Напоминание

"Профилактика утомления и переутомления в работе пианиста-концертмейстера. Из опыта работы в музыкальной школе"


Автор: Кривоносова Ольга Юрьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ г. Зеленодольска РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск РТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика утомления и переутомления в работе пианиста-концертмейстера. Из опыта работы в музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Профилактика утомления и переутомления в работе пианиста-

концертмейстера. Из опыта работы в музыкальной школе

Кривоносова Ольга Юрьевна,

концертмейстер класса вокала

МБУ ДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ»

Я работаю концертмейстером в Детской музыкальной школе города

Зеленодольска с 2006 года. Аккомпанирую скрипачам, вокалистам и

балалаечникам.

За

годы

работы

я

поняла,

что

преподавателю

и

концертмейстеру важно сохранять

свое физическое и эмоциональное

самочувствие на хорошем уровне, чтобы передать ученикам энергию,

позитив, увлеченность исполнением музыки, чтобы процесс обучения для

учащихся был качественным, эффективным, легким и приятным.

Последние годы я также наблюдаю, что учащиеся приходят в музыкальную

школу уже утомленными от учебной нагрузки в общеобразовательной школе.

На музыкальных уроках они быстро устают, из-за чего снижается качество

исполнения произведений.

Некоторым

необходимо

помочь

расслабиться,

а

другим

наоборот,

активизироваться. Желательно научить каждого ученика контролировать и

корректировать уровень своей утомляемости и вовремя отдыхать.

ЧТО ТАКОЕ УТОМЛЕНИЕ?

Утомление – это физиологическая реакция на нагрузку.

Это особое психологическое и физиологическое состояние человека, которое

ощущается как усталость. Оно выражается упадком сил, снижением

работоспособности, быстроты и точности действий, ухудшением внимания,

памяти и эффективности труда. Иногда ощущаются изменения артериального

давления и частоты сердечных сокращений.

Утомление может возникнуть при выполнении обычных, но длительных

физических действий и долгого решения умственных и интеллектуальных

задач. А также мы утомляемся при увеличении физической или умственной

нагрузки,

количества

разнообразных

видов

деятельности

и

объёма

обрабатываемой информации.

С точки зрения физиологии человека, утомление возникает в связи с

уменьшением энергетических запасов в мышечном волокне. Еще одна

причина утомления - кислородное голодание.

К мышце и к мозгу не

доставляется достаточное количество кислорода, происходит истощение

энергии, ослабление мышц и нервных клеток.

Понимая это, мы можем предотвратить негативные последствия этих

процессов.

Различают утомление физическое, умственное и эмоциональное. В работе

концертмейстера все эти типы присутствуют.

Выделяют четыре степени утомления:

1.

Утомление первой степени – маловыраженное, когда самочувствие

человека незначительно отличается от нормального функционального

состояния. При этой степени утомления возникают ошибки во время

совершения точных движений с незначительным мышечным усилием,

но работа с максимальным усилием совершается точно. Появляются

проблемы с засыпанием или пробуждением.

2.

Утомление

второй

степени

для

него

характерно

снижение

работоспособности и выносливости. Увеличивается количество ошибок

при

выполнении

работы,

хотя

усталость

еще

может

быть

компенсирована усилием воли.

3.

Утомление третьей степени – выраженное, характеризуется заметным

снижением работоспособности и выносливости. Увеличивается время

реакции и снижается скорость работы. Появляется сонливость в дневное

время, усталость возникает при минимальной нагрузке, но может быть

частично компенсирована волевым усилием.

4.

Утомление четвертой степени – сильно выраженное, характеризуется

парадоксальными реакциями, которые приводят к травмам и авариям.

Усталость не уходит после отдыха, нарушается сон – вплоть до развития

бессонницы. Его еще называют ПЕРЕУТОМЛЕНИЕМ.

Переутомление

является пограничным состоянием между здоровьем и

болезнью, а это повод для развития болезненных отклонений в физической и

психической

сфере.

При

переутомлении

происходят

изменения

в

функциональном состоянии головного мозга, усиливается раздражительность,

возникают головная боль и повышение артериального давления.

При утомлении после отдыха организм восстанавливается до нормальных

показателей, а при переутомлении этого не происходит.

Рассмотрим

Причины

общего утомления: несбалансированное питание,

недостаток

в

крови

железа,

витаминов

или

минералов,

отсутствие

достаточной

физической

активности,

обезвоживание

организма,

употребление кофе, повышенный уровень тревожности.

А к переутомлению приводят: выполнение работы на фоне недостаточного

восстановления сил, чрезмерное нервное,

психическое и физическое

напряжение, непродуманная организация труда. Современные взрослые и

дети школьного возраста много сидят, мало двигаются, плохо и нерегулярно

питаются, мало пьют, не высыпаются. У всех длительная нагрузка, много дел,

напряженность и многозадачность, повышенная скорость на работе и в

жизни.

Часто многие жертвуют качественным сном в пользу интернета и сериалов,

что отрицательно сказывается на их самочувствии

Рассмотрим факторы, которые влияют на утомление концертмейстера

в его профессиональной деятельности.

1.

Длительное

пребывание

в

сидячем

положении,

небольшая

двигательная нагрузка на организм в целом, большая нагрузка на руки.

2.

Некомфортные условия в помещении – душно или холодно, мало

свежего воздуха, плохое освещение, ненастроенный инструмент,

неудобный стул по высоте, слишком мягкое или жесткое его сиденье,

посторонние звуки и шумы

3.

Физическое и эмоциональное состояние концертмейстера. Напряжение

органов зрения и слуха, нервно-психическое напряжение, нездоровое

самочувствие, неуверенность в себе и в хорошем результате.

4.

увеличение времени самостоятельных занятий или рабочего времени

за фортепиано, например, 6 уроков подряд.

5.

Напряженные мышцы спины, плеч и рук или зажатый пианистический

аппарат

6.

Отсутствие небольших перерывов или физической разминки между

уроками

Все эти моменты приводят к утомлению разной степени.

Педагоги и исполнители прошлого века рассматривали вопросы свободы

рук музыкантов и ощущения удобства во время исполнения разных видов

фактуры.

Назову несколько практически значимых трудов

о профилактике и

лечении профессиональных заболеваний музыкантов. Этот материал актуален

и для профилактики утомления пианистов и концертмейстеров.

1.Анна Абрамовна Шмидт-Шкловская - пианистка и педагог, выпускница

профессора Ф.М. Блуменфельда. Она преподавала в районной музыкальной

школе Ленинграда, ее книга называется «О воспитании пианистических

навыков»

Шмидт-Шкловская

помогала

пианистам

избавиться

от

неудобства

и

скованности во время игры, преодолеть техническое отставание и проявить

свою

индивидуальность.

Она

лечила

профессиональные

заболевания

пианистов по разработанной ею системе.

2. Валентина Александровна Гутерман, ученица К.Н. Игумнова в

Московской консерватории, написала книгу «Возращение к творческой

жизни. Профессиональные заболевания рук», которая была издана в 1994

году тиражом 15 тысяч экземпляров.

3.Владимир Хананович

Мазель, скрипач,

выпускник Ленинградской

консерватории по классу профессора В.И.Шера, написал полезную книгу

«Музыкант и его руки».

Профилактикой утомления пианиста и концертмейстера являются:

спокойный отдых, полноценный сон не менее 6-8 часов,

физическая активность в течение дня,

регулярное и полноценное питание с достаточным количеством клетчатки,

витаминов и минералов, воды.

Пианистам полезны: обычная ходьба, прогулки на природе, утренняя

зарядка,

дыхательная

гимнастика,

плавание,

массаж,

растяжки

для

расслабления, йога, цигун, танцы.

При игре на фортепиано важно следить за Правильной посадкой

за

инструментом – сесть ровно, удобно, не пережимая паховые лимфоузлы

Выпрямить спину и поясницу, опустить и развернуть плечи, голову

держать на одной линии со спиной, не тянуть вперед. Опора на стопы,

ягодицы и руки на инструменте. Ощутить собранное, но не напряженное тело.

Перед исполнением важно хорошо разогреть и разыграть руки и пальцы

упражнениями или этюдами.

Сложную

фактуру

(октавы,

широкие

аккорды,

далекие

броски)

в

исполняемых произведениях целесообразно упростить или заменить при

сохранении гармонически и мелодически важных звуков.

Лучший способ отдохнуть и восстановить работоспособность мышц -

это активное переключение на деятельность других мышц.

Быстрая помощь при утомлении концертмейстера – это физкультминутки.

Упражнения сидя и стоя, ходьба, спуск и подъем по лестнице, дыхательные

упражнения

помогут

улучшить

самочувствие.

Можно

составить

свой

комплекс упражнений и выполнять его во время каждого перерыва между

уроками (оптимально после 45 минут — перерыв).

Как быстро снять утомление?

Глубоко, ровно и спокойно дышим.

Двигаемся, выполняем простые физические упражнения или слушаем тишину

по возможности. Понемногу, но часто и ежедневно, дозируя нагрузку.

Полезны

упражнения

для глаз, т.к. у

концертмейстеров присутствует

нагрузка на зрение. Двигаем открытыми или закрытыми глазами вверх-вниз,

вправо влево, вращаем по часовой стрелке и против часовой стрелки,

зажмуриваемся и затем широко открываем глаза

Упражнения для кистей и пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев,

круговые движения в запястье и в локтевом суставе

Упражнения для тела:

Медленные наклоны и повороты головой, вращения плечами вперед и назад,

наклоны и повороты туловища, махи руками, ходьба с высоким подниманием

коленей, мелкая тряска и мелкие прыжки.

Некоторые движения возможно выполнять даже сидя.

Повторять упражнения примерно от 3-х до 10 раз каждое.

Основная цель упражнений

– привести в движение кровь и лимфу с

помощью сокращения мышц, доставить кислород и питательные вещества

через капилляры во все клетки организма. Снять мышечное напряжение и

спазмы.

Важно в это время освободить мозг от мыслей и длительных эмоциональных

переживаний, управлять ими и уметь переключаться на позитив.

В

заключение

хочется

напомнить

о

важной

роли

самочувствия

преподавателя и концертмейстера в воспитании и образовании юных

музыкантов.

Только

находясь

в

ресурсном

позитивном,

активном,

работоспособном состоянии мы способны обучить и выпустить в жизнь

качественных профессионалов.

Дозируйте нагрузку, будьте физически активными, отдыхайте и будьте

довольны жизнью.



В раздел образования