Автор: Новикова Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 34 при УлГУ"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Разработка деловой игры для учителей
Тема: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей, через технологии учебных проектов»
Раздел: начальное образование
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей, через технологии
учебных проектов»
-Добрый день, коллеги! Работу предлагаю начать с высказывания Антуана де
Сент-Экзюпери «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы –
пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие
нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и
препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило». Я проведу своё
выступление не в форме доклада, снабжая вас готовыми формулами,
предлагаю провести дискуссию на заданную тему. Давай те начнем с азов.
1 вопрос
- Как вы объясните, что такое проект?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием
творческого продукта.
Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских
потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его
помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого,
позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном
процессе.
(слайд)
Отсюда возникает вопрос.
2 вопрос
-Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
Проектное обучение является дополнением урочной системы организации
учебного
процесса
новой
формой
деятельности
учащихся,
где
они
погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать
свои мысли, применяют знания на практике.
Проектные работы детей
представляют собой один из способов контроля учащихся, которому
придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный
самостоятельный
творческий
поиск
является
показателем
глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.
3 вопрос
-Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной
деятельности?
В процессе проектной деятельности у детей формируются умения:
Умение в решении проблем:
ставить цель, планировать деятельность,
оценивать ход и результат своей деятельности.
Исследовательские умения: генерировать идеи, выбирать лучшее решение.
Информационные: самостоятельно осуществлять поиск, сбор, сохранение
информации.
Технологические умения:
понять инструкцию, описание технологии,
алгоритма деятельности, действовать согласно инструкции.
Коммуникативные:
общаться
в
группах,
оформлять
необходимые
документы, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в
диалоге и в публичном выступлении.
Презентационные умения:
выступать перед аудиторией, использовать
средства передачи информации.
Рефлексивные умения:
отвечать на вопросы: «Чему я научился?»,
адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
4 вопрос
-Как вы думаете, какие роли могут выполнять участники проектной
деятельности: учитель, ученик и родители?
Роль учителя при выполнении проекта – помощник. Учитель консультирует,
мотивирует, наблюдает.
Ученик на всех этапах является субъектом познавательной деятельности,
выбирает, принимает решения, выстраивает систему взаимоотношений с
людьми, оценивает «чужой продукт», продукт своей деятельности и себя в
процессе этой деятельности.
Родитель выступают в роли помощников, не брать на себя выполнение
работы детей над проектом, проявить заинтересованность, помочь советом,
сбором информации.
(слайд)
5 вопрос
-Как выдумаете, по каким критериям можно оценить успех проектной
деятельности детей?
Достижение конечного результата.
Овладение учащимися учебными умениями, связанными с приёмами
самостоятельного приобретения знаний.
Сплочённость участников команды.
Получение полного и глубокого удовлетворения от сделанного.
Уверенность детей в том, что они могут создавать продукт, востребованный
для них и других людей.
Итог
Наиболее оптимальными формами организации проектной деятельности в
начальной школе в гимназии являются предметные олимпиады и конкурсы,
предметные недели, школьная конференция проектно-исследовательских
работ «Я открываю мир».
Эффективность деятельности педагогов начального обучения отражена в
достижениях учащихся
С сентября 2008 в нашей гимназии действует НОУ учащихся начальной
школы «СОВА». (Спросите Ответим Всё Абсолютно).
Цель НОУ «Сова» - дать ребёнку возможность развить свои способности в
самостоятельной
творческой
деятельности
с
учетом
индивидуальных
склонностей и особенностей.
НОУ «СОВА» объединяет более
200
учащихся, руководят работой юных исследователей 15 педагогов. С 2007 по
2019 года подготовлено
более 240 работ, которые составляют «банк»
проектно-исследовательских работ учащихся. С 2010 года на базе нашей
гимназии проводится заключительный этап Конкурса «Малая академия».
С гордостью можем сказать, что учащиеся нашей гимназии принимают
участие и становятся победителями муниципальных и региональных
конкурсов.
Итогом этой
систематической, слаженной работы наших
учителей становятся работы обучающихся, получение поощрений, грамот и
наград. (фото). Абдульманова Г.А., Светова И.Е., Качалов Серафим.