Автор: Кривоносова Ольга Юрьевна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ г. Зеленодольска РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск РТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика утомления и переутомления в работе пианиста-концертмейстера. Из опыта работы в музыкальной школе"
Раздел: дополнительное образование
Профилактика утомления и переутомления в работе пианиста-
концертмейстера. Из опыта работы в музыкальной школе
Кривоносова Ольга Юрьевна,
концертмейстер класса вокала
МБУ ДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ»
Я работаю концертмейстером в Детской музыкальной школе города
Зеленодольска с 2006 года. Аккомпанирую скрипачам, вокалистам и
балалаечникам.
За
годы
работы
я
поняла,
что
преподавателю
и
концертмейстеру важно сохранять
свое физическое и эмоциональное
самочувствие на хорошем уровне, чтобы передать ученикам энергию,
позитив, увлеченность исполнением музыки, чтобы процесс обучения для
учащихся был качественным, эффективным, легким и приятным.
Последние годы я также наблюдаю, что учащиеся приходят в музыкальную
школу уже утомленными от учебной нагрузки в общеобразовательной школе.
На музыкальных уроках они быстро устают, из-за чего снижается качество
исполнения произведений.
Некоторым
необходимо
помочь
расслабиться,
а
другим
наоборот,
активизироваться. Желательно научить каждого ученика контролировать и
корректировать уровень своей утомляемости и вовремя отдыхать.
ЧТО ТАКОЕ УТОМЛЕНИЕ?
Утомление – это физиологическая реакция на нагрузку.
Это особое психологическое и физиологическое состояние человека, которое
ощущается как усталость. Оно выражается упадком сил, снижением
работоспособности, быстроты и точности действий, ухудшением внимания,
памяти и эффективности труда. Иногда ощущаются изменения артериального
давления и частоты сердечных сокращений.
Утомление может возникнуть при выполнении обычных, но длительных
физических действий и долгого решения умственных и интеллектуальных
задач. А также мы утомляемся при увеличении физической или умственной
нагрузки,
количества
разнообразных
видов
деятельности
и
объёма
обрабатываемой информации.
С точки зрения физиологии человека, утомление возникает в связи с
уменьшением энергетических запасов в мышечном волокне. Еще одна
причина утомления - кислородное голодание.
К мышце и к мозгу не
доставляется достаточное количество кислорода, происходит истощение
энергии, ослабление мышц и нервных клеток.
Понимая это, мы можем предотвратить негативные последствия этих
процессов.
Различают утомление физическое, умственное и эмоциональное. В работе
концертмейстера все эти типы присутствуют.
Выделяют четыре степени утомления:
1.
Утомление первой степени – маловыраженное, когда самочувствие
человека незначительно отличается от нормального функционального
состояния. При этой степени утомления возникают ошибки во время
совершения точных движений с незначительным мышечным усилием,
но работа с максимальным усилием совершается точно. Появляются
проблемы с засыпанием или пробуждением.
2.
Утомление
второй
степени
–
для
него
характерно
снижение
работоспособности и выносливости. Увеличивается количество ошибок
при
выполнении
работы,
хотя
усталость
еще
может
быть
компенсирована усилием воли.
3.
Утомление третьей степени – выраженное, характеризуется заметным
снижением работоспособности и выносливости. Увеличивается время
реакции и снижается скорость работы. Появляется сонливость в дневное
время, усталость возникает при минимальной нагрузке, но может быть
частично компенсирована волевым усилием.
4.
Утомление четвертой степени – сильно выраженное, характеризуется
парадоксальными реакциями, которые приводят к травмам и авариям.
Усталость не уходит после отдыха, нарушается сон – вплоть до развития
бессонницы. Его еще называют ПЕРЕУТОМЛЕНИЕМ.
Переутомление
является пограничным состоянием между здоровьем и
болезнью, а это повод для развития болезненных отклонений в физической и
психической
сфере.
При
переутомлении
происходят
изменения
в
функциональном состоянии головного мозга, усиливается раздражительность,
возникают головная боль и повышение артериального давления.
При утомлении после отдыха организм восстанавливается до нормальных
показателей, а при переутомлении этого не происходит.
Рассмотрим
Причины
общего утомления: несбалансированное питание,
недостаток
в
крови
железа,
витаминов
или
минералов,
отсутствие
достаточной
физической
активности,
обезвоживание
организма,
употребление кофе, повышенный уровень тревожности.
А к переутомлению приводят: выполнение работы на фоне недостаточного
восстановления сил, чрезмерное нервное,
психическое и физическое
напряжение, непродуманная организация труда. Современные взрослые и
дети школьного возраста много сидят, мало двигаются, плохо и нерегулярно
питаются, мало пьют, не высыпаются. У всех длительная нагрузка, много дел,
напряженность и многозадачность, повышенная скорость на работе и в
жизни.
Часто многие жертвуют качественным сном в пользу интернета и сериалов,
что отрицательно сказывается на их самочувствии
Рассмотрим факторы, которые влияют на утомление концертмейстера
в его профессиональной деятельности.
1.
Длительное
пребывание
в
сидячем
положении,
небольшая
двигательная нагрузка на организм в целом, большая нагрузка на руки.
2.
Некомфортные условия в помещении – душно или холодно, мало
свежего воздуха, плохое освещение, ненастроенный инструмент,
неудобный стул по высоте, слишком мягкое или жесткое его сиденье,
посторонние звуки и шумы
3.
Физическое и эмоциональное состояние концертмейстера. Напряжение
органов зрения и слуха, нервно-психическое напряжение, нездоровое
самочувствие, неуверенность в себе и в хорошем результате.
4.
увеличение времени самостоятельных занятий или рабочего времени
за фортепиано, например, 6 уроков подряд.
5.
Напряженные мышцы спины, плеч и рук или зажатый пианистический
аппарат
6.
Отсутствие небольших перерывов или физической разминки между
уроками
Все эти моменты приводят к утомлению разной степени.
Педагоги и исполнители прошлого века рассматривали вопросы свободы
рук музыкантов и ощущения удобства во время исполнения разных видов
фактуры.
Назову несколько практически значимых трудов
о профилактике и
лечении профессиональных заболеваний музыкантов. Этот материал актуален
и для профилактики утомления пианистов и концертмейстеров.
1.Анна Абрамовна Шмидт-Шкловская - пианистка и педагог, выпускница
профессора Ф.М. Блуменфельда. Она преподавала в районной музыкальной
школе Ленинграда, ее книга называется «О воспитании пианистических
навыков»
Шмидт-Шкловская
помогала
пианистам
избавиться
от
неудобства
и
скованности во время игры, преодолеть техническое отставание и проявить
свою
индивидуальность.
Она
лечила
профессиональные
заболевания
пианистов по разработанной ею системе.
2. Валентина Александровна Гутерман, ученица К.Н. Игумнова в
Московской консерватории, написала книгу «Возращение к творческой
жизни. Профессиональные заболевания рук», которая была издана в 1994
году тиражом 15 тысяч экземпляров.
3.Владимир Хананович
Мазель, скрипач,
выпускник Ленинградской
консерватории по классу профессора В.И.Шера, написал полезную книгу
«Музыкант и его руки».
Профилактикой утомления пианиста и концертмейстера являются:
спокойный отдых, полноценный сон не менее 6-8 часов,
физическая активность в течение дня,
регулярное и полноценное питание с достаточным количеством клетчатки,
витаминов и минералов, воды.
Пианистам полезны: обычная ходьба, прогулки на природе, утренняя
зарядка,
дыхательная
гимнастика,
плавание,
массаж,
растяжки
для
расслабления, йога, цигун, танцы.
При игре на фортепиано важно следить за Правильной посадкой
за
инструментом – сесть ровно, удобно, не пережимая паховые лимфоузлы
Выпрямить спину и поясницу, опустить и развернуть плечи, голову
держать на одной линии со спиной, не тянуть вперед. Опора на стопы,
ягодицы и руки на инструменте. Ощутить собранное, но не напряженное тело.
Перед исполнением важно хорошо разогреть и разыграть руки и пальцы
упражнениями или этюдами.
Сложную
фактуру
(октавы,
широкие
аккорды,
далекие
броски)
в
исполняемых произведениях целесообразно упростить или заменить при
сохранении гармонически и мелодически важных звуков.
Лучший способ отдохнуть и восстановить работоспособность мышц -
это активное переключение на деятельность других мышц.
Быстрая помощь при утомлении концертмейстера – это физкультминутки.
Упражнения сидя и стоя, ходьба, спуск и подъем по лестнице, дыхательные
упражнения
помогут
улучшить
самочувствие.
Можно
составить
свой
комплекс упражнений и выполнять его во время каждого перерыва между
уроками (оптимально после 45 минут — перерыв).
Как быстро снять утомление?
Глубоко, ровно и спокойно дышим.
Двигаемся, выполняем простые физические упражнения или слушаем тишину
по возможности. Понемногу, но часто и ежедневно, дозируя нагрузку.
Полезны
упражнения
для глаз, т.к. у
концертмейстеров присутствует
нагрузка на зрение. Двигаем открытыми или закрытыми глазами вверх-вниз,
вправо влево, вращаем по часовой стрелке и против часовой стрелки,
зажмуриваемся и затем широко открываем глаза
Упражнения для кистей и пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев,
круговые движения в запястье и в локтевом суставе
Упражнения для тела:
Медленные наклоны и повороты головой, вращения плечами вперед и назад,
наклоны и повороты туловища, махи руками, ходьба с высоким подниманием
коленей, мелкая тряска и мелкие прыжки.
Некоторые движения возможно выполнять даже сидя.
Повторять упражнения примерно от 3-х до 10 раз каждое.
Основная цель упражнений
– привести в движение кровь и лимфу с
помощью сокращения мышц, доставить кислород и питательные вещества
через капилляры во все клетки организма. Снять мышечное напряжение и
спазмы.
Важно в это время освободить мозг от мыслей и длительных эмоциональных
переживаний, управлять ими и уметь переключаться на позитив.
В
заключение
хочется
напомнить
о
важной
роли
самочувствия
преподавателя и концертмейстера в воспитании и образовании юных
музыкантов.
Только
находясь
в
ресурсном
позитивном,
активном,
работоспособном состоянии мы способны обучить и выпустить в жизнь
качественных профессионалов.
Дозируйте нагрузку, будьте физически активными, отдыхайте и будьте
довольны жизнью.