Автор: Мумлева Ирина Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ 258
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Конспект "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД «Земля – наш общий дом»
Цель: расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех живых существ,
обобщить знания детей о живой и неживой природе.
Развивающие задачи:
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы,
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь,
- способствовать развитию познавательных интересов,
- приобщать к действенному отношению к природе.
Образовательные задачи:
- расширять представления детей о том, что Земля- общий дом для всех людей и всех живых
существ,
- закреплять знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней,
- воспитывать стремление сдерживаться, проявлять терпение, настойчивость.
Ход занятия:
Дети под музыку заходят и занимают места.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы будем с вами экологами и проведем научный совет.
А кто это – эколог? (Это человек, который любит природу, всегда и везде заботится о ней).
Воспитатель: Юные экологи много знают о природе.
- А как вы думаете, что такое мир природы?
Ответ детей. Это животные, рыбы, птицы, насекомые и растения.
Воспитатель: Это мир такой разнообразный и неповторимый.
Показать на карте картинку с изображением предметов природы и сделаны человеком.
Воспитатель: ребята, посмотрите на картинку и назовите, предметы, относящиеся к миру
природы.
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а сейчас мы поиграем в настольную игру, и выясним какие предметы
относятся к миру живой природы, а какие к неживой.
Настольная игра «Собери пазлы»
Перед каждым ребенком на столе лежат пазлы с изображением предметов живой и неживой
природы.
Задание: разложить картинки по группам: «что на земле», «что в воздухе», «звери».
А сейчас мы с вами немного поиграем.
Подвижная игра «Живая и неживая природа».
Дети встают в круг и по очереди передают мяч друг другу, называя при этом предметы живой и
неживой природы.
Ребята, а теперь давайте поговорим о живой и неживой природе и выясним, как зависит живая
природа от неживой.
Игра «Ученое сообщение» (дети делают сообщение)
Воспитатель: Миша, расскажет нам о неживой природе.
Миша: Неживая природа – это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все то, что нас
окружает – звезды, луна, солнце, горы.
Воспитатель: А Аня расскажет о живой природе.
Аня: Мир живой природы – это растения, животные, птицы, рыбы. Живая природа – это все, что
растет, дышит, питается, развивается.
Воспитатель: человек и все живые организмы не могут жить без неживой природы, а без чего
именно, вам подскажут загадки.
Через нос проходит в грудь, и обратный держит путь.
Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. (Воздух)
Ни рук, ни ног не имеет, а гору пробить умеет. (Вода)
В синей чаще желтый мяч, он и светел, и горяч. (Солнце)
Сейчас мы с вами проверим, как влияет воздух, свет и вода на жизнь и рост живой природы.
Чтобы выяснить, сможет ли живой организм обойтись без воздуха, мы зажмем нос и рот и
попробуем не дышать. И что мы выясним?
Человек без воздуха может обойтись несколько минут.
Воспитатель: А теперь, проверим, как влияет свет и вода на рост лука. Мы с вами на прошлом
занятии ставили опыты с луком. Давайте вспомним, что мы делали?
Ответы детей: брали три стакана и в каждый помещали по луковице.
Первый стакан, без воды ставили на свет.
Второй стакан также ставили на свет, но в него налили воды.
В третий стакан добавили воды и поставили в темное место.
А теперь давайте сравним все стаканчики и посмотрим, что у нас получилось.
- Стакан, который стоял с водой на свету, в нем лук лучше всего вырос.
Вывод: на рост лука влияет свет и вода.
Эта зависимость была замечена давно, и отражена в пословицах. Некоторые пословицы мы с
вами учили, давайте вспомним:
Без воды – земля пустырь.
Худо лето, коли, солнца нету.
А сейчас мы с вами превратимся в живые зернышки.
Психогимнастика «Зернышко» (Звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Сейчас каждый из нас станет зернышком. Закройте глаза…
Представьте, вы – маленькое зернышко. Вы сидите глубоко в земле. Темно… Вдруг стало теплее.
Вы потянулись вверх и ваш росток оказался на воде. Теплые лучи коснулись вашего стебелька,
ветерок качнул его. Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Брызнул
живительный дождик, вы попили дождевую водичку и стали сильными и большими. Ваши бутоны
раскрылись, и вы превратились в прекрасные цветы. И вам так хорошо, что вы живете на этой
земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах теплого солнышка. И вот
выросли такие красивые цветы (воспитатель показывает цветы)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком, потом превратиться в
прекрасный цветок и украшать нашу планету Земля?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли человек жить один на Земле? Конечно, нет.
-А как вы думаете, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают
животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
Земля – это общий дом для всех живых существ. Мы должны беречь природу Земли, чтобы были
чистыми: воздух и вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные
экологи.
Дети читают стихи Л. Дайнеко о планете Земля в сопровождении слайдов.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли,
Зовется этот дом.
Воспитатель: На этом ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем.
А вам, ребята, я говорю – молодцы и награждаю рассказами о природе.