Напоминание

Роль книги в развитии ребенка


Автор: Алексеева Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ лицей №10
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на родительском собрании
Тема: Роль книги в развитии ребенка
Раздел: среднее образование





Назад




Роль книги в развитии ребенка

(выступление на родительском собрании)

Подготовила: учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей № 10 Алексеева И.В

Детская литература появилась относительно недавно: в 17 веке. До

этого дети не считались такой ценностью, чтобы специально для них писать

книги. Родители и старшие родственники рассказывали малышам сказки,

пели им песенки. Причем сказки были те же, что и для взрослых, но,

возможно, в более «легком» варианте

В 18 веке стали появляться книги, которые с удовольствием читают и

сегодняшние ребятишки, правда, в переработанном и адаптированном для

детей виде. Изначально эти произведения предназначались для взрослых. Это

«Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, и многоплановое и совсем

не простое «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, появившиеся

позднее сказки Шарля Перро, братьев Гримм и всемирно любимые

сказочные истории великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, в день

рождения которого и отмечается День детской книги. Решение выбрать

именно эту дату было принято в 1967 году, 50 лет назад.

В России детям читали народные сказки и истории о богатырях, басни

и былины. Во времена правления Петра I появились переводные детские

книжки, преимущественно воспитательного характера.

Но настоящий расцвет детская литература пережила в ХХ веке. В

СССР работали целые издательства, выпускавшие исключительно детские

книжки. Огромными тиражами печатались книги для детей и в других

странах. Дети читали буквально «запоем», и книга действительно была

лучшим подарком.

Как обстоит дело с детским чтением сейчас?

Развитие информационных технологий и изменение образовательной

системы изменили и отношение к чтению. Люди стали читать гораздо

меньше, предпочитая получать информацию другими способами. Хорошо ли

это?

Трудно ответить однозначно. Прогресс приносит в нашу жизнь новые

возможности, и вряд ли стоит от них отворачиваться. Но отказываться от

проверенных веками методов, видимо, тоже не следовало бы.

Дети действительно не хотят сегодня читать. Легче посмотреть

мультик или фильм, чем прочитать книжку. Легче и быстрее.

Но эта легкость имеет две стороны: больше нет необходимости

прикладывать

собственные

усилия,

перерабатывая

и

воспринимая

информацию. Все готово и упаковано для быстрого употребления. На первый

взгляд, это замечательно. А если присмотреться внимательнее?

Умение читать предполагает целый комплекс навыков, и для овладения

каждым из них требуются усилия. Мало запомнить все буквы и научиться

складывать из них слова, а потом и предложения. Придется тренировать

память, чтобы не забывать к концу фразы ее начало, а ко второй странице —

содержание первой

Чтение дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге,

преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-

своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика, в которых

герои даны уже готовыми — такими, как их захотел представить создатель

фильма. И отделаться потом от этого навязанного образа уже вряд ли

получится: рамки установлены, крылья фантазии подрезаны, ей никуда

больше не нужно лететь…

Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи.

А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира,

обогащает его новыми смыслами.

Читая, ребёнок познает логику развития событий, учится понимать

причинно-следственные

отношения.

Его

мышление

становится

более

стройным

и

упорядоченным,

формируется

прочный

фундамент

для

дальнейшего образования.

Но даже не это важно.

Чтение дает основы для формирования нравственности. Ребёнок

переживает происходящее с героями книги, примеряет на себя, учится

различать хорошее и плохое, доброе и злое, выбирает, на какой стороне он

хотел

бы

быть.

Иногда

трудные

переживания

побуждают

ребёнка

перечитывать одни и те же книги много раз, пока не выкристаллизуется

собственная точка зрения, и эту работу души ничем заменить нельзя.

Лучший

способ

воспитания

собственный

пример.

Читающие родители, ценящие книги, скорее смогут приучить детей к

чтению,

чем

те,

которые

не

читают

сами.

Но следует быть очень осторожными: никакое принуждение недопустимо.

Чтение должно стать для малыша не наказанием или скучной обязанностью,

а наградой, отличным, интересным времяпровождением.

Все начинается с чтения вслух. Дети очень любят, когда родители или

старшие им читают. Психологи убеждены, что регулярное чтение вслух

детям просто необходимо для гармоничного развития личности. Совместное

чтение

дарит

чувство

семейного

благополучия,

защищенности,

оно

укрепляет родственные связи и служит прекрасным методом воспитания. Все

прочитанное можно немедленно обсудить, разъяснить детям непонятное,

провести параллели с реальной жизнью, помочь сделать правильные выводы.

Чтение вслух помогает подтолкнуть ребёнка к самостоятельному чтению —

если родитель останавливается на самом интересном месте под благовидным

предлогом. Когда у детей проявляется интерес к чему-либо из прочитанного,

взрослые могут подсказать, в какой книге можно узнать больше о

заинтересовавшем явлении и периоде истории.

Одновременно следует формировать у детей уважительное и бережное

отношение к книгам.

Очень важно правильно подбирать книги в соответствии с возрастом и

интересами ребёнка. Показателем правильного выбора станет увлеченное

слушание или самостоятельное чтение.

Полезно просить ребёнка читать вслух вам. Это развивает речевые

навыки, дикцию, выразительность речи.

Раньше считалось, что раннее развитие ребёнка полезно во всех

отношениях, сейчас многие полагают иначе. Сторонники раннего развития

приводят в качестве аргумента тот факт, что именно первые 5-6 лет жизни

ребёнка наиболее продуктивны в плане усвоения информации, что именно в

этом возрасте лучше всего формируется умение учиться и закладывается

фундамент для дальнейшего образования.

Противники методик раннего развития убеждены: слишком ранняя

интеллектуальная нагрузка вредна. Ребёнок еще не обладает достаточно

развитым мозгом, физиологически не способен усваивать большие массивы

информации,

понимать

причинно-следственные

связи,

обобщать

и

анализировать. И поэтому, даже научившись читать, делает это механически,

не усваивая прочитанной информации. Привычка к механическому чтению в

дальнейшем сослужит плохую службу, так как восприятие информации

будет затруднено. Есть так же мнение, что раннее чтение нарушает

правильное развитие мозга, что может привести в дальнейшей жизни к

проблемам самого разного характера: от склонности к аллергии, плохого

почерка и неспособности доводить до конца начатое до трудностей в

создании устойчивых социальных связей.

Но и те, и другие, согласны друг с другом в одном: родители должны

приложить максимум усилий, чтобы сформировать у детей потребность в

чтении. И тогда будет не очень важно, когда ребёнок впервые прочитает

самостоятельно первую книгу: в 4 года или в первом классе. Дверь в

чудесный мир литературы будет открыта.

Не нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок как можно раньше выучил

буквы и научился складывать их в слова. Это так же вредно, как пытаться

научить новорожденного ходить или писать стихи. Когда маленький человек

будет готов — он научится читать без усилий. Если захочет. В этом и состоит

основная задача родителей — заинтересовать детей чтением настолько,

чтобы они хотели и любили читать.



В раздел образования