Автор: Путилова Екатерина Константиновна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им.С.В.Рахманинова", г. Старая Русса
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: Сценарий классного часа
Тема: Путешествие по "Детскому альбому" П.И.Чайковского
Раздел: дополнительное образование
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «ДЕТСКОМУ АЛЬБОМУ П. И. Чайковского»
Среди русских композиторов – классиков выделяется имя П.И.Чайковского. Оно дорого
любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют
всех людей. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и
русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе, скорбью,
надеждами, борьбой , отчаянием. Трудно найти другого композитора, который с такой
легкостью находил бы путь к сердцам, умел бы говорить так просто о сложных и глубоких
переживаниях.
Пётр Ильич Чайковский родился в 1840 году на Урале в небольшом городе Воткинске, где
его отец, горный инженер, был директором завода. Жили они в большом двухэтажном
доме, где в гостиной, на первом этаже, стоял чёрный лакированный рояль.
Петечка рос кудрявым, необычно чутким, хрупким, ранимым ребёнком. Из всех детей в
семье Чайковских Петечка больше всего походил на мать – и лицом, и душой. А тяга к
музыке – это тоже от матери.
Александра Андреевна Чайковская не обладала большим голосом, но очень любила петь,
и Петр Ильич впоследствии писал, что не может слышать без слез «Соловья» Алябьева,
так как эта страстно любимая им мелодия связана в его воображении с пением матери,
которую он так рано потерял.
Первые шаги в обучении музыке Чайковский прошел под руководством матери, она
показала ему ноты и научила правилам игры на фортепиано. С тех пор маленький
Чайковский стал тянуться к инструменту. В пять лет он совершенно правильно подбирал
на фортепиано всё, что слышал. По-видимому, у ребёнка очень рано выявился
замечательный внутренний слух, также музыкальное воображение. Надо сказать о
задумчивости мальчика, перебирающего пальчиками по любому предмету; из-за боязни
чрезмерного переутомления ребенка отгоняли от фортепиано. Однажды, увлекшись
немой игрой на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил стекло и очень сильно
поранил руку.
В другой раз, ночью, когда все спали, Пете ужасно захотелось сочинить мелодию.
Закутанный в одеяло, он спустился по лестнице и сел за рояль. Крышка рояля была
закрыта на ключ. Чайковский, мысленно представляя клавиатуру и тихонечко напевая,
чтобы не разбудить домашних, начал перебирать пальцами по крышке рояля. И так он
увлекся процессом сочинения, настолько разволновался, что, переполнений эмоциями и
фантазиями, вдруг закричал. Заорал на весь дом, переполошив всех домашних. Он
испугался. Испугался такого потока мыслей, фантазий, которые пришли ему в голову. И с
переполненными чувствами он побежал вверх по лестнице и с криком вбежал в комнату
матери. Уткнулся ей в коленки и закричал: «О, эта музыка ,музыка! Избавьте меня от неё!
Она у меня здесь, здесь – говорил ребёнок, указывая на голову, - давно стояла тишина.
В 10 лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить
живой и любознательный мальчик в этом учебном заведении . Но именно здесь он
начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих.
Самыми тяжёлыми и ужасными днями для Чайковского за годы учебы были расставания с
мамой. Петя всё время плакал, прижимаясь к макушке всем телом так сильно, что
приходилось с силой оттаскивать его от маленького пальто. И каждый раз Петя бежал
вслед за каретой, в которой уезжала его мама. Это была непереносимая, ни с чем
несравнимая мука.
Окончив училище, он поступил на службу в министерство юстиции. Но его неудержимо
влекло к музыке, и вскоре он всецело посвятил себя искусству. Музыку П.И.Чайковского,
создателя опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро»,
«Щелкунчик», симфоний, концертов для фортепиано с оркестром и многих других
замечательных произведений, любят все. Его справедливо причисляют к величайшим
композиторам мира.
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ»
Чайковский сидел в прохладной полутемной гостиной просторного дома в Вербовке,
имении Давыдовых, испытывая ни с чем несравнимое чувство удовлетворения после
удачно завершенного труда. Казалось бы – пустячок. Детские пьесы для начинающих
пианистов, а сколько светлых минут радости принесла работа над ними.
С особенной нежностью и глубиной отразил мир ребёнка Чайковского. Начинается и
заканчивается цикл пьесами, которые тесно связаны с хоралом. Чайковский очень любил
православное хоровое пение и по собственному признанию, никогда не мог сдержать
слезы умиления во время церковной службы.
Первая пьеса «Утренняя молитва» - пробуждение, начало дня; последняя «В церкви» -
его завершение, вечернее обращение к Богу.
Здесь есть и сценка из детской жизни: «Игра в лошадки», «Марш деревянных
солдатиков». Это игры мальчиков. Следующие три номера – игры девочек. Это кукольная
трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
Есть и картины природы: «Зимнее утро» «Песнь жаворонка»; и танцы: «Вальс»,
«Мазурка», «Полька»; и мелодии разных народов; «Старинная французская песенка»,
«Итальянская песенка», «Русская песня», «Неаполитанская песенка».
По своему содержанию «Детский альбом» напоминает один день из жизни ребенка.
П.И.Чайковский посвятил цикл «Детский альбом» своему любимому племяннику Володе
Давыдову.
Говоря о творчестве П.И.Чайковского, нельзя не вспомнить ещё ободном замечательном
цикле. Одно из лучших камерных фортепианных произведений Чайковского – цикл из 12
пьес: Времена года».
Этот цикл посвящен образам русской природы и жизни людей в различные времена года.
Природа, вечная и бесконечная, ежегодно совершает свой круг от зимы к следующей
зиме. Жизнь людей тесно связана с жизнью природы.
Пестрит шумный масленичный хоровод, мчатся наперегонки лихие тройки со звонкими
заливистыми бубенцами, трубят поутру охотничьи рога, льются над безбрежным степным
привольем песни жнецов и косарей. В жаркий июньский день хорошо брести пыльным
полевым проселком, отдавшись во власть солнца. Ветра, ароматов цветущих трав. Ну а в
октябре хочется присесть в сумерки возле окна и под шорох дождевых капель погрустить
о промелькнувшем лете. Да будет благословенна эта светлая мечтательная грусть!
КОНЦЕРТ УЧАЩИХСЯ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛА
1)
«Утреннее размышление», исполняет Пахолкова Дарина, учащаяся 3-го класса
2)
«Зимнее утро», исполняет Мишина Нина, учащаяся 5 –го класса
3)
«Игра в лошадки», исполняет Липских Лея, учащаяся 4- го класса
4)
«Мама», исполняет Кимаск Яна, учащаяся 4- го класса
5)
«Марш деревянных солдатиков», исполняет Тарасова Нина, учащаяся 3 –го класса
6)
«Болезнь куклы», исполняет Афанасьева Александра, учащаяся 2 –го класса
7)
«Похороны куклы», исполняет Ларионова Ульяна, учащаяся 3-го класса
8)
«Вальс», исполняет Соловьева Анна, учащаяся 4-го класса
9)
«Новая кукла», исполняет Шубин Максим, учащийся 5-го класса
10) «Мазурка», исполняет Дмитриева Мария, учащаяся 4 –го класса
11) «Русская песня», исполняет Богданова Дарья, учащаяся 4-го класса
12) «Камаринская», исполняет Токарев Всеволод, учащийся 5 класса
13) «Полька», исполняет Липских Лея, учащаяся 4-го класса
14) «Старинная французская песенка», исполняет Мамедова Виктория, учащаяся 2-го
класса
15) «Немецкая песенка», исполняет Смирнов Валентин, учащийся 6-го класса
16) «Неаполитанская песенка», исполняет Логинова Елизавета», учащаяся 5-го класса
17) «Нянина сказка», исполняет Ерикова Арина, учащаяся 6-го класса
18) «Баба-яга», исполняет Ерикова Арина, учащаяся 6 класса
19) «Сладкая грёза», исполняет Тимофеева Алина, учащаяся 5-го класса
20) « Шарманщик поёт», исполняет Тимофеева Алина, учащаяся 5-го класса