Автор: Усольцева Наталья Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №80
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Урок по теме "Объем прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия, 5 класс
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога
Усольцева Наталья Петровна
Предмет
Наглядная геометрия
Класс
5
Тема урока
Объем прямоугольного параллелепипеда
Образовательная цель
на урок (цель ученика)
Ученик познакомится с новой геометрической фигурой, элементами параллелепипеда, научится изме-
рять ребра и вычислять объем.
Педагогическая
цель
на урок (цель учителя)
Формирование образовательных компетенций (личностных, интеллектуальных, информационных, обще-
культурных) учащихся 5 класса в предметной области «Математика».
Личностно значимая
проблема
Каждому человеку необходимо понимать, что такое объем, уметь его измерять, применять эти знания и
умения на практике.
Необходимое оборудо-
вание
Аквариум, пластиковые кубики объема 1 куб. см, линейки, рулетки, модели параллелепипеда, проектор,
презентация.
Учебно-методическое
оснащение
УМК Математика, 5 класс, Мерзляк А.Г. и др.
методы и формы обу-
чения
Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый;
Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Основные понятия
Объем, прямоугольный параллелепипед, вершина, ребро, грань, измерения, длина, ширина, высота
Планируемые ре-
зультаты освоения со-
держания урока
Личностные
1. формирование инди-
видуальных учебно-
познавательных моти-
вов,
2. развитие самоанализа
и самоконтроля при
оценке результата и про-
цесса своей деятельно-
сти,
3. формирование умения
ясно, точно, грамотно
излагать свои мысли в
устной речи.
Метапредметные
Регулятивные: выбирать способ
решения с учётом имеющихся ре-
сурсов и собственных возможно-
стей, аргументировать и корректи-
ровать варианты решений с учётом
новой информации. Самоконтроль:
владеть способами самопроверки,
самоконтроля процесса и результа-
та решения математической зада-
чи;
оценивать соответствие результата
деятельности поставленной цели и
условиям, объяснять причины до-
стижения или недостижения цели,
находить ошибку, давать оценку
Предметные
1. Приводить примеры объектов окружа-
ющего мира, имеющих форму изучен-
ных геометрических фигур
2. Пользоваться основными метрически-
ми единицами измерения длины, площа-
ди; выражать одни единицы величины
через другие.
3. Распознавать параллелепипед, куб,
использовать терминологию: вершина,
ребро, грань, измерения; находить изме-
рения параллелепипеда, куба.
4.Вычислять объём куба, параллелепи-
педа по заданным измерениям, выпол-
нять измерения, пользоваться единица-
приобретённому опыту.
Познавательные: разбирать дока-
зательства математических утвер-
ждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно неслож-
ные доказательства математиче-
ских фактов, выстраивать аргумен-
тацию, приводить примеры и
контрпримеры; обосновывать соб-
ственные рассуждения; выбирать
способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее под-
ходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Коммуникативные: восприни-
мать и формулировать суждения в
соответствии с условиями и целя-
ми общения; ясно, точно, грамотно
выражать свою точку зрения в уст-
ных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения зада-
чи, комментировать полученный
результат; в ходе обсуждения зада-
вать вопросы по существу обсу-
ждаемой темы, проблемы, решае-
мой задачи, высказывать идеи, на-
целенные на поиск решения; сопо-
ставлять свои суждения с суждени-
ями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство
позиций; в корректной форме фор-
мулировать разногласия, свои воз-
ражения
ми измерения объёма.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы и приемы учебной
Оборудо-
деятельности
вание, ма-
териалы
ЭТАП АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
1.Демонстрирует аквариум и предлагает учащим-
ся сказать, для чего он нужен.
2. Показывает, как заполняется аквариум кубика-
ми.
3. Ставит перед учащимися вопросы: Как посчи-
тать эти кубики?
Определите, с какой величиной будет связана тема
нашего урока? Что показывает объем? Зачем чело-
веку необходимо знать, как измерять объем?
А для какой фигуры мы будем вычислять объем?
1.
Обсуждают между собой,
формулируют ответ на вопрос: «сколько
кубических единиц вмещается в данное те-
ло»
2. Выясняют, о какой величине пойдет
речь – Объем.
3. Проанализировав, выясняют, что для
прямоугольного параллелепипеда.
4. Ставят цель – научиться вычислять
объем параллелепипеда.
Демонстрация, беседа
Аквариум,
кубики
ЭТАП ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предлагает рассмотреть прямоугольный парал-
лелепипед и найти несколько интересных фактов
2. Помогает вспомнить, как называется число, ко-
торое показывает, сколько кубиков, с ребром, рав-
ным единицы длины, можно уложить внутри фигу-
ры?
3. Направляет на выявление формулы объема пря-
моугольного параллелепипеда
4. Информирует, что решив задачу, они смогут вы-
вести формулу объема прямоугольного параллеле-
пипеда.
1.Обсуждают, обнаруживают, что не все
стороны окрашены
Обнаруживают, что
-окрашено 3 грани у 8 кубиков
- окрашены только 2 грани у 20 кубиков
- окрашены только одна грань у 52 куби-
ков
- не окрашено ни одной грани у 40 кубиков
2. используют полученные сведения и от-
вечают на вопрос
3. Проводят эксперимент (выкладывая по
разному по цветам) кубики и решают, что
по длине параллелепипеда уместится 4
кубика, с ребром 1 см, по ширине – 3
кубика. Значит, в нижнем слое будет 12
кубиков. Выложить нужно 2 таких слоя.
Значит всего кубиков (4∙3)∙2 = 24. Т.е.
объём данного параллелепипеда
24 см
2
.
4. завершив анализ, делают набросок
формулы.
Фронтальная
работа
1.Рассмотреть на экране пря-
моугольный параллелепипед с
измерениями 5 см, 6 см, 4 см,
изготовленный из деревянного
бруска, который покрасили зе-
леной краской, а затем распи-
лили на одинаковые кубики с
ребром 1 см.
3. Вычислить объём прямо-
угольного
параллелепипеда,
если его длина равна 4 см, ши-
рина – 3 см, высота – 2см.
4.Записать формулу, по кото-
рой можно вычислить объем
прямоугольного параллелепи-
педа.
Проектор,
кубики.
ЭТАП КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Раздает модели и карточки с заданиями, предоста-
вив ученикам возможность самим выбрать уровень
сложности, обсудив нормы оценивания. Задание
№1: вычислить объем по данным измерениям –– 1
балл
Задание №2: сделать измерения модели и вычис-
лить объем – 2 балла
Задание №3: вычислить объем кабинета – 3 балла.
Оценка 5 – набрать 3 балла любым способом,
Оценка 4 – 2 балла, оценка 3 – 1 балл.
Обсуждают уровень сложности заданий и
критерии оценки, выбирают карточки с за-
даниями, выполняют задания в парах
Работа в парах
Задания на карточках:
1.Найдите объём
прямоугольного
параллелепипеда а = 10дм, в =
6дм, с = 80 см.
2. Вычислите объем модели
прямоугольного
параллелепипеда, сделав
необходимые измерения.
2.Вычислите объём воздуха в
классной комнате, выполнив
необходимые измерения
Измери-
тельная ли-
нейка,
ру-
летка,
мо-
дели парал-
лелепипе-
дов
ЭТАП РЕФЛЕКСИИ
Проверяет результаты работы в парах, выставляет
оценки за урок. Уточняет, все ли дети поняли но-
вую тему и задает вопросы.
Делают выводы, сравнивают, обосновыва-
ют свои результаты
Беседа
Что нового вы узнали
на уроке?
− Какую цель вы стави-
ли перед собой?
− Вы достигли постав-
ленной цели?
− Как вы достигали
цель?
− С какими затруднени-
ями вы столкнулись на уроке?
− Как вы выходили из
затруднений?