Напоминание

Урок по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия, 5 класс


Автор: Усольцева Наталья Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №80
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Урок по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия, 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО педагога

Усольцева Наталья Петровна

Предмет

Наглядная геометрия

Класс

5

Тема урока

Объем прямоугольного параллелепипеда

Образовательная цель

на урок (цель ученика)

Ученик познакомится с новой геометрической фигурой, элементами параллелепипеда, научится изме-

рять ребра и вычислять объем.

Педагогическая

цель

на урок (цель учителя)

Формирование образовательных компетенций (личностных, интеллектуальных, информационных, обще-

культурных) учащихся 5 класса в предметной области «Математика».

Личностно значимая

проблема

Каждому человеку необходимо понимать, что такое объем, уметь его измерять, применять эти знания и

умения на практике.

Необходимое оборудо-

вание

Аквариум, пластиковые кубики объема 1 куб. см, линейки, рулетки, модели параллелепипеда, проектор,

презентация.

Учебно-методическое

оснащение

УМК Математика, 5 класс, Мерзляк А.Г. и др.

методы и формы обу-

чения

Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый;

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Основные понятия

Объем, прямоугольный параллелепипед, вершина, ребро, грань, измерения, длина, ширина, высота

Планируемые ре-

зультаты освоения со-

держания урока

Личностные

1. формирование инди-

видуальных учебно-

познавательных моти-

вов,

2. развитие самоанализа

и самоконтроля при

оценке результата и про-

цесса своей деятельно-

сти,

3. формирование умения

ясно, точно, грамотно

излагать свои мысли в

устной речи.

Метапредметные

Регулятивные: выбирать способ

решения с учётом имеющихся ре-

сурсов и собственных возможно-

стей, аргументировать и корректи-

ровать варианты решений с учётом

новой информации. Самоконтроль:

владеть способами самопроверки,

самоконтроля процесса и результа-

та решения математической зада-

чи;

оценивать соответствие результата

деятельности поставленной цели и

условиям, объяснять причины до-

стижения или недостижения цели,

находить ошибку, давать оценку

Предметные

1. Приводить примеры объектов окружа-

ющего мира, имеющих форму изучен-

ных геометрических фигур

2. Пользоваться основными метрически-

ми единицами измерения длины, площа-

ди; выражать одни единицы величины

через другие.

3. Распознавать параллелепипед, куб,

использовать терминологию: вершина,

ребро, грань, измерения; находить изме-

рения параллелепипеда, куба.

4.Вычислять объём куба, параллелепи-

педа по заданным измерениям, выпол-

нять измерения, пользоваться единица-

приобретённому опыту.

Познавательные: разбирать дока-

зательства математических утвер-

ждений (прямые и от противного),

проводить самостоятельно неслож-

ные доказательства математиче-

ских фактов, выстраивать аргумен-

тацию, приводить примеры и

контрпримеры; обосновывать соб-

ственные рассуждения; выбирать

способ решения учебной задачи

(сравнивать несколько вариантов

решения, выбирать наиболее под-

ходящий с учётом самостоятельно

выделенных критериев).

Коммуникативные: восприни-

мать и формулировать суждения в

соответствии с условиями и целя-

ми общения; ясно, точно, грамотно

выражать свою точку зрения в уст-

ных и письменных текстах, давать

пояснения по ходу решения зада-

чи, комментировать полученный

результат; в ходе обсуждения зада-

вать вопросы по существу обсу-

ждаемой темы, проблемы, решае-

мой задачи, высказывать идеи, на-

целенные на поиск решения; сопо-

ставлять свои суждения с суждени-

ями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство

позиций; в корректной форме фор-

мулировать разногласия, свои воз-

ражения

ми измерения объёма.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы учебной

Оборудо-

деятельности

вание, ма-

териалы

ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

1.Демонстрирует аквариум и предлагает учащим-

ся сказать, для чего он нужен.

2. Показывает, как заполняется аквариум кубика-

ми.

3. Ставит перед учащимися вопросы: Как посчи-

тать эти кубики?

Определите, с какой величиной будет связана тема

нашего урока? Что показывает объем? Зачем чело-

веку необходимо знать, как измерять объем?

А для какой фигуры мы будем вычислять объем?

1.

Обсуждают между собой,

формулируют ответ на вопрос: «сколько

кубических единиц вмещается в данное те-

ло»

2. Выясняют, о какой величине пойдет

речь – Объем.

3. Проанализировав, выясняют, что для

прямоугольного параллелепипеда.

4. Ставят цель – научиться вычислять

объем параллелепипеда.

Демонстрация, беседа

Аквариум,

кубики

ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Предлагает рассмотреть прямоугольный парал-

лелепипед и найти несколько интересных фактов

2. Помогает вспомнить, как называется число, ко-

торое показывает, сколько кубиков, с ребром, рав-

ным единицы длины, можно уложить внутри фигу-

ры?

3. Направляет на выявление формулы объема пря-

моугольного параллелепипеда

4. Информирует, что решив задачу, они смогут вы-

вести формулу объема прямоугольного параллеле-

пипеда.

1.Обсуждают, обнаруживают, что не все

стороны окрашены

Обнаруживают, что

-окрашено 3 грани у 8 кубиков

- окрашены только 2 грани у 20 кубиков

- окрашены только одна грань у 52 куби-

ков

- не окрашено ни одной грани у 40 кубиков

2. используют полученные сведения и от-

вечают на вопрос

3. Проводят эксперимент (выкладывая по

разному по цветам) кубики и решают, что

по длине параллелепипеда уместится 4

кубика, с ребром 1 см, по ширине – 3

кубика. Значит, в нижнем слое будет 12

кубиков. Выложить нужно 2 таких слоя.

Значит всего кубиков (4∙3)∙2 = 24. Т.е.

объём данного параллелепипеда

24 см

2

.

4. завершив анализ, делают набросок

формулы.

Фронтальная

работа

1.Рассмотреть на экране пря-

моугольный параллелепипед с

измерениями 5 см, 6 см, 4 см,

изготовленный из деревянного

бруска, который покрасили зе-

леной краской, а затем распи-

лили на одинаковые кубики с

ребром 1 см.

3. Вычислить объём прямо-

угольного

параллелепипеда,

если его длина равна 4 см, ши-

рина – 3 см, высота – 2см.

4.Записать формулу, по кото-

рой можно вычислить объем

прямоугольного параллелепи-

педа.

Проектор,

кубики.

ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

Раздает модели и карточки с заданиями, предоста-

вив ученикам возможность самим выбрать уровень

сложности, обсудив нормы оценивания. Задание

№1: вычислить объем по данным измерениям –– 1

балл

Задание №2: сделать измерения модели и вычис-

лить объем – 2 балла

Задание №3: вычислить объем кабинета – 3 балла.

Оценка 5 – набрать 3 балла любым способом,

Оценка 4 – 2 балла, оценка 3 – 1 балл.

Обсуждают уровень сложности заданий и

критерии оценки, выбирают карточки с за-

даниями, выполняют задания в парах

Работа в парах

Задания на карточках:

1.Найдите объём

прямоугольного

параллелепипеда а = 10дм, в =

6дм, с = 80 см.

2. Вычислите объем модели

прямоугольного

параллелепипеда, сделав

необходимые измерения.

2.Вычислите объём воздуха в

классной комнате, выполнив

необходимые измерения

Измери-

тельная ли-

нейка,

ру-

летка,

мо-

дели парал-

лелепипе-

дов

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Проверяет результаты работы в парах, выставляет

оценки за урок. Уточняет, все ли дети поняли но-

вую тему и задает вопросы.

Делают выводы, сравнивают, обосновыва-

ют свои результаты

Беседа

Что нового вы узнали

на уроке?

− Какую цель вы стави-

ли перед собой?

− Вы достигли постав-

ленной цели?

− Как вы достигали

цель?

− С какими затруднени-

ями вы столкнулись на уроке?

− Как вы выходили из

затруднений?



В раздел образования