Напоминание

"Великому земляку посвящается"


Автор: Путилова Екатерина Константиновна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им.С.В.Рахманинова", г. Старая Русса
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: Сценарий концерта, посвященного 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова
Тема: "Великому земляку посвящается"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сценарий юбилейного концерта «Великому земляку

посвящается»

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отметить юбилей, 150 летнюю

годовщину со дня рождения

1.

Великого русского композитора, чья музыка известна, понятна и любима

во всем мире (фото)

2.

Лучшего пианиста мира – и эту планку он удерживал в течении 30 лет

(фото)

3.Великолепного дирижера (фото).

А мы с вами вправе испытывать особую гордость – ведь С. В. Рахманинов –

наш земляк.

Мы рады, что на нашем праздничном вечере присутствует заслуженнный

работник культуры, основатель музея композиторов- земляков, исследователь

жизни и творчества С. В. Рахманинова Валерий Васильевич Демидов. И с

большим удовольствием хотим предоставить ему приветственное слово.

А родился он в имении Семеново,2 апреля, 1873 года недалеко от нашего

города .

Именно здесь его крестили в близлежащей церкви Косьмы и Домиана,

именно здесь его купали в первый раз и называли просто Сереженька.

( На фоне музыки 4 минуты - виды Семеново – 7 фото по щелчку)

(Звучит этюд – картина соль минор в исполнении Арины Майстренко)

Имение Семеново принадлежало его матери, Любови Петровны

Рахманиновой (фото матери), его она получила в качестве приданого от

своего отца, Петра Ивановича Бутакова (фото бабушки и дедушки), который

несколько лет был директором кадетского корпуса и преподавал там

историю. Вот бабушка Сережи, Софья Александровна. Кроме имения

Семеново ей еще принадлежали деревни Новые Дегтяри, Чириковщина,

Кошели. Все они находились неподалеку.

А теперь давайте представим себе, что мы находимся в Семеново в конце 19

века…

Очень красива природа этих мест – холмистая, с густыми лесами,

ухоженными полями.

(романс «Здесь хорошо»в исполнении С. Никитиной и Н. Повидыш на экране

– видео А. Нетребко)

1

В то время население, в основном, проживало не в городах, а именно в

сельской местности. Сейчас трудно представить, но когда – то это был

густонаселенный край, было много деревень, где крестьяне растили детей,

занимались земледелием и лесом. Это был трудолюбивый народ, люди в

районе знали друг друга в лицо, отмечали праздники все деревней, часто

ездили на лошадях в другие деревни по делам и просто в гости.

А что же представляло собой имение Семеново?

Фрагмент фильма Н. Басмановой.

Музыкальностью отличалась вся семья Рахманиновых. Вот дед и бабушка по

линии отца (фото) – Варвара Васильевна и Василий Аркадьевич, который

был отличным пианистом, учеником Дж. Фильда, участвовал в

благотворительных концертах, сочинял романсы и пьесы. Из всех его детей

самым одаренным был Василий Аркадьевич, отец С.В. Рахманинова (фото).

Характер у него был словно соткан из противоречий – добрый, любил купать

детей, только он мог утешить плачущего ребенка. С другой стороны

ветреный, беспечный, он не умел управлять хозяйством – все это привело к

тому, что семья Рахманиновых разорилась. На лошадях до Ст. Руссы, а

потом – по Ильмень озеру семья переезжает под Новгород в имение Онег.

Так закончился такой недолгий период жизни С.В. Рахманинова на

старорусской земле.

Звучит концерт 2 ч. В исполнении Путиловой Даши..

Детство С. Рахманинова прошло в имении Онег (фото Онег 3 по щелчку).

Самые теплые впечатления детства - о бабушке, Софьей Александровной

Бутаковой, которая очень любила внука , часто брала его с собой в

монастырь на службу, где прекрасное пение хора помогало выстаивать

службу, а церковные колокола смягчали усталость. Глубокие впечатления

детства, колокольные звоны, нежные краски Волхова – все это оживет в его

произведениях.

Звучит «Элегия» в исполнении Алины Груничевой.(видео на фоне игры)

И вот

Сереже 11 лет (фото),его отдают учиться в Петербургскую

консерваторию. Большой город вскружил мальчику голову. Строгого

контроля не было и он с большим удовольствием пропускал занятия – ведь

так интересно было часами кататься на коньках. А чтобы были деньги на

каток – экономил на завтраках или на трамвае(ездил на подножке, чтобы не

покупать билет). Когда приезжала мама – бежал бегом исправлять оценки в

дневнике. Так дальше продолжаться не могло. И кто знает, как сложилась бы

судьба Рахманинова, если бы на его пути не встретился замечательный

2

человек, музыкант, лучший педагог Москвы, Николай Сергеевич Зверев

(фото). У него постоянно проживали по 3 – 4 воспитанника, которых он

воспитывал как собственных детей – кормил, одевал, обувал, возил на юг на

отдых, но, главное - учил. И школа это была с жесткой дисциплиной.

Великолепный воспитатель, он смог из ленивого и шаловливого Сергея

вырастить трудоспособного, дисциплинированного, честного человека.

Заканчивая консерваторию как пианист в 18 лет (фото), через год он

блестяще с золотой медалью заканчивает ее и как композитор. Его

учителями были Александр Ильич Зилотти (ф–но) (фото), Антон

Степанович Аренский (фото), Сергей Иванович Танеев (фото). На фоне

многих своих талантливых студентов С. Рахманинов выделялся своей

сказочной одаренностью. А. Б.Гольденвейзер вспоминает «О каком бы

музыкальном

произведении

ни

заговорили,

если

Рахманинов

его

слышал, а тем более если оно ему понравилось, он играл его так, как

будто это произведение было им выучено. Таких феноменальных

способностей мне не случалось в жизни встречать больше ни у кого, и

только приходилось читать нечто подобное о способностях В. Моцарта».

Известен случай, когда С. И. Танеев

захотел продемонстрировать

способность своего ученика сразу схватывать услышанную музыку. И

когда Глазунов пришел к нему в гости и сыграл 1 часть своей только что

написанной симфонии, С.И. Танеев привел из соседней комнаты С.

Рахманинова, представил его как автора тоже только что написанной

симфонии.

Рахманинов

сел

и

сыграл…

первую

часть

симфонии

Глазунова.

Глазунов

удивился

и

спросил

«Где

же

Вы

с

ней

познакомились, я ведь никому ее не показывал, никому не играл ее?» А

Танеев говорит – « Он у меня сидел в спальне, я его там запер».

Концертную деятельность С. В. Рахманинов начинает еще студентом

консерватории и не только как пианист, но и автор собственных

произведений. На каникулах он часто посещает Новгород, а еще очень

любит ездить в Ивановку, к своим родственникам(фото Ивановки).

…» Для Сатиных в Ивановке я написал прелюдию до диез минор. Я часто

слышал звон церковных колоколов и однажды это прелюдия просто пришла

мне в голову и я ее записал. Мелодия эта так прочно засела у меня в голове,

что я не мог от нее избавиться, хоть и пытался, а мне не было еще и 19…».

Прелюдия - это первое обращение к образу колокольного звона.

Настойчивое повторение 3 звуков в низком регистре звучит как грозный,

тревожный набат (фото прелюдии).

(Прелюдия до диез минор в исполнении Анастасии Игнатьевой).

3

И вот С. Рахманинов достигает большой известности и популярности не

только в России, но и за рубежом как композитор и исполнитель.

В сложное и смутное для России время, в 1917 году, в разгар гражданской

войны и революций, С. Рахманинов уезжает на гастроли в Скандинавию, а

затем в Америку. Он не думал, что уезжает навсегда. 25 лет Рахманинов

прожил за границей и это были годы оглушительного успеха во всем мире.

« Я никогда не мог решить – каково мое подлинное призвание – композитор,

пианист или дирижер?» Рахманинова считают лучшим пианистом мира

(фото).

Григорий Коган – «Из всех слышанных мной пианистов я ставлю на первое

место Рахманинова – его единственного я могу назвать гением, все

остальные не более чем таланты» (фото).

Муки любви» в исполнении А. Игнатьевой).

Один английский критик писал «Нам не оставалось ничего, кроме как

поблагодарить свою счастливую звезду за то, что мы живем вместе с

Рахманиновым и слышим как он создает этот шедевр силой своего гения. Это

был день понимания гения гением.». Рахманинов – исполнитель, он был при

жизни легендой, так и остался легендой поныне. Любой рассказ очевидцев о

его игре – бледный пересказ какое это было на самом деле чудо (фото).

« Рапсодия на тему Паганини» в исполнении Марии Язьковой.

Марина Герральдовна

К юбилею композитора прошел конкурс творческих работ среди учащихся

музыкальных школ и школ искусств на тему "Что для меня значит музыка

Рахманинова"и нам очень приятно наградить сегодня победителей конкурса

сочинений (14 участников).

Музыкальный подарок – «

Итальянская полька» в исполнении Е. Чертковой и

Ангелины Сидоровой.

Не удивительно то, что С. Рахманинов наиболее полно раскрыл себя в

фортепианном творчестве (фото за роялем), любил инструмент, знал самые

сокровенные струнки его души. Им написаны произведения крупной формы

(4 концерта, 2 сонаты, 2 цикла вариаций) и малой формы (фото).

Послушаем « Этюд – картину» ре минор в исполнении А. Игнатьевой.

Марина Геральдовна – Награждение художников.

4

« …Прямо в сердце. Я пытаюсь писать музыку прямо в ваше сердце, не

касаясь разума. Вы должны расслабиться, увлечься музыкой, настроиться на

прослушивание. Если вы не знаете меня – послушайте мою музыку!» (фото).

Подарок для художников - «Этюд – картина» фа диез минор в исп. Алены

Поповой.

По своей популярности фортепианное творчество соперничает с вокальным

(фото у рояля). Рахманинов написал около 80 романсов. Большинство из них

написаны на тексты русских поэтов – лириков 19 – 20 века (Пушкин,

Кольцов, Шевченко). Особую роль играет мелодия. Огромная роль отводится

аккомпанементу.

В исполнении С. Никитиной и Н. Повидыш послушаем романс «Полюбила я

на печаль свою».

« Не ему, певцу, надо петь, а аккомпаниатору на рояле» - повторял Рахм.

Аккомпанемент требует от пианиста большого звукового и технического

мастерства. Вокал и аккомпанемент сливаются воедино, образуя прекрасный

ансамбль (фото за столом).

Слушаем романс «Я жду тебя» (Н. Повидыш и Никитина)

Расставание с родиной стало для С. Рахманинова трагическим фактом

биографии (фото на фоне нот).

Все, что было связано с Россией отзывалось болью в сердце Сергея

Васильевича, это чувствуется во всем его творчестве (фото в кабинете).

Уехав за границу, он на несколько лет утратил способность сочинять,

занимался только концертной деятельностью, но никогда не утрачивал связей

с Россией, много помогал знакомым и незнакомым людям, особенно в годы

войны в 1941 году.

Из дневника строчки, которые он посвящает детям… (фото с двумя внуками,

и фото с дочерьми).

«…Я редко думаю о том, что моя работа успешна. Меня мучает моя печаль…

Есть и другое бремя, которое в молодости я не ведал – у меня нет родины.

Вы, наверно, знаете, что я вынужден был покинуть родину, где я боролся,

страдал и где добился большого успеха. Теперь весь мир открыт для меня.

Успех ждет меня повсюду. Но лишь одна страна и только она остается для

меня родиной. Это моя страна. Там я родился. У меня есть музыка, мои

воспоминания, которыми я делюсь с вами, мои дорогие дочери и ваши дети.»

« Вокализ С. В. Рахманинова – одно из самых популярных произведений.

Написанный для голоса,( он посвятил его великой певице Антонине

5

Васильевне Неждановой) (фото), он часто звучит в инструментальных

обработках.

Мы послушаем его в исполнении ансамбля скрипачей нашей школы .

Хор выходит на сцену пока я представляю Н. Б. Басманову, предоставляю ей

слово.

В исполнении образцового хора нашей школы послушаем «Ангел» и

«Весенние воды».

« В чем сила и жизненность музыки Рахманинова? Почему она так волнует

миллионы людей? Сочинения Рахманинова содержат в себе простые , но

возвышенные и сильные чувства – любовь, восторг перед красотой мира,

радость, скорбь и веру. Что музыка открыто обращена к человеку, к

самому откровенному в нем, и всегда исполнена вдохновения. Сила и

гордость Русской музыки – Сергей Васильевич Рахманинов будет всегда

жить в истории отечественного и мирового искусства.

Мы благодарим всех участников нашего вечера, всех вас, кто пришел к нам

за внимание и любовь к нашему великому земляку!.

6



В раздел образования