Автор: Редькина Екатерина Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №30" г. Вологды
Населённый пункт: город Вологда, Вологодская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Решение задач повышенного уровня сложности"
Раздел: полное образование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физике
«Решение физических задач повышенного уровня сложности»
Пояснительная записка
В современном естествознании физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное влияние на различные отрасли
науки, техники и производства. Курс «Решение задач повышенной сложности» дополняет и развивает школьный курс физики, а так же
является информационной поддержкой выбора дальнейшего образования и ориентирование на удовлетворение любознательности старших
школьников, их аналитических и синтетических способностей. Курс рассчитан на 68 часа для учащихся 10 - 11 классов. Он открывает
широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания роли физики в жизни общества, повышения интереса
учащихся, что поможет им с выбором профессии.
Решение задач по физике - необходимый элемент учебной работы. Задачи дают материал для упражнений, требующих применения
физических закономерностей к явлениям, протекающим в тех или иных конкретных условиях. Задачи способствуют более глубокому и
прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в
достижении поставленной цели, вызывают интерес к физике, помогают приобретению навыков самостоятельной работы и служат
незаменимым средством для развития самостоятельности в суждениях. В процессе выполнения задач ученики непосредственно
сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Это одно из
важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся, один из основных методов обучения физике. Практическая
значимость, прикладная направленность, инвариантность изучаемого материала, призваны стимулировать развитие познавательных
интересов школьников и способствовать успешному развитию системы ранее приобретённых знаний и умений по всем разделам физики.
Программа представляет собой дифференциацию содержания учебного материала по направлениям - повышение удельного веса задач, в том
числе олимпиадных и задач вступительных экзаменов технических вузов, интеграция тем с элементами высшей математики
.
Цель курса:
Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10-11 классов по физике путем решения разнообразных задач и
способствовать их профессиональному определению
Создание условий для формирования и развития у учащихся:
интеллектуальных и практических умений;
интереса к изучению предмета физики;
умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по физике;
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять
физические явления;
подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии;
овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких возможностях применения физических законов;
формирование познавательного интереса к физике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.
Задачи курса:
развить физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи и
справиться с предложенными экзаменационными заданиями;
овладеть аналитическими методами исследования различных явлений природы;
обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач как
действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного
понимания науки;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию
.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса «Решение физических задач повышенного уровня сложности» в 10-11 классах ученик должен:
знать/понимать
смысл физических величин, физических формул и уметь их применять при решении задач;
смысл физических законов и уметь их применять при решении задач;
уметь описывать и объяснять физические явления;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных
текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в
разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения курса являются:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду,
целеустремленность; -
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения курса являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-
информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление
причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике; использование
различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления
информации от целей коммуникации и адресата.
Предметными результатами освоения курса являются:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности
наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической
терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения
обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и
делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для
принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной
физических законов, открытых в земных условиях;
сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы
работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их
экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной
измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека,
связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
Содержание учебного курса
1.
Методы решения физических задач
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физических задач. Работа с текстом задачи. Анализ физического
явления, план решения. Анализ решения и его значение. Различные приемы и способы физических задач: алгоритмы, аналогии,
геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д. Погрешности измерений физических величин.
2.
Механика
Кинематические характеристики механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение, движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение
твердого тела.
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения,
Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы. Закон изменения и сохранения энергии.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия твердого тела в инерциальной системе отсчета. Момент силы.
Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.
3.
Молекулярная физика и термодинамика
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Связь между давлением и
средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.
Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева – Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона.
Газовые законы.
Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные
пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. Механические
свойства твердых тел.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный
процесс. Второй закон термодинамики.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно.
4.
Электродинамика
Закон сохранения электрического заряда.
Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля. Закон
Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца.
Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме.
Полупроводниковые приборы.
Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера и сила Лоренца.
Поток вектора магнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца.
Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Механические колебания и волны. Колебательный контур.
Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Трансформатор. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее
отражение. Оптические приборы.
Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Принцип относительности Эйнштейна.
Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии
свободной частицы. Энергия покоя.
5.
Квантовая физика
Фотоэффект. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Давление света. Модель атома водорода по Бору.
Дефект массы и энергия связи ядра. Удельная энергия связи.
Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Энергетический выход
ядерной реакции.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
10 класс
1
Введение
1
2
Механика
17
3
Молекулярная физика и термодинамика
10
4
Электродинамика
6
Всего за год
34
11 класс
1
Электродинамика
11
2
Колебания и волны
11
3
Основы специальной теории относительности
1
5
Квантовая физика
7
6
Обобщение и систематизация знаний
4
Всего за год
34
Всего на учебный курс
68
Поурочно – тематическое планирование
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Введение – 1 ч
1.
Методы решения физических задач
1
Механика – 17 ч
1.
Применение координатного и графического способа при решении задач на прямолинейное
равномерное движение
1
2.
Графический способ определения средней скорости при прямолинейном равномерном движении
1
3.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Физический смысл перемещения на
графике скорости
1
4.
Графическое описание прямолинейного движения с постоянным ускорением
1
5.
Движение тела под действием сил тяготения: свободное падение и движение тела, брошенного
вертикально вверх
1
6.
Движение тела, брошенного под углом к горизонту: определение дальности, времени полета,
максимальной высота подъема.
1
7.
Движение тела, брошенного горизонтально: определение дальности, времени полета, максимальной
высота подъема
1
8.
Движение небесных тел и их искусственных спутников
1
9.
Нестандартные системы координат при решении графических задач. Учет погрешностей при
графическом способе описания движения
1
10.
Решение комбинированных задач по теме: «Законы Ньютона. Силы в механике»
1
11.
Решение комбинированных задач по теме: «Законы Ньютона. Силы в механике»
1
12.
Давление. Гидростатическое давление. Сила Архимеда
1
13.
Сложение сил, приложенных к твердому телу. Условия равновесия твердого тела
1
14.
Решение задач на гидростатику с элементами статики динамическим способом.
15.
Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме
1
16.
Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение для абсолютно упругого и
неупругого удара
1
17.
Динамический и энергетический методы решение задач на определение механической работы и
мощности.
1
18.
Решение задач на закон сохранения энергии с учетом работы силы трения
1
Молекулярная физика и термодинамика – 10 ч
19.
Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия.
1
20.
Применение уравнения состояния идеального газа при решении расчетных задач
1
21.
Графические задачи на изопроцессы в газах
1
22.
Решение расчетных задач на газовые законы
1
23.
Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха.
1
24.
Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические
задачи на закон Гука.
1
25.
Внутренняя энергия, работа и количество теплоты
1
26.
Алгоритм и решение задач на уравнение теплового баланса.
1
27.
Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на
вычисление работы, количество теплоты, изменения внутренней энергии
1
28.
Расчет
КПД
тепловых
установок.
Графический
способ
решения
задач
на
первый
закон
термодинамики.
1
Электродинамика – 6 ч
29.
Решение качественных задач на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда
1
30.
Решение задач на применение принцип суперпозиции полей
1
31.
Решение задач на напряженность и напряжение энергетическим методом.
1
32.
Решение задач на описание систем конденсаторов и энергии электрического поля
1
33.
Расчет разветвленных электрических цепей
1
34.
Обобщающее занятие
1
Электродинамика – 11 ч
1.
Закон Ома для полной (замкнутой) электрической цепи
1
2.
Расчет электрических цепей с конденсаторами
1
3.
Расчет электрических цепей с диодом
1
4.
Расчет электрических цепей с катушкой индуктивности
1
5.
Применение закона Джоуля – Ленца при решении количественных задач
1
6.
Решение задач на законы электролиза Фарадея
1
7.
Решение качественных задач на магнитную индукцию
1
8.
Решение расчетных задач на силу Ампера
1
9.
Движение зараженных частиц в электрических и магнитных полях
1
10.
Решение качественных задач на применение правила Ленца
1
11.
Решение расчетных задач на закон электромагнитной индукции и явления самоиндукции
1
Колебания и волны – 11 ч
12.
Решение задач на гармонические колебания и их характеристики разными методами (числовой,
графический, энергетический).
1
13.
Формула Томсона и закон сохранения энергии в идеальном колебательном контуре
1
14.
Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Закон Ома для цепи переменного тока
1
15.
Решение расчетных задач на трансформаторы
1
16.
Решение расчетных задач на применение
закона отражения света
1
17.
Решение расчетных задач на применение
закона преломления света
18.
Решение расчетных задач на явление полного внутреннего отражения
1
19.
Решение задач на построение изображений в линзах и их системах
1
20.
Решение расчетных задач с применением формулы тонкой линзы, ее увеличения и оптической силы
1
21.
Решение расчетных задач на явление интерференции света
1
22.
Решение расчетных задач на явление дифракции света
1
Основы специальной теории относительности – 1 ч
23.
Классификация задач по СТО и примеры их решения.
1
Квантовая физика – 7 ч
24.
Решение задач на энергию и импульс фотона
1
25.
Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта
1
26.
Решение расчетных задач на давление света
1
27.
Решение расчетных задач на явление дифракции электронов на кристаллах
1
28.
Решение расчетных задач на квантовые постулаты Бора
1
29.
Решение расчетных задач на явление радиоактивности и закон радиоактивного распада
1
30.
Решение задач энергетический выход ядерных реакций
1
Обобщение и систематизация знаний – 4 ч
31.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Механика»
1
32.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Молекулярная физика и термодинамика»
1
33.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Электродинамика»
1
34.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Квантовая физика»
1
Список литературы:
1.
Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела.- М.: Вербум, 2002Л.П Баканина Сборник задач по физике:
учебное пособие для углубленного изучения физики в 10-11 классах; Под ред. С.М. Козелла.М.:Вербум,2003
2.
А.И. Буздин, А.Р. Зильерман, Раз задача, два задача.- М.: Наука.- библиотека Квант, выпуск №81, 1990
3.
И.М. Гельфагат 1001 задача по физике.- М.: Илекса, 1997
4.
Н.И. Гольдфард. Сборник вопросов и задач по физике.- М.: Дрофа, 1996
5.
Задачи московских физических олимпиад. - М.: Наука. – библ. Квант, выпуск 60, 1988
6.
Задачи по физике / Под ред. О.Я. Савченко. – М.: Наука, 1988
7.
О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов. Международные физические олимпиады школьников.- М.: Наука.- библ. Квант, выпуск
№43, 1985
8.
Г.В. Меледин. Физика в задачах. – М.: Наука, 1990
9.
О.Ф. Кабардин В.А. Орлов Н.И.Шефер. Факультативный курс физики – Москва «Просвещение» 1987г.
10. Тесты ЕГЭ.