Автор: Сибгатуллина Рафида Дамировна
Должность: Учитель родного(татарского) языка и литературы
Учебное заведение: Учитель родного(татарского) языка и литературы
Населённый пункт: г.Зеленодольск
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективность использования информационных технологий на уроках родного (татарского )языка и литературы"
Раздел: среднее образование
1
Эффективность использования информационных технологий на
уроках родного (татарского )языка и литературы
«Не спешите учить, а спешите научить детей учиться», а для этого я
работаю над развитием внимания и логическое мышления детей, стараюсь учить
детей быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другую, используя
различные методы и приемы обучения; учить детей слышать голос учителя,
уважать товарищей, жить в коллективе.
Процесс преподавания родного
(татарского)языка и литературы в школе носит не только образовательный
характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на
общечеловеческие и национальные ценности. Я вижу свое место в школе, и как
учитель,
обязан
формировать
творческие
способности
детей,
развивать
логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, и, наконец, я должна
быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель,
задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.
Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми
прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на
практике. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в работе,
отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели.
Уроки с применением ИКТ проходят живо, интересно, эмоционально, нет
скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям
почувствовать себя исследователями.
На уроках всегда доброжелательная комфортная обстановка, основанная на
уважении личности ребенка. Важное место в своей работе отвожу творческому
мышлению учащихся. Занятия начинаю с 5-10 минутной разминки, в которой
решаются
творческие
задачи
разной
степени
трудности,
выполняются
ситуативные упражнения, у детей развивается логическое мышление. Задания эти
от урока к уроку усложняю, стремлюсь привлечь знания учащихся по
общеобразовательным дисциплинам.
2
Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в
строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и
сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок
должен базироваться на предыдущих. Своеобразие педагогического сотворчества
состоит в том, что организуется единство деятельной и эмоциональной основы
учебного процесса, которое осуществляется в совместных действиях учебных,
познавательных, поисковых и других, а учитель выступает как консультант –
наставник.
Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом?
Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их
мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить
свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального
уровня.
Не для кого не секрет, на обычных уроках дети быстро устают, интерес
пропадает, результаты бывают низкими. Чтобы избежать этого, я стараюсь
провести уроки так, чтобы все учащиеся испытывали интерес к предмету. Так же
проводятся
мероприятия
о
писателей
юбилярах.
А
проведение
вечеров
посвященной М. Джалилю и Г. Тукаю стала красивой традицией.
При
проведении творческих вечеров писателей активно пользуюсь материалами
виртуальных музеев через интернет. Осознавая значимость исследовательской
деятельности в личностном росте школьников, на своих уроках активно
применяю и технологию исследовательского обучения. При этой технологии
учебный процесс я осуществляю как поиск новых познавательных ориентиров. С
учениками девятого класса, с целью привлечения их к науке, занимаюсь по
элективному курсу «Сопоставительный анализ произведений татарской и русской
литературы» и «Татарская лингвистическая стилистика и поэтика». Итогами этого
курса является исследовательские работы, компьютерные презентации учащихся.
Чтобы создать интерес к предмету, так же использую игровые элементы,
провожу уроки-диспуты, уроки- ярмарки, уроки- лекции и. т.д. Использование
3
ИКТ
в
учебном
процессе
позволяет
повысить
эффективность
обучения,
приблизить его к реальному уровню деятельности.
Как новое техническое средство, на своих уроках я стала активно
внедрять компьютер. Эффективность применения информационных технологий
на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их
использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную
ориентацию гибкость и вариативность. Компьютер мне помогает повысить
уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем
информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.
Освоение компьютерных технологий позволяет реально
индивидуализировать
учебный
процесс,
сделать
его
более
гуманным
по
отношению
к
учащемуся,
усилить
положительную
мотивацию
обучения,
активизировать
познавательную
деятельность,
усилить
творческую
составляющую работы как ученика, так и учителя. Для решения традиционных
образовательных задач на уроке я применяю текстовые редакторы, системы
мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного
обучения и Интернет. Я подготовила обширные коллекции иллюстративного и
познавательного
материала
по
произведениям
и
биографическим
данным
писателей. На уроки и внеклассные мероприятия делаю презентации, слайды. Так
же даю детям творческие задания делать презентации с помощью программы
Microsoft Office Publisher 2003, для составления и анализа своей деятельности
Microsoft Office Excel 2003. Неоспоримая польза электронных учебных изданий.
Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и
проведении интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу
урок татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию
с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию
использую
во
время
уроков
–
лекции,
уроков-бесед.
Я
считаю,
что
мультимейдиное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке
к уроку является хорошим материалом.
4
В моем опыте стало традицией отработка орфографической зоркости
учащихся
через
словарные
диктанты,
морфологический
разбор
слов,
исследовательские
задания,
корректурные
упражнения,
комментирование
орфограмм. Систематическая работа позволяет учащимся добиться высоких
результатов на выпускном экзамене. Использование ИКТ в процессе обучения
способствует повышению интереса к татарскому языку, созданию необходимого
эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую
деятельность, формированию интеллектуально развитой личности , умения
самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.
С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы
увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени
трудности.
Кроме того, использование ИКТ создает положительный эмоциональный
фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся
рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся
результат его действий.
Я компьютерные, интерактивные технологии успешно использую при
подготовке к экзаменам, к олимпиаде. При повторении материала по орфографии
и пунктуации, необходимого для выполнения части А, ученики самостоятельно
анализируют,
обобщают
и
систематизируют
теоретический
материал
и
составляют компьютерные тренировочные тесты и алгоритмы, обмениваются ими
для домашних индивидуальных тренингов.
По-моему, такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над
словом. Применение информационно-коммуникативных технологий помогает
удовлетворить
образовательные
потребности
школьников
в
углубленном
изучении татарского языка и литературы.
На
уроках
активно
внедряю
национально-региональный
компонент,
который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного края,
5
народных традициях и языка разных национальностей, живущих в Республике
Татарстан
Из
всех
инновационных
технологий
меня
привлекает
развивающее
обучение,
которое
гарантирует
формирование
широких
познавательных
потребностей и мотивов полноценной учебной деятельности.
При изучении нового материала применяю методы наблюдения и анализа,
которые дают ученику ощущение самостоятельности открытия.
В процессе предметно-умственной деятельности учащиеся приходят к
усвоению и пониманию теоретического материала, к открытию общего и
выделению частного.
Свою задачу как педагог, я вижу в дальнейшем развитии потребности
учебной деятельности, в стремлении школьников к усвоению теоретических
знаний.
Широко практикую постановку целей урока самими учащимися через
формирование обще учебных умений и навыков. Таким образом, подобное
обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение
приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам
исследовательской деятельности.
Обучающиеся старшеклассники на таких уроках постигают ведущие
понятия грамматики, а не получают их от педагога в готовом виде.