Автор: Павлова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "РЕПЕРТУАР КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АНСАМБЛЕ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Павлова Ольга Юрьевна
преподаватель
МБУ ДО «ДШИ № 1» г. Нижний Тагил
РЕПЕРТУАР КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АНСАМБЛЕ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДШИ
Репертуар – основа деятельности творческого коллектива. От умелого
подбора произведений зависит рост мастерства коллектива, перспективы его
развития, все, что связано с исполнительскими задачами. Основная задача
репертуара
–
неуклонно
развивать
музыкально-образное
мышление
участников коллектива, их творческую заинтересованность. Это возможно
только через обновление и расширение музыкального материала.
Подбирая репертуар, руководитель ансамбля народных инструментов в
детской школе искусств должен опираться на выработанные и принятые
критерии и принципы. Каждый коллектив (особенно детский) располагает
присущими только ему техническими и художественными возможностями, в
соответствии с которыми руководителю приходится выбирать материал для
исполнения.
К
репертуару
предъявляет
определенные
требования
и
руководство
образовательного учреждения. Здесь важно, чтобы выступление коллектива
можно
было
показать
на
мероприятиях
различного
статуса.
Репертуар
следует формировать разной тематической направленности и для различной
аудитории.
Руководителю
школьного
творческого
коллектива
при
выборе
репертуара приходится учитывать не только свой вкус и личные желания, но
и целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать
исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и
зрителей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-
досуговых и конкурсных мероприятиях.
Важным принципом при определении репертуара детского коллектива –
это
учет
его
возможностей.
Выбор
репертуара
должен
основываться
на
соответствии
подготовленности
коллектива,
его
техническим
и
художественным
возможностям.
Один
из
известных
законов
педагогики
гласит:
задача
должна
соответствовать
сегодняшним
возможностям
коллектива и чуть-чуть превышать их, что способствует развитию, росту.
Значит, с одной стороны, формирование репертуара должно соотносится с
общим направлением, создающим творческое лицо коллектива, с другой – с
возможностями роста обучающихся, их творческой индивидуальности.
Репертуар можно формировать по принципу концертной программы,
т.е.
несколько
номеров,
объединенных
единой
темой,
способных
вместе
составить не менее чем отделение концерта. Концертный репертуар должен
оставаться в то же время учебным, способствовать развитию и закреплению
навыков исполнительства.
Особенно осторожно надо подходить к выбору репертуара в детском
оркестре (ансамбле) русских народных инструментов. В репертуар, прежде
всего,
включается
русская
народная
музыка.
Народная
песня
является
источником классической музыкальной культуры – незаменимое средство
развития
основных
музыкальных
способностей
учащихся.
Без
нее
невозможно
направленное
музыкальное
воспитание.
Такие
качества
народной песни, как четкость ритмического рисунка, повторность небольших
по
размерам
мотивов,
куплетность
и
вариационность
форм
делают
ее
исключительно ценным материалом в музыкальном воспитании учащихся
различных возрастов. Являясь по преимуществу искусством, так называемых
малых жанров, русская народная музыка, с ее не отличающимися большой
психологической
сложностью
музыкальными
образами,
она
доходчива
и
проста
для
восприятия.
В
то
же
время,
эта
музыка
не
страдает
примитивизмом:
ей
чужды
элементы
упрощенчества,
лишенные
содержательности внешние эффекты, простая иллюстративность.
Другой
важнейшей
воспитательной
задачей
репертуара
школьного
коллектива
народных
инструментов
является
неуклонное
развитие
и
совершенствование музыкально-образное мышление участников коллектива,
их
творческой
активности,
а
также
обогащение
интонационного
слушательского опыта. Это возможно только через обновление и расширение
музыкального материала. Огромнейшие фонды классической музыки могут
стать
одним
из
значительных
источников
формирования
репертуара.
Отличаясь
глубиной
содержания,
произведения
русской
и
зарубежной
классики значительно обогащают художественный вкус обучающихся. При
выборе таких пьес нужно особенно внимательно изучить характер и качество
инструментовки.
Качество
инструментовки
влияет
на
художественные
достоинства исполняемого произведения, музыка классического репертуара
должна быть узнаваема на слух.
Необходимость тщательного отбора инструментовок вызвана и тем, что
эти
произведения
хорошо
известны
широкой
слушательской
аудитории.
Выносить такие пьесы на суд слушателей можно поэтому лишь тогда, когда
они не только технически хорошо отработаны, но и свидетельствуют об
оригинальной творческой трактовке.
Произведения, включаемые в репертуар коллектива, должны отличаться
интонационной конкретностью музыкального языка, особой наглядностью
художественных
образов,
выразительностью.
В
значительной
мере
этим
требованиям отвечают сочинения, созданные композиторами специально для
коллективов русских народных инструментов.
Для учебной работы лучше всего брать легкие пьесы, мелодичные
народные песни и танцы в легкой обработке, а также популярные пьесы,
написанные для детей. Эти пьесы с интересом играются учащимися и не
представляют,
как
правило,
больших
технических
и
художественных
трудностей.
На
практике
проблему
учебного
репертуара
приходится
решать
в
основном
в
первый
период
работы,
когда
участники
овладевают
инструментом,
вырабатывают
навыки
коллективной
игры,
когда
устанавливается
тесное
взаимопонимание
между
участниками
и
руководителем. В дальнейшем репетиции строятся на разучивании таких
пьес, которые составят концертный репертуар коллектива.
Основным
требованием
к
подбору
музыкальных
произведений
в
коллективе, как уже отмечалось, является их художественная и эстетическая
ценность.
Это
обусловлено
тем,
что
творческая
деятельность
вообще
и
воспитательная функция музыкального исполнительства, в частности, могут
б ыт ь
ус пе шно
о суще с т вле ны
лишь
в
проце с с е
ра б от ы
н а д
высокохудожественными
произведениями.
Подлинно
художественные
произведения
значительно
сильнее
пробуждают
эмоции
учащихся:
содержание
музыки
вызывает
интерес,
обостряет
восприятие
детей,
пробуждает их творческие способности.
Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара –
его
педагогическая
целесообразность,
т.е.
он
должен
способствовать
решению
конкретных
учебно-воспитательных
задач,
соответствовать
методическим требованиям на определенных этапах музыкальной подготовки
обучающихся.
Исполняемый
репертуар
должен
в ы р а б ат ы ват ь
исполнительские
навыки
и
навыки
коллективной
игры,
которые
тесно
взаимосвязаны между собой. И поскольку приобрести различные навыки на
однотипном
материале
невозможно,
в
учебную
(исполнительскую)
программу включаются разнохарактерные произведения.
Так
же при формировании репертуара не последнее место занимает
принцип
заинтересованности.
При
подборе
музыкальных
произведений
важно учитывать желания обучающихся: решение воспитательных и учебных
задач значительно облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у
детей.
Не
менее
важное
значение
при
подборе
репертуара
имеет
постепенность его усложнения в соответствии с музыкальным и техническим
развитием
учащихся.
Путь
от
простого
к
сложному
–
главный
принцип
приобщения обучающихся разного уровня подготовленности к музыкальному
искусству. Сложность разучиваемых произведений наращивается постепенно,
последовательно и непрерывно, что, в конечном итоге, приводит к заметному
росту исполнительского уровня коллектива.
Таким образом, проблема репертуара всегда была основополагающей в
художественном
творчестве.
С
репертуаром
связана
не
только
художественная
направленность
искусства,
но
и
сам
стиль
исполнения.
Репертуар школьного коллектива всегда должен быть нацелен на перспективу,
его постоянно надо в определенном смысле одолевать.
Репертуар предсказывает будущее коллектива. Потому формирование
репертуара дело не просто ответственное, оно определяет всю деятельность
коллектива.
На
различных
конкурсах,
фестивалях
высоко
оценивается
оригинальность, сохранение местных народных исполнительских традиций, а
сам
подбор
репертуара
требует
от
руководителя
четкого
перспективного
видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы,
которая
обеспечивает
решение
единых
художественно-творческих
и
воспитательных задач.