Напоминание

Проектная деятельность в начальной школе


Автор: Нятюнова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 5 им. С.М. Кирова
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность как источник развития сферы образования и

разновидность

профессионально-педагогической

активности

в

истории

культуры формировалась достаточно длительный период. Первоначально

проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в

самостоятельный

вид

деятельности.

Философы

рассматривали

проектирование как один из механизмов культуры, способствующий

превращению человека в свободно творящее существо.

Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель Я. А. Коменский

высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского

стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить

главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а

наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и

познавали предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и

объяснения».

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных

философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо,

провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии — это наши

ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить

доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть

он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он

не выучивает науку, а выдумывает ее».

Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж.

Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность

детей с учетом их личных интересов.

Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских

педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать

деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы

их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы

зарождению новых импульсов к последующим делам.

Учитель может подсказать новые источники информации или просто

направить мысль учеников в нужную сторону для собственного поиска. Но в

результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями

решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,

получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким

образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую

эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время

метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи

остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем

организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей

и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

В современном процессе обучения метод проектов не заменяет классно-

урочную систему, а выступает дополняющим звеном в организации

самостоятельной

работы

учащихся.

В

последние

годы

наблюдается

возросший интерес к этой форме организации обучения и она не теряет

актуальность сегодня, поскольку влияет на:

- развитие

метапредметных

компетенций (проект

направлен

на

формирование коммуникативных навыков и умение работать с различными

источниками информации);

- формирование самостоятельно мыслящей и творческой личности

- практическое применение теоретических знаний (младшие школьники

наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний);

-развитие самостоятельности( ребёнок чувствует

ответственность

за

своё

дело, работает с интересной для него темой и гордится результатами).

Так

каковы

цели

проектной

деятельности?

Это:

повышение

личной уверенности

каждого участника

проектной

деятельности,

его

самореализации; развитие осознания значимости коллективной работы,

сотрудничества

для

получения

результатов

процесса

выполнения

творческих заданий; развитие исследовательских умений.

Что мы понимаем под методом проектов?

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают

способ

достижения

какой-либо

цели,

решения

конкретной

задачи;

совокупность приёмов или операций практического или теоретического

освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и

коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов

их работы.

Принципы организации проектной деятельности

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение

выбранной темы, плана работы;

- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной

форме.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Результаты выполненных проектов

должны быть,

что называется,

"осязаемыми" Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,

если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на

уроке, в школе, в реальной жизни).

В

начальной

школе,

в

соответствии

с

типологическими признаками

можно использовать разные типы проектов:

по

доминирующему

методу:

исследовательские,

информационные,

творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;

по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и

природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные

ценности;по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт,

исполнитель, участник;

по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы,

в контакте с другой возрастной группой, в контакте с семьей, учреждениями

культуры, общественными организациями;

по

количеству

участников: индивидуальный,

парный,

групповой

и

фронтальный;

по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и

долгосрочный.

Проектная

деятельность

в

начальной

школе

рекомендована

с

3-4

классов. Но вводить элементы проектов можно уже с 1 класса.

Работа над проектом ведется по следующей схеме:

Определить тему проекта

Поставить цель и задачи. Определить проблему.

Разработка плана и продумывание последовательности работы над

проектом.

Выявление необходимых для изготовления проекта материалов

инструментов.

Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.

Поиск и сбор материалов.

Изготовление проекта.

Представление и защита готового проекта.

В своей работе я использую этот метод на разных уроках. Все зависит от

того, какую цель поставлено, и какой вид проекта (по длительности)

планирую

сделать.

Так,

по

окружающему

миру

мы

работали

над

информационным проектом средней

продолжительности

«Животные

родного края», целью которого было знакомство с жизнью животных

родного края, средой обитания, разнообразием представителей. Чтобы

познакомить

детей

с

исчезающими

видами

растений

и

животных,

формировать у них желание беречь окружающую среду, призывая к этому и

других участников учебного процесса, мы создавали информационно

– творческий проект «Красная книга».

Проект «Семейное дерево», средней продолжительности, осуществлялся в

контакте с членами семьи и был направлен на расширение представления

детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установление

более тесных связей во взаимоотношениях взрослого и ребенка.

Не менее интересны и познавательны творческие проекты, которые связаны с

уроками чтения, изобразительным искусством, технологией, театральным

мастерством. Например, во втором классе на занятии функциональной

грамотности мы работали над долгосрочным проектом «Творцы книги». Это

кропотливая и, я бы сказала, сложная работа. Мы начинали с того, что

определяли значение книг в жизни людей. Выясняли, как они создавались в

древние времена. Что нужно для создания книги сегодня? Потом дети делали

своими руками саму книгу (под руководством учителя), оформляли ее, в

соответствии с названием и содержанием, которое ребята придумали

(название и содержание зависит от интересов ребенка). Далее мы «наполняли

книгу». В зависимости от того, какое направление дети выбрали, в книгу

были записаны кулинарные рецепты (поисковая работа), сказки, которые они

придумали сами (творческая работа), игры, стихи, загадки и т. п. В итоге,

когда дети презентовали свои работы, сколько у них было восторга и

желания поделиться результатом своей деятельности!

Совсем недавно обучающиеся показали свои творческие способности,

участвуя в акции «Стихи блокадного Ленинграда». По моему мнению - это

тоже творческий групповой проект, поскольку результатом этой совместной

деятельности (поиск материала и работа над стихотворениями, создание

фона для съемки, запись и т. д.) была презентация видео в сети Интернет.

Сейчас несколько обучающихся участвуют в создании творческих

долгосрочных проектов «Жизнь, делённая на граммы».

В ноябре ребята участвовали в создании долгосрочного коллективного

(совместная деятельность учителя, родителей, учащихся) проекта ко Дню

народного единства. Мы представляли один народов РФ – Ингушетию –

небольшую республику на северном Кавказе, богатую историей, культурой и

традициями. В результате нашей работы был презентован национальный

танец (который девочки изучили, родители создали костюмы, учитывая

особенности культуры), видеопрезентация, посвященная главной ценности

ингушской семьи - уважению к старшим поколениям и заботе о детях.

Можно еще много приводить примеров того, как мною используется метод

проектной деятельности в начальной школе. И это оправданный в

эффективности метод. Поскольку он дает возможность: повышать личную

уверенность каждого участника проектной деятельности, развивать

осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения

результатов процесса выполнения творческих заданий;

развивать исследовательские умения.



В раздел образования