Автор: Нятюнова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 5 им. С.М. Кирова
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проектная деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование
Проектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность как источник развития сферы образования и
разновидность
профессионально-педагогической
активности
в
истории
культуры формировалась достаточно длительный период. Первоначально
проектирование тесно вплеталось в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в
самостоятельный
вид
деятельности.
Философы
рассматривали
проектирование как один из механизмов культуры, способствующий
превращению человека в свободно творящее существо.
Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель Я. А. Коменский
высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского
стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить
главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а
наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и
познавали предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и
объяснения».
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных
философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо,
провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии — это наши
ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить
доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть
он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он
не выучивает науку, а выдумывает ее».
Метод проектов был разработан в начале XX века американским ученым Дж.
Дьюи с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность
детей с учетом их личных интересов.
Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских
педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать
деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы
их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы
зарождению новых импульсов к последующим делам.
Учитель может подсказать новые источники информации или просто
направить мысль учеников в нужную сторону для собственного поиска. Но в
результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями
решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,
получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким
образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую
эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время
метод проектов встроен в структуру системы образования. Но сущность идеи
остается прежней - стимулировать интерес детей к обучению путем
организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей
и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
В современном процессе обучения метод проектов не заменяет классно-
урочную систему, а выступает дополняющим звеном в организации
самостоятельной
работы
учащихся.
В
последние
годы
наблюдается
возросший интерес к этой форме организации обучения и она не теряет
актуальность сегодня, поскольку влияет на:
- развитие
метапредметных
компетенций (проект
направлен
на
формирование коммуникативных навыков и умение работать с различными
источниками информации);
- формирование самостоятельно мыслящей и творческой личности
- практическое применение теоретических знаний (младшие школьники
наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний);
-развитие самостоятельности( ребёнок чувствует
ответственность
за
своё
дело, работает с интересной для него темой и гордится результатами).
Так
каковы
цели
проектной
деятельности?
Это:
повышение
личной уверенности
каждого участника
проектной
деятельности,
его
самореализации; развитие осознания значимости коллективной работы,
сотрудничества
для
получения
результатов
процесса
выполнения
творческих заданий; развитие исследовательских умений.
Что мы понимаем под методом проектов?
Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают
способ
достижения
какой-либо
цели,
решения
конкретной
задачи;
совокупность приёмов или операций практического или теоретического
освоения (познания) действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и
коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов
их работы.
Принципы организации проектной деятельности
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение
выбранной темы, плана работы;
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной
форме.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Результаты выполненных проектов
должны быть,
что называется,
"осязаемыми" Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,
если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на
уроке, в школе, в реальной жизни).
В
начальной
школе,
в
соответствии
с
типологическими признаками
можно использовать разные типы проектов:
по
доминирующему
методу:
исследовательские,
информационные,
творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и
природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные
ценности;по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт,
исполнитель, участник;
по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы,
в контакте с другой возрастной группой, в контакте с семьей, учреждениями
культуры, общественными организациями;
по
количеству
участников: индивидуальный,
парный,
групповой
и
фронтальный;
по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный.
Проектная
деятельность
в
начальной
школе
рекомендована
с
3-4
классов. Но вводить элементы проектов можно уже с 1 класса.
Работа над проектом ведется по следующей схеме:
Определить тему проекта
Поставить цель и задачи. Определить проблему.
Разработка плана и продумывание последовательности работы над
проектом.
Выявление необходимых для изготовления проекта материалов
инструментов.
Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.
Поиск и сбор материалов.
Изготовление проекта.
Представление и защита готового проекта.
В своей работе я использую этот метод на разных уроках. Все зависит от
того, какую цель поставлено, и какой вид проекта (по длительности)
планирую
сделать.
Так,
по
окружающему
миру
мы
работали
над
информационным проектом средней
продолжительности
«Животные
родного края», целью которого было знакомство с жизнью животных
родного края, средой обитания, разнообразием представителей. Чтобы
познакомить
детей
с
исчезающими
видами
растений
и
животных,
формировать у них желание беречь окружающую среду, призывая к этому и
других участников учебного процесса, мы создавали информационно
– творческий проект «Красная книга».
Проект «Семейное дерево», средней продолжительности, осуществлялся в
контакте с членами семьи и был направлен на расширение представления
детей об истории семьи, родословной, семейных традициях и установление
более тесных связей во взаимоотношениях взрослого и ребенка.
Не менее интересны и познавательны творческие проекты, которые связаны с
уроками чтения, изобразительным искусством, технологией, театральным
мастерством. Например, во втором классе на занятии функциональной
грамотности мы работали над долгосрочным проектом «Творцы книги». Это
кропотливая и, я бы сказала, сложная работа. Мы начинали с того, что
определяли значение книг в жизни людей. Выясняли, как они создавались в
древние времена. Что нужно для создания книги сегодня? Потом дети делали
своими руками саму книгу (под руководством учителя), оформляли ее, в
соответствии с названием и содержанием, которое ребята придумали
(название и содержание зависит от интересов ребенка). Далее мы «наполняли
книгу». В зависимости от того, какое направление дети выбрали, в книгу
были записаны кулинарные рецепты (поисковая работа), сказки, которые они
придумали сами (творческая работа), игры, стихи, загадки и т. п. В итоге,
когда дети презентовали свои работы, сколько у них было восторга и
желания поделиться результатом своей деятельности!
Совсем недавно обучающиеся показали свои творческие способности,
участвуя в акции «Стихи блокадного Ленинграда». По моему мнению - это
тоже творческий групповой проект, поскольку результатом этой совместной
деятельности (поиск материала и работа над стихотворениями, создание
фона для съемки, запись и т. д.) была презентация видео в сети Интернет.
Сейчас несколько обучающихся участвуют в создании творческих
долгосрочных проектов «Жизнь, делённая на граммы».
В ноябре ребята участвовали в создании долгосрочного коллективного
(совместная деятельность учителя, родителей, учащихся) проекта ко Дню
народного единства. Мы представляли один народов РФ – Ингушетию –
небольшую республику на северном Кавказе, богатую историей, культурой и
традициями. В результате нашей работы был презентован национальный
танец (который девочки изучили, родители создали костюмы, учитывая
особенности культуры), видеопрезентация, посвященная главной ценности
ингушской семьи - уважению к старшим поколениям и заботе о детях.
Можно еще много приводить примеров того, как мною используется метод
проектной деятельности в начальной школе. И это оправданный в
эффективности метод. Поскольку он дает возможность: повышать личную
уверенность каждого участника проектной деятельности, развивать
осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения
результатов процесса выполнения творческих заданий;
развивать исследовательские умения.