Автор: Мантуленко Татьяна Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока по предмету "Человек" "Строение скелета человека"
Раздел: среднее образование
Тема: «Строение скелета человека»
Цель урока: познакомить учащихся с основными частями скелета
человека, их названиями и функциями.
Задачи урока:
1)формировать у учащихся представления о строении скелета человека и
его функциях;
2) способствовать развитию умения делать выводы на основе
полученных знаний; развивать речь учащихся посредством ввода новых
слов;
3)корригировать зрительное восприятие и память через выполнение
практических заданий.
4) способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью;
способствовать воспитанию благодарности государству за его заботу о
здоровье населения; способствовать воспитанию положительного интереса
к изучаемому предмету.
Ход урока
Мотивирование на учебную деятельность
Прозвенел уже звонок . Начинается урок Тихо сели, спинки прямо.
Постарайтесь все понять Ответы полные давать.
Организационный момент
- А какой урок начался у нас ? (человек) Какой он по счёту? (--) Какой день недели?
(------)
Какой он по счёту? (------) Какой месяц? (-----) Какое время года? (----) Какое сегодня
число? (---)
Актуализация знаний.
К нам в класс пришла кукла, а зовут её Маша, и она пришла к нам в класс с
вопросом, почему человек ходит, бегает, прыгает и всё это делает сам, без чьей то
помощи, а она всё время падает, как бы не старалась сесть или встать? Ответ на её
вопрос кроется в ответе кроссворда, а кроссворд на знание вами частей тела и
внутренних органов человека. А слово в выделенных клетках и будет подсказкой на
вопрос куклы Маши.
1. Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит (нос)
2. Две фасолины висят, ненужные вещества пропускают и удалять их помогают.
(почки)
3. День и ночь стучит оно, словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце)
4. Чудо орган есть у нас. он приносит клеткам газ.
Его надо уважать. Без него нельзя дышать. (лёгкие)
5. Переварит мясо, кашу, и любую пищу нашу.
Когда сыт - он молчит. Когда голоден - урчит. ( желудок)
6. Мы пищу принимаем им, им говорим мы и поём.
Открываем широко при звуке «А», при звуке «О». (рот) (слайд на каждую отгадку)
Ребята, какое слово в кроссворде у нас получилось в выделенных клетках. Так что
помогает человеку ходить, сидеть, бегать и чего нет у куклы? (Скелета)
Сообщение темы урока.
Я опору телу составляю, ходить, бегать, прыгать помогаю. - Я, СКЕЛЕТ.
( показ муляжа)
И тема нашего урока «Строение скелета человека» сегодня мы будем говорить о
скелете человека, узнаем из чего он состоит и зачем он нужен человеку. (Запись в
лист число, тема)
Основная часть
Кукла Маша падает, потому что у нее нет чего? (Костей, скелета). Но разве смог бы
Человек сесть на велосипед или играть в классики, прыгать на прыгалке, мяч гонять
если бы у человека не было скелета. Возможно все это если бы его тело было бы
мягким, непослушным как у к. Маши? Нет!
Скелет - это наша опора, благодаря которой наше тело сохраняет свою форму,
совершает движения.
Ребята, а из чего состоит СКЕЛЕТ? Правильно из костей. Кости— основные элементы
скелета, которые обеспечивают движение и защиту телу Ч. Посмотрите на макет
скелета человека. Что можно сказать в скелете человека много или мало костей?
(Много, правильно) Скелет состоит из костей, больших, маленьких и совсем
крошечных. Их очень много – более 200.
Исследовательская деятельность
1.Пощупайте свою голову. Что вы чувствуете на голове под кожей? Вы знаете, как
называются кости головы? (Череп). СЛАЙД
А что, по вашему мнению, защищает череп?
Череп, как шлем, защищает наш головной мозг от повреждения. Повредив мозг,
могут нарушиться органы чувств. И тогда человек может потерять слух, зрение или
память. Особенностью черепа является то, что у него подвижна только 1 кость, и это
нижняя челюсть, (показ на макете) Для чего это нужно.
-Ребята, что это? Череп(вешаю на доску череп и название) Для чего он нужен, что
защищает?
2.Если мы согнёмся и, проведем сверху вниз по спине, то, что нащупаем? (целый ряд
косточек) Это позвоночник. (СЛАЙД) Он поддерживает череп человека. позвоночник
– основной стержень тела,(как ствол у дерева) проходящий посредине спины. А есть
ли позвоночник у куклы Маши(нет) Позвоночник – это изогнутый столб, который
способствуют сохранению человеком равновесия во время быстрых и резких
движений изгибы пружинят и смягчают толчки, испытываемые телом во время
движения человека. Позвоночник это не одна большая длинная кость, а он состоит из
тридцати небольших костей – позвонков в середине которых есть отверстие. Позвонки
соединены между собой, словно бусинки. Посреди каждого позвонка имеется
отверстие ( как и у бусинки) Позвонок над позвонком, отверстие над отверстием –
внутри позвоночника получается длинный канал. В этом канале храниться спиной
мозг. И позвоночник сохраняет спиной мозг от травм, как череп головной мозг.
Позвоночник нужен нам для опоры, защиты спинного мозга и участвует в движениях
туловища и головы. Ребята, что это? Позвоночник (вешаю на доску и название)Где он
находиться? Покажите на себе. Для чего он нужен, что защищает?
(Слайд)От неправильной посадки за столом, за партой или от неправильной походки
позвоночник может искривиться. Физкультура и спорт делают спину и фигуру
человека красивой, формируют правильную осанку. Прямая спина не только красива,
но и говорит о хорошем здоровье. Нарушение осанки – это сколиоз или искривление
позвоночника. Давайте запомним, что нужно сделать для сохранения хорошей осанки
- прямо сидеть за столом, партой, на стуле.
- при переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец
или портфель на одном плече, оно станет ниже другого.
- спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
Физминутка
Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем. Руки перед грудью ставим и рывки мы
выполняем. А теперь подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно.
Мы колени поднимаем, шаг на месте выполняем. От души мы подтянулись и на место
вновь вернулись.
-Пощупайте свои бока. Что вы чувствуете? Вы нащупали ребра(СЛАЙД)
Рёбра это такие изогнутые дугой кости, спереди прикрепленные к грудине, то есть к
грудной кости. У человека 12 пар рёбер. 12 пар рёбер и грудина образуют грудную
клетку. А вы знаете, что защищают грудная клетка? Грудная клетка хранит в себе
очень важные органы: сердце и легкие. Они спрятались внутри гр.клетки, словно в
крепости. Ребята, что это? Грудная клетка. (вешаю на доску и название) Для чего она
нужна, что защищает?
-В верхней части скелета находятся верхние конечности (ребята, а покажите мне свои
верхние конечности- правильно – это кости наших рук. Как вы думаете, мог бы
человек что-то брать если бы руки не имели костей или состояли всего из одной
кости? Нет конечно. Что вы делаете руками? И двигаться, брать предмет рукам
помогают их кости.( попробовать)
-Ребята, что это? Верхние конечности (вешаю на доску и название) Для чего они
нужны?
-Пощупайте свои бока и вы легко найдете тазовые кости – они очень крупные.
СЛАЙД Тазовые кости оказывают поддержку наиболее важной опорной части тела –
позвоночнику. Он опирается на Т.К. как ствол дерева опирается об землю. Кроме того
тазовые кости сзади и с боков защищают органы расположенные в животе человека.
-Ребята, что это? Тазовые кости (вешаю на доску и название) Для чего они нужны,
что защищают?
К ним присоединяются кости ног, или нижних конечностей. СЛАЙД А почему
назвали нижними? А есть ли кости Н,К у тряпичной куклы Маши, нет этих костей,
поэтому она не может ни стоять, ни ходить, ни бегать как мы.
Как вы думаете, мог бы человек что-то делать, если бы ноги состояли всего из одной
кости? Ему было бы удобно? А представьте, что у ноги была бы одна кость, то наши
ноги бы не могли сгибаться ( демонстрация)
-Ребята, что это? Н.К.(вешаю на доску и название) Для чего они нужны?
Практическое задание. В своих рабочих листах написать число, тема и выполнить
задание: соотнести часть скелета со своей фотографией стрелочкой..
Закрепление.
Вот мы и познакомились с основными отделами СКЕЛЕТА человека. Давайте их
назовём.
Как выдумаете СКЕЛЕТ хрупкий или прочный? На вид скелет хрупкий, но на самом
деле он очень прочный. Кости человека как мы уже говорили очень крепкие, но при
большой нагрузке или повреждении они тоже могут сломаться и называется это
перелом кости.
- Чтобы сохранить свои кости и укрепить их нужно соблюдать правила:
* избегайте травм
* не прыгайте с большой высоты
*занимайтесь спортом
* ешьте продукты, в которых содержится кальций (СЛАЙД)
-Ребята, а если всё- таки случился у вас ушиб или перелом, куда вы будете
обращаться? Правильно в медицинское учреждение. В нашей стране(а как называется
наша страна) сохранение здоровья людей, и прежде всего подрастающего поколения
т.е вас детей, наше государство уделяет большое внимание. Если ребёнок здоров,
значит он сильный, выносливый, и значит хорошо будешь учиться, вырастишь
крепким , сильным защитником родины.
Что же делает наше государство для вас:
-каждый год вы проходите диспансеризацию;
-путёвки в санатории, профилактории, если требуется оздоровительное лечение;
-Отдых в летнем лагере.
Аппликация «Собери скелет» У детей на парте лежит конверт, в котором
находятся изученные части скелета.
У вас получились интересные модели скелета человека.
Ведь он служит человеку опорой, но ещё он и защищает внутренние органы
человека. А какие внутренние органы защищает скелет?
Т.Е. скелет не только опора тела человека, но и защита.
- Задание из слов составить предложение.( СКЕЛЕТ НАША ОПОРА И ЗАЩИТА).
-Ребята , а от чего зависит наша осанка?
А сейчас мы с вами проведем эксперимент.
Эксперимент с портфелем и ранцем.
Ребенок, держащий в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у второго
ребенка спина не искривлена. Дети делают вывод, с чем лучше ходить в школу: с
Итог. Рефлексия
Ребята, вам интересно было сегодня на уроке? О чём мы сегодня говорили? Что
делали? Покажите свои работы. Какие части скелета вы знаете?
Может ли человек прожить без скелета?
(Составить из слов выражение «Скелет- это наша опора» и вклеить в рабочий лист)
(Резерв) Видеофильм «Скелет человека»
Наш урок мы закончим сегодня игрой . «Доскажи словечко». Я буду у вас спрашивать,
а вы отвечать и показывать часть тела
Чем мы топаем? (ногами) Чем рисуем мы? (руками) Чем на мир мы смотрим ?
Нюхаем и дышим чем? (носом) А едим и пьем мы чем? (ртом)
И язык во рту зачем? (говорить) Чем мы думаем, друзья? (головой) Что на голове
растет, непременно круглый год? (волосы) Чем мы узелок завяжем и куда идти
покажем? (пальцами) Чем мы можем наклониться, А потом и распрямиться
Вправо, влево повернуться, и опять к земле нагнуться? (телом)
Зачем это нужно:
Чтобы мы могли быть сильными и здоровыми.
Чтобы понимать, как правильно заботиться о своем теле.
Чтобы быть активными и радостными.