Автор: Орзаева Светлана Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДЮТ "Мечта"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дополнительное образование
Орзаева Светлана Александровна
методист
МБУ ДО ЦДЮТ «Мечта»
г.о.Самара
Роль детской библиотеки в патриотическом воспитании
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было
ведущим направлением в воспитании подрастающего поколения. Это
чувство гордости за своё Отечество, за его историю, свершения, стремление
сделать свою страну краше, счастливее, богаче. Поэтому в современных
условиях актуальность и важность патриотического воспитания не вызывает
сомнений.При этом любовь, преданность и привязанность к своему народу
не являются врождёнными
для человека. Все это приходит в процессе
воспитания, приобретения ребёнком определённых знаний. Заставить любить
Родину нельзя, до этого человек «доходит» сам, пропуская полученные
знания через собственное восприятие, через свою душу.
Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Он проявляется в
поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой
Родине»
и
поднимаясь
до
общегосударственного
патриотического
самосознания, до осознания любви к своему Отечеству.
Огромную
роль
библиотек
в
патриотическом
воспитании
трудно
переоценить. Именно библиотека
создаёт
оптимальные условия для
самораскрытия личности, её самореализации и саморазвития.
Деятельность
детских
библиотек
традиционно
направлена
на
формирование духовного облика юных россиян. Включение библиотек в
число
организаций,
занимающихся
патриотическим
воспитанием
подрастающего поколения, является закономерным. Ведь не случайно одним
из приоритетных направлений работы библиотеки - содействие в воспитании
у детей и подростков любви к родной земле, к языку своего народа, его
традициям, культуре, уважения к языку и культуре других народов,
стремление к созиданию, направленному на процветание страны.
Библиотека опирается на свою основную функцию –
стимулирование интереса к чтению и рассматривает чтение как важнейший
вид
человеческой
деятельности
на
основе
усвоения
нравственного
потенциала.
Библиотека обладает мощным инструментарием для воздействия на чувства
и нравственное становление личности.«Что бы ни делала библиотека,
главная её цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и
современной жизни страны, Родины.
Патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого
слова с пелёнок, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем
разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне
важна, причём именно детской библиотеки, учитывающей психологические
и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Чувство
патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и
«мать» часто употребляют как синонимы.
Детские библиотеки стремятся через книгу, чтение, раскрытие своих фондов,
использование
инновационных
форм
работы
привить
детям
основы
патриотизма и гуманизма, ответственности не только за себя, но и за то, что
происходит вокруг них.
Деятельность библиотек неразрывно связана с патриотическим воспитанием
молодого поколения через приобщение к чтению, к родному слову, к истории
и современной жизни России. Библиотеки выступают информационными
проводниками между поколениями, всегда были и остаются достойными
хранителями патриотических традиций.
Основа патриотизма в первую очередь – знание истории своей Родины.
Задача библиотек не только сохранить, но и передать молодому поколению
россиян
то
богатство,
которое
определяется
словами
«историческое
наследие», научить дорожить им.Знакомство с историй должно волновать,
вызывать сопричастность в душе человека. Беда не только в том, что
подросток не знает известных фактов или дат, а в том, что у него отсутствует
интерес
к
изучению
прошлого.
Чем
больше
живых
образов
будет
представлять для ребёнка конкретное событие, тем вероятнее рождение
эмоционального отклика в его душе, который может стать началом интереса
к истории Отечества.
Наша библиотека использует все доступные средства и технологии.
Так, например, библиотека разработала литературно – патриотическую медиа
игру
«Герои
нашего
времени».
Особый
интерес
всегда
вызывают
интерактивные мероприятия, именно такая форма работы производит на
ребёнка большое впечатление, так как визуализированная информация для
него является отличным примером для подражания, что сказывается на
становлении
личности
патриота.
(Викторина
«Великой
Победе
посвящается…»,
выставка-вернисаж
"История
России
в
портретах
и
лицах" /Отечественная война 1812 года")
Предлагаем ребятам отправиться в виртуальное путешествие по родному
краю, потому что любовь к родному краю, знание его истории – основа, на
которой может осуществляться рост духовной культуры человека и всего
общества. (викторина «Тропинками родного края»)
Идея патриотизма должна быть пропущена через сердце, и только тогда
она становится убеждением. Именно поэтому в работе с подростками
необходимо
делают
ставку
на
интерактивные
формы
проведения
мероприятий, предполагающие «обратную связь» с читателями, приглашение
их к действию, к активному участию в общем деле.( «Урок живой истории»
провели совместно с военно-патриотическим клубом «Братишка»).
Работа библиотек призвана содействовать формированию у подрастающего
поколения любви к своей малой и большой Родине, уважения к заслугам и
опыту старшего поколения, взаимопонимания в семье, приобщения к
историческим и боевым традициям России, эстетических и нравственных
чувств (видеорассказ «Чтоб жили в памяти герои-земляки»)
Родители,
Родина,
народ,
родственники,
природа,–
не
случайно
однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе
которого лежат чувства Родины, родства, солидарности, любви, которая
обусловлена на уровне инстинктов (видеорассказ о памятниках матерям
России «По имени Мать..»)
Включение ребят в разнообразные виды читательской
деятельности
способствует
формированию
у
них
навыков
и
привычек,
опыта
патриотического поведения. В жизни люди руководствуются не только и не
столько фактами, сколько переживаниями, а дети - тем более. Все, что не
затрагивает переживания детей, не оставляет след в душе, ими не
принимается. И книга играет здесь особую роль. . Именно через книги
общество передаёт свой культурный код, формирует взгляды и развивает
интеллект, а самое главное воспитывает и укрепляет патриотические чувства.
Поддержка чтения и библиотек — это вклад в развитие образованного и
мыслящего поколения. Патриота свой Родины.
Литература
1.
Луховицкий В. В. Один день в истории Родины/ В. В. Луховицкий
//Читаем, учимся, играем. - 2007. - N 8 . - C. 50-54
2.
Мазур, М. А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического
воспитания/М.А.Мазур,Я.А.Ванюкова//Психопедагогика
правоохранительных органах – 2010 – №4. – С. 51 – 53
3.
Распутин, Валентин Григорьевич. Знать себя патриотом / В. Г. Распутин.
- Иркутск: Восточно-сибирское
книжное издательство, 1989. - 40 с.:
портр.
4.
Слободчиков, Виктор. Патриотизм - диалог о самом важном: сегодня и
всегда: беседа протоиерея Константина Зелинского с профессором
Виктором Ивановичем Слободчиковым / В. Слободчиков, // Воспитание
школьников. - 2021. - № 3. - С. 3-12.
5.
Фарфоровский, В. Ф. Военно-патриотическое воспитание школьников
(во внеучебное время) : пособие для учителей / В. Ф. Фарфоровский. -
Москва: Просвещение, 1981. - 128 с.