Автор: Космачева Марина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с № 36
Населённый пункт: Арзамас г
Наименование материала: Конспект проблемно-обучающей ситуации
Тема: "Безопасное поведение дома"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36»
Конспект проблемно-обучающей ситуации
на тему: «Безопасное поведение дома»
Средняя группа
Подготовила:
Воспитатель высш. кв. категории
Космачева Марина Николаевна
г. Арзамас, 2025 г.
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту.
Задачи:
расширять представления детей о предметах, опасных для жизни и здоровья, с
которыми они встречаются в быту, закреплять правила пользования ими;
познакомить детей с понятиями «колющие» и «режущие» предметы, «пожароопасные»
предметы;
способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома.
Способы:
рассматривание предметов, картинок, беседа, дидактические игры,
физкультминутка, вопросы поискового характера, сюрпризный момент.
Средства: предметы (колющие и режущие) — ножницы, нож, иголка, отвертка, гвозди;
картинки с изображением пожароопасных предметов (спички, зажигалка, свеча, бенгальские
огни), картинки с изображением опасных (пила, нож, иголка, топор, вилка, кнопки, отвертка) и
безопасных (кукла, книга, мяч, расческа, веник, кисть, машина) предметов; ящик для
инструментов, аптечка, контейнер для иголок, термометр, шприц, таблетки; бумажный
самолетик, мяч, мольберт, магнитофон, песня «Фиксики».
Предварительная работа:
беседы («Опасные предметы дома», «Опасные, но полезные», «Огонь — друг и враг»,
«Таблетки — не конфетки»);
чтение художественной литературы: сказка С. Маршака «Кошкин дом», Г. П. Шалаева, О.
М. Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей», К. Чуйковский «Путаница»;
рассказ Е. Пермяка «Торопливый ножик»;
дидактическая игра «Четвертый лишний», «Можно — нельзя»;
развивающая игра «Как избежать неприятностей»;
подвижные игры «Огонь и вода», «Огонь – друг и враг».
Ход ООД:
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте
поздороваемся. Ребята, а кто-нибудь из вас оставался дома один? (Ответы детей.) А вы
знаете, как вести себя дома, когда родители оставляют вас дома одних? (Ответы детей.)
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята, к нам кто-то пришел. Амира, посмотри, пожалуйста.
Воспитанник идет открывать дверь, спрашивает: «Кто там?»
Воспитатель: Ребята, скажите, правильно сделала Амира, что не открыла дверь сразу, а
сначала спросила, кто там пришел? (Ответы детей).
Снова стук в дверь.
Воспитатель: Про гостя мы с вами совсем забыли. Давайте его впустим.
Заходит Нолик (забинтованный, заклеен пластырем).
Воспитатель: Здравствуй Нолик! Что с тобой случилось?
Нолик: Да вот, беда со мной случилась. Скучно мне было дома, решил я поиграть, а игрушки
меня обидели, вот, сколько ран у меня.
Воспитатель: Вот это да! А в какие игрушки ты играл?
Нолик: Сейчас покажу! (Достает предметы или карточки с опасными предметами).
Воспитатель: Посмотрим, в какие игрушки ты играл? (достает иголку)
Ребята, посмотрите, что это? Нолик, зачем тебе иголка?
Нолик: Я хотела с ней играть. Ведь она блестящая, тоненькая и (делает вид, что думает)
Воспитатель: Острая. Ребята скажите, если взять иголку, то может случиться?
А зачем нужна иголка? А если у вас что-то оторвалось, то к кому надо обратиться?
(Предположительные ответы детей)
Воспитатель: Правильно, только взрослые умеют шить иголкой.
Достает ножницы.
Воспитатель: А это что такое? Скажи, зачем тебе ножницы? Ты ими тоже играл?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как правильно обращаться с ножницами?
(Передавать ножницы тупыми концами вперед. Не размахивать руками во время работы. Не
бросать ножницы.)
Воспитатель: Ты что, Нолик, разве не знаешь, что это не игрушки и брать их просто так
нельзя?
Иголка, ножницы, гвозди, ножи, булавки, вилки это острые колющие и
режущие предметы. С ними нужно обращаться осторожно и всегда убирать на место.
Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Нолик: Нет, не знаю. Я и не мог даже подумать, что эти все предметы могут нанести мне
вред.
Воспитатель: В наших домах живет много предметов, вещей и приборов. Все они приносят
пользу и очень нам нужны. Но некоторые предметы могут быть одновременно и полезны, и
опасны для человека. Если пользоваться ими неправильно и брать их без разрешения, то
может случиться беда, как случилась с Ноликом. Такие предметы называются «опасными».
Больше не играй с такими предметами. А чтобы ты их лучше запомнил, мы поиграем в игру
«Что опасно, а что нет».
Игра «Что опасно, а что нет».
На одной доске красный сигнал - знак опасности, а на другой - зеленый. Он означает,
что предмет не опасен. Например, пила – опасный предмет. Прикрепляем картинку на доску
с красным сигналом. Диван не опасен – на доску с зеленым сигналом.
Картинки опасные: пила, нож, топор, вилка, кнопки, отвертка, иголка, ножницы.
Неопасные: мяч, веник, расческа, кисть, кукла, книги, ведро, машина.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель достает таблетки.
Воспитатель: Нолик, скажи, зачем тебе таблетки? Ведь они совсем не похожи на игрушку.
Нолик: Ах, вот они где! Я их как-раз искал, так все у меня болит после этих игрушек. Они -
то мне сейчас помогут. (Выпивает несколько таблеток)
Воспитатель: Нолик, тебе эти таблетки врач прописал?
Нолик: Нет, я сам решил. Их же все пьют, если вдруг заболит ножка или голова. И тогда
сразу все пойдет.
Воспитатель: Разве ты знаешь, какую таблетку нужно выпить?
Нолик: Да, красивую, вкусную.
Воспитатель: Ребята, что надо делать, если у тебя что-то заболело?
Правильно, обратиться за помощью к взрослым. Только взрослые знают, какое нужно выпить
лекарство. Ой, ребята, а если бы Нолик выпил таблетки, что бы с ним случилось? (Ответы
детей)
Воспитатель: Запомни, пожалуйста, правило: Никогда не бери лекарства. Это очень опасно!
Нолик: Спасибо вам, ребята! Если бы не вы, попал бы я, наверное, в больницу. А мне туда
так не хочется.
Воспитатель: Ребята, давайте мы поможем Нолику разобраться со всеми этими предметами.
Игра «Наведи порядок».
Перед детьми находятся опасные предметы. Ребятам предлагается разместить предметы
в нужное место для хранения.
Нолик: Спасибо вам за помощь. Я предлагаю вам поиграть со мной.
Физкультминутка «Фиксики» (бытовая техника, электроприборы).
Воспитатель: Ребята, как называются все эти предметы одним словом? (Электроприборы).
С помощью чего работают электроприборы?
Электроприборы работают от электричества, которое приходит к нам в дома по проводам и
прячется в розетках.
Электричество - это большой друг человека, если только с ним правильно обращаться, но не
осторожное обращение может привести к беде.
Скажите, электроприборы могут таить в себе опасность? Могут они причинить нам вред?
(Ответы детей)
Электрические приборы тоже могут быть опасными. Если неправильно с ними обращаться,
они могут ударить током или стать причиной пожара.
Нолик: Ребята, а мне вчера Симка дала картинки, тоже что-то говорила про пожар. А я никак
в них не могу разобраться. Может вы сможете?
Воспитатель: Давайте попробуем собрать картинки и узнаем, о чем предупреждала Симка.
(Ребята берут по одной части от картинки, находят соответствующую картинку и
называют предмет; в результате перед ребятами появляются изображения следующих
предметов: спички, зажигалка, свеча, бенгальские огни, фейерверк)
Воспитатель: Ну, что догадались, о чем хотела предупредить Симка?
Назовите, одним словом. (Ответ детей: это пожароопасные предметы)
Почему они опасны? (Может возникнуть пожар) Да, пожар, это всегда страшно?
И что нужно помнить при обращении с ними? Но вначале, скажите, а вам, ребята, можно ими
пользоваться?
Нолик: А у меня самая любимая игра «Зажги спичку». Я не знал, что в нее опасно играть.
Теперь я понял про ваши пожароопасные предметы. Не буду больше сними играть. Но
надеюсь в это играть можно. (Достает бумажный самолетик).
Ребята, смотрите какой у меня красивый самолетик! Я его сам сделал! Мы сейчас будем его
запускать! Надо открыть окно, встать на подоконник и пустить самолетик в низ.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно играть в такую игру?
Очень опасно вставать на подоконники и высовываться из окна - можно упасть и разбиться.
Опасно облокачиваться на стекло. Оно хрупкое, может разбиться, а ребенок больно
поранится. Нолик, мы обязательно с тобой поиграем в самолетик, но только на улице.
Игра с мячом «Можно – нельзя». (Дети передают мяч под музыку, когда музыка замолкает,
ребенок отвечает на вопрос воспитателя).
Вопросы к детям:
- Можно спичками играть?
- Залезать на подоконник?
- Книжки за столом читать?
- Может можно дверью поиграть? Закрывать и открывать?
- Острые предметы брать?
- Вкусные таблетки в садик принести и ребяток угостить?
- Играть тихо на ковре, если суп горячий на столе?
- Телевизор и утюг включать?
- Свечки зажигать?
- В комнате игрушками играть?
- Самолетики с балкона запускать?
- Папины гвозди в мебель забивать?
- Игрушки с пола убирать?
- Куклам кудри завивать?
- Острые предметы в розетку вставлять?
- Бабушке по дому помогать?
- Осторожно ножницами вырезать?
- С папой кормушку мастерить?
- Вкусные лекарства без мамы пить?
- Фигуры из пластилина лепить?
Воспитатель: Молодцы ребята! На все вопросы ответили правильно. Нолик, ты все правила
поведения дома запомнил? Мы с ребятами очень рады были тебе помочь. Если ты будешь
соблюдать все эти правила, то больше не попадешь в беду.
Нолик: Спасибо вам, ребята! Я постараюсь соблюдать все правила, о которых вы мне
сегодня рассказали. Мне пора возвращаться домой. Я хочу поделиться с вами своими самыми
любимыми конфетами, которые Мася делает для нас сама. Они так и называются «Фиксики».
Воспитатель: Ребята, давайте скажем «до свидания» нашим гостям и проводим Нолика.
Дети прощаются, уходят.