Напоминание

«Эстрадное волнение. Причины появления и способы преодоления»


Автор: Путилова Екатерина Константиновна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им.С.В.Рахманинова", г. Старая Русса
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Эстрадное волнение. Причины появления и способы преодоления»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств С.В. Рахманинова», город Старая Русса

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«Эстрадное волнение.

Причины появления и способы преодоления»

Подготовила:

Путилова Екатерина Константиновна,

преподаватель по классу фортепиано

2023

Оглавление

Введение………………………………………….…………………………………...3

Теоретическая часть……...................................................……………………….4

Основная часть…………………………………….………………………………....7

Заключение………………………………………….………….............…..............10

Библиография………..….…………………………….……...................................11

Введение

Эстрадное волнение – проблема, с которой сталкиваются практически все исполнители.

Будь то большой концертный зал, заполненный публикой, или камерный зал – волнение

всегда неотъемлемая часть выступления. От волнения на сцене страдают не только

малоопытные исполнители, но нередко и вполне зрелые артисты, имеющие долголетнюю

эстрадную практику.

В среде музыкантов - профессионалов эта проблема рассматривается с конца 17-го

века. Она включена методистами в свои работы о воспитании музыканта, такими как С.М.

Майкапар, Н.П. Корыхалова, В.И. Петрушин и многими другими. И сегодня эта проблема

по-прежнему актуальна и значима для множества исполнителей на различных инструментах.

Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, неспособность сосредоточиться на

исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену знакомы каждому и являются

основными проявлениями синдрома эстрадного волнения. Все они требуют серьезного

подхода, самоанализа и устранения.

Эстрадное волнение может быть опасным, сбивающим фактором на сцене, но в то же

время может в небывалой степени раскрыть потенциал исполнителя. Важная задача педагога

– воспитание в ученике эстрадной стойкости, способности совладать со своими внутренними

переживаниями, поскольку от этого зависит качество исполнения. Для этого педагогу

необходимо иметь определенные знания в психологии, чтобы подсказать ребенку каким

образом можно решить проблему сценического волнения.

В работе рассмотрено состояние начинающих и профессиональных музыкантов,

выступающих на эстраде, и те трудности, которые возникают при этом, а так же в период,

непосредственно предшествующий концерту.

Теоретическая часть

Эстрадное волнение. Определение

В сфере психологии выделяют понятие волнения еще в первобытном обществе. С

древних времен все действия человека подвергались общественному одобрению или

наказанию. Так же в современном мире человек боится потерпеть неудачу, получить

негативный отзыв. Скорее эти факторы в некоторой мере порождают страх перед сценой.

Волнение – это естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Л.А.

Баренбойм описывает состояние сценического волнения как явления разрушающего и

стопорящего творческий потенциал исполнителя. Однако же в случае, когда музыкант

полностью поглощен исполняемым произведением, волнение является вдохновляющим

фактором, по мнению Баренбойма.

1

Типы реакций человека на стрессовую ситуацию

Эстрадное волнение проявляется в различных видах и формах. Так, оно может

обнаруживаться в виде панического состояния, а в других случаях, напротив, волнение

вызывает

в

человеке

празднично-приподнятые,

возбужденно-радостные

чувства.

Преобладание

негативных

переживаний

могут

послужить

основой

нежелательных

изменений в работе двигательного аппарата, неожиданного нарушения памяти, снижением

выразительности исполнения. В некоторых случаях, когда музыканты появляются перед

публикой, они невероятно ускоряют темп во время игры, другие, напротив, пытаются темп

замедлить, у одних эмоции начинают брать верх, иногда перерастая в “гримасничество”, а

другие исполняют произведение с холодным, отстраненным выражением.

На примере великих исполнителей можно проследить, что волнение влияет на всех по-

разному. Г.Р. Гинзбург придерживался мнения о позитивном влиянии сценического

волнения, так он пишет: «Волнение становится страшно приятным, вы чувствуете, как любое

ваше намерение, вот это звучание, эти образы – все это полностью доходит, вас до конца

понимают, вам делается еще приятнее, и вы играете все лучше и лучше».

2

И наоборот,

Владимир Горовиц – невероятный интерпретатор, блестящий пианист – однажды не

справившись с волнением во время выступления, прервал свои концерты на несколько лет.

Ольга Лучина – кандидат психологических наук, выделяет пять типов реакций на

стрессовую ситуацию

3

:

Напряженный тип. Таких исполнителей сценическое волнение сковывает. У кого-то

проявления незначительны, например покусывание губ, у других же проявления

могут сказаться на исполнении. Так, у исполнителя напряженного типа могут

зажиматься руки, зажиматься шея – и все это влияет на звучание инструмента, не

говоря уже о неудобствах самого исполнителя.

Трусливый тип. Исполнители данного типа склонны впадать в панику во время

выступления. И даже до выхода на сцену им присуще чувство страха. Все это

заставляет исполнителя суетиться во время исполнения. Исполнители трусливого

типа могут забывать текст, теряться, а могут вообще уйти со сцены, не доиграв до

конца.

Тормозной тип.

У таких исполнителей во время выступления замедляются

движения. Все происходит будто в замедленной съемке. Такое исполнение может

показаться для слушателя вялым.

Агрессивный тип. Такие исполнители начинают терять контроль над своим гневом,

попадая в стрессовую ситуацию. Если вдруг что-то не получается на сцене, то он

начинает «колотить» по клавишам рояля, и звучание становится жестким и резким,

где это совершенно неуместно.

Прогрессивный тип.

Пожалуй, исполнители, принадлежащие к данному типу,

единственные, на кого сценическое волнение не оказывает негативного влияния.

1

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – СПб: Планеты музыки, 2017. С. 51-52

2

Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. / Ред. – составитель М. Яковлев – М: Советский композитор,

1984. С. 231

3

Лучина О. Психология сценической деятельности музыканта. – Астрахань, Проект “LENOLIUS”, 2017

Они могут сконцентрироваться и исполнять намного лучше, чем даже на занятиях

или репетициях. Очевидно, что данный тип реакции является идеальным для

наиболее удачного выступления на сцене.

Источники сценического волнения

1. Внешние факторы

Публичные выступления музыкантов в большинстве случаев относятся к стрессовым

ситуациям. Необходимо различать внешние и внутренние факторы, влияющие на волнение

исполнителей.

Одним из главных стрессоров для них является зрительный зал, осознание того, что

каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Можно считать

установленным, что дети и взрослые по-разному ощущают сцену, то есть в разной степени

переживают эстрадное волнение, хотя присуще оно и тем и другим. Психологи и педагоги-

практики по-разному определяют возрастные границы, отличающие первое появление

симптомов сценического волнения у юных исполнителей. Большинство специалистов все же

сходятся в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у кого-то

раньше, у кого-то позже, но в среднем это возрастная «веха» считается типовой и наиболее

распространенной. Объясняется это тем, что у большинства детей до 10 лет еще нет

собственного критерия для оценки своего выступления с точки зрения качества. Они часто

воспринимают выступление на публике как праздник или игру. Но, все чаще встречаются

дети, которые обеспокоены не качеством своей игры, а необычной обстановкой или большим

количеством незнакомых людей в зале.

Вторым внешним волнующим фактором для музыканта-исполнителя является форма и

место проведения выступления. Чем ответственнее выступление, тем «планка волнения»

выше. Статистика показывает, что у молодых исполнителей наступает прилив адреналина во

время концертов, экзаменов и конкурсов, так как здесь успех зависит не только от оваций

публики, но и от признания комиссии, проявленной в оценках и баллах.

2. Психологические факторы. Влияние особенностей личности учеников на

эстрадное выступление

Для рассмотрения педагогом причин успешного и неуспешного выступления его

учеников на сцене серьезное значение имеют представления психологов о том, как

различаются люди по таким особенностям их личности, как направленности внимания.

Согласно учению К. Юнга, существует два принципиально различных между собой типа

личности – экстраверты и интроверты.

Для некоторых людей характерна открытость, обращенность к внешнему миру

(экстравертированность).

Другие

люди

отличаются

замкнутостью,

концентрацией

внимания на себе (интровертированность). Ученикам – экстравертам обычно свойственно

спокойное ожидание выступления и взволнованное состояние после. В отличие от этого,

ученики с интровертированным типом личности проявляют повышенное волнение и

сильную обеспокоенность предстоящим выступлением на сцене. Для них – это вынужденное

общение со слушателем. Как для экстравертов, так и для интровертов важен результат

исполнения. Они обеспокоены тем, какое впечатление производит на слушателей их

исполнение, и очень дорожат мнением педагога. Педагогу следует изучать личностные

особенности ребенка, его отрицательные и положительные стороны психики, характера,

эмоционально-волевой сферы, уровня профессиональной выносливости, в результате чего

составляется план индивидуальных занятий.

Анализируя проблему сценического волнения, педагоги-музыканты отмечают, что

многое зависит здесь от психофизиологической конституции исполнителя, типа его нервной

системы. Один ученик ничего не боится, другой впадает в прострацию, третий не может

совладать с чрезмерным эмоциональным возбуждением и т.д. Вообще, бывают ученики,

которые хорошо исполняют в классе, но многое утрачивают на эстраде. Бывает и наоборот:

ученик, на которого вы не возлагаете особых надежд на эстраде, настраивается и исполняет

значительно лучше, чем в классе. Многое зависит здесь не только от умения настроить себя

на успех, но и от типа нервной системы ученика.

2

И так, как известно, есть четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и

меланхолик. Известно, что в чистом виде темпераменты встречаются достаточно редко. Если

у человека в большинстве преобладают черты какого-либо одного темперамента, то также

могут наблюдаться и отдельные особенности, свойственные другому виду темперамента. Как

же темперамент действует на исполнителей, непосредственно, в стрессовой ситуации на

эстраде?

Исполнители-сангвиники. В некоторых случаях эмоциональное начало превалирует над

рациональным, приходится обуздывать неуправляемые эмоции. Работают неровно – перед

ответственным выступлением много и увлечённо занимаются, после выступления с трудом

преодолевают своё нерабочее состояние. Сангвиники охотно ищут применение своим

творческим силам, проявляют инициативу в организации своих выступлений, но им быстро

приедается музыкальное сочинение, даже то, которое сами выбрали. Гибко адаптируются к

непривычным условиям работы. Неудачи переносят относительно легко.

Исполнители-флегматики. У данных представителей относительно небогатая шкала

динамических оттенков, им часто недостаёт артистизма в исполнении; иногда они незаметно

для себя замедляют темп. Чувствуют себя скованно, когда они вынуждены обращаться к

непривычному композиторскому языку. Не проявляют инициативу в организации своих

выступлений. Предпочитают не менять партнёров по ансамблю. Работают методично,

спокойно. Охотно опираются на ранее приобретённые исполнительские навыки. Флегматики

менее других подвержены негативным формам эстрадного волнения.

Исполнители-холерики. Изучая произведения, им приходится прилагать усилия для

достижения

единства

эмоционального

и

рационального

начал.

В

исполнительской

интерпретации ярко проявляется волевое начало. Исполнение холериков, как правило,

отличается

высоким

артистизмом.

Часто

испытывают

трудности

при

ритмической

организации музыкального материала: имеют склонность к ускорению темпа, сокращению

пауз, недосчитыванию крупных длительностей. Тяжело переживают неудачи, отчего

склонны чрезмерно волноваться перед выходом на сцену.

Исполнители-меланхолики.

Как правило, очень тщательно прорабатывают детали

исполнения, много внимания уделяют подробностям интерпретации. Часто недостаёт

масштабности

исполнения,

артистической

раскрепощённости,

творческой

смелости.

Медленно адаптируются к непривычным условиям работы. Особенно тяжело страдают от

негативных форм сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.

В музыкальном исполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом нервной

системы. Если музыкант постоянно нацелен на преодоление негативных свойств своей

психики, то со временем его нервная система приспосабливается к условиям творческой

работы.

Волнение перед выходом на сцену у детей может зависеть от настроя педагога. Педагог

должен как психолог на протяжении всего периода обучения, особенно в младшей школе,

создавать спокойное, доброжелательное, общение между учеником и педагогом. То же самое

можно сказать и о процессе подготовки учащегося к выступлениям – терпение и оптимизм

всегда вознаграждаются. Выступление должно ассоциироваться с праздником, поэтому

педагог должен, учитывая возрастную психологию ребенка, акцентировать внимание на

положительных моментах, учить ребенка получать удовольствие от сцены и не ругать за

промахи на эстраде, чтобы не закреплять в сознании ученика отрицательные переживания.

Важна не оценка, а умение выразить себя, что также накапливается с опытом.

3

Основное содержание

Подготовка исполнителя к выступлению

Подготовка ученика к выступлению начинается задолго до дня концерта, пожалуй, она

начинается, с выбора репертуара. Произведения, исполняемые на концерте, должны

раскрывать сильные стороны ученика, и, что не менее важно, нравится ученику. На уроках с

младших лет нужно внушать ребенку веру в себя, не сравнивать его с кем-то, а сравнивать

лишь с самим собой, наблюдать рост и развитие. Конечно, бывают и неудачные

выступление, но в таком случае педагогу нужно проявить дружеское сочувствие,

сопереживание, убежденность, что в следующий раз будет лучше, - все это помогает

пережить любой опыт, обрести чувство уверенности и творческой перспективы.

Родители также должны играть немаловажную роль в музыкальном развитии ребенка.

Педагог должен постоянно поддерживать контакт с родителями – сообщать об успехах и

недочетах ученика, подробно рассказывать методику домашних заданий.

Несомненно, важным этапом при подготовке к выступлению является разучивание

пьесы. Стоит еще до разбора текста прослушать интерпретации разных исполнителей для

того, чтобы пьеса была уже «на слуху». Я считаю, что пьесу нужно как можно скорее

начинать учить наизусть, не нужно ждать, когда она «сама отложиться в памяти». Но и

наизусть учить нужно осмысленно, ни в коем случае не заучивая до «автоматизма», так как

бесконтрольное исполнение может подвести на сцене. Для детей, как педагог-практик, я

рекомендую использовать метод логического запоминания текста, запомнив какой-то

условный оборот, будь это гамма или последовательность из черных клавиш, будешь

увереннее ощущать себя на сцене, так как включается мыслительный процесс. Также,

хороший способ – знание нот наизусть словами, то есть ученик должен уметь проговорить

текст от начала до конца. Для более взрослых детей важно при запоминании текста

пользоваться знаниями сольфеджио, гармонический анализ пьесы – лучший друг не только

для умственной работы, но и для развития слуха, навыков импровизации и, как следствие,

успешного и более уверенного выступления на сцене. «Произведение должно быть

предварительно настолько изучено и освоено, чтобы во всем своем целом и во всех своих

<…> деталях, а также в отношении усвоения на память стать второй натурой исполнителя».

4

Очень важно подготовиться к каким-либо неожиданным ситуациям, которые могут

произойти на сцене, поэтому обязательно нужно в тексте обозначит опорные места, с

которых можно возобновить исполнение.

Следующий необходимый этап – обыгрывание. Этот этап способствует выявлению

слабых мест в музыкальном и техническом отношениях. Обыгрываться нужно всегда, перед

любым концертом или экзаменом, перед любой публикой, будь то родственники, друзья или

игрушки. Важно, чтобы обыгрывание происходило от начала до конца, без комментариев и

других отвлекающих факторов – как на концерте. Также, можно сделать запись своей игры

на диктофон или видеокамеру, что позволит проанализировать свое исполнение со стороны.

«Я лично ощущаю уверенность на сцене тогда, когда могу с уверенностью сказать: все, что

требовалось предварительно сделать – в процессе домашних занятий, - я сделал. И не на 100

процентов, а на все 150…».

5

Отдельный и наиважнейший этап – это психологическая настройка. Этот этап и есть

борьба с непосредственно предконцертным эстрадным волнением. Ранее уже говорилось,

что

сценическое

волнение

нельзя

отнести

к

положительной

или

отрицательной

составляющей жизни музыканта, это естественное творческое состояние, свойственное всем

исполнителям. Однако, нужно разделять созидающее волнение, дающее исполнителю

воодушевление

и

подъем,

и

разрушающее,

которое

мешает

убедительности

и

самовыражению. На это влияет и качество подготовки, и комфортность состояния, и

систематичность выходов на сцену, и много других личных факторов.

Памятка педагогу перед выступлением ученика

За несколько дней до выступления:

4

Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. – Челябинск: MPI, 2006. – 30 с.

5

Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. – СПб: Алетейя, 2001. – 287 с.

1. Договориться о репетиции в том месте, где ученик будет выступать. На репетиции

нужно привыкнуть к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.

Найти подход к акустике и инструменту. Основная задача, которую можно решить только на

репетиции это приспособление исполнения к особенностям зала: нужно проверить темпы,

особенно там, где имеются агогические отклонения, четко распределить динамические

оттенки и нюансы. Не стоит на репетиции отрабатывать и доучивать те или иные разделы

сочинения или повторять его целиком несколько раз. На репетиции также следует

опробовать и такие моменты сценического поведения, как выход, поклон и непосредственно

подготовка к началу исполнения.

2. Играть перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда

вещь уже готова, она проигрывается целиком, от начала до конца, с представлением, что

играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Во время

исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не

останавливаться, а идти дальше.

В день выступления:

В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше

разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию.

Волнение в тот момент, конечно, большое, оно повышается от сознания ответственности. По

словам К.С. Станиславского, различаются два вида волнения: «волнение в образе» и

«волнение вне образа». Чтобы излишне не увлечься своим драгоценным «я» и чтобы

волнение не перешло в панику, полезно несколько отрешиться от излишнего ощущения

ответственности. Хорошо, если удается поспать перед концертом; это успокаивает нервную

систему и избавляет голову от ненужных мыслей и забот.

Немаловажно конкретизировать мотивацию своего волнения, ведь если заботиться о

помарках или забытом тексте, то есть вероятность так и не донести до слушателя все плоды

кропотливой работы.

Хороший

способ

в

борьбе

с

«не

созидательным»

волнением

внутреннее

проигрывание программы. Точное соблюдение текста, динамики, штрихов, эмоций. Такое

поглощение во внутреннее исполнение программы дает уверенность, успокоение и

определенный настрой.

Выступление:

С появлением на сцене исполнителя на него устремляются все взоры, и сам выход

исполнителя настраивает публику на нужный лад. Следует еще раз проверить устойчивость

стула, слегка переждать успокаивающийся шум в зале, одновременно с этим окончательно

настраиваясь на исполнение. Немаловажное значение имеет само эстрадное поведение:

выход и уход со сцены, поклоны, поведение за инструментом – словом, то, что мы называем

артистизмом.

Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта. Отталкивающее

впечатление производит картинность, манерность, поза. Вести себя необходимо естественно:

собранно, но не скованно, свободно, но не развязно.

После выступления:

Сразу после выступления педагогу следует обязательно положительно оценить

действия

ученика.

Даже

если

была

неудача,

все

равно

следует

найти

какие-то

положительные моменты пусть даже совсем незначительные и внешние. Ни в коем случае, с

точки зрения нормализации самооценки ученика и для улучшения подготовки его к

выступлениям в будущем, нельзя давать ему понять, что он выступил зря, поскольку даже

неудачное выступление пополняет исполнительский опыт.

Разумеется,

что

универсальных

методов

для

преодоления

негативных

форм

сценического волнения не существует. Выбирая те или иные приемы психологической

подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика.

2

Итоги воспитательной работы

Разумеется, любой опыт эстрадного выступления влияет на воспитательный процесс не

только в профессиональной сфере учащегося, но и на его личные качества. Таким образом,

во время подготовки к выступлению у ученика развиваются такие достоинства, как сила

воли, усердие в работе, стремление к цели, сосредоточенность, коммуникабельность (если

это ансамбль). А во время выступления, несомненно, повышаются такие индивидуальные

особенности, как смелость, решительность, артистизм, самообладание. Таким образом, это

помогает достигнуть высот в жизни и профессии, занять достойное место в социуме, быть

инициативной и предприимчивой личностью.

3

Заключение

Исполнительская деятельность – это сложный, ответственный процесс. Каждый

человек неповторимая индивидуальность, и следственно, методы подготовки всегда должны

основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека.

Поэтому, изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая ощущения,

которые

предшествовали

удачному

выступлению,

мы

можем

затем

сознательно

воспроизводить подобное состояние перед последующими выступлениями.

Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством

общения с аудиторией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творческого

желания общения со слушателем. Именно общение несет в себе истинный смысл всей

подготовительной работы музыканта исполнителя.

В заключение хочется пожелать всем исполнителям большой радости от выхода на

сцену, от общения с публикой. В конце концов, именно ради этого музыкант занимается по

много часов в день, чтобы затем сбросить всю тяжесть этой работы и с большим счастьем

поделиться всеми своими открытиями, которые были сделаны в процессе работы. А

слушатель, в ответ, наградит его вниманием, чуткостью и ответной радостью от встречи с

прекрасной музыкой.

Библиография

1.

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – СПб: Планеты

музыки, 2017

2.

Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик – М.:

Просвещение, 1978.

3.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М: ЮРАЙТ, 2019 – 160 с.

4.

Гинзбург Г. Статьи. Воспоминания. Материалы. / Ред. – составитель М.

Яковлев – М: Советский композитор, 1984. С. 231

5.

Коган Г.М. У врат мастерства. – М: Советский композитор, 1977.

6.

Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка, 1985.

7.

Лучина О. Психология сценической деятельности музыканта. – Астрахань,

Проект “LENOLIUS”, 2017

8.

Майкапар С. М. Артистическая лихорадка, ее причины и методы борьбы с

нею/Музыкальное

исполнительство

и

педагогика.

Music

Production

International, 2006.

9.

Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и

преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

10. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. –

СПб: Алетейя, 2001.



В раздел образования