Автор: Сверчкова Любовь Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна, Старомайнский район, Ульяновская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Лэпбук, как средство развития детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Старомайнский д/с №5
«Лэпбук, как средство развития
детей раннего возраста»
(выступление на МО).
(январь, 2025 г.)
Одно из приоритетных направлений развития детей раннего возраста – это
сенсорное развитие. Оно является наиболее значительным и нужным
условием для полноценного воспитания растущего поколения. Для ребят
младшего возраста сенсорное развитие имеет особое значение, так как оно
является фундаментом для формирования мышления, содействует развитию
речи, памяти и внимания. Задержки в развитии ребенка наблюдаются в том
случае, если не будут созданы благоприятные условия для развития
восприятия.
Ранний возраст – это период активного развития всех познавательных
процессов. В этом возрасте ведущей деятельностью является предметная,
поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит
наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша.
Это период наиболее яркого физического и психического развития детей.
Сенсорное развитие обращено на то, чтобы обучить детей точно, полно и
расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения
(цвет, форму величину высоту звуков и т. п.).
Актуальностью проблемы в работе с детьми раннего возраста является то,
что восприятие современных детей формируется в свете инноваций,
компьютерных технологий, на фоне этого у многих наблюдается следующая
закономерность: восприятие длительное время может остаться неглубоким
отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного
развития,
овладения
разными
видами
деятельности
(рисованием
конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и
навыков.
Не для кого не секрет, что в первую очередь запоминается та информация,
которая интересна. У малышей в возрасте до трех лет наиболее развита
зрительно-эмоциональная память, а также наглядно-действенное мышление.
Детям в этом возрасте нравится все яркое и красивое..
В результате несколько лет назад была найдена обучающая игровая
технология «ЛЭПБУК», которая активно стала внедряться.
Лэпбук для детей – это игрушка, в которой очень много интерактивных
вещей: разнообразных спрятанных занимательных элементов, которые
открывают себя при взаимодействии.
Лэпбук – это книжка, папка, создающая эффект киндер-сюрприза, который
очень приходиться по душе детям.
Наибольшая эффективность в работе с детьми раннего возраста у игровых
лэпбуков-трансформеров. Игровые занятия, которые можно проводить с
помощью такого пособия, содействуют умственному, эстетическому и
нравственному воспитанию детей. Также лэпбук выполняет функцию
контроля, за состоянием сенсорного развития детей.
Используя лэпбук в деятельности, становится понятно, что он помогает
детям лучше понять и запомнить материал.
.Лэпбук является отличным помощником в работе педагогов. Его можно
использовать как для индивидуальной, так и с подгруппой работы с детьми
разного дошкольного возраста. Он является наиболее новым, актуальным,
увлекательным дидактическим пособием. Это яркие, привлекательные,
компактные папки, которые содержат всю необходимую информацию по
изученной теме.
Использование лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста позволяет
структурировать большой объем знаний, развивать креативное и творческое
мышление. Лэпбук объединяет взрослых и детей для увлекательного и
полезного занятия, может разнообразить совместную деятельность ребенка и
взрослого, а также побуждает интерес у детей к познавательному развитию.
Лэпбуки классифицируют в зависимости от назначения (игровые, учебные и
так далее), в зависимости от формы (книжка - гармошка, папка, фигурная
папка), от организации материала (кармашки, конверты, гармошки, книжки,
окошки, дверцы, детали, которые вращаются, карточки, стрелки и так далее)
Лэпбук позволяет педагогам, которые работают в группах с детьми раннего
возраста формировать знание о сенсорных эталонах; развивать мелкую
моторику рук, мышление, воображение, речь ребёнка, тактильное и
пространственное восприятие; воспитывать положительные качества для
развития самостоятельной познавательной активности детей.
Список используемой литературы:
1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч.
2015. №4. С. 29–30.
2.Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] /
Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования:
материалы VI междунар. науч. конф. — 2015 — С. 162164.
3. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
4. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации
образовательной деятельности детей дошкольного возраста/Носова, Е.
Ю.,Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. С. 136138.
Проблема формирования познавательной активности детей
дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования
свидетельствуют о значительном снижении познавательной активности
детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном
познании окружающей действительности. Делая упор на сознательную
поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно
устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно
добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде
деятельности.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько
последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное
напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на
развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработкуумения
сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по
определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий
мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим
методам обучения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной
проблемы, является Лэпбук.
Если переводить дословно, то Лэпбук — это книжка на коленях. Часто
можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная
папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что Лэпбук — это
самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками,
окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может
доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней
собирается материал по какой-то определенной теме. Лэпбук это не только
мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного
материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности
взрослого с детьми.
Лэпбук— это универсальное пособие, которое может быть итогом
проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели.
Может быть использован при реализации любой из образовательных
областей, обеспечивая их интеграцию.
• Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде.
• Он информативен.
• Полифункационален: способствует развитию творчества, воображения.
• Пригоден к использованию одновременно группой детей.
• Обладает дидактическими свойствами
• Является средством художественно-эстетического развития ребёнка,
приобщает его к миру искусства.
• Вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его
части).
• Структура и содержание доступна детям.
• Обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех обучающихся.
Чем привлекательна данная форма работы?
1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше
систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому
ребенку.
2. Лэпбук это превосходный способ для повторения пройденного. В любое
удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает
книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной
привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
З. Подключая ребенка к созданию Лэпбука, мы помогаем ребенку делать
первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и
организовывать информацию.
4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно
обучаются дети разных возрастов. В папке содержатся задания разного
уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.
5. Это просто интересно.
.
Вот некоторые правила по созданию и оформлению Лэпбука :
1. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво. У
детей должно появиться желание взять его в руки. В оформлении не стоит
использовать много ярких цветов, ни в коем случае не использовать
кислотные цвета.
2. Долговечность. Конечно ни одно пособие, да даже игрушка, не
хранится вечно, но изготавливая Лэпбук, стоит учесть, что с ним будут
заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.
3. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших
текстов с описаниями, лишней информации. Все подписи должны быть
напечатаны понятным для детей шрифтом (в дошкольном образовании это
только печатные буквы).
4. Все игры должны быть доступны пониманию детей. Взяв Лэпбук,
ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим
обращаться.
5. В Лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых
кармашков. Они вызовут интерес у детей.
6. Информация, содержащаяся в Лэпбуке, должна быть понятна ребенку и
подобрана в соответствии с возрастом.
Каждый Лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного
или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как
малыши воспринимают заданную тему.
Кстати, совершенно необязательно (и даже совсем
нежелательно) выполнить все задания, заложенные в Лэпбук, за один раз
или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение
дополнительной информации и проведение собственных исследований.
Ведь Лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления
самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно
просто склеить. По ней надо заниматься.
Я настоятельно рекомендую всем использовать Лэпбук в своей работе.
ЛИТЕРАТУРА:
Список используемой литературы:
1. Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч.
2015. №4. С. 29–30.
2.Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] /
Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования:
материалы VI междунар. науч. конф. — 2015 — С. 162164.
3. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
4. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации
образовательной деятельности детей дошкольного возраста/Носова, Е.
Ю.,Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. С. 136138.