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто
живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и
запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился
и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И
охранять природу – значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил
Пришвин. В настоящее время система непрерывного экологического образования
достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере
воспитания
дошкольников.
В
период
дошкольного
детства
в
процессе
целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала
экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам
живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот
период жизни. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на
протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой
следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота
заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее,
научиться ценить ее. В результате, при ознакомлении детей с природой, открываются
широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает человека
духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных
качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять
гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их
логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только
в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений,
животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого
ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии
знаний,
наблюдений,
деятельности
в детях
разовьется
чувство
отзывчивости,
сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему.
Основой работы по духовно-нравственному и экологическому воспитанию
дошкольников являются следующие принципы:
- системность;
- интеграция;
- учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач
воспитания и обучения;
- обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;
- уважение личности каждого ребенка;
- преемственность взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
В группе создана соответствующая развивающая среда. Экологический уголок, где
сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные,
календарь
природы.
Имеется
соответствующий
материал
для
поисково-
исследовательской деятельности, опытов и наблюдений. Различные дидактические
игры экологического содержания. Мини – библиотека, где собраны разнообразные
познавательные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских
писателей природоведов Пришвина, Бианки я использую на занятиях, тематических
чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе наших известных поэтов
А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина и других.
Для реализации задач экологического воспитания через духовно-нравственное
состояние ребёнка использую следующие методы, формы и методические приёмы
обучения.
Формирование экологических понятий у дошкольников лучше осуществлять при
помощи
заданий,
которые
имеют
экологическую
и
духовно-нравственную
направленность. Такие задания как экологические карты раскрывают не только связи
организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические
аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате
этого дошкольники чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться
прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде,
овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
В экологическом воспитании дошкольников важны не отдельные мероприятия, а
хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и
улучшению природной среды.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы
по экологическому и духовно-нравственному воспитанию. Одна из очень трудоёмких
и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями,
животными,
насекомыми
.
Благодаря
экскурсиям
у
детей
развивается
наблюдательность, возникает интереса к природе, и охрана природы. Находясь с
ребятами на экскурсии по нашему городу, ребята видели красоту города, памятников,
они наблюдали за деревьями, кустарниками и определяли для чего нужно городу
деревья и кустарники, и правильное отношение к ним. Красота природы, окружающая
их, вызывала глубокие переживания, способствовала развитию эстетических
и
духовно-нравственных чувств.
Прогулки широко используются для экологического воспитания детей. Мы
знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода,
изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовывали
игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Именно на прогулке
дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме
этого использую разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где
растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай
животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает? ", "Загадки о животных" на
узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных . Детям очень нравится играть в
игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные
ленточки". Через игры они научились определять силу и направление ветра.
Часто на занятиях по формированию экологических представлений используется
художественная
литература.
Художественная
литература
о
природе
глубоко
воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н.
Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и
другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы. Было видно в их
глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети
задавали вопросы, где проявлялась у них забота и любовь о друзьях наших меньших:
"А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В
этих случаях важно донести до детей смысл произведения. А сказка «Подснежник»
заставляет ребят задуматься над своим отношением к природе, к редким растениям, о
том, что только от нас, людей, зависит, сохраним ли мы красоту своей планеты или
нет.
Сказка «Подснежник»
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало много подснежников.
Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а
насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на нее и замер. Ему хотелось
унести эту красоту. Он собрал огромный букет и понес его домой. По дороге он
встретил друзей, они спросили, где он набрал такой красивый букет. Вова был добрым
мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную
поляну. Но что он там увидел? Вместо небесно голубых цветов осталась только
вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он
заплакал.
Экологические
представления
формируются
на
тематических
занятиях,
праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности, определенного времени
переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах о необходимости
жить в гармонии с природой.
Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность
состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к
поступкам, на которые оказывают влияние цели и
мотивы
личности
(мотивы
в
своем
развитии
проходят
следующие
этапы:
возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение). В сущности, в воспитании
экологического мировоззрения выявляются две стороны:
первая – экологическое сознание,
- вторая - экологическое поведение.
Экологическое
сознание
формируется
в
непосредственной
образовательной
деятельности , а экологическое поведение формируется
годами в практической
деятельности. Экологическое воспитание - составная часть духовно- нравственного
воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство
экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Таким образом, духовно- нравственное и экологическое воспитание является
основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом
возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои
отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только
через общение с природой. История развития человечества неразрывно связана с
развитием природы. Воспитание экологически развитого и образованного человека
необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Так как именно в этом
возрасте ребенку легче всего показать необходимость охраны окружающей среды,
вселить надежду и уверенность, что от его добрых дел зависит будущее планеты.
Список использованной литературы
1.Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.,1980.
2.Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с
природой. 2-ое изд. М., 1982
3.Как ознакомить дошкольников с природой./ Под ред. П.Г.Саморуковой.-М., 1983.
4.Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста.-М.,
Просвещение,1985.