Автор: Павлова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБО ДО "ДШИ №1"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ"
Раздел: дополнительное образование
Павлова Ольга Юрьевна
преподаватель
МБУ ДО «ДШИ № 1» г. Нижний Тагил
Понятие муниципального стратегического образования в сфере
культуры
Сфера
культуры
является
сложной
социально-экономической
подсистемой общества, связанной с ее другими подсистемами множеством
явных
и
неявных
связей,
которые
включают
культурную
деятельность
в
общественно-политическую
и
финансовую
жизнь
государства.
В
профессионально-управленческом
и
научно-теоретическом
плане
культура
предстает как некое пространство, входящее в сферы духовную, социальную,
экономическую.
В
экономическом
понятии
сфера
культура
относится
к
непроизводственной или нематериальной сфере производства, к третичному
сектору
народного
хозяйства-сфере
услуг,
являющейся
составной
частью
народнохозяйственного
комплекса,
а
значит
входит
в
общую
систему
экономических
отношений,
подчиняется
общим
экономическим
законам,
господствующим в данном обществе.
Рассматривать сферу культуры как самостоятельную систему позволяет
наличие у нее следующих черт:
-целенаправленность и управляемость, наличие у всех ее элементов
общих целей и назначения;
- с оч е т а н и е
ц е н т р а л и зо ва н н о го
н ач а л а
в
у п р а вл е н и и
с
самостоятельностью
элементов,
осуществляющих
культурнодосуговую
деятельность;
-большие размеры и неоднородность в составе системы;
-наличие
взаимообусловленных
связей
между
показателями,
характеризующими деятельность сферы культуры.
"Главные
особенности
системного
подхода
-
динамичность,
взаимодействие,
взаимозависимость
и
взаимосвязь
элементов
системы,
комплексность, целостность, соподчиненность, выделение ведущего звена".
Поэтому в качестве инструмента всестороннего исследования целесообразно
было использовать системный анализ, который позволил представить сферу
культуры, как целостный комплекс взаимосвязанных подсистем и элементов,
объединенных
единой
целью.
Объективная
характеристика
культуры
в
качестве
сложного
социально-экономического
организма
невозможна
без
научно
обоснованного
системного
подхода
к
ее
анализу.
Это
означает
необходимость всестороннего исследования проблемы культуры, раскрытия
ее составных элементов, выявления тесных взаимосвязей между ними, а
также диалектического взаимодействия с внешними условиями, с другими
отраслями социальной и материальной сферы, с народным хозяйством в
целом.
Понятие
"культура"
относится
к
числу
общеупотребительных
терминов, поэтому почти невозможно дать такое определение, которое бы
целиком исчерпало все содержание этого понятия. Следует согласиться с
профессором
А.И.Арнольдовым,
который
отмечает,
что:
"...
понятие
о
культуре в высшей степени сложно. Однако общая отсылка к трудности
определения культуры не исключает проблем, постоянной потребности в ее
анализе". В современной литературе и в обиходном общении насчитывается
до
500
значений
слова
"культура",
происходящего
от
латинского
-
"возделывание,
воспитание,
образование,
развитие,
почитание".
Однако
существует
два
основных
варианта
словоупотребления
этого
понятия:
ценностный и научно-описательный. В первом случае культурой называют
общепризнанную, положительную ценность стандартов и норм. Во втором
случае это понятие означает способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности,
который
представлен
в
продуктах
материального
и
духовного труда, в духовных ценностях, в системе отношений людей.
Системный анализ в содержательном аспекте раскрывает особенности
различных видов культурной деятельности, специфику субъектов и объектов
-их интересы, цели, способы, результаты и иные компоненты, факторы и
условия,
отличающие
ее
от
других
видов
деятельности.
Одна
из
особенностей в том, что культурной деятельностью занимаются не только
организации сферы культуры и их работники, но и другие члены общества,
группы и формирования. Например, профессиональные и самодеятельные
художники,
различные
самоорганизующиеся
художественные,
творческие
студии,
музыкальные
ансамбли,
инициативные
группы,
занимающиеся
восстановлением и сохранением культурно-исторического наследия.
Понятие "субъект культурной деятельности", используется в данной
диссертационной работе в институциональном смысле, как юридическое или
физическое лицо, занимающиеся культурной деятельностью и вступающие в
различные отношения с другими лицами. К субъектам социально-культурной
деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты с
помощью
которых
осуществляется
накопление,
трансляция,
освоение
культурных
форм
общественной
жизни.
В
качестве
субъектов
могут
выступать:
система
управления
культуры
в
целом,
представленная
множеством различных органов управления; отдельный орган управления
социокультурной
деятельности;
то
или
иное
учреждение
культуры;
неформальная творческая организация; отдельный индивид или руководство
некоторой формальной или неформальной организации. Совокупность всех
таких субъектов культурной деятельности образует сферу культуры.
Государственные
органы
власти
на
федеральном,
региональном
и
муниципальном
уровне
занимают
одно
из
ведущих
мест
в
структуре
социально-культурных
институтов.
Они
выступают
как
полномочные
субъекты
разработки
и
проведения
в
жизнь
общегосударственной
и
региональной
социокультурной
политики,
эффективных
программ
социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.
Культурная политика означает совокупность концепций и принципов,
целей,
методов
регулирования
культурного
развития
и
выработку
соответствующих
институциональных
форм
организации
социально-
культурной
деятельности.
Ее
целью
является
стимулирование
процессов
самоорганизации
культурной
жизни,
создание
условий
для
саморазвития
культуры
с
помощью
оптимального
использования
экономических
механизмов,
материальных
и
человеческих
ресурсов,
что
предполагает
решение целого ряда задач среди которых:
развитие социально-культурных инициатив;
стимулирование творческой активности населения;
поддержка новых форм социокультурной деятельности;
ориентация культурной политики на приоритетные группы населения с
целью
обеспечения
"равных
возможностей"
и
реального
доступа
к
культурным ценностям.
"...Государственная
культурная
политика,
определяется
как
целенаправленная, социально санкционированная выработка и реализация
решений стратегического и тактического характера, связанных с текущими и
перспективными социально значимыми проблемами. Она предполагает два
базовых
направления:
воспроизводство
уже
сложившихся
социально
полезных
объектов
и
отношений;
разработку
и
включение
в
социально-
культурную сферу инноваций".
В условиях подлинной демократии политика не может быть отделена от
культуры, но не может и отождествляться с ней. Наоборот, следует видеть
своеобразие
каждой,
относительную
их
самостоятельность,
сложную
опосредо-ванность
их
целей
и
отношений.
Культура
способствует
политическому
решению
многообразных,
в
том
числе
и
глобальных
социальных проблем на гуманистических принципах. Будучи авторитарной,
культурная
политика
подавляла
духовную
свободу
человека,
порождала
аморфное,
интеллектуально-ограниченное
общество,
укрепляла
диктаторскую власть, необходимую для управления подобным обществом.
Преобразования, происходящие в современном российском обществе,
выдвигают
на
передний
план
проблемы
формирования
стратегического
мышления у субъектов социально-культурной деятельности и адекватных ей
навыков
целеполагания.
Главной
задачей
субъектов
сферы
культуры
становится прогнозирование и планирование развития культурной политики.
Ни
в
одной
отрасли
нет
такого
разнообразия
организаций
и
производимой ими "продукции" (духовное и материальное производство),
что
во
многом
отличает
сферу
культуры
от
других
сфер
и
отраслей
национальной
экономики.
Все
это
обуславливает
сложность
и
неопределенность,
что
порождает
большие
проблемы
в
ее
управлении.
"Неопределенность в системе - ситуация, когда полностью или частично
отсутствует
информация
о
возможных
состояниях
системы
и
внешней
среды...". В настоящее время, в экономической системе сферы культуры, роль
фактора неопределенности быстро возрастает. Среди социальных институтов
обслуживающих процесс культурной деятельности, есть группа сходных по
функциональному
назначению
организаций:
театры,
концертные
организации,
цирки,
выставочные
залы,
музеи,
архивы,
библиотеки,
кинотеатры, видео-салоны, клубные учреждения, парки культуры и отдыха,
детские
музыкальные
и
художественные
школы,
другие
организации
внешкольного
эстетического
образования.
А
также
предприятия
по
производству
грампластинок,
компакт-дисков
и
кассет,
киноаппаратуры,
музыкальных
инструментов,
различного
оборудования
для
организации
культуры,
киностудии,
реставрационные
мастерские,
за
которыми
закрепилось наименование - организации культуры. Организации культуры и
органы
управления
ими
образуют
отрасль
культуры.
Профессор
Г.М.
Галуцкий дает следующее понятие отрасли культуры: "...- это совокупность
предприятий и организаций, вырабатывающих однородную продукцию или
создающих одинаковые услуги непромышленного характера. Как правило,
предприятия
отрасли
имеют
аналогичную
техническую
оснащенность
и
технологические приемы, особый профессиональный состав кадров". В свою
очередь
отрасль
культуры
подразделяется
на
подотрасли
по
видам
конкретной
деятельности.
Однако
следует
заметить,
что
в
современных
экономических условиях в связи с децентрализацией управления и переходом
на
самофинансирование
организации
сферы
культуры
не
имеют
четких
отраслевых
признаков.
Получают
развитие
новые
типы
учреждений
и
организаций, которые используют одновременно многие формы деятельности
традиционно относившиеся к различным отраслям культуры.
Отдельные отрасли культуры и искусства могут иметь общие цели и,
отличаясь, друг от друга составом решаемых задач, техническими средствами
и методическими приемами, они, тем не менее, имеют много общего в
организации творческо-производственного процесса. Отличия между ними не
носят принципиального характера, в связи с чем возникает необходимость
уточнения понятий отрасль культуры и сфера культуры, которые до сих пор
не
получили
общей
обоснованной
трактовки.
Анализ
специальной
литературы
убеждает
в
том,
что
в
настоящее
время
отсутствует
единое
определение
понятия
сфера
культуры.
Существует
ряд
определений
в
которых делается упор на различные его аспекты и особенности, приводящие
к неопределенности границ понятия. Л.Якобсон так определяет содержание
понятия сфера культуры: "социально-культурная сфера включает народное
образование, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и
социальное
обеспечение.
Перечисленные
отрасли
роднит
прежде
всего
свойство непосредственно воздействовать на человеческую личность". По
мнению
Г.Л.Тульчинского:
"сфера
культуры
это
учреждения
культуры,
творческие союзы, инициативные группы, общественность".