Напоминание

"ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ"


Автор: Павлова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Павлова Ольга Юрьевна

преподаватель

МБУ ДО «ДШИ № 1» г. Нижний Тагил

Понятие муниципального стратегического образования в сфере

культуры

Сфера

культуры

является

сложной

социально-экономической

подсистемой общества, связанной с ее другими подсистемами множеством

явных

и

неявных

связей,

которые

включают

культурную

деятельность

в

общественно-политическую

и

финансовую

жизнь

государства.

В

профессионально-управленческом

и

научно-теоретическом

плане

культура

предстает как некое пространство, входящее в сферы духовную, социальную,

экономическую.

В

экономическом

понятии

сфера

культура

относится

к

непроизводственной или нематериальной сфере производства, к третичному

сектору

народного

хозяйства-сфере

услуг,

являющейся

составной

частью

народнохозяйственного

комплекса,

а

значит

входит

в

общую

систему

экономических

отношений,

подчиняется

общим

экономическим

законам,

господствующим в данном обществе.

Рассматривать сферу культуры как самостоятельную систему позволяет

наличие у нее следующих черт:

-целенаправленность и управляемость, наличие у всех ее элементов

общих целей и назначения;

- с оч е т а н и е

ц е н т р а л и зо ва н н о го

н ач а л а

в

у п р а вл е н и и

с

самостоятельностью

элементов,

осуществляющих

культурнодосуговую

деятельность;

-большие размеры и неоднородность в составе системы;

-наличие

взаимообусловленных

связей

между

показателями,

характеризующими деятельность сферы культуры.

"Главные

особенности

системного

подхода

-

динамичность,

взаимодействие,

взаимозависимость

и

взаимосвязь

элементов

системы,

комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена".

Поэтому в качестве инструмента всестороннего исследования целесообразно

было использовать системный анализ, который позволил представить сферу

культуры, как целостный комплекс взаимосвязанных подсистем и элементов,

объединенных

единой

целью.

Объективная

характеристика

культуры

в

качестве

сложного

социально-экономического

организма

невозможна

без

научно

обоснованного

системного

подхода

к

ее

анализу.

Это

означает

необходимость всестороннего исследования проблемы культуры, раскрытия

ее составных элементов, выявления тесных взаимосвязей между ними, а

также диалектического взаимодействия с внешними условиями, с другими

отраслями социальной и материальной сферы, с народным хозяйством в

целом.

Понятие

"культура"

относится

к

числу

общеупотребительных

терминов, поэтому почти невозможно дать такое определение, которое бы

целиком исчерпало все содержание этого понятия. Следует согласиться с

профессором

А.И.Арнольдовым,

который

отмечает,

что:

"...

понятие

о

культуре в высшей степени сложно. Однако общая отсылка к трудности

определения культуры не исключает проблем, постоянной потребности в ее

анализе". В современной литературе и в обиходном общении насчитывается

до

500

значений

слова

"культура",

происходящего

от

латинского

-

"возделывание,

воспитание,

образование,

развитие,

почитание".

Однако

существует

два

основных

варианта

словоупотребления

этого

понятия:

ценностный и научно-описательный. В первом случае культурой называют

общепризнанную, положительную ценность стандартов и норм. Во втором

случае это понятие означает способ организации и развития человеческой

жизнедеятельности,

который

представлен

в

продуктах

материального

и

духовного труда, в духовных ценностях, в системе отношений людей.

Системный анализ в содержательном аспекте раскрывает особенности

различных видов культурной деятельности, специфику субъектов и объектов

-их интересы, цели, способы, результаты и иные компоненты, факторы и

условия,

отличающие

ее

от

других

видов

деятельности.

Одна

из

особенностей в том, что культурной деятельностью занимаются не только

организации сферы культуры и их работники, но и другие члены общества,

группы и формирования. Например, профессиональные и самодеятельные

художники,

различные

самоорганизующиеся

художественные,

творческие

студии,

музыкальные

ансамбли,

инициативные

группы,

занимающиеся

восстановлением и сохранением культурно-исторического наследия.

Понятие "субъект культурной деятельности", используется в данной

диссертационной работе в институциональном смысле, как юридическое или

физическое лицо, занимающиеся культурной деятельностью и вступающие в

различные отношения с другими лицами. К субъектам социально-культурной

деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты с

помощью

которых

осуществляется

накопление,

трансляция,

освоение

культурных

форм

общественной

жизни.

В

качестве

субъектов

могут

выступать:

система

управления

культуры

в

целом,

представленная

множеством различных органов управления; отдельный орган управления

социокультурной

деятельности;

то

или

иное

учреждение

культуры;

неформальная творческая организация; отдельный индивид или руководство

некоторой формальной или неформальной организации. Совокупность всех

таких субъектов культурной деятельности образует сферу культуры.

Государственные

органы

власти

на

федеральном,

региональном

и

муниципальном

уровне

занимают

одно

из

ведущих

мест

в

структуре

социально-культурных

институтов.

Они

выступают

как

полномочные

субъекты

разработки

и

проведения

в

жизнь

общегосударственной

и

региональной

социокультурной

политики,

эффективных

программ

социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Культурная политика означает совокупность концепций и принципов,

целей,

методов

регулирования

культурного

развития

и

выработку

соответствующих

институциональных

форм

организации

социально-

культурной

деятельности.

Ее

целью

является

стимулирование

процессов

самоорганизации

культурной

жизни,

создание

условий

для

саморазвития

культуры

с

помощью

оптимального

использования

экономических

механизмов,

материальных

и

человеческих

ресурсов,

что

предполагает

решение целого ряда задач среди которых:

развитие социально-культурных инициатив;

стимулирование творческой активности населения;

поддержка новых форм социокультурной деятельности;

ориентация культурной политики на приоритетные группы населения с

целью

обеспечения

"равных

возможностей"

и

реального

доступа

к

культурным ценностям.

"...Государственная

культурная

политика,

определяется

как

целенаправленная, социально санкционированная выработка и реализация

решений стратегического и тактического характера, связанных с текущими и

перспективными социально значимыми проблемами. Она предполагает два

базовых

направления:

воспроизводство

уже

сложившихся

социально

полезных

объектов

и

отношений;

разработку

и

включение

в

социально-

культурную сферу инноваций".

В условиях подлинной демократии политика не может быть отделена от

культуры, но не может и отождествляться с ней. Наоборот, следует видеть

своеобразие

каждой,

относительную

их

самостоятельность,

сложную

опосредо-ванность

их

целей

и

отношений.

Культура

способствует

политическому

решению

многообразных,

в

том

числе

и

глобальных

социальных проблем на гуманистических принципах. Будучи авторитарной,

культурная

политика

подавляла

духовную

свободу

человека,

порождала

аморфное,

интеллектуально-ограниченное

общество,

укрепляла

диктаторскую власть, необходимую для управления подобным обществом.

Преобразования, происходящие в современном российском обществе,

выдвигают

на

передний

план

проблемы

формирования

стратегического

мышления у субъектов социально-культурной деятельности и адекватных ей

навыков

целеполагания.

Главной

задачей

субъектов

сферы

культуры

становится прогнозирование и планирование развития культурной политики.

Ни

в

одной

отрасли

нет

такого

разнообразия

организаций

и

производимой ими "продукции" (духовное и материальное производство),

что

во

многом

отличает

сферу

культуры

от

других

сфер

и

отраслей

национальной

экономики.

Все

это

обуславливает

сложность

и

неопределенность,

что

порождает

большие

проблемы

в

ее

управлении.

"Неопределенность в системе - ситуация, когда полностью или частично

отсутствует

информация

о

возможных

состояниях

системы

и

внешней

среды...". В настоящее время, в экономической системе сферы культуры, роль

фактора неопределенности быстро возрастает. Среди социальных институтов

обслуживающих процесс культурной деятельности, есть группа сходных по

функциональному

назначению

организаций:

театры,

концертные

организации,

цирки,

выставочные

залы,

музеи,

архивы,

библиотеки,

кинотеатры, видео-салоны, клубные учреждения, парки культуры и отдыха,

детские

музыкальные

и

художественные

школы,

другие

организации

внешкольного

эстетического

образования.

А

также

предприятия

по

производству

грампластинок,

компакт-дисков

и

кассет,

киноаппаратуры,

музыкальных

инструментов,

различного

оборудования

для

организации

культуры,

киностудии,

реставрационные

мастерские,

за

которыми

закрепилось наименование - организации культуры. Организации культуры и

органы

управления

ими

образуют

отрасль

культуры.

Профессор

Г.М.

Галуцкий дает следующее понятие отрасли культуры: "...- это совокупность

предприятий и организаций, вырабатывающих однородную продукцию или

создающих одинаковые услуги непромышленного характера. Как правило,

предприятия

отрасли

имеют

аналогичную

техническую

оснащенность

и

технологические приемы, особый профессиональный состав кадров". В свою

очередь

отрасль

культуры

подразделяется

на

подотрасли

по

видам

конкретной

деятельности.

Однако

следует

заметить,

что

в

современных

экономических условиях в связи с децентрализацией управления и переходом

на

самофинансирование

организации

сферы

культуры

не

имеют

четких

отраслевых

признаков.

Получают

развитие

новые

типы

учреждений

и

организаций, которые используют одновременно многие формы деятельности

традиционно относившиеся к различным отраслям культуры.

Отдельные отрасли культуры и искусства могут иметь общие цели и,

отличаясь, друг от друга составом решаемых задач, техническими средствами

и методическими приемами, они, тем не менее, имеют много общего в

организации творческо-производственного процесса. Отличия между ними не

носят принципиального характера, в связи с чем возникает необходимость

уточнения понятий отрасль культуры и сфера культуры, которые до сих пор

не

получили

общей

обоснованной

трактовки.

Анализ

специальной

литературы

убеждает

в

том,

что

в

настоящее

время

отсутствует

единое

определение

понятия

сфера

культуры.

Существует

ряд

определений

в

которых делается упор на различные его аспекты и особенности, приводящие

к неопределенности границ понятия. Л.Якобсон так определяет содержание

понятия сфера культуры: "социально-культурная сфера включает народное

образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и

социальное

обеспечение.

Перечисленные

отрасли

роднит

прежде

всего

свойство непосредственно воздействовать на человеческую личность". По

мнению

Г.Л.Тульчинского:

"сфера

культуры

это

учреждения

культуры,

творческие союзы, инициативные группы, общественность".



В раздел образования