Автор: Бондарь Екатерина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1
Населённый пункт: городского округа Большой Камень
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: Интеллект - карта как средство повышения качества образования в начальной школе
Раздел: начальное образование
ВОДА
СОКРАТ СКАЗАЛ:
– «Я НЕ МОГУ НАУЧИТЬ КОГО-НИБУДЬ, Я
МОГУ ТОЛЬКО ЗАСТАВИТЬ ИХ ДУМАТЬ».
Тони Бьюзен — британский
психолог, автор методики
запоминания, творчества и
организации мышления
«MIND» «MAPS»
«ум»
«карты»
МАСТЕР
-
КЛАСС ПО ТЕМЕ:
«ИНТЕЛЛЕКТ
-
КАРТА КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Интеллект-карта – это техника
визуализации мышления, которая позволяет
фиксировать и обрабатывать информацию.
Дерево
Грифель
Ластик
Острый
Длинный
Цветной
Рисовать
Подчёркивать
Красный
Синий
Зелёный
Оранжевый
Нужно точить
Раскрашивать
Чертить
Грызть
Сломать
Тупой
Цилиндрический
Трёхгранный
Шестигранный
Тонкий
Твёрдый
Мягкий
Короткий
Состав
Свойства
Цвет
Назначение
Размер
Форма
Действие с объектом
Действие
Цвет
Размер
Свойства
Состав
Назначение
Форма
Действие
Цвет
Размер
Свойства
Состав
Рисовать
Подчёркивать
Раскрашивать
Чертить
Назначение
Форма
Точить
Сломать
Грызть
Действие
Красный
Синий
Жёлтый
Зелёный
Цвет
Длинный
Короткий
Размер
Тонкий
Острый
Твёрдый
Тупой
Свойства
Дерево
Грифель
Ластик
Состав
Рисовать
Подчёркива
ть
Раскрашивать
Чертить
Назначение
Цилиндр
Трёхгранный
Шестигранный
Форма
Точить
Сломать
Грызть
Действие
Красный
Синий
Жёлтый
Зелёный
Цвет
Длинный
Короткий
Размер
Тонкий
Острый
Твёрдый
Тупой
Свойства
Дерево
Грифель
Ластик
Состав
Рисовать
Подчёркивать
Раскрашивать
Чертить
Назначение
Цилиндр
Трёхгранный
Шестигранный
Форма
Точить
Сломать
Грызть
Действие
Красный
Синий
Жёлтый
Зелёный
Цвет
Длинный
Короткий
Размер
Тонкий
Острый
Твёрдый
Тупой
Свойства
Дерево
Грифель
Ластик
Состав
Рисовать
Подчёркивать
Раскрашива
ть
Чертить
Назначение
Цилиндр
Трёхгранный
Шестигранный
Форма
Интеллект-карта
Почему запись в виде
интеллект-карты удобнее
и полезнее?
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА СПОСОБСТВУЕТ:
➢
формированию УУД – совокупности способов
действий учащихся;
➢
повышению мотивации и качества знаний
обучающихся;
➢
выявлять слабые места в знании учебного
предмета;
➢
научиться самостоятельной работе с учебным и
справочным материалами.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ
➢
Наглядность
➢
Привлекательность
➢
Запоминаемость
➢
Своевременность
➢
Творчество
➢
Возможность пересмотра
19
20
21
22
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТЫ
1. Основная идея, проблема, слово располагается в
центре
2. Главные ветви соединяются с идеей
3. Остальные ветви соединяются с главными ветвями
4. Над каждой ветвью пишется одно ключевое слово
5. Разрешайте ветви заключать в контуры, чтобы они
не смешивались с соседними ветвями
6. Для лучшего запоминания и усвоения желательно
использовать картинки, рисунки, символы,
ассоциации о каждом слове.
7. У ребёнка должен быть выбор, возможность
выразить идею иным способом.
Правила создания интеллект-карт:
Можно
выделить
3
этапа
составления
интеллект-карт:
•
1 этап:
Определение объекта изучения
(центрального образа интеллект-карты).
•
2
этап:
Построение
первичной
интеллект-карты:
В
центре
листа
рисуется
центральный
образ
(объект
изучения),
символизирующий
основную
идею.
•
3
этап:
Реконструкция
и
ревизия:
Повторное
извержение
свободных
ассоциаций.
25
Как составить интеллект – карту
Тони Бьюзен в своей книге «Интеллект-карты» предлагает следующие
шаги для создания ментальной карты, которая будет работать на вас:
1. Возьмите лист бумаги и в центре напишите тему, которую
хотите изучить. Рядом с темой нарисуйте символ, подходящий
по смыслу. Картинка включит воображение и вызовет ассоциации.
2. Нарисуйте первую ветвь, которая отходит от центральной
темы. Важно, чтобы она была изогнута: такая форма наиболее
привлекательна для мозга и повышает вероятность запоминания
информации.
3. Напишите ключевую идею, связанную с центральной
темой. Желательно, чтобы это было короткое название из одного-двух
слов. Используйте для создания карты хотя бы два цвета: так вы будете
запоминать лучше.
4. Дорисуйте второстепенные ветви. Подпишите их словами или
комбинацией слов и символов. Если создаёте карту с идеями, нарисуйте
ветви и оставьте их пустыми. Это стимулирует мозг придумать, чем
их заполнить.
5. Дорисуйте остальные ветви, отходящие от центральной
темы. Не забывайте выделять слова цветом или символами для лучшего
запоминания.
26
Мастер-класс
«Интеллект-карта»
Назначение
Форма
Действия
Размер
БУДУЩЕЕ НЕ ИМПРОВИЗИРУЕТСЯ, ЕГО
МОЖНО ПОСТРОИТЬ ЛИШЬ ИЗ МАТЕРИАЛОВ
УНАСЛЕДОВАННЫХ НАМИ ИЗ ПРОШЛОГО.
НАШИ САМЫЕ ПЛОДОТВОРНЫЕ
ИННОВАЦИИ СОСТОЯТ ЧАЩЕ ВСЕГО В ТОМ,
ЧТО МЫ ОТЛИВАЕМ НОВЫЕ ИДЕИ В СТАРЫХ
ФОРМАХ, КОТОРЫЕ ДОСТАТОЧНО ЧАСТИЧНО
ИЗМЕНИТЬ, ЧТОБЫ ПРИВЕСТИ ИХ В
ГАРМОНИЮ С НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
ЭМИЛЬ ДЮРКГЕ
27
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!