Автор: Кривоносова Ольга Юрьевна
Должность: Концертмейстер ДМШ
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ г. Зеленодольска РТ"
Населённый пункт: г.Зеленодольск Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация здоровьесберегающей технологии на примере «Рекомендаций по гигиене детского голоса» на уроках вокала ДМШ. Из опыта работы."
Раздел: дополнительное образование
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ
«РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА» НА УРОКАХ ВОКАЛА ДМШ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.
Кривоносова Ольга Юрьевна,
концертмейстер класса вокала
МБУ ДО «ДМШ г.Зеленодольска РТ»
Для успешного обучения в музыкальной школе, в том числе вокалу,
очень важно хорошее состояние здоровья и самочувствия учащихся на каждом
уроке и в процессе всего времени обучения. В связи с этим целесообразным
является применение специальных педагогических методик и программ,
которые называются здоровьесберегающими образовательными технологиями -
ЗОТ. Их основная цель состоит в воспитании у учащихся умения сохранять и
поддержать свое здоровье. Поэтому, помимо прочих, выделяются следующие
задачи педагогического процесса в музыкальной школе:
•
создание благоприятной обстановки для психофизиологического развития
•
обеспечение комфортных условий обучения
•
формирование
у учащихся знаний и навыков построения своего
здорового образа жизни.
Музыкальные
занятия
относятся
к
современным
методам
здоровьесберегающей технологии - арт-терапия или эстетотерапия.
АРТ-ТЕРАПИЯ - это совокупность методов воздействия на человека через
обращение к творческой сфере, через вовлечение учащихся в процессы
созерцания (восприятия) или созидания произведений творчества.
На уроках в музыкальной школе учащиеся сами исполняют музыкальные
произведения сольно или коллективно: поют, играют на музыкальных
инструментах. Они испытывают радость и удовольствие от этого процесса,
Улучшается
их
эмоциональное
состояние,
настроение
изменяется
на
позитивное. Происходит
развитие способностей и раскрытие потенциала
личности.
В музыкальной школе города Зеленодольска обеспечены все меры по
охране
здоровья
учащихся.
Чистота
кабинетов
и
коридоров,
хорошее
освещение и отопление, влажность воздуха. Все нормы и требования по
СанПиНу соблюдены. Концертмейстер и преподаватель постоянно заботятся о
поддержании
благоприятной
атмосферы
на
уроке
вокала.
Регулярное
проветривание кабинета, его оформление цветами и плакатами улучшает
эмоциональный настрой на обучение. Верное выстраивание сценария урока в
зависимости от самочувствия ученика так же важно, как и подбор репертуара
для каждого возраста и диапазона детского голоса.
На каждом уроке преподаватель и я, концертмейстер, осведомляемся о
самочувствии учащихся, об их сне, времени принятия пищи, степени усталости,
состоянии здоровья горла и носа. Все наши действия направлены на
качественное проведение урока, которое напрямую связано с реализацией
здоровьесберегающей технологии.
Я, как концертмейстер, исполняю аккомпанемент, учитывая возрастные
и физические особенности каждого ученика, не перегружаю звучание
фортепиано, чтоб вокалисты не форсировали звук, не напрягали голос, хорошо
слышали и контролировали себя. Я чутко слушаю моменты дыхания, чтоб дать
время вокалисту полноценно вдохнуть и опереть звук, особенно в кульминации
и перед верхними нотами. Иногда приходится останавливать игру и пение,
чтоб ученик не продолжал долго петь «на связках».
Помимо соблюдений общих правил для поддержания здоровья, с первого
года обучения преподаватель знакомит юных вокалистов с правилами пения и
сохранения своего голоса как основного и важного инструмента в пении и в
жизни. Я, как концертмейстер,
активно участвую в процессе обучения и
использования новых методов и технологий на уроках. Я почувствовала
необходимость и объединила в одном документе все РЕКОМЕНДАЦИИ на
тему ГИГИЕНЫ ДЕТСКОГО ГОЛОСА для учащихся и их родителей.
В распечатанном виде эти материалы находятся в кабинете вокала и
выдаются в начале учебного года каждому юному вокалисту для проработки
информации с родителями. Во время урока в моменты голосового отдыха мы с
учениками вспоминаем и обсуждаем моменты из этих правил и рекомендаций.
В электронном виде я сохранила этот документ Word на своем Яндекс диске. В
начале каждого учебного года я присылаю его в виде ссылки в мессенджеры
учащимся и их родителям.
В
этой
статье
я
кратко
обозначу
наиболее
важные
моменты
моих
«РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА».
Голос – это звук, средство общения между живыми существами. Интонацией
голоса можно передать различные эмоциональные переживания: радость, боль,
страх, гнев, восторг.
Голосовой
аппарат
–
это
совокупность
органов,
участвующих
в
голосообразовании. Он состоит из ротовой и носовой полостей,
глотки,
гортани, трахеи, бронхов, лёгких, грудной клетки с дыхательными мышцами
и диафрагмой, мышц брюшной полости. Нервная система организует их
функции в единый процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.
Гигиена
голоса
–
это
соблюдение
определенных
правил
поведения,
обеспечивающих
сохранение
здоровья
голоса
и
мероприятия,
которые
направлены на предотвращение заболеваний голосового аппарата у детей и
взрослых. Они включают в себя: пение на дыхании, а не на связках,
чередование нагрузки и отдыха на занятиях, ненапряженное состояние мышц
лица, шеи, челюсти, грудной клетки и многое другое.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Петь с заложенным носом, температурой и больным горлом
Петь и выступать на улице в сырую и холодную (ниже +15 градусов) погоду
Петь и говорить в шумных помещениях, стараясь всех перекричать
Петь или говорить в условиях шума движения городского транспорта
Петь девушкам во время менструаций
Петь форсированным звуком, постоянной твердой атакой звука
Долго или резко петь громко, визжать, кричать.
Курить, употреблять алкоголь.
РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
Носить головной убор, одеваться тепло, избегать переохлаждений головы и ног
Дышать носом на улице
Говорить спокойно, без крика
Своевременно лечить ЛОР-органы и предупреждать обострения хронических
заболеваний
Ездить на море, в санатории, на курорты
Проводить общеукрепляющие, закаливающие процедуры
Ограничить или с осторожностью пить холодные напитки
Ограничить употребление семечек, орешков, сухариков, чипсов, печенья,
шоколада и мороженого.
Ограничить употребление острой, сильно перченой и соленой пищи.
Находиться в чистых помещениях с достаточной влажностью.
Избегать контакта с пылью и вредными химическими веществами.
НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
Петь сразу после еды или на голодный желудок. Лучше петь спустя 1-2 часа
после еды.
Напряженно длительно монотонно разговаривать, в том числе, шепотом.
Петь с микрофоном с чрезмерным напряжением голоса.
Из-за частых недолеченных респираторных заболеваний и инфекций, из-
за голосовой нагрузки в этот период, из-за частых физических и нервных
перенапряжений, неправильного питания могут возникнуть хронический
ларингит (воспаление слизистой оболочки гортани) и фарингит (воспаление
задней стенки горла) у детей и взрослых Нужно обязательно вылечить все
симптомы и причины.
Гигиена голоса при заболеваниях ЛОР-органов. Очень часто учащиеся
приходят на уроки с больным горлом, не дышащим носом, охрипшим голосом.
В таком случае нужно больше молчать, тихо и мало разговаривать, не петь.
Пить теплую воду, молоко, отвары лекарственных противовоспалительных
трав. Необходимо лечение хронической инфекции ЛОР-органов дома по
назначению врача до выздоровления.
Мутационные нарушения голоса.
Примерно в период с 13 до 15 лет у
девочек и мальчиков происходят физиологические изменения голосового
аппарата, связанные с ростом и гормональной перестройкой организма с
детского на взрослый. Этот процесс называют «мутация» или «ломка голоса».
Часто
происходит
мощный
выброс
гормонов
в
кровь,
изменение
кровообращения
органов
и
систем,
рост
мышц
и
костей,
изменение
функционирования желез внутренней секреции.
Голосовой аппарат девочек
претерпевает существенные
изменения.
Основная высота и тембр голоса не меняется, однако при пении в звучании
появляются сипота и хрипота, а иногда на некоторое время может наступить
потеря голоса. Дни менструаций также отражаются на состоянии слизистой
оболочки гортани, носа и глотки, что влияет на звучание голоса. Поэтому
девочки - подростки нуждаются в освобождении от пения в этот период на 2-3
дня. В конце мутации у девочек появляется яркое звучание, увеличивается
диапазон голоса, его гибкость.
Гигиена голоса в этот период должна соблюдаться очень строго, чтоб без
осложнений пережить мутацию, сберечь голос для дальнейших занятий
вокалом. Время занятий уменьшается, т.к. голос быстро утомляется, делают
несколько перерывов по 3- 5 минут. Допускается пение с перерывами не более
40 минут в день. Нужно очень аккуратно петь высокие ноты, если это трудно,
то петь произведения с более низкой тесситурой.
В заключении
перечислю следующие результаты
применения
моих
«Рекомендаций по гигиене голоса» в работе с учащимися:
улучшилось понимание важности здоровья и хрупкости голосового
аппарата
усилился самоконтроль при дыхании и звукоизвлечении
ускорился поиск нужной информации по гигиене голоса
появилась осознанность к процессу обучения вокалу
начала
формироваться
привычка
к
самостоятельному
изучению
материалов по теме здоровья и пользы для организма и голоса
повысился интерес к изучению биографии и творчества знаменитых
вокалистов
состоялось привлечение родителей к соблюдению мер профилактики
заболеваний детей
Таким образом, использование в повседневной жизни «Рекомендаций по
гигиене голоса» учащимися-вокалистами и их родителями благотворно
сказывается на состоянии здоровья учащихся, на качестве звучания их голоса и
на результатах обучения в музыкальной школе.
Литература:
1.Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение. Изд. 2-е., Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 86 с.
2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007. – 368 с.
3.Кантарович, В.С. Гигиена голоса. М.: Музгиз, 1955.
– 156 с.
4.Луканин, В.М. Обучение и воспитание молодого певца. 2-е изд. Л.: Музыка,
1977. – 88 с.
5.Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами. М.: Музыка, 2001. –
137 с.
6.Плужников, К. Механика пения и принципы постановки голоса. СПб.:
Композитор, 2006. – 90 с.