Автор: Дырнов Владимир Александрович
Должность: Учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 11
Населённый пункт: село Серебрянка г. Нижний Тагил
Наименование материала: Исправление ошибок в школьных учебниках "БИОЛОГИЯ" за 5 класс В.В. Пасечник
Тема: «Ошибки в учебнике «БИОЛОГИЯ» в 5 классе или доверяй, но проверяй»
Раздел: среднее образование
ПОСОБИЕ ШКОЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
«Исправление ошибок в учебнике «БИОЛОГИЯ» 5 класса
или доверяй, но проверяй».
Описание материала
Большое количество ошибочной или ложной информации в учебниках по
биологии 5 класса. Единичную ошибку можно понять и исправить в ходе урока.
Но когда таких ошибок несколько в каждом учебнике, то необходима
систематическая работа по исправлению недостоверной, а иногда и ложной
информации. Давайте обратимся к простейшей статистике. Если в учебнике
всего одна неясность или
ошибка, но её восприняло как истину около
миллиона пятиклассников, то сколько человек введено в заблуждение? -
Правильно, около миллиона. А если ошибок несколько - то их вред возрастает
пропорционально.
Речь пока только о школьном учебнике «БИОЛОГИЯ» 5 класса под
редакцией В.В. Пасечника , Москва, Просвещение,2023 год.
Учебник
очень
хороший,
доступен
для
понимания,
с
интересными
историческими
справками
и
дополнениями.
Оформление,
рисунки
и
фотографии прекрасны. Видно, что авторы вложили в него много труда.
Тем досаднее видеть в нём, мягко говоря «ляпы», которые преподносятся
обучаемым
как
истина.
Исходя
из
вышеизложенного,
необходимо
проанализировать содержание школьных учебников по биологии с 5 по 11
классы. Затем довести до преподавательского состава школ о встречающейся
сомнительной
информации
и
предложить
преподавателям
методы
исправления ошибок в учебнике и доведения достоверных фактов
до
обучаемых.
Содержание материала
Материал
содержит
подробную
информацию
для
школьных
преподавателей биологии в пятых классах о недостоверных фактах изложенных
в учебнике «Биология» пятого класса.
Цель
1. Довести до школьных учителей биологии факты
сомнительной
или
недостоверной информации в учебнике «Биология» 5 класс
2. Подробно проанализировать содержание недостоверной информации
3. Предложить варианты исправления ложной информации на достоверную.
4. Довести до обучаемых достоверную информацию.
Задачи
1. Обучить преподавателей способам проверки сомнительной информации.
2. Предложить преподавателям способы и методы исправления замеченных
ошибок в учебнике совместно с обучаемыми.
3. Привить обучаемым первоначальные навыки анализа изучаемого материала
и исследовательской деятельности при проверке возникновении сомнения в
достоверности этого материала.
4. В конечном итоге довести до обучаемых достоверную информацию.
Предлагаю методику исправления замеченных ошибок или сомнительной
информации в учебнике построить на принципе их изучения и исправления
совместно с обучаемыми. Принцип метода исправления ошибок совместно с
обучаемыми не только усилит интерес обучаемых к изучаемому предмету, но
будет развивать у обучаемых способности и навыки к исследовательской
работе. А навыки исследовательской работы - основа воспитания будущих
научных сотрудников во всех отраслях человеческой деятельности. Результаты
своих поисков буду регулярно доводить до читателей.
Рекомендация: 1. Пособие использовать на плановых занятиях с учениками
пятого класса и при работе в профильном кружке «Биология» с учениками 5 - 6
классов.
2. Время разбора одной ошибки в учебнике на уроке от 3 до 5 минут при
активном участии преподавателя биологии.
3. Время для разбора одной ошибки в учебнике при работе в профильном
кружке
«Биология»
устанавливает
преподаватель.
Роль
преподавателя
заключается
в
помощи
обучаемым
выбора
направления
и
способа
исследования ошибки и уточнения вывода.
Обучаемые исследование
и
выводы делают максимально самостоятельно.
Ошибки и методы их устранение
Учебник «БИОЛОГИЯ» 5 класс
Ошибка (недостоверная информация) №1 :В параграфе 7 учебника на стр.
47 в рис.28 изображена табличная форма представления данных «Химический
состав клетки в процентах ( %)». Указываемые цифры в таблицах состава чего-
либо всегда должны в конечном итоге составлять 100%. Иначе в таблице что-то
недосчитали - каких либо химических элементов. Смотрим таблицу в учебнике
и считаем сначала проценты химический состава по минимуму воды в клетке.
Следовательно, при минимуме воды в клетке мы берём максимум других
химических веществ в ней.
Простейшая арифметика:
вода - 40% +
минеральные соли - 1,5% + углеводы - 2% + белки - 20% + жиры - 5% +
нуклеиновые кислоты2% = 70,5% ? Где ещё 29,5 % ? Теперь считаем в этой же
таблице хим. состав клетки уже по максимуму воды и минимуму остальных
веществ: вода - 95% + минеральные соли - 1% + углеводы - 0,2% + белки - 10% +
жиры - 1% + нуклеиновые кислоты 1% = 108,2% ? Откуда взялись ещё 8,5%?
Пустяк, ведь это только пример как отражается научный материал в таблице? -
А вот и нет!. Эти же цифры отражены в учебнике биологии 6-го класса. Но там
уже конкретно рассказывают о химическом составе клетки и эти цифры уже
конкретны и «научны».
Решение проблемы 1 (методика):
- довести до обучаемых правило составления таблиц в процентном исчислении,
обратив особое внимание на то, что итоговая цифра общего процентного
содержания всегда должна быть равна 100%;
- предложить
обучаемым самим совместно с преподавателем составить
таблицу содержания химических веществ со 100% содержанием веществ.
Пример правильного расчёта содержания химических веществ в клетке: вода -
71% + минеральные соли - 1,5% + углеводы 2% + белки 19,5 % + жиры 4% +
нуклеиновые кислоты 2% = 100%.
Вывод: Самостоятельное составления таблицы обучаемыми закрепит у него
теоретические и практические знания и умения. Следовательно, обучаемые в
пятом классе способны вполне самостоятельно произвести расчёты и составить
правильно таблицу согласно научным требованиям - тем более, что изучение
таблиц, графиков, диаграмм как раз является составной частью темы данного
параграфа.
Ошибка (недостоверная информация) № 2: В параграфе 9 на стр. 63 этого
же учебника сказано, что англичанин Роберт Гук насчитал с помощью своего
микроскопа на одном квадратном дюйме среза коры пробкового дуба 125 млн.
клеток. Информация вызывает сомнение - уж очень цифры большие.
Решение проблемы (методика) № 2
Проверим эту сказку для школьников с помощью простейшей арифметики.
Сначала переведём квадратные дюймы в систему СИ и получим 625
квадратных миллиметра. Теперь возьмём наименьший размер растительной
клетки - 10 микрон (но это не значит, что клетка коры пробкового дуба такого
малого размера - просто стараюсь хоть как-то «подогнать» ответ под
утверждение автора). Итак, 10 микрон - это 0,01 мм. Посчитаем количество
растительных клеток наименьшего размера на площади в 1 квадратный
миллиметр: - 100 клеток умножим на 100 клеток (длину и ширину сторон
миллиметрового квадрата) и получим 10 000 клеток на одном квадратном
миллиметре. Далее умножим 10 000 клеток на 625 мм. Квадратных, то получим
6 250 000 (шесть миллионов двести пятьдесят тысяч) клеток на одном
квадратном дюйме. Где разместить обозначенные ещё 119 250 000 клеток?
Немного продолжим наши арифметические исследования и гипотетически
уменьшим размер растительной клетки в 20 раз. (Да простят меня биологи). И
только тогда получим цифру в 125 млн.250 000 на 1 квадратный дюйм. Но такие
малые размеры более подходят к бактериям, чем к растительным клеткам.
Выводы: 1. На площади в один квадратный дюйм можно разместить в один
слой не более 6 250 000 клеток.
2. Полагаю, что обучаемым надо дать задание посчитать количество клеток на
одном квадратном дюйме. Размер растительных клеток взять наименьший -
т.е. 10 микрон.
3. Совместно с обучаемыми выдвинуть несколько гипотез появления таких
больших цифр количества клеток в коре пробкового дуба на одном квадратном
дюйме.
Гипотеза №1 - произошла ошибка при переводе, но информацию
не проверили при составлении учебника. Гипотеза №2 - Гук вряд ли мог
сделать срез коры пробкового дуба настолько тонким, что он по толщине
представлял собой плёнку толщиной в одну клетку. Скорее всего сделал срез
коры дуба толщиной более чем в 20 слоёв. Вероятно, если эти слои были
частично прозрачны, то изобретатель микроскопа Гук насчитал 125 миллионов
клеток не на площади в один квадратный дюйм, а в объёме, где две стороны
были по одному квадратному дюйму, а толщина была неизвестна - но,
несомненно, в несколько слоёв клеток.
4. Такое исследование информации совместно с обучаемыми развивает их
аналитические способности.
Ошибка (недостоверная информация)№ 3. В параграфе № 18, стр.115. В
первом сверху абзаце утверждается, что плодородие почвы в естественной
природной среде определяется по количеству и массе всех живых растений на
1 га. . При этом обозначена ссылка рис. 89 на этой же странице. По мнению
автора
на
этом
рисунке
изображено
что-то
такое,
что
убедительно
свидетельствует о плодородии почвы относительно живых растений. На самом
деле на рис. 89 изображена почвенная среда животного мира.
Такое
несоответствие рисунка ссылке на него способно вызвать недоумение не
только у обучаемых, но и у преподавателя.
Решение проблемы №3.
Совместно с обучаемыми исследуем причину
ошибки, помогаем ученикам прийти к выводу о том невнимательность стала
причиной ошибки.
Выводы: - При работе с ответственными документами, текстами, литературой
и учебниками необходима максимальная внимательность и контрольная
перепроверка.
- Таким образом преподаватель воспитывает и вырабатывает у обучаемых
внимательное
и
ответственное
отношение
к
работе
с
документами,
литературой, учебниками.
Ошибка (противоречивая информация) № 4. Параграф в этом же учебнике
«ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ» - во втором абзаце сверху сказано «Воде присущи
такие свойства как прозрачность, высокая плотность,
теплоёмкость
-
способность быстро нагреваться и долго удерживать тепло. И в этом же
параграфе на стр.104 про воду сказано : «.. колебания температуры в водной
среде не бывают резкими. Это связано с высокой теплоёмкостью воды. Она
медленно нагревается
и поглощает много тепла ...» . В результате перед
обучаемыми встаёт задача - какому утверждению автора учебника поверить и
на какой странице сказана правда а не плод фантазии - ведь в одном
утверждении
говорится
что
вода
быстро
нагревается,
а
во
втором
утверждении говорится, что вода медленно нагревается. Так где же правда?
Ведь физику пятиклассники ещё не проходили.
Решение проблемы №4: Преподаватель обязательно сообщает обучаемым о
том, что чем больше теплоёмкость вещества, тем больше времени необходимо
на его нагрев и остывание. Следовательно, верно утверждение, что вода
медленно
нагревается
и
медленно
остывает
благодаря
своей
высокой
теплоёмкости. Вывод: Учителю в таком случае надо обязательно прояснить
ситуацию, а не
пустить на самотёк - выводы обучаемые могут сделать
совершенно противоположные от истины.
Общие выводы: Вряд ли учителю стоит «пройти мимо» таких несоответствий
в учебнике. Наоборот - необходимо заострять
внимание учеников путём
предложения всегда выяснять непонятные или сомнительные (по мнению
обучаемых) факты или информацию. Такой
подход будет вырабатывать у
обучаемых способность критического подхода к получаемой информации и
будет способствовать развитию у обучаемых исследовательской деятельности.
А исследовательская деятельность является прямым путём как
развитию
интереса к познаваемому предмету, так и к новым научным открытиям.
Продолжение следует.